Психолого- педагогическое консультирование и помощь детям с ограниченными возможностями здоровья
Л. С. Выготский «Традиционное воспитание детей с нарушениями развития расслаблено тенденциями жалости, отравлено ядом болезненности. Нужно не обкладывать подушками больное место, а открыть преодолению, компенсации широкий путь. Следует помнить, что судьбу личности, в конечном счете, решает не дефект, а его социальные последствия»
Основной принцип воспитания Отношение к ним так, как к обычным детям Дети – все дети. Их развитие идет по общим законам «Детская ненормальность» есть продукт ненормальных общественных условий Причитания и вздохи лишь разрушают психику и ребенка, и воздыхателя
Добавочные функции семьи ребенка с ОВЗ Абилитационно-реабилитационная – восстановление психофизического и социального статуса нетипичного ребенка, включение в социальную среду, приобщение к нормальной жизни и труду в пределах его возможностей; Корригирующая – исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития детей с ОВЗ Компенсирующая – замещение, перестройка нарушенных функций организма, его приспособление к негативным условиям жизнедеятельности
Главные задачи семьи ребенка с ОВЗ Предупреждение конструирования у ребенка образа «Я больной» Препятствовать формированию у ребенка представлений о границах своих возможностей Побеждать или не показывать свои эмоциональные переживания по поводу ОВЗ ребенку
Ожидания родителей Специализированные детские сады дадут полную или частичную ближе к полной реабилитацию дефектов развития Детский сад решит вопрос выбора школы Специалисты сада помогут обоим родителям придти к единому пониманию возможностей ребенка
Несбывшиеся ожидания Разочаровывают семью в профессионализме педагогов Вселяет неуверенность в будущем ребенка Подталкивают к конфликтам со всеми Утрачивается объективная оценка своего ребенка и специалистов Возникает стремление получить консультацию извне, всестороннюю «объективную» оценку способностей и возможностей своего ребенка
Схема консультирования 1. Анализ жалоб и внутрисемейных отношений консультант помогает точнее сформулировать жалобу, соотносит с возрастом ребенка, положением в семье. Выясняет, кого ребенок слушается больше и почему; кто больше уделяет времени ребенку Выясняет, посещает ли ребенок детский сад, культурный и социальный уровень семьи, наличие дополнительных заданий и т.д.
Второй пункт схемы консультирования 2. Комплексное психолого-медико- педагогическое исследование ребенка для уточнения диагноза установления социально- психологической структуры дефекта После этого возможно дать рекомендации по выбору траектории, методов обучения и воспитания
Третий пункт консультирования 3. Психолого-педагогическое консультирование всех членов семьи Формы: - Индивидуальные - Совместные
Нарушение внутрисемейных отношений Нарушается взаимодействие с социумом (родственники и знакомые, врачи и дефектологи, педагоги). Наблюдается замыкание в своей семье, неадекватные реакции на врачебные и педагогические рекомендации, конфронтации с образовательными учреждениями
Искажение поведения родителей Нарушаются супружеские отношения Искажение поведения и позиции отца (мужчина больше переживает социальные отзывы) Мужчина оказывается в положении «заброшенного» Нарушается репродуктивное поведение в семье
Отрицание диагноза и его необратимости Складывается неверное представление о больном ребенке Родители выдают понимание диагноза, но продолжают искать «хороших» врачей Степень семейной дезадаптации зависит от семейных ценностей, ценностных ориентаций каждого родителя
От чего зависит эффективность консультирования Профессионализм консультанта Личные и индивидуальные особенности консультируемых Структура межличностных отношений в семье, включая половые; Предубеждения и ожидания к самому консультированию; Эмоциональное состояние родителей на тот момент
Задача консультанта 1. Правильно оценить состояние родителей к моменту консультации 2. Внести необходимые коррективы в режим консультаций
Цель консультирования: оптимизация внутрисемейных отношений через принятие родителями адекватных ролевых позиций по отношению к ребенку и друг другу; Обучение родителей навыкам вхождения в контакт с ребенком и воспитание его в соответствии с общепринятыми нормами поведения.
Правильно!!!!!!!!!! Снизить при необходимости требования к образовательному уровню Ни в коем случае не снижать требований в воспитательном отношении Как обычному ребенку прививать навыки самообслуживания, чистоты, вежливости, посильного труда, заботы о близких
Распространенные ошибки Родители преждевременно или усиленно учат письму, чтению и т.д., стремятся дать такое количество информации, который ребенок не в состоянии охватить Забывают о формировании навыков поведения и социально-бытовой жизни Излишни опекают, устраняя любые трудности от ребенка
Два ребенка в семье Полноценному ребенку уделяют мало внимания От него требуют постоянных уступок «больному» Поручают опекать его, не жаловаться на него и т.д. Это может привести к нервным срывам у здорового ребенка
Принципы консультирования семьи 1. Соблюдение интересов консультируемого ребенка: под его интересами подразумевается создание условий для получения соответствующего образования и воспитания в семье и в ОУ 2. Щадящая форма сообщения диагноза: раскрыть родителям не только структуру дефекта, но прежде всего – положительные качества ребенка
3. Учитывать условия жизни каждой семьи, её состав и культурный уровень. Это делается для того, чтобы советы не оказались трудновыполнимыми или у родителей не возникло чувство вины и собственной беспомощности. 4. Коллективное консультирование семьи с предварительным индивидуальным консультированием. Лучший способ – провести занятие с ребенком в присутствии родителей
Этапы консультирования Подготовительный Настроечный Диагностический Рекомендательный Контрольный
Общая характеристика беседы с родителями В ходе беседы нужно сформировать установку на совместный и разносторонний анализ проблем ребенка; Предупреждение о возникновении возможных трудностей и осложнениях; Снятие установки на ожидание немедленных результатов.