Помощь детям и подросткам в кризисных ситуациях. Эмоциональное социальное духовноездоровье физическое физическоеИнтеллектуальноеличностное.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Рекомендации родителям по профилактике суицидального поведения школьников. Подготовила: педагог-психолог Агапова И.Ю.
Advertisements

Два мира есть у человека: Один, который нас творил, Другой, который мы от века Творим по мере наших сил. Принятие человека таковым, каким он является.
Вопросы психологического благополучия в образовательном пространстве Туровская Н.Г. кандидат психологических наук, медицинский психолог ГКУЗ ВОДКПБ, старший.
Материалы к психологическому семинару педагога-психолога СОШ 37 Петровой М.А.
Профилактика суицидов. Семинар – практикум для педагогов Подготовили: Кочетова И.И. директор, психолог ЦПМСС; Гарипова И.В. социальный педагог ЦПМСС.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА «Психология экстремальных ситуаций».
«Профилактика синдрома эмоционального выгорания у специалистов». СРЦН «КАНСКИЙ»
Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ, направленной на формирование конструктивных механизмов психологической защиты у детей дошкольного возраста Винтаева.
ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД (11-17 лет) Выступающий: доцент кафедры практической психологи образования КГПУ кандидат психологических.
Дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, Плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина.
Психологическая поддержка ребенка при переходе в пятый класс Родительское собрание.
« Детский суицид. Причины и профилактика. ». Суицид – целенаправленное лишение себя жизни, как правило, добровольное. Каждый суицид активно выражает не.
Педагогический совет Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения.
« Вызывающее поведение подростков: как реагировать?»
Педагог-психолог Прилепа О.В. Социальный педагог Кравченко Н.Ю Социальный педагог Аканова Р. Б. Программа просветительской работы с родителями «МЫ и наши.
СЕМЬЯ. ФУНКЦИИ СЕМЬИ. Семья - самое главное в жизни для каждого человека. Это близкие и родные люди,те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся,
Психологические факторы эффективности адаптации первоклассников.
Создание условий для сохранения психического здоровья школьников.
Профилактика суицидального поведения детей и подростков педагог-психолог МБОУ ЦДиК г.Узловая Чунихин Ю.А.
Педагог-психолог А.В. Подковырова АДАПТИРУЕМСЯ ВМЕСТЕ! АДАПТИРУЕМСЯ ВМЕСТЕ!
Транксрипт:

Помощь детям и подросткам в кризисных ситуациях

Эмоциональное социальное духовное здоровье физическое физическое Интеллектуальноеличностное

Условия нормального психосоциального развития: Здоровая нервная система Здоровая нервная система Спокойная доброжелательная обстановка в семье (внимательное отношение к эмоциональным потребностям ребенка, поддержание дисциплины, беседы, игры, наблюдение, контроль, необходимое материальное обеспечение, условия для общения с др. людьми, условия для обучения) Спокойная доброжелательная обстановка в семье (внимательное отношение к эмоциональным потребностям ребенка, поддержание дисциплины, беседы, игры, наблюдение, контроль, необходимое материальное обеспечение, условия для общения с др. людьми, условия для обучения) Нравственная атмосфера в школе Нравственная атмосфера в школе

Средства достижения психологического комфорта: Спокойное, уравновешенное состояние матери, ухаживающей за младенцем. Спокойное, уравновешенное состояние матери, ухаживающей за младенцем. Продление домашнего периода дошкольного детства,т.е. максимальная отсрочка определения малыша в ДОУ. Продление домашнего периода дошкольного детства,т.е. максимальная отсрочка определения малыша в ДОУ. Подготовка ребенка к школьному обучению. Подготовка ребенка к школьному обучению.

Ситуации повышенного риска Ситуации, связанные с отсутствием или утратой чувства защищенности. Враждебная, жестокая семья. Враждебная, жестокая семья. Эмоционально отвергающая семья. Эмоционально отвергающая семья. Не обеспечивающая надзора и ухода семья. Не обеспечивающая надзора и ухода семья. Негармоничная семья (распадающаяся или распавшаяся). Негармоничная семья (распадающаяся или распавшаяся). Чрезмерно требовательная семья. Чрезмерно требовательная семья. Появление нового члена семьи (отчима, мачехи, брата, сестры). Появление нового члена семьи (отчима, мачехи, брата, сестры). Противоречивое воспитание или смена его типа. Противоречивое воспитание или смена его типа. Чуждое окружение за рамками семьи (язык, культура). Чуждое окружение за рамками семьи (язык, культура). Ситуации, вызывающие беззащитность из-за отрыва от семьи. Ситуации, вызывающие беззащитность из-за отрыва от семьи. Помещение в чужую семью. Помещение в чужую семью. Направление в детское учреждение. Направление в детское учреждение. Госпитализация. Госпитализация. Невозможность соответствовать ожиданиям семьи (быть отличником, рекордсменом) Невозможность соответствовать ожиданиям семьи (быть отличником, рекордсменом) Переживание чрезмерной ответственности за других членов семьи Переживание чрезмерной ответственности за других членов семьи Непринятие семьей, детским коллективом, педагогом Непринятие семьей, детским коллективом, педагогом Неспособность справиться с учебной нагрузкой. Неспособность справиться с учебной нагрузкой. Враждебное отношение родителей, педагогов. Враждебное отношение родителей, педагогов. Отрыв от семьи, смена школьного коллектива, перемена места жительства. Отрыв от семьи, смена школьного коллектива, перемена места жительства. Ситуация, опасная для здоровья (соматическое заболевание). Ситуация, опасная для здоровья (соматическое заболевание). Заболевание с предполагаемым фатальным исходом Заболевание с предполагаемым фатальным исходом

Трудные ситуации, отмеченные детьми: Проверка знаний во время контрольных и других письменных работ. Проверка знаний во время контрольных и других письменных работ. Ответ ученика перед классом. Ответ ученика перед классом. Получение плохой отметки (три или четыре тоже для некоторых). Получение плохой отметки (три или четыре тоже для некоторых). Неудовлетворённость родителей успеваемостью детей (источник наказаний и запретов). Неудовлетворённость родителей успеваемостью детей (источник наказаний и запретов). Конфликт со сверстниками (споры, драки, изолированность в группе сверстников). Конфликт со сверстниками (споры, драки, изолированность в группе сверстников). Конфликты со взрослыми Конфликты со взрослыми Ситуации публичного выступления. Ситуации публичного выступления. Ситуации неуспеха в классных делах. Ситуации неуспеха в классных делах. Ситуации физической травмы или опасности её получения (падение, ушибы, переломы). Ситуации физической травмы или опасности её получения (падение, ушибы, переломы).

Аспекты влияния родителей на становление у детей способов поведения в трудных ситуациях: Стиль семейного воспитания Стиль семейного воспитания 1. Авторитарные родители – раздражительные, склонные к конфликтам дети. склонные к конфликтам дети. 2. Снисходительные родители – импульсивные, агрессивные дети. 3. Авторитетные родители – инициативные, общительные дети. Собственное поведение родителей в трудных ситуациях, которые ребенок принимает для себя в качестве примера для подражания. Собственное поведение родителей в трудных ситуациях, которые ребенок принимает для себя в качестве примера для подражания. Целенаправленные обучение детей конструктивными способами преодоление трудных ситуаций. Целенаправленные обучение детей конструктивными способами преодоление трудных ситуаций.

Основные задачи первичной поддержки. Помочь подавленному сложившейся ситуацией ребенку/подростку сконцентрироваться на решении своей проблемы; Помочь подавленному сложившейся ситуацией ребенку/подростку сконцентрироваться на решении своей проблемы; поддерживать контакт подростка с реальностью; не обещать того, что не может быть выполнено; поддерживать контакт подростка с реальностью; не обещать того, что не может быть выполнено; психологически «принять» подростка во взаимоотношениях, что позволит ему смягчиться, не защищаться против «плохих» чувств, снизить уровень критицизма в отношении себя, психическое перенапряжение, стыд по поводу сложившейся ситуации; психологически «принять» подростка во взаимоотношениях, что позволит ему смягчиться, не защищаться против «плохих» чувств, снизить уровень критицизма в отношении себя, психическое перенапряжение, стыд по поводу сложившейся ситуации; оценить (в рамках логической дискуссии) способность подростка рас­суждать и противостоять реальности без ухода в фантазию, в симптомы физической болезни, в пессимизм и т. д.; оценить (в рамках логической дискуссии) способность подростка рас­суждать и противостоять реальности без ухода в фантазию, в симптомы физической болезни, в пессимизм и т. д.; при необходимости демонстрировать подростку определенные образцы поведения в качестве примера устойчивости человека к стрессовой ситуации, самоконтроля, видения перспектив, логического анализа жизненных ситуаций. Это усиливает силу «Я» подростка, который может эти об­разцы усвоить и со временем использовать в своем поведении; при необходимости демонстрировать подростку определенные образцы поведения в качестве примера устойчивости человека к стрессовой ситуации, самоконтроля, видения перспектив, логического анализа жизненных ситуаций. Это усиливает силу «Я» подростка, который может эти об­разцы усвоить и со временем использовать в своем поведении; предоставлять подростку необходимую информацию, что повышает его мотивацию на решение проблемы, поскольку вселяет надежду, разделяет факты на те, что «внутри» личности, и те, что «снаружи», и предотвраща­ет необоснованные ожидания, что «все утрясется само собой»; предоставлять подростку необходимую информацию, что повышает его мотивацию на решение проблемы, поскольку вселяет надежду, разделяет факты на те, что «внутри» личности, и те, что «снаружи», и предотвраща­ет необоснованные ожидания, что «все утрясется само собой»; предоставлять советы и поддерживать собственные усилия подростка по сохранению контроля над ситуацией, уменьшать его сомнения и страх перед неизвестным, внушать надежду и способствовать активизации возможностей подростка к самоанализу и готовности к тому, чтобы справи­ться с ситуацией; предоставлять советы и поддерживать собственные усилия подростка по сохранению контроля над ситуацией, уменьшать его сомнения и страх перед неизвестным, внушать надежду и способствовать активизации возможностей подростка к самоанализу и готовности к тому, чтобы справи­ться с ситуацией; осуществлять защиту прав и интересов подростка, посредничество в переговорах с родителями, специалистами, организациями, оказывать по­ мощь в получении доступа к необходимым социальным ресурсам и др. осуществлять защиту прав и интересов подростка, посредничество в переговорах с родителями, специалистами, организациями, оказывать по­ мощь в получении доступа к необходимым социальным ресурсам и др.

Особенности детей: 1. Ребёнку сложнее выразить то, что происходит с ним самим, нежели говорить о сверстниках. Сначала он может говорить о друге, его проблемах. Необходимо поддержать этот разговор как о друге. 2. Дети очень зависимы от родителей, их работы. Необходимо знать, на сколько ребёнок самостоятелен или зависим в семье, какую роль выполняет. Какие особенности общения, взаимоотношений в семье, этические, культурные особенности. 3. Особенности общения ребёнка. Родители часто внушают, запрещают детям говорить о том, что происходит в семье, т.е. запрет на выражение чувств. Родители часто внушают, запрещают детям говорить о том, что происходит в семье, т.е. запрет на выражение чувств. Разговор необходимо вести конкретно, корректно. Задавать конкретные вопросы по ситуации, подбирать слова с учётом возрастных особенностей. Разговор необходимо вести конкретно, корректно. Задавать конкретные вопросы по ситуации, подбирать слова с учётом возрастных особенностей. 4. Ребёнок не всегда понимает, как его жизнь влияет на жизнь других людей, окружающих его: родителей, педагогов, сверстников в перспективе. 5. К главной проблеме необходимо подходить постепенно, начиная с очень далёкого по эффекту « воронки». Важно подстроиться под эмоциональное состояние ребёнка на данный момент, не сюсюкаться. Тон должен быть спокойный, нормальный. 6. Необходимо мотивировать родителей на оказание помощи.

Методы консультирования Информирование Информирование Метафора Метафора Установление логических взаимосвязей, проведение логического обоснования Установление логических взаимосвязей, проведение логического обоснования Самораскрытие Самораскрытие Конкретное пожелание Конкретное пожелание Убеждение Убеждение Эмоциональное заражение Эмоциональное заражение Помощь в отреагировании неконструктивных эмоций Помощь в отреагировании неконструктивных эмоций Переоценка Переоценка Позитивный настрой Позитивный настрой Ролевое проигрывание Ролевое проигрывание Анализ ситуации Анализ ситуации Целеустроение Целеустроение Наполнение смыслом «обыденных» жизненных событий Наполнение смыслом «обыденных» жизненных событий Обучение ребенка элементарным техникам аутогенной тренировки Обучение ребенка элементарным техникам аутогенной тренировки

Действия, позволяющие организовать поведение в трудной ситуации Приемы саморегуляции эмоциональных состояний: 1. Формулы самовнушения «Все хорошо! Все будет хорошо!», «Спокойно! Спокойно!» 2. Самоприказ 3. Счет до 10 и обратно 4. Физическая разрядка, расслабление (подтягивание на турнике, отжимание, глубокие вдохи-выдохи, релаксационные упражнения, побить подушку, покричать на себя в зеркало, порвать бумагу, потопать, порисовать, почертить и др.) 5. Точечный массаж 6. Повышение энергии и силы

Суицид

Причины подросткового суицида Взаимоотношения с родителями :степень понимания ими своих детей, сопереживание, нормативность отношений. Взаимоотношения с родителями :степень понимания ими своих детей, сопереживание, нормативность отношений. Проблемы, связанные с личностью учителя (авторитарной, попустительской, сотрудничающей), социометрическим статусом подростка в классе (лидер, изгой и т.д.) и личностным отношением к успеваемости, фактора жизненных перспектив. Проблемы, связанные с личностью учителя (авторитарной, попустительской, сотрудничающей), социометрическим статусом подростка в классе (лидер, изгой и т.д.) и личностным отношением к успеваемости, фактора жизненных перспектив. Взаимоотношение со сверстниками - общение с друзьями (наличие близкого друга, принадлежность к неформальному объединению), межполовое общение (любовь, конфликты с противоположным полом) Взаимоотношение со сверстниками - общение с друзьями (наличие близкого друга, принадлежность к неформальному объединению), межполовое общение (любовь, конфликты с противоположным полом)

Критерии определения суицидальной направленности: Повышенная личностная тревожность. Повышенная личностная тревожность. Фрустрация (желаемое не достигается). Фрустрация (желаемое не достигается). Негативное восприятие окружающего, желание изменить его и неспособность самостоятельно найти пути решения этой задачи. Негативное восприятие окружающего, желание изменить его и неспособность самостоятельно найти пути решения этой задачи. Отсутствие осознанного стремления к жизни, планов на будущее. Отсутствие осознанного стремления к жизни, планов на будущее.

Кризисные эрозии: 1-я стадия – нормальная, стадия адаптации (главное для подростка - поделиться с кем- то своими переживаниями, чувствами и т.д.) 1-я стадия – нормальная, стадия адаптации (главное для подростка - поделиться с кем- то своими переживаниями, чувствами и т.д.) Важно заметить : нарушение хода жизни, Важно заметить : нарушение хода жизни, изменение поведения, изменение поведения, неопрятный внешний вид, неопрятный внешний вид, им не важно, как они выглядят, важно, что с ними происходит внутри, им не важно, как они выглядят, важно, что с ними происходит внутри, могут быть вспышки гнева. могут быть вспышки гнева. Если на этой стадии ребёнок не получает помощь от родителей, педагогов, то ищет поддержку у сверстников (и, как следствие, возможны пристрастие к наркотикам, алкоголю, сексуальное насилие) Если на этой стадии ребёнок не получает помощь от родителей, педагогов, то ищет поддержку у сверстников (и, как следствие, возможны пристрастие к наркотикам, алкоголю, сексуальное насилие) 2-я стадия – декомпенсации. 2-я стадия – декомпенсации. Чувство одиночества, безысходности и, как следствие, внутри скапливается много того, что не имеет выхода, если ребёнка не сопровождает родитель, педагог, психолог, социальный педагог. Чувство одиночества, безысходности и, как следствие, внутри скапливается много того, что не имеет выхода, если ребёнка не сопровождает родитель, педагог, психолог, социальный педагог. 3-я стадия – кризис. 3-я стадия – кризис. Если ребёнок не получает помощь, это может привести к психосоматическим заболеваниям, отказу посещать школу и т.д. И тогда суицид – один из способов выхода из трудной, кризисной ситуации у подростка. Если ребёнок не получает помощь, это может привести к психосоматическим заболеваниям, отказу посещать школу и т.д. И тогда суицид – один из способов выхода из трудной, кризисной ситуации у подростка.

На что обратить внимание: Вербальные признаки - все заявления о желании умереть должны восприниматься всерьёз. Вербальные признаки - все заявления о желании умереть должны восприниматься всерьёз. Отрешённость - ребёнок уходит в себя, сокращается общение со сверстниками. Отрешённость - ребёнок уходит в себя, сокращается общение со сверстниками. Депрессия, плач, субъективное ощущение несчастья, чувство безысходности, беспомощности. Депрессия, плач, субъективное ощущение несчастья, чувство безысходности, беспомощности. Тревога, смятение, возбуждение или другие признаки эмоционального расстройства. Тревога, смятение, возбуждение или другие признаки эмоционального расстройства. Ухудшение успеваемости. Ухудшение успеваемости. Сонливость или бессонница. Сонливость или бессонница. Усиление размышления над вопросами смерти, религии, мысли о небесах, о покойных родственниках. Усиление размышления над вопросами смерти, религии, мысли о небесах, о покойных родственниках. Попытки последних приготовлений, когда раздариваются дорогие подростку вещи. Попытки последних приготовлений, когда раздариваются дорогие подростку вещи. Недавно начавшиеся увлечения наркотиками или алкоголем. Недавно начавшиеся увлечения наркотиками или алкоголем. Отсутствие оптимизма и надежды на будущее Отсутствие оптимизма и надежды на будущее Равнодушное отношение к своему внешнему виду. Равнодушное отношение к своему внешнему виду.

Как помочь ребенку пережить горе

Что считать нормальными реакциями ребенка ? Шок Шок Отрицание смерти Отрицание смерти Поиски. Поиски. Отчаяние Отчаяние Гнев Гнев Тревога и чувство вины Тревога и чувство вины

Профессиональная помощь требуется в следующих случаях: 1. Длительное неуправляемое поведение, острая чувствительность к разлуке, полное отсутствие каких –либо проявлений чувств 1. Длительное неуправляемое поведение, острая чувствительность к разлуке, полное отсутствие каких –либо проявлений чувств 2. Анорексия, бессонница, галлюцинации, депрессия. 2. Анорексия, бессонница, галлюцинации, депрессия.

1. Наблюдайте за изменениями поведения ребенка, потерявшего кого-то из близких. 1. Наблюдайте за изменениями поведения ребенка, потерявшего кого-то из близких. 2. Если ребенок хочет поговорить, найдите время выслушать его. 2. Если ребенок хочет поговорить, найдите время выслушать его. 3. Постарайтесь привлечь лучших друзей ребенка. 3. Постарайтесь привлечь лучших друзей ребенка. 4. Будьте готовы к вопросам и всегда будьте честными в ответах. 4. Будьте готовы к вопросам и всегда будьте честными в ответах. 5. Покажите ребенку, что плакать не стыдно. 5. Покажите ребенку, что плакать не стыдно. 6. Никогда не говорите: «Ты ведь так не думаешь, не правда ли?». Не говорите, что вы надеетесь на исчезновение у ребенка страхов, и не пытайтесь сменить тему разговора. Не следует произносить фраз типа: «Скоро тебе будет лучше». Гораздо лучше будет сказать: «Я знаю, что ты чувствуешь, и тоже не понимаю, почему твой отец умер таким молодым. Я только знаю, что он любил тебя и ты никогда не забудешь его». Очень важно признать право ребенка на переживание. 6. Никогда не говорите: «Ты ведь так не думаешь, не правда ли?». Не говорите, что вы надеетесь на исчезновение у ребенка страхов, и не пытайтесь сменить тему разговора. Не следует произносить фраз типа: «Скоро тебе будет лучше». Гораздо лучше будет сказать: «Я знаю, что ты чувствуешь, и тоже не понимаю, почему твой отец умер таким молодым. Я только знаю, что он любил тебя и ты никогда не забудешь его». Очень важно признать право ребенка на переживание. 7. Старайтесь быть в контакте с родителем. 7. Старайтесь быть в контакте с родителем. Обсуждайте с ним изменения в поведении ребенка, в его привычках. Обсуждайте с ним изменения в поведении ребенка, в его привычках.

Помощь детям и подросткам, подвергшимся сексуальному насилию

На что обратить внимание Синяки, ссадины, порезы Синяки, ссадины, порезы Ожоги (на лице, руках, губах) Ожоги (на лице, руках, губах) Повреждения и переломы, происхождение которых неизвестно Повреждения и переломы, происхождение которых неизвестно Непонятное понижение или повышение веса Непонятное понижение или повышение веса Необъяснимые страхи, растерянность, подавленность и удрученность Необъяснимые страхи, растерянность, подавленность и удрученность Боли при ходьбе, в сидячем положении Боли при ходьбе, в сидячем положении Отказ проходить осмотр у гинеколога Отказ проходить осмотр у гинеколога Поведение: агрессивное, раздражительное или эротизированное Поведение: агрессивное, раздражительное или эротизированное Излишняя уступчивость Излишняя уступчивость Плохой сон, аппетит Плохой сон, аппетит Недержание мочи Недержание мочи Соматические жалобы (головные боли, боли в области живота) Соматические жалобы (головные боли, боли в области живота) Боязнь прикосновений, недоверие к взрослым Боязнь прикосновений, недоверие к взрослым

Помощь в случае подростковой беременности

1. Получение достоверного медицинского заключения о наличии беременности 2. Посредничество педагога между девушкой и родителями, партнером и специалистами - медиками, психологами 3. В случае опасной для ребенка обстановки в родительской семье необходимо связаться с др. родственниками девочки, с социальным убежищем (приют), центром психологической помощи населению.

Помощь подросткам с аддиктивным поведением

Педагог выполняет координирующие, регулирующие, стимулирующие функции для организации благоприятного «социального пространства» вокруг обучающегося Педагог выполняет координирующие, регулирующие, стимулирующие функции для организации благоприятного «социального пространства» вокруг обучающегося

Помощь подросткам, заразившимся ЗППП и инфицированным Помощь подросткам, заразившимся ЗППП и инфицированнымВИЧ/СПИД

При первичной беседе необходимо: Соблюдение конфиденциальности Соблюдение конфиденциальности Толерантность в отношении к инфицированному обучающемуся (понимание и принятие особенностей его поведения) Толерантность в отношении к инфицированному обучающемуся (понимание и принятие особенностей его поведения) Восприятие заболевания как медицинской, а не нравственной проблемы Восприятие заболевания как медицинской, а не нравственной проблемы Иметь информацию об учереждениях (кожно-венерологический диспансер, Центр психологической помощи населению, анонимные кабинеты диагностики и консультирования) Иметь информацию об учереждениях (кожно-венерологический диспансер, Центр психологической помощи населению, анонимные кабинеты диагностики и консультирования)