Библиотеки как центры информации для людей с ограниченными возможностями здоровья Сенченко Вероника Васильевна, ведущий методист научно-методического отдела.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнили : Бруева Е. В. Терешко Е. Н. Хустнутдинова М. З.
Advertisements

Роль иппотерапии в реабилитации детей с ДЦП. Детский церебральный паралич (ДЦП) заболевание, связанное с поражением головного мозга, развивающееся в результате.
Городской семинар «Разработка и реализация адаптированной образовательной программы» МБОУ «СОШ 8» 24 октября 2013года.
Психолого-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья как условие их социальной реабилитации.
Комплексный подход к осуществлению социальной реабилитации инвалидов г. Тимашевск 2015 г.
Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами,
Карлюк Е.В. - руководитель РМО социальных педагогов Центрального района г. Челябинска, социальный педагог высшей категории МОУ СОШ 30 (филиал) Меньшикова.
Министерство социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл Государственное бюджетное учреждение Республики Марий Эл «Савинский детский дом-интернат.
Особенности сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ в современных условиях развития образования.
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ПЕДАГОГИКА Н.И. Черкасова Заместитель руководителя стажировочной площадки.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Новые образовательные программы повышения квалификации библиотечных специалистов, работающих с детьми.
Построение инновационной модели инклюзивной школы.
1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном.
1.Создание благоприятного социально психологического климата (терапевтической среды); 2. Организация жизнедеятельности клиентов; 3. Социальная адаптация.
Презентация к уроку на тему: Социальные презентации
Олигофренопедагогика отрасль дефектологии, изучающая проблемы воспитания и обучения умственно отсталых людей и вопросы их социальной реабилитации.
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Федеральный закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.
ФГТ Федеральные государственные требования. Вступил в силу 16 марта 2010 г. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки.
Транксрипт:

Библиотеки как центры информации для людей с ограниченными возможностями здоровья Сенченко Вероника Васильевна, ведущий методист научно-методического отдела ГБУК РО «Донская государственная публичная библиотека»

В ФЗ-181 «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» в ст.1 определено понятие «инвалид»: «Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.»

Роль региональной библиотеки в организации досуга и комфортного обслуживания людей с ограниченными возможностями достаточно велика, хотя еще не все ее резервы изучены и используются в работе.

Основной тенденцией работы с инвалидами является реабилитация, направленная на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности с целью восстановления их социального статуса, достижения ими материальной независимости.

Среди направлений социальной политики государства особое значение занимает социокультурная реабилитация. «Социокультурная реабилитация – реабилитация, обусловленная социальными и культурными причинами»

В условиях библиотеки реабилитация инвалидов трактуется по разному например А.Е. Шапошников говорит: «Вопросами реабилитации инвалидов у нас в стране занимаются различные учреждения – школы восстановления трудоспособности, центры реабилитации, библиотеки, научно-исследовательские институты, кафедры дефектологических факультетов педагогических институтов и др. Их роль на каждом этапе социальной реабилитации неоднозначна. Библиотеки практически участвуют во всех сферах реабилитационной деятельности. Приобщая лиц с физическими недостатками и психическими отклонениями к книге, помогая становлению у них культуры чтения, они способствуют, таким образом, как их элементарной, так и социально-трудовой реабилитации» Шапошников А.Е. Библиотечное обслуживание инвалидов: история, современность, тенденции / Министерство культуры РСФСР. – М.: Оптимист, – С.62.

В исследованиях отечественных библиотековедов были выделены основные группы читателей, страдающих определенными нарушениями здоровья и требующих, поэтому особого внимания библиотекаря, а также специфических форм библиотечного обслуживания. К ним следует отнести: - читателей, для которых невозможно восприятие книга в традиционной форме, страдающих полной или частичной слепотой или слабовидением, для которых предназначены специальные издания: («говорящие» книги, литература, напечатанная укрупненным шрифтом, рельефно-точечные книги); - читателей, для которых затруднительно использование семантической информации, заключенной в книге. Такие нарушения возникают при поражении головного мозга, тогда этот дефект приводит к отставанию в умственном развитии или к тяжелому нарушению речи; - читателей с ограниченной мобильностью, не позволяющей им самостоятельно приходить в библиотеку: престарелые люди, лежачие больные. Доведение библиотечных книг до таких читателей может, обеспечено их доставкой на дом; - группа читателей, страдающих дефектами слуха, когда эффективное библиотечное обслуживание может осуществляться с помощью письменного общения библиотекаря и читателя или при условии овладения библиотекаря навыками мимико- тестикулярной речи.

Реабилитационные задачи, выполняемые библиотеками: определение круга потенциальных читателей и привлечение их в библиотеку: доведение книги до каждого инвалида, который по состоянию здоровья не может посещать библиотеку или требует особого подхода.

Важнейшей задачей реабилитационной деятельности библиотек можно назвать частичную компенсацию дефекта с помощью чтения, приобщения к мировой художественной литературе. Реализация компенсаторной задачи руководства чтением может осуществляться в двух основных направлениях: во-первых, это проведение библиотерапевтических занятий, во-вторых, организация занятий, направленных на коррекцию интеллектуальной сферы читателей. Последний аспект касается, прежде всего, методики руководства чтением детей с ограниченными интеллектуальными возможностями.

В отечественной и зарубежной литературе существует несколько определений понятий «библиотерапия»: библиотерапия – лечебное воздействие на психику больного человека при помощи чтения книг; библиотерапия – использование специально подобранных информационных материалов в качестве вспомогательного лечебного средства в медицине и психотерапии.

Основными библиотерапевтическими методами являются: - метод самоконтроля (бесконтактный) – способствует усилению самопонимания, выяснению и изучению собственных особенностей. -метод творческого самовыражения формирует новое отношение к себе и окружающим, повышает уровень развития личности через обучение. -чтение вслух позволяет библиотекарю наблюдать за реакцией читателя, определять степень эмоционального воздействия тех или иных произведений. Особенно результативен данный метод при работе с детьми. -индивидуальное или групповое консультирование. -познавательно-поведенческий метод способствует образовательным потребностям людей, формированию умений по снятию стресса, разрешению проблем, воспитанию уверенности в себе. - психодинамический метод помогает в решение проблем, связанных с выздоровлением, обретение человеком себя в творчестве. -метод отождествления с персонажем. Художественная литература предлагает выбор и героев, с которыми читающий может себя отождествлять, и соответствующих ситуаций. -метод расслабления – профилактика стресса, стимулирование обсуждения ситуаций, формирование новых отношений и оценки. -лечебный метод – направлен на восстановление здоровья человека, адаптацию к новым условиям и преодоление проблем. -интерактивный метод заключается в организации библиотекаря ответной реакции индивида на прочитанную книгу.

В зависимости от форм и видов библиотерапии применяются соответствующие методы. При индивидуальной библиотерапии – это беседа, метод самоконтроля (бесконтактный), метод самопомощи (с минимальным контактом), метод творческого самовыражения, метод чтения вслух. При групповой библиотерапии используются консультация, познавательно- поведенческий

Задачу создания в стране полноценной системы комплексной реабилитации инвалидов и интеграции их в общество предполагается решить с помощью реализации инвестиционных и научно-технических проектов, а также координации усилий органов государственной власти различных уровней и негосударственных организаций.

Спасибо за внимание!