Формирование речевых умений Речь – это канал развития интеллекта… Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания. (Н.И.Жинкин)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Комплекс упражнений для постановки шипящих звуков Ш, Ж,Ч,Щ.
Advertisements

Цель – вырабатывать умение удерживать язык за нижними зубами. Описание – улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние.
Комплекс упражнений для постановки звука Л.. «Наказать непослушный язык» Цель – вырабатывать умение удерживать язык широким. Описание – слегка приоткрыть.
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТОМСКА ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 45 г.ТОМСК Фрунзе пр., 133,
Автор: учитель- логопед Аглиуллина Г.А г. ГОУ, специальная /коррекционная/ школа-интернат для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
Артикуляционная гимнастика для постановки звука [Л] Презентацию подготовила Михайлова Нина Николаевна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад комбинированного.
Презентацию подготовила : Дёмшина Светлана Николаевна учитель – логопед МБДОУ д / с 22 « Ромашка » 2012 г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное.
Презентация Артикуляционная гимнастика, Артикуляционная гимнастика, как средство развития как средство развития речи дошкольников. речи дошкольников. Выполнила:
Консультация для родителей Артикуляционная гимнастика Подготовила учитель-логопед: Хасанова Г.Ю. МДОАУ црр-д/с «Аленький цветочек»
Мастер – класс на тему Способы постановки звука «Р»
Презентацию подготовила Михайлова Нина Николаевна, учитель- логопед МБДОУ «Детский сад комбинированного вида 48 «Журавлик»
Этот маленький дружок – Твой веселый язычок. Чтоб он ловким был, умелым, Чтобы слушался тебя, Каждый день зарядку делай Перед зеркалом шутя! Наша сказка.
АВТОРСКИЙ РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ ИРИНА НИКОЛАЕВНА ДУМИТРАШ УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД МДБОУ «САЛЕМАЛЬСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «ЗОЛОТАЯ РЫБКА», ЯМАЛЬСКИЙ РАЙОН, ЯНАО.
Сказка о Веселом Язычке Составила: учитель – логопед высшей квалификационной категории МОУ СОШ 31 Попова Г.В.
Артикуляционная гимнастика. «БЛИНЧИК» Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти.
«Учусь говорить»
Артикуляционная гимнастика. Второй комплекс Для шипящих звуков: ш, ж, щ.
Артикуляционная гимнастика. Первый комплекс. Для свистящих звуков: с, з, ц.
Артикуляционная гимнастика. 1.« ГРИБОК» Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язычок к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка- ножка. Кончик.
Артикуляционная гимнастика. «ЧАШЕЧКА» Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать.
Транксрипт:

Формирование речевых умений Речь – это канал развития интеллекта… Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания. (Н.И.Жинкин)

Упражнения на дифференциацию звуков Для свистящих звуков «с, з, ц» «Загнать мяч в ворота» Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит перед ребёнком на столе), загоняя его между двумя кубиками. «Наказать непослушный язык» Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до (язык касается уголков рта, похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе) «Сделать язык широким» Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10 (губы не растягивать в сильную улыбку, не подворачивать нижнюю губу, боковые края языка должны касаться уголков рта) «Почистим зубы» Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения из стороны в сторону, потом снизу вверх.(губы неподвижны, находятся в положении улыбки; язык широкий, находится у десен, начинать движение от корней нижних зубов)

Упражнения на дифференциацию звуков Для шипящих звуков «ш, ж, ч, щ» «Приклей конфетку» Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами. (упражнение выполняется медленно, работает только язык, нижняя челюсть неподвижна) «Грибок» Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку) «Вкусное варенье» Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. (работает только язык, нижняя челюсть неподвижна) «Гармошка» Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки, неподвижны. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении. «Фокус» Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по середине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти по середине языка, тогда ватка полетит вверх. (нижняя челюсть неподвижна, боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе, по середине образуется щель)

Упражнения на дифференциацию звуков Для звука «л» «Наказать непослушный язык» «Вкусное варенье» «Пароход гудит» Приоткрыть рот и длительно произнести звук «ы», как гудит пароход. ( кончик языка опущен и находится в глубине рта, а его спинка поднята к нёбу) «Индюк» Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится «бл-бл» (язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд) «Качели» Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счетот 1 до 5. Так, поочередно менять положение языка 4-6 раз. (работает только язык, нижняя челюсть и губы неподвижны) «Пощелкать кончиком языка» Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка, как Лошадка цокает копытами. (сначала медленно, а потом быстрее, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык) «Беззвучно пощелкать кончиком языка» Ребёнок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.(кончик языка не должен загибаться внутрь, кончик языка упирается в нёбо за верхними зубами, а не высовывается изо рта)

Упражнения на дифференциацию звуков Для звука «р» «Пощелкать кончиком языка» «Вкусное варенье» Индюк» «Барабанщики» Улыбнуться, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук: д-д-д-д-д, сначала медленно, постепенно убыстряя темп. (рот открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, следить, чтобы звук «д» носил характер четкого удара) «Чьи зубы чище?» Приоткрыть рот, кончиком языка почистить верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. (нижняя челюсть неподвижна, работает только язык, губы в улыбке, видны зубы) «Маляр» Улыбнуться, открыть рот, погладить кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком вперед-назад.(губы и нижняя челюсть неподвижны)

Игры для развитие фонематического слуха Буквы рассыпались. Собери из них слова. Помоги буквам найти своё место. Напиши слова правильно.

Игры для развитие фонематического слуха Догадайся, какие слова здесь спрятались. Запиши их в клетках. Придумай предложения с каждым из слов.

Игры для развитие фонематического слуха Прочитай слова по первым буквам картинок. Напиши это слово в клеточках и нарисуй этот предмет.

Игры с буквами «Картины» Возьмите картину художника, например, И.Е. Репина «Не ждали». Попросите найти на картине все предметы на определённую букву (например, на букву «П»: пол, портрет, пальто, передник и др.). Попросите детей запомнить сказанное, закройте картину. Пусть дети воспроизведут по памяти все слова. «Всё из О» Обсудите с детьми, на что похожа буква «О»(или любая другая буква). Вместе придумайте картину, которую будете рисовать. Предложите детям подробно описать, что, где и как они нарисуют. «Портреты букв» Во время изучения букв, мы спрашиваем детей о том, на кого или на что похожа та или иная буква. Допустим: А – крыша дома, Б – кенгуру, В – бабочка, которая сложила крылья и т.д. Вместе с детьми составьте альбом, в котором на каждой отдельной странице будет помещен портрет изучаемой буквы.

Игры с буквами «На одну букву» Учитель определяет тему и просит детей назвать предметы, которые будут начинаться с определённой буквы и соответствовать выбранной теме.(например: птицы на букву С: снегирь, сорока, свиристель, сойка, синица) «Сказка о буквах» После того как дети познакомились с буквами, подружились с ними, узнали их «характер», научился читать, можно предложить сочинить «Сказку о буквах». Она может начинаться так: «Как-то на Азбучной поляне расшумелись буквы: С – свистела, Ш – шуршала и шептала, Х- хохотала и подхихикивала…» Или: «В некотором царстве, в Азбучном государстве жили – были 33 красавицы – буквы. Правила ими мудрая и справедливая царица…» Или придумайте свою сказку.

Игры со словами Приведённые ниже игры, помогут подружиться со словом, научат сочинять, рассказывать, правильно задавать вопросы, отыскивать интересные и необычные слова. Распределим данные игры на группы для удобства. Слово – звук Слово – цвет Слово – образ Слово – ассоциация Слово – понятие Слово – действие Народное слово Слово – творчество

Игры со словами «Слово – звук» «Что слышишь в слове?» - Что вы слышите в слове? - Что оно может обозначать? Детям даётся слово, которое пропивается, произносится с хлопками, простукиванием, пришептыванием и т.д. После этого дети должны высказать СВОЁ мнение относительно данного слова. Например: Баклуша Баклуша – добрая тётя, которая торгует пирожками; Баклуша – бак для бензина; Баклуша – мягкая груша; Баклуша – старая бабка, просидевшая сто лет на печке; Баклуша – новый сорт баклажан. Слова для работы: Благородство Ничтожество Богатство Обожание Великий Подсказка Веселить Порядок Вместе Правда Временный Слава Забывать Ссорить Измена Трудно

Игры со словами «Слово – цвет» «На вкус и цвет» Детям раздаются карточки, разделённые на две половины. Слева и справа слова, обозначающие цвета. В левой колонке есть цветовые термины, соответствующие словам в правой колонке, и наоборот. Дети должны отыскать все соответствия. Алый Ярко-зелёный Апельсиновый Светло-синий БрусничныйТёмно-оранжевый Васильковый Беловатый Вишнёвый Коричневый ЖемчужныйТёмно-красный густого тона ИзумрудныйТёмно-голубой Каштановый Сине-зелёный Кирпичный Фиолетово-красный Лазурный Золотисто-желтый Молочный Светло-лиловый Морской волны Коричневато-зелёный Пурпурный Ярко-красный Пшеничный Прозрачно-жёлтый Сиреневый Беловатый с переливами Шоколадный Густо-розовый Янтарный Оранжевый

Игры со словами «Слово-образ» «Автобиография» Детям предлагается представить себя предметом, вещью или явлением и от его имени рассказать о себе (можно использовать наводящие вопросы) Например: «Я есть в доме у каждого человека. Я хрупкая, прозрачная, внутри меня есть тонкая спиралька, которая освещает всё вокруг…» (лампочка) Или «Я могу быть большим и маленьким. Со мной любят играть дети. Но если со мной обращаться не бережно, я могу лопнуть…» (воздушный шарик) «Если бы, да кабы» Детям предлагается закончить начатое им предложение. Оно строится по следующей схеме: «Если бы я был(а) кем-то (чем-то), то я бы…, потому что (чтобы)… Чтобы предложение получилось законченным, надо представить СЕБЯ тем, о ком (о чём) идёт речь. Например: - Если бы я был фруктом, то зелёным и невкусным Мандарином, чтобы меня никто не съел. - Если бы я был Автомобилем… - Если бы я был Кузнечиком… - Если бы я был Улицей… - Если бы я был Музыкой… Можно подготовить карточки и по другой тематике. Например: - Я хотела бы узнать… - Я надеюсь, что когда-нибудь…

Игры со словами «Слово – ассоциация» «Пиктограммы» Детям предлагается зарисовать пиктограммами, простыми рисунками те словосочетания, которые им будут продиктованы. После того как дети выполнят это задание, они должны будут переключиться на другой вид работы, а затем вспомнить те словосочетания, которые зарисовали. Например: Тема «Осень» Тема «Зима» Словосочетания: Словосочетания: золотая осень снежная зима прощальный крик сильный мороз перелетные птицы метель холодный ветерследы на снегу

Игры со словами «Слово – понятие» «Антонимы в сказках и фильмах» Детям предлагаются названия сказок – антонимов. Дети должны угадать истинное название сказки. Например: «Мышь в лаптях» ( «Кот в сапогах») «Знайка в лунной деревне» («Незнайка в Солнечном городе») «Бэби – короткий носок» (Пэппи – длинный чулок») «Рассказ о простой курочке» («Сказка о золотом петушке») « Рассказ о живой крестьянке…» ( «Сказка о мёртвой царевне…») «Антонимы для загадок» Детям загадывается загадка, в которой всё наоборот. Дети должны угадать о чём речь. Например: Тема «Животные» Обитает в воде (значит, на суше) Шерсти нет совсем (значит, длинная шерсть) Хвост очень длинный (значит, короткий) Всю зиму ведёт активный образ жизни (значит, спит) Очень любит солёное (значит, сладкое) Кто это? Для загадок можно выбрать любую тему.

Игры со словами «Слово – действие» «Если вдруг» Детям предлагается какая-то неординарная ситуация, из которой они должны найти выход, высказать свою точку зрения. Например: Если вдруг на Земле исчезнут: - все пуговицы; - все ножницы; - все учебники; - Что тогда произойдёт? - Чем это можно заменить? Можно предложить детям и другие ситуации. Например: Если бы у меня был(а) - живая вода, то… - цветик – семицветик… и т.д.

Игры со словами «Народные слова» «Фразеологизмы – антонимы» На доске записаны фразеологизмы – антонимы. Дети должны найти противоположные по смыслу фразеологизмы и объяснить их значение. - Тяжел на подъём - лёгок на подъём - Семи пядей во лбу- звёзд с неба не хватает - Заваривать кашу- расхлёбывать кашу - Капля в море- хоть пруд пруди - По пальцам можно пересчитать- сколько душе угодно - Не покладая рук- сложа руки - Засучив рукава- спустя рукава - В двух шагах- за тридевять земель «Фразеологизмы – синонимы» На карточках записаны фразеологизмы – синонимы. Дети должны найти похожие по смыслу выражения и объяснить их значение. В двух шагахкапля в море Вверх ногамикак ветром сдуло Водить за носчуть свет За тридевять земельрукой подать И был таковвверх дном И в ус не дутьобвести вокруг пальца Кот наплакали след простыл Ни свет, ни зарясколько душе угодно Ни то, ни сёна краю света С глазу на глазноль внимания Хоть бы чтоодин на один Хоть пруд пруди как с гуся вода Поминай как звалини рыба, ни мясо

Игры со словами «Слово – творчество» «Общее слово» Учитель произносит первый слог, дети прибавляют по одной букве так, чтобы получилось новое необычное слово. Если кто-то чувствует, что слово состоялось, он говорит «Стоп!» Затем слово несколько раз произносится, чтобы каждый мог услышать, что это слово может обозначать. После этого каждый даёт свою версию значения. Например: Ирюлемес – это 13 месяц года Ливефуравия – сказочная планета, где всё наоборот. Работа с такими словами – это ещё и хороший дикционный тренинг. «Бином фантазии» Дети называют два слова, которые ничем не связаны между собой. Слова записываются на доске. Детям предлагается из данных слов составить интересное словосочетание и пофантазировать на данную тему. Например: Ромашка, море Табуретка, музыка Морская ромашкамузыка из табуретки Ромашковое моремузыкальная табуретка Море в ромашкетабуреточная музыка

Сочинения «Воспоминание о лете» Это лето мне запомнилось тем, что мы всей семьей ездили в городской парк. В парке я купалась в речке, каталась на катамаране, загорала, строила песочные замки. Потом мы пошли в кафе «Арарат» Там я кормила в пруду уток, каталась на карусели. Ещё мы ходили на фонтан возле филармонии. Вечером фонтан горит разными огнями, играет красивая музыка. Я люблю летние каникулы, потому что можно отдыхать и делать все, что хочешь! «Каникулы»! Я провел лето отлично! Два месяца я ходил на школьную площадку. Каждый день мы придумывали и делали что-то новое и интересное. Наши вожатые и воспитатели проводили конкурсы, соревнования, весёлые игры. На площадке было замечательно! С мамой мы часто ездили в город. Мы были на фонтане, в парке. А ещё я ходил в музей. Лето прекрасная пора! «Остров Сахалин» Летом я со своей семьей ездила на остров Сахалин. Сначала мы плыли на корабле. Потом мы ездили на Охотское море. Там мы купались, собирали ракушки. Один раз мы поймали маленького краба. У него было восемь крошечных клешней. Двигался он интересно – боком. Мы с мамой часто ходили по берегу и видели морских звездочек. Они были очень красивые, разного цвета и формы. Один раз папа купил большого краба. Он был колючий, с шипами, потом мы съели его. Мы путешествовали две недели. Нам очень понравилось! Хорошо, что есть такие большие каникулы! «Как я провела лето» Летом я ходила на площадку в школе. Было очень интересно. У нас были разные мероприятия, конкурсы, соревнования, кружки. Я получила много дипломов, потому что участвовала во многих конкурсах. Ещё мы с бабушкой ходили купаться, ездили в город, гуляли и ходили в кафе. В городском парке катались на каруселях. Мне очень нравится лето, потому что вокруг всё цветёт, тепло и каникулы длятся очень долго!

Сочинения «История осеннего листка» Я литок березы. Я появился весной из липкой пахучей почки. Летом я грелся под лучами солнца и умывался теплым летним дождем. Но вот наступила осень. Я стал совсем желтым. Ветер сорвал меня с березы и я полетел с другими листьями. Мы летели и летели, пока не опустились на землю. Одна девочка подобрала меня и засушила в своей любимой книге со сказками. Долгими зимними вечерами я буду вместе с ней читать сказки и мечтать о лете. «Путешествие снежинки» Жила-была маленькая снежинка. Жила она далеко от земли, на высоком облаке. Снежинка была очень любопытной и часто выглядывала из-за облака и смотрела на землю. Ей очень хотелось узнать, что там внизу. Вместе с подругами решила снежинка отправиться в путешествие. Она стала медленно опускаться вниз. А на земле люди ждали снега. Когда снежинки падали на землю, все радовались. Особенно веселились дети. Они бегали и ловили снежинки. Снежинкам тоже было весело. Они кружились, порхали и смеялись. Они сами не знали, что принесли с собой зиму.

Стихотворения о временах года *** Ой, ты Зимушка-Зима! Сколько снега намела! Хоть работа не легка Я слеплю снеговика. Не замерзнет снеговик, Он ведь к холоду привык! *** У Зимы снежинок много. Ждет их дальняя дорога. С неба падают, кружатся, А потом ковром ложатся. Чтобы травы и кусты Не проснулись до весны. *** Лето – чудная пора! Отдыхает детвора. Жарко солнышко печет, А в реке вода течет. Можно плавать, загорать, Рано в школу не вставать! *** Осень – художница, краски взяла И разукрасила лес и луга. Каждому листику цвет подарила! И про людей она не забыла. Овощи, фрукты, ягоды, мёд, Делай запасы, время не ждёт! *** Как красиво осенью в парке и в лесу! Я букет из листьев маме принесу. Пусть поставит в вазу эту красоту. Будем любоваться им в стужу и в пургу.

Осенние рецепты Карточка 1 Ингредиенты: Кленовые листья, гроздья рябины, несколько лепестков осенней астры, немного брусники, капельки дождя. Взбитые сливки: готовятся из лепестков лилии и маргаритки с добавлением виноградного сока «Сентябрьский торт» Выложить на блюдо кленовые листья, сверху положить гроздья рябины, несколько лепестков астры, гладиолуса и розы, немного брусники. Добавить 5 ложек взбитых сливок, приготовленных из лепестков лилии и маргаритки. Сбрызнуть все капельками дождя. Приятного аппетита! Карточка 2 Ингредиенты: Дубовые листья, 5-6 маленьких сушеных рыжиков, ягоды калины и дикого винограда, капельки осеннего дождя. «Пицца с осенними грибами» На крупные дубовые листья положить 5-6 маленьких сушеных рыжиков. По краям украсить ягодками калины и дикого винограда. Сверху полить теплым дождиком и поставить в духовку для выпечки на минут. Карточка 3 Ингредиенты: 100 капелек осеннего дождя, 5 кленовых листочков, 10 березовых листочков, сушеные сыроежки, ягоды клюквы. «Суп осенний» Налить в кастрюлю 100 капелек осеннего дождя. Когда вода закипит, бросить 5 кленовых листочков и 10 березовых. Добавить по вкусу сушеных сыроежек и ягод клюквы. Подавать к столу охлажденным. Приятного аппетита!

Надо разговаривать с детьми, рассказывать им интересные истории, сочинять вместе с ними сказки, истории, стихи, загадки, произносить интересные слова, спрашивать, что они слышат в том или ином слове. И дети полюбят язык, поймут глубинный смысл звуков, слов, фраз, научатся играть со словами, станут сочинять, и сами начнут открывать огромный мир звучащего русского слова.

Вовлекая детей в поиск, создавая условия для самостоятельных открытий, мы воспитываем в детях внимание к родному языку, пробуждаем желание познавать его тайны, стимулируем их коммуникативно-познавательные потребности, создаем мотивацию к речевому действию, облегчая тем самым процесс планирования и протекания речевой деятельности.