Формирование первоначальных навыков чтения Работа Федотовой Работа Федотовой Елены Титовны Елены Титовны Преподавателя Преподавателя МОУ «Гимназия 1» МОУ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
НАВЫК ЧТЕНИЯ ЧТЕНИЕ – ЭТО НЕИСЧЕРПАЕМЫЙ ИСТОЧНИК ОБОГАЩЕНИЯ ЗНАНИЯМИ, УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И РЕЧЕВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЁНКА, ЕГО.
Advertisements

Кружок «Занимательная азбука» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад 45 «Флажок» Воробьева.
Система развивающего обучения Эльконина - Давыдова Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная.
Седельникова Альбина Михайловна- Альбина Михайловна- учитель начальных классов Педагогический стаж – 29 лет Образование: среднее специальное.
«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». В. А. Сухомлинский.
Аналитико-синтетический метод обучения грамоте и его особенности в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Обучение грамоте по УМК «Гармония» как пропедевтический курс к изучению русского языка по учебнику М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка»
Совершенствование фонетических умений – необходимое условие формирования языковых и коммуникативных компетентностей младших школьников.
Особенности структуры и содержания курса «Обучение грамоте» образовательной системы «Перспектива» Работу подготовил учитель начальных классов филиала МБОУ.
«Чтоб ошибок избежать, зоркость надо развивать!» О развитии орфографической зоркости у младших школьников.
Формирование самообразовательных умений, как средство повышения продуктивности самостоятельной работы младших школьников. Тема:
Подготовил: учитель начальных классов МОУ СОШ 2 Шайдурова Ольга Анатольевна, 1 категория.
Что должен знать взрослый, начиная обучать ребёнка основам грамоты.
вид речевой деятельности, в процессе которой буквенный код переводится в звуковой и осуществляется процесс понимания. взаимодействие работы зрительного,
«Единый подход к формированию звуко - буквенного анализа у детей дошкольного – младшего школьного возраста» МДОУ «Берёзовский детский сад комбинированного.
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.).
Стандарт оценивания и механизм оценивания Оценивание достижений учащихся – это процесс сбора информации об умении ученика усваивать и адаптировать полученные.
Консультация по теме: « Формирование навыка чтения у младших школьников» «Чтение- вот лучшее учение!» А.С. Пушкин «Люди перестают мыслить, когда перестают.
Обучение детей старшего дошкольного возраста грамоте, чтению и графическим навыкам по программе «Одаренный ребенок» Колесникова О.П., учитель-логопед МДОУ.
Стартовая диагностика для учащихся 5-х классов. По материалам МЦКО.
Транксрипт:

Формирование первоначальных навыков чтения Работа Федотовой Работа Федотовой Елены Титовны Елены Титовны Преподавателя Преподавателя МОУ «Гимназия 1» МОУ «Гимназия 1» г.Чебоксары г.Чебоксары

Проблема: Как целесообразно и продуктивно проводить работу по формированию навыков чтения? Как целесообразно и продуктивно проводить работу по формированию навыков чтения?

Задачи: 1. Анализ разнообразных учебников по обучению чтению. Сравнительная характеристика. 1. Анализ разнообразных учебников по обучению чтению. Сравнительная характеристика. 2. Выявление разнообразных видов работ по подготовке ребят к освоению чтения и письма 2. Выявление разнообразных видов работ по подготовке ребят к освоению чтения и письма 3. Поиск различных вспомогательных средств для формирования навыка чтения 3. Поиск различных вспомогательных средств для формирования навыка чтения

Цель: Определение путей продуктивной работы педагога над формированием первоначального навыка чтения Определение путей продуктивной работы педагога над формированием первоначального навыка чтения

План 1. Соотношение учебного и обучающего действия при формировании первоначального навыка чтения. Анализ учебников классических и развивающих программ. 1. Соотношение учебного и обучающего действия при формировании первоначального навыка чтения. Анализ учебников классических и развивающих программ. 2. Проблемы при обучении чтению. Фонетические и графические виды упражнений при отработке первоначального навыка обучения чтению. Алгоритм чтения 2. Проблемы при обучении чтению. Фонетические и графические виды упражнений при отработке первоначального навыка обучения чтению. Алгоритм чтения 3. Игры по обучению чтению, как способ активизации мыслительной деятельности и закрепления навыков чтения. 3. Игры по обучению чтению, как способ активизации мыслительной деятельности и закрепления навыков чтения. 4. «Методическая копилка»: Слоговые таблицы. Тест. Разработка урока обучения чтению «Буква Н н» 4. «Методическая копилка»: Слоговые таблицы. Тест. Разработка урока обучения чтению «Буква Н н» 5. Вывод 5. Вывод 6. Литература 6. Литература 7. Приложение (слоговые таблицы) 7. Приложение (слоговые таблицы)

ЛИТЕРАТУРА 1. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. - М., Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. - М., Горецкий ВТ. О психофизиологических механизмах чтения // Русский язык в начальных классах / под ред. М.С.Соловейчик.- М, С Горецкий ВТ. О психофизиологических механизмах чтения // Русский язык в начальных классах / под ред. М.С.Соловейчик.- М, С Горецкий В.Г, Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф. Букварь. - М., Горецкий В.Г, Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф. Букварь. - М., Русская Азбука: Проб. учеб. для 1 кл. трехл. и четырех лет. нач. шк. / В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, А.Ф. Шанько, В.Д.Берестов. - М., Русская Азбука: Проб. учеб. для 1 кл. трехл. и четырех лет. нач. шк. / В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, А.Ф. Шанько, В.Д.Берестов. - М., Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О-В. Моя любимая азбука.-М., Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О-В. Моя любимая азбука.-М., Репкин В.В. др. Букварь - М., Репкин В.В. др. Букварь - М., Эльконин Д.Б. Букварь - М., Эльконин Д.Б. Букварь - М., Л.С.Сильченкова Технология обучения русской грамоте 8. Л.С.Сильченкова Технология обучения русской грамоте 9. Максимук Н.Н., «Игры по обучению грамоте и чтению» Москва «ВАКО» 2004 г 9. Максимук Н.Н., «Игры по обучению грамоте и чтению» Москва «ВАКО» 2004 г

Умения и навыки чтения Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, как средство самовоспитания и развития, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, как средство самовоспитания и развития, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер.

Навык чтения включает : 1- осознанность, понимание 2 -способ чтения 3- скорость чтения 4- выразительность 5- правильность

Осознанность чтения Николай Александрович Корф писал, что каждый учитель должен « приучать к одновременному совершенствованию Николай Александрович Корф писал, что каждый учитель должен « приучать к одновременному совершенствованию двух процессов – чтения и уразумения читаемого» двух процессов – чтения и уразумения читаемого»

Способы чтения Побуквенное Побуквенное Отрывистое слоговое Отрывистое слоговое Плавное слоговое Плавное слоговое Плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов Плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов Чтение целыми словами и группами слов Чтение целыми словами и группами слов

Скорость чтения Для того, чтобы успешно обучаться в средних и старших классах, выпускник начальной школы должен уметь осознанно, правильно и достаточно выразительно читать незнакомый текст целыми; словами вслух, при ориентировочном темпе слов в минуту, и «про себя», на 50 и более слов быстрее, чем при чтении вслух (Оморокова и др., 1990). Для того, чтобы успешно обучаться в средних и старших классах, выпускник начальной школы должен уметь осознанно, правильно и достаточно выразительно читать незнакомый текст целыми; словами вслух, при ориентировочном темпе слов в минуту, и «про себя», на 50 и более слов быстрее, чем при чтении вслух (Оморокова и др., 1990).

Правильность чтения Выражается в том, что ученик избегает или, напротив, допускает замены, пропуски, перестановки, добавления, искажения букв, слов в читаемом тексте. Выражается в том, что ученик избегает или, напротив, допускает замены, пропуски, перестановки, добавления, искажения букв, слов в читаемом тексте.

Выразительность чтения Проявляется в умении обоснованно использовать паузы, делать логические и психологические ударения, находить нужную интонацию Проявляется в умении обоснованно использовать паузы, делать логические и психологические ударения, находить нужную интонацию

Вывод Окончательное суждение об уровне навыка чтения можно выносить только на основе совокупных данных по каждому из компонентов Окончательное суждение об уровне навыка чтения можно выносить только на основе совокупных данных по каждому из компонентов

Система Глена Домана

Кубики Зайцева

Разнообразие литературы

Андрианова. Букварь. Андрианова. Букварь. Нечаева. Букварь. Нечаева. Букварь.Букварь. Эльконин Даниил. Букварь. Эльконин Даниил. Букварь. Андрианова Т.М. Город букв Андрианова Т.М. Город букв Город букв Город букв Горецкий Всеслав. Русская азбука Горецкий Всеслав. Русская азбука Русская азбука Русская азбука Штец. Помощница букваря (1-4). Штец. Помощница букваря (1-4).Помощница букваря (1-4).Помощница букваря (1-4). Воронкова. Букварь. 1 класс. Воронкова. Букварь. 1 класс. Агаркова. Азбука. 1 класс Агаркова. Азбука. 1 класс Азбука. 1 класс Азбука. 1 класс Климанова Л.Ф. АБВГДейка. Азбука первоклассника. Климанова Л.Ф. АБВГДейка. Азбука первоклассника.АБВГДейка. Азбука первоклассника.АБВГДейка. Азбука первоклассника. Соловейчик М.С. Букварь. Соловейчик М.С. Букварь.Букварь..Репкин Владимир. Букварь:.Репкин Владимир. Букварь:.Букварь:.Букварь: Шалаева Г.П. Букваренок Шалаева Г.П. Букваренок Букваренок Букваренок Бетенькова. Азбука. 1 класс. В 2-х частях. Бетенькова. Азбука. 1 класс. В 2-х частях.Азбука. 1 класс. В 2-х частях.Азбука. 1 класс. В 2-х частях. Джежелей О.В. Азбука. Учебник для 1 класса Джежелей О.В. Азбука. Учебник для 1 класса Азбука. Учебник для 1 класса Азбука. Учебник для 1 класса

Сиситема Эльконина Д.Б.

Учебники Репкина В.

Горецкий В.Г.

Бунеев Р.Н.

Ориентиры чтения Ориентиры чтения - это зрительные ориентиры, соответствующие способу зашифровки информации в том или ином языке. Ориентиры чтения - это зрительные ориентиры, соответствующие способу зашифровки информации в том или ином языке.

Позиционный ( слоговой) принцип ориентиров например, только такого рода ориентиры мы находим в словах МАЛИНА, ЗАХОДИЛА. например, только такого рода ориентиры мы находим в словах МАЛИНА, ЗАХОДИЛА. Чтобы их прочитать (озвучить ), надо действовать по принципу:«Смотри, что за согласной буквой Чтобы их прочитать (озвучить ), надо действовать по принципу:«Смотри, что за согласной буквой

Следующая группа ориентиров состоит из букв Е, Я, Ю, Е и в отдельных случаях И. Здесь имеются в виду те случаи, когда эти буквы обозначают два звука: Здесь имеются в виду те случаи, когда эти буквы обозначают два звука: Ел, Яма, Юла, Елка, по Ехал, за Явил, ка Емка, па ЮснаЯ, боИ, ружьЕ, лисьЯ, съ Ел. Чтобы озвучить указанные буквы, читающий должен уметь проанализировать позицию перед указанной гласной буквой: его глаз возвращается назад и только потом правильно находит звуковое соответствие этому ориентиру Ел, Яма, Юла, Елка, по Ехал, за Явил, ка Емка, па ЮснаЯ, боИ, ружьЕ, лисьЯ, съ Ел. Чтобы озвучить указанные буквы, читающий должен уметь проанализировать позицию перед указанной гласной буквой: его глаз возвращается назад и только потом правильно находит звуковое соответствие этому ориентиру

К третьей группе ориентиров следует отнести согласные буквы русского алфавита, которые не подчиняются действию слогового (позиционного) принципа русской графики: Ц,Щ,Ж,Ш,Ч,Й ( в тех случаях, когда она обозначает звук «И»: САРАЙ, КАЙМА, МОЙ). Здесь можно привести следующие примеры: ЧАЩА, ЖИР, ШОВ, ЦАПЛЯ следует отнести согласные буквы русского алфавита, которые не подчиняются действию слогового (позиционного) принципа русской графики: Ц,Щ,Ж,Ш,Ч,Й ( в тех случаях, когда она обозначает звук «И»: САРАЙ, КАЙМА, МОЙ). Здесь можно привести следующие примеры: ЧАЩА, ЖИР, ШОВ, ЦАПЛЯ

Алгоритм чтения В свете всего выше сказанного можно утверждать, что порядок последовательной расшифровки ориентиров чтения в слове и есть алгоритм чтения. В свете всего выше сказанного можно утверждать, что порядок последовательной расшифровки ориентиров чтения в слове и есть алгоритм чтения.

Учебник Горецкого В.Г. Безусловно, большим достижением этого учебника по сравнению с предыдущими, явилось введение согласной буквы для прочтения одновременно твердого и мягкого согласного звуков. Букварная страница является как бы дидактической единицей: здесь помещены слоги, цветовые модели слогов, столбики слов и пр. Одним словом, можно сказать, что обучающий потенциал Букваря Горецкого В.Г. и др. достаточно высок. А вот учебная составляющая этого учебника просматривается не столь явно. Например, порядок введения букв в нем. Сначала дети знакомятся с 5 гласными буквами А, О, И,Ы,У, причем эти буквы подаются только как обозначающие соответствующий гласный звук. Ни слова не говорится о том, что на письме они обозначают еще и твердость или мягкость предшествующего согласного звука. В этом случае буква воспринимается только как рисунок, значок, фигурка. « Между тем, буква в тексте и изолированно начертанная буква - это далеко не одно и то же, и суть обучения чтению состоит как раз в том, чтобы показать механизм функционирования буквы в тексте. Безусловно, большим достижением этого учебника по сравнению с предыдущими, явилось введение согласной буквы для прочтения одновременно твердого и мягкого согласного звуков. Букварная страница является как бы дидактической единицей: здесь помещены слоги, цветовые модели слогов, столбики слов и пр. Одним словом, можно сказать, что обучающий потенциал Букваря Горецкого В.Г. и др. достаточно высок. А вот учебная составляющая этого учебника просматривается не столь явно. Например, порядок введения букв в нем. Сначала дети знакомятся с 5 гласными буквами А, О, И,Ы,У, причем эти буквы подаются только как обозначающие соответствующий гласный звук. Ни слова не говорится о том, что на письме они обозначают еще и твердость или мягкость предшествующего согласного звука. В этом случае буква воспринимается только как рисунок, значок, фигурка. « Между тем, буква в тексте и изолированно начертанная буква - это далеко не одно и то же, и суть обучения чтению состоит как раз в том, чтобы показать механизм функционирования буквы в тексте.

Учебники Бунеевых «Мою любимую, азбуку» Р.Н. Бунеева и др.Самые первые буквы, с которыми знакомятся дети, это: Г,П,Т,Р,И. Сгруппированы они так на основе генетического принципа письма: в начертании этих букв много сходства (имеется в виду рукописный вариант). Затем последовательно изучаются буквы 0,А,Ы,Н,К и т.д. Заметим, что здесь активно учат читать как прямые слоги: НА,КИ,ПЫ,ТА, но и обратныё: ИЛ, ИК, ОК, АР, АП. Все это, есть ориентиры первой группы (первого порядка). «Мою любимую, азбуку» Р.Н. Бунеева и др.Самые первые буквы, с которыми знакомятся дети, это: Г,П,Т,Р,И. Сгруппированы они так на основе генетического принципа письма: в начертании этих букв много сходства (имеется в виду рукописный вариант). Затем последовательно изучаются буквы 0,А,Ы,Н,К и т.д. Заметим, что здесь активно учат читать как прямые слоги: НА,КИ,ПЫ,ТА, но и обратныё: ИЛ, ИК, ОК, АР, АП. Все это, есть ориентиры первой группы (первого порядка). Графический анализ позиции буквы не проводится. Не звуковой анализ записанных слов, что, безусловно, имеет место в любом уроке обучения грамоте, а выяснение механизма зашифровки звукового состава слова. В этой ситуации вполне закономерно, что у детей возникают определенные трудности при становлении алгоритма чтения слов. Графический анализ позиции буквы не проводится. Не звуковой анализ записанных слов, что, безусловно, имеет место в любом уроке обучения грамоте, а выяснение механизма зашифровки звукового состава слова. В этой ситуации вполне закономерно, что у детей возникают определенные трудности при становлении алгоритма чтения слов.

Учебники Эльконина Д., Репкина В Буквы расположены по блокам согласно группам ориентиров чтения. Буквы расположены по блокам согласно группам ориентиров чтения. Сначала дети усваивают ориентир СГ (сочетание согласной и гласной букв) после последовательного блочного изучения : гласных букв А, О, У, Ы, Э (1 блок); согласных букв M,P, H (2 блок); гласных букв Я, Е, Ю, И, Е (3 блок). Изучение остальных согласных букв представляет собой, по сути дела, закрепление навыка чтения главного ориентира: слога СГ. Также компактно там поданы и ориентиры второго порядка: йотированные гласные буквы Е, Я, Ю, Е, И. Последними по традиции изучаются согласные буквы Ш, Щ, Ж, Ц,Ч,Й. Кстати, на страницах Букваря нет привычных слоговых таблиц, минимум столбиков слов, зато есть небольшие тексты. Сначала дети усваивают ориентир СГ (сочетание согласной и гласной букв) после последовательного блочного изучения : гласных букв А, О, У, Ы, Э (1 блок); согласных букв M,P, H (2 блок); гласных букв Я, Е, Ю, И, Е (3 блок). Изучение остальных согласных букв представляет собой, по сути дела, закрепление навыка чтения главного ориентира: слога СГ. Также компактно там поданы и ориентиры второго порядка: йотированные гласные буквы Е, Я, Ю, Е, И. Последними по традиции изучаются согласные буквы Ш, Щ, Ж, Ц,Ч,Й. Кстати, на страницах Букваря нет привычных слоговых таблиц, минимум столбиков слов, зато есть небольшие тексты.

Вывод: Данный краткий анализ позволяет сделать вывод, что современные Буквари в большинстве своем в большей степени обучающие, чем учебные. Учебная составляющая Букварей и Азбук, а вслед за ними и уроков обучения грамоте, может быть достаточно большой, если в них буквы располагаются по блокам в соответствии с учетом ориентиров чтения. Это способствует формированию обобщенного способа чтения, когда ребенок сразу учится расшифровывать ориентиры какой-либо группы. Правильно расположив учебный материал в Букваре, мы тем самым помогаем ребенку понять механизм раскодирования звукового состава слова. Навык чтения складывается у ребенка постепенно, после многочисленных проб и ошибок. Данный краткий анализ позволяет сделать вывод, что современные Буквари в большинстве своем в большей степени обучающие, чем учебные. Учебная составляющая Букварей и Азбук, а вслед за ними и уроков обучения грамоте, может быть достаточно большой, если в них буквы располагаются по блокам в соответствии с учетом ориентиров чтения. Это способствует формированию обобщенного способа чтения, когда ребенок сразу учится расшифровывать ориентиры какой-либо группы. Правильно расположив учебный материал в Букваре, мы тем самым помогаем ребенку понять механизм раскодирования звукового состава слова. Навык чтения складывается у ребенка постепенно, после многочисленных проб и ошибок. Именно такой подход есть в Букварях и Азбуках, использующихся в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова. Именно такой подход есть в Букварях и Азбуках, использующихся в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова.

Дидактические игры Игры классифицируются по дидактическим задачам. Так, отдельные разделы составляют игры, которые направлены на выработку следующих умений: Игры классифицируются по дидактическим задачам. Так, отдельные разделы составляют игры, которые направлены на выработку следующих умений: - деление слов на слоги, - деление слов на слоги, - выделение и распознавание звуков, - выделение и распознавание звуков, - распознавание графического облика букв - распознавание графического облика букв - чтение слогов - чтение слогов - чтение слов и предложений. - чтение слов и предложений.

Деление слов на слоги. Определение места ударения в слове. Это игры, которые Это игры, которые -формируют умение делить слова на слоги, определять их количество -формируют умение делить слова на слоги, определять их количество -Упражняют учащихся в подборе слов с определённым количеством слогов, -Упражняют учащихся в подборе слов с определённым количеством слогов, - формируют умение определять и называть ударный слог - формируют умение определять и называть ударный слог «Последний слог» «Последний слог» Описание игры: Описание игры: Учитель называет слог. Дети должны назвать такой слог, чтобы получилось слово. Учитель называет слог. Дети должны назвать такой слог, чтобы получилось слово. Например: КО ( - ни, -зы, -тик…)Побеждает тот, кто последним назовёт слог. Например: КО ( - ни, -зы, -тик…)Побеждает тот, кто последним назовёт слог.

Выделение и распознавание звуков. Предлагаемые игры направлены на решение следующих задач: Предлагаемые игры направлены на решение следующих задач: - выделение первого и последнего звука - выделение первого и последнего звука -определение места звука в слове -определение места звука в слове -последовательное перечисление всех звуков слова -последовательное перечисление всех звуков слова -подбор слов с заданным звуком -подбор слов с заданным звуком «Какой звук потерялся?» «Какой звук потерялся?» Описание игры Описание игры Учитель читает знакомые детям стихи и в каком-то слове пропускает первый звук. Дети хлопают при ошибке и исправляют учителя. Учитель читает знакомые детям стихи и в каком-то слове пропускает первый звук. Дети хлопают при ошибке и исправляют учителя.

Запоминание графического облика букв. Соотнесение звуков с буквами. Лучше запомнить конфигурацию букв помогают следующие приёмы: Лучше запомнить конфигурацию букв помогают следующие приёмы: - поэлементный анализ - поэлементный анализ - сравнение с предметами - сравнение с предметами -сравнение с уже изученными буквами -сравнение с уже изученными буквами -конструирование букв -конструирование букв -печатание букв в тетрадях в клетку -печатание букв в тетрадях в клетку - распознавание букв в тексте - распознавание букв в тексте «Угадай букву» «Угадай букву» Описание игры Описание игры Выбирается водящий. Он закрывает глаза, а дети пишут ему пальцем на ладони букву. Он должен отгадать. Или только на ощупь узнать букву из толстого картона и пр. Выбирается водящий. Он закрывает глаза, а дети пишут ему пальцем на ладони букву. Он должен отгадать. Или только на ощупь узнать букву из толстого картона и пр.

Чтение открытых слогов. Игры этого вида основаны на приёме обучения чтению прямого открытого слога СГ Игры этого вида основаны на приёме обучения чтению прямого открытого слога СГ - чтение по следам звукового анализа - чтение по следам звукового анализа - чтение путём протяжного произнесения - чтение путём протяжного произнесения «Театр» «Театр» Описание игры Описание игры Учитель держит в руках карточки с согласной и гласной буквами. Это артист ки. Сначала поют по отдельности с детьми. А потом поют дуэтом по очереди. Учитель держит в руках карточки с согласной и гласной буквами. Это артист ки. Сначала поют по отдельности с детьми. А потом поют дуэтом по очереди.

Расширение поля зрения Одна из важнейших задач учителя при обучении чтению – расширение поля зрения ученика. Одна из важнейших задач учителя при обучении чтению – расширение поля зрения ученика. Сначала взгляд ученика фиксирует только 1-2 буквы. По мере обучения это количество увеличивается. Сначала взгляд ученика фиксирует только 1-2 буквы. По мере обучения это количество увеличивается. Однако для ускорения этого процесса необходима целенаправленная работа. Однако для ускорения этого процесса необходима целенаправленная работа. Вот несколько игр, которые я использую на уроках. Вот несколько игр, которые я использую на уроках. Упражнения такого рода начинаются с показа 2-3 букв, а потом постепенно усложняются до слов и предложений. Упражнения такого рода начинаются с показа 2-3 букв, а потом постепенно усложняются до слов и предложений. Проводятся упражнения в быстром темпе, что позволяет достигнуть автоматизма зрительно-слухо- артикуляционных связей. Проводятся упражнения в быстром темпе, что позволяет достигнуть автоматизма зрительно-слухо- артикуляционных связей.

Игра на расширение поля зрения «Глаз –фотограф» «Глаз –фотограф» Описание игры Описание игры На наборном полотне устанавливаются 3-4 буквы или слоги. Учитель показывает их 2-3 сек и переворачивает. Ученик должен назвать их по порядку. На наборном полотне устанавливаются 3-4 буквы или слоги. Учитель показывает их 2-3 сек и переворачивает. Ученик должен назвать их по порядку. «Чего не хватает» «Чего не хватает» Описание игры Описание игры По подобию первой игры, но даются слова и одно слово потом прячется или заменяется на другое. Необходимо определить какое слово пропало. По подобию первой игры, но даются слова и одно слово потом прячется или заменяется на другое. Необходимо определить какое слово пропало.

Результаты тестирования детей 1. Понимание прочитанного 1 класс 1 – полное восприятие текста, понимание сути прочитанного 2 – трудности при восприятие печатного текста 2 класс

2. Правильность чтения 1 класс 2 класс 1 класс 2 класс 1 Перестановка букв 1 Перестановка букв 2 Искажения слов 2 Искажения слов 3 Замена букв 3 Замена букв 4 Пропуск букв и слов 4 Пропуск букв и слов 5 Без ошибок 5 Без ошибок

3. Способ чтения 3. Способ чтения 1 класс 1 класс 1- плавное слоговое с чтением целых слов 1- плавное слоговое с чтением целых слов 2- плавное слоговое 2- плавное слоговое 3- буквенное чтениие 3- буквенное чтениие 4- слоговое чтение 4- слоговое чтение 2 класс 2 класс 1 – чтение целыми словами 1 – чтение целыми словами 2- слоговое чтение 2- слоговое чтение

4. Техника чтения 1 класс 1 класс слов слов слов слов 3 Более 60 3 Более 60 4 Менее 25 4 Менее 25 2 класс 2 класс слов слов слов слов 3 Более 75 слов 3 Более 75 слов

5. Выразительность чтения 1 класс 1 класс 1 – высокий уровень 1 – высокий уровень 2 – средний уровень 2 – средний уровень 3- низкий уровень 3- низкий уровень 2 класс 2 класс 1 – высокий уровень 1 – высокий уровень 2 – средний уровень 2 – средний уровень 3- низкий уровень 3- низкий уровень

Сформированность навыка чтения 1 класс 1 класс 1 – недостаточно сформирован 1 – недостаточно сформирован 2- сформирован навык 2- сформирован навык 2 класс 2 класс 1 – недостаточно сформирован 1 – недостаточно сформирован 2- сформирован навык 2- сформирован навык

вывод Итак, в своей работе я постаралась показать, как Итак, в своей работе я постаралась показать, как Можно целесообразно и продуктивно проводить работу по формированию навыков чтения, Можно целесообразно и продуктивно проводить работу по формированию навыков чтения, Определила пути разнообразной работы над формированием первоначального навыка чтения. Определила пути разнообразной работы над формированием первоначального навыка чтения. Показала виды работ в период обучения грамоте. Показала виды работ в период обучения грамоте. Сделала анализ учебников по обучению чтению Сделала анализ учебников по обучению чтению Подобрала игры, наглядные пособия, тесты для Подобрала игры, наглядные пособия, тесты для выявления уровня сформированности навыка чтения (из своего опыта работы) выявления уровня сформированности навыка чтения (из своего опыта работы)

Спасибо за внимание!