ЗАЩИТА ИНТЕРЕСОВ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И МИНИМИЗАЦИЯ РИСКОВ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СУДЕБНЫХ СПОРОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ОКАЗАНИИ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ XVIII РОССИЙСКИЙ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
РОССИЯ 2012 Порядки и стандарты оказания медицинской помощи как основа повышения качества оказания медицинской помощи МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ.
Advertisements

Министерство здравоохранения Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ «Особенности лицензирования медицинской деятельности.
1 Результаты контрольно-надзорных мероприятий по государственному контролю качества и безопасности медицинской деятельности Заместитель руководителя Управления.
Результаты контрольных мероприятий в части оценки деятельности врачебной комиссии Чапилова Ольга Николаевна начальник отдела Роздравнадзора по Красноярскому.
Управление Росздравнадзора по Приморскому краю Контроль и надзор в сфере оказания медицинской помощи А. И. Покоев.
Заместитель начальника Управления организации государственного контроля качества оказания медицинской помощи населению А.С.Карпов Разграничение полномочий.
Организация и проведение контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию Председатель.
Об устранении замечаний по результатам проверки прокуратурой Иркутской области реализации мероприятий долгосрочной целевой Программы модернизации здравоохранения.
Обеспечение населения Тюменской области высокотехнологичной медицинской помощью. Финансирование скорой медицинской помощи за счет средств ОМС. Директор.
Порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий по соблюдению медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской.
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения Изменения нормативно-правового регулирования в части регистрации медицинских изделий Суханова Мария.
Независимая медицинская экспертиза: НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ.
Итоги контроля качества и безопасности медицинской деятельности, проведенного Управлением Росздравнадзора по Тюменской области за период 9 месяцев 2012.
Занятие медицинской деятельностью
О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ МИНИСТЕРСТВОМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН с учетом требований Федеральных законов от ФЗ.
Как подготовиться к проверке Руководитель Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Томской области М.Ф.Чиняев.
Безопасность медицинских изделий Елена Германовна Левкина Руководитель Управления Росздравнадзора по Тюменской области.
Содержание постановления Постановление Правительства РФ от «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских.
1 СИСТЕМА органов контроля 2 ВНЕШНИЙ ВНУТРЕННИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗАКАЗЧИКОМ ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КОНТРОЛЬНЫЙ ОРГАН В СФЕРЕ ЗАКУПОК ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ.
Транксрипт:

ЗАЩИТА ИНТЕРЕСОВ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И МИНИМИЗАЦИЯ РИСКОВ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СУДЕБНЫХ СПОРОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ОКАЗАНИИ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ XVIII РОССИЙСКИЙ ОНКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНГРЕСС ПРАВОВОЙ САТЕЛЛИТ Каменская Наталья Андреевна к.ю.н., доцент кафедры медицинского права Первого МГМУ им.И.М.Сеченова, Исполнительный директор Национального института медицинского права

ПРЕТЕНЗИИ ПАЦИЕНТОВ ПО ВОПРОСАМ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ стабильный рост претензий к медицинским организациям (может составлять до 320 тысяч случаев в год); высокий показатель обращений граждан (более 65% письменных обращений); существенный рост возбужденных уголовных, гражданских дел и доследственных проверок в отношении медицинского персонала (от 4 до 13 раз).

ПРОБЛЕМА ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА ПРИ ОКАЗАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ причинение вреда жизни или здоровью пациентов - одна из наиболее значимых проблем для национальных систем здравоохранения; в Российской Федерации приняты новые законодательные акты, закрепляющие гарантии реализации прав граждан при получении медицинской помощи; ФЗ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определил понятие качество медицинской помощи; отсутствуют универсальные, в том числе законодательные методы решения проблемы.

ФАКТОРЫ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ И ВЛИЯЮЩИЕ НА ЧАСТОТУ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ нет специальных исследований и программ по управлению рисками в здравоохранении; отсутствуют информационные и образовательные программы для потребителей и исполнителей медицинских услуг; отсутствует мониторинг данных о неблагоприятных исходах оказания медицинской помощи; нет единого подхода для сбора информации и ведения системы отчетности; нет оценки совокупных экономических последствий ненадлежащего оказания медицинской помощи; отсутствует система эффективного разрешение конфликтов.

ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ НЕНАДЛЕЖАЩЕГО ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ выделяют четыре вида юридической ответственности за нарушение законодательства об охране здоровья: дисциплинарная; административная; гражданско-правовая; уголовная. структура правонарушений в сфере охраны здоровья: нарушения уголовного законодательства - 14,8%; гражданско-правовая ответственность - 75,9%; прочие виды ответственности - 9,3%.

ДОСУДЕБНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ Основные задачи досудебной работы : разработка мер по предотвращению поступлений жалоб пациентов; предотвращение перехода устных жалоб в письменные; анализ ситуации, выработка позиции по дальнейшему разрешению конфликта; использование результатов досудебной стадии. В процедуре досудебного улаживания конфликтов могут участвовать различные специалисты

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ КОМПЛЕКСНЫХ МЕР, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ КОНФЛИКТОВ Направления работы: профилактика случаев причинения вреда жизни и здоровью пациентов: выявление и анализ данных о неблагоприятных исходах оказания медицинской помощи; снижение уровня негативных последствий при ненадлежащем оказании медицинской помощи.

ПРАВА ПАЦИЕНТА В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ право на информацию об исполнителе медицинских услуг (ст. 8, 9 Закона) право на получение необходимой и достоверной информации об оказываемых услугах (ст. 10 Закона) право на оказание медицинских услуг надлежащего качества (ст. 4 Закона) право на безопасность оказываемой услуги (ст. 7 Закона) на соблюдение сроков оказания медицинских услуг (ст. 27 Закона); на информацию об обстоятельствах, которые могут повлиять на качество оказываемой услуги или повлечь за собой невозможность ее завершения в срок (ст. 36 Закона) на выбор и использование санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору Закон РФ «О защите прав потребителей»

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЯ УСЛУГ в случае ненадлежащей информацию об услуге в случае обнаружения недостатков медицинской услуги в случае заключения договора с условиями, ущемляющих права потребителя в случае несоблюдения сроков оказания услуг Закон РФ «О защите прав потребителей»

ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ Исполнитель медицинской услуги обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора Информация доводится до сведения потребителей в наглядной и доступной форме Информация в обязательном порядке должна содержать сведения об основных потребительских свойствах медицинской услуги и указание на конкретное лицо, которое будет оказывать услугу ст Закона «О защите прав потребителей»

СОДЕРЖАНИЕ ИНФОРМАЦИИ ОБ ИСПОЛНИТЕЛЕ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ наименование медицинской организации; местонахождение (адрес) и режим работы информация о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего органа сведения о лицензии (номер, срок действия), виды медицинской деятельности, на которые выдана лицензия сведения о специалистах, оказывающих медицинские услуги (категория, номер, дата выдачи сертификата специалиста) ст. 8, 9 Закона «О защите прав потребителей»

СОДЕРЖАНИЕ ИНФОРМАЦИИ О МЕДИЦИНСКОЙ УСЛУГЕ перечень оказываемых медицинских услуг стоимость медицинских услуг потребительские свойства медицинских услуг, входящих в предмет договора условия приобретения медицинских услуг, входящих в предмет договора обстоятельства, которые могут повлиять на качество оказываемых медицинских услуг ст. 10 Закона «О защите прав потребителей»

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СЛУЧАЕ НЕНАДЛЕЖАЩЕЙ ИНФОРМАЦИЮ ОБ УСЛУГЕ Необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний об оказываемой услуге Потребитель вправе потребовать : возмещения убытков, при нарушении права на информацию об исполнителе и об оказываемых им услугах отказаться от исполнения договора (если он уже заключен) потребовать возврата уплаченной суммы и возмещения других убытков ст. 12 Закона «О защите прав потребителей»

ПРАВО ПОТРЕБИТЕЛЯ НА ОКАЗАНИЕ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ НАДЛЕЖАЩЕГО КАЧЕСТВА КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА УСЛУГИ соответствие условиям договора; соответствие требованиям, обычно предъявляемым к услугам подобного рода (если в договоре условия о качестве не регламентированы); соответствие целям, которые преследовал потребитель; соответствие обязательным требованиям к качеству, установленным законом или стандартом ст. 4 Закона «О защите прав потребителей»

КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ Качество медицинской помощи – совокупность характеристик, отражающих: своевременность оказания медицинской помощи правильность выбора методов профилактики диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи степень достижения запланированного результата ст. 2 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

ДОСТУПНОСТЬ И КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ОБЕСПЕЧИВАЮТСЯ организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; наличием необходимого количества медицинских работников, уровнем их квалификации; возможностью выбора медицинской организации и врача в соответствии с настоящим Федеральным законом; применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; ст. 10 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

ДОСТУПНОСТЬ И КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ОБЕСПЕЧИВАЮТСЯ установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, включая инвалидов и другие группы населения с ограниченными возможностями передвижения; возможностью беспрепятственного и бесплатного использования медицинским работником средств связи или транспортных средств для перевозки пациента в ближайшую медицинскую организацию в случаях, угрожающих его жизни и здоровью. ст. 10 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

ПОРЯДКИ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ И СТАНДАРТЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ Медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. ст. 37 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Государственная программа развития здравоохранения Российской Федерации ( ; ) Следует совершенствовать и развивать систему стандартизации медицинских услуг, в первую очередь – за счёт массового внедрения порядков оказания медицинской помощи; вводить в практику порядки, связанные с организацией медицинской и медико-социальной реабилитации и санаторно-курортного лечения, определять и совершенствовать перечень медицинских показаний и противопоказаний для медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения. Получение новых результатов исследований, новых методик, измерений, введение новых врачебных специальностей могут и должны учитываться при управлении нормативной базой (порядками) и являться основанием для пересмотра порядков.

Перспективы развития 95 инновационных технологий не входят в программу государственных гарантий новые дорогостоящие технологии - модельные эксперименты - департамент стратегического моделирования – в стандарт по нозологической форме, внедряли новые технологии, изымали старые - сильное удорожание стандарта добавление денег в программу госгарантий экономия внутри системы - с 2012 года разработали новые методы финансирования мед. помощи КСГ (аналог международных) - 60 млрд. экономии, по сравнению с валовыми отчислениями система Семашко не соответствует современным требованиям, «0» уровень реабилитация и паллиативная помощь

ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ Разрабатывается по отдельным видам медицинской помощи, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя: этапы оказания медицинской помощи; правила организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача); стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений; рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений; иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи. ст. 37 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

По результатам проработки действующих порядков оказания медицинской помощи Минздравом России был проведен следующий объем мероприятий: 35 порядков оказания медицинской помощи, которые не соответствовали положениям Федерального закона 323-ФЗ и нуждались в связи с этим в признании утратившими силу, были актуализированы; 15 порядков оказания медицинской помощи были разработаны и приняты Минздравсоцразвития России после вступления в силу вышеуказанных положений Федерального закона 323-ФЗ и не нуждались в изменениях либо признании утратившими силу; также Минздравом России были разработаны 10 новых порядков оказания медицинской помощи. 22 Федеральный закон от 21 ноября 2011 года 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Министерство здравоохранения Российской Федерации

1. По видам оказания медицинской помощи приказами Минздравсоцразвития России и Минздрава России утверждены порядки оказания медицинской помощи: по первичной медико- санитарной, специализированной, высокотехнологичной, скорой медицинской помощи, медицинской реабилитации, паллиативной медицинской помощи; 2. По профилям оказания медицинской помощи приказами Минздравсоцразвития России утверждено 39 порядков оказания медицинской помощи; 3. По заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) приказами Минздравсоцразвития России утверждены 15 порядков оказания медицинской помощи. 23 Порядки оказания медицинской помощи Министерство здравоохранения Российской Федерации

В настоящее время утверждены 60 порядков оказания медицинской помощи по ее «профилям», видам медицинской помощи, заболеваниям или состояниям, которые прошли государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации и являются обязательными для исполнения с 1 января 2013 года на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями. Все порядки были разработаны совместно с главными внештатными специалистами Министерства здравоохранения Российской Федерации, размещены на официальном сайте Минздрава России. и в настоящее время проходят процедуру государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации. 24 Порядки оказания медицинской помощи Министерство здравоохранения Российской Федерации

СТАНДАРТ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ Разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения: медицинских услуг; зарегистрированных на территории РФ лекарственных препаратов (с указанием средних доз); медицинских изделий, имплантируемых в организм человека; компонентов крови; видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания; иного исходя из особенностей заболевания (состояния). ст. 37 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

СТАНДАРТ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ Назначение и применение не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи: лекарственных препаратов, медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания компонентов крови; допускаются в случае: наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям), по решению врачебной комиссии. ст. 37 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

В 2012 году приказами Минздрава России утверждены 775 стандартов оказания медицинской помощи. Работа над стандартами оказания медицинской помощи в Министерстве проводилась в течение 3-х лет. За последние 5 месяцев 2012 г. в ходе подготовки проектов приказов по утверждению стандартов оказания медицинской помощи совместно с Минюстом России вырабатывались единые подходы к требованиям по оформлению данных приказов. Экспертными профильными группами под руководством главных внештатных специалистов министерства были пересмотрены ранее разработанные стандарты оказания медицинской помощи, устранены дублирующие положения об услугах и моделях, спорных позициях, особенно в отношении лекарственных препаратов. 27 Федеральный закон от 21 ноября 2011 года 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Проведен анализ распределения стандартов оказания медицинской помощи по классам Международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ – 10) с учетом охвата наиболее часто встречающихся по статистике заболеваний и определяющих высокие показатели заболеваемости согласно данным отчетных статистических форм. Разработанные стандарты оказания медицинской помощи позволяют обеспечить лечение в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи при заболеваниях, определяющих более 85% случаев от общей заболеваемости населения. Часть стандартов оказания медицинской помощи объединяют несколько кодов МКБ – 10. В дальнейшем работа по стандартизации оказания медицинской помощи продолжится, а также началась работа по созданию национальных клинических протоколов. 28 Стандарты оказания медицинской помощи

Разработанные стандарты оказания медицинской помощи прошли экспертную оценку в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования с целью определения финансово- экономической составляющей. По заключению ФФОМС финансовое обеспечение части стандартов значительно превышает средние нормативы затрат на один койко- день в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в рамках ОМС. Учитывая переходный период гг., в течение которого сохранится бюджетно-страховая модель оплаты медицинской помощи. В настоящее время прорабатывается вопрос механизмов финансирования ресурсоемких стандартов оказания медицинской помощи 29 Федеральный закон от 21 ноября 2011 года 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

С 2013 года оплата за оказание медицинской помощи производится в рамках обязательного медицинского страхования с учетом стандартов оказания медицинской помощи, а в случае отсутствия стандарта оказания медицинской помощи по какому-либо заболеванию, оплата по системе обязательного медицинского страхования проводится по среднему профильному тарифу. С целью оценки эффективности внедрения и применения стандартов оказания медицинской помощи в году проводится мониторинг применения стандартов оказания медицинской помощи по услугам. 30 Стандарты оказания медицинской помощи

Министерством здравоохранения Российской Федерации была проведена работа по формированию клинико-статистических групп (КСГ) для перехода на оплату по системе КСГ (DRG). Разработаны рекомендации по определению способов оплаты медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий на основе групп заболеваний, в том числе клинико-статистических групп болезней (КСГ). Письмом Минздрава России от г. 14-6/10/ в субъекты РФ для использования в работе были направлены рекомендации «Способы оплаты медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий на основе групп заболеваний, в том числе клинико-статистических групп болезней (КСГ)» Письмом Минздрава России от 30 апреля 2013 г. 13-2/10/ о применении стандартов и порядков оказания медицинской помощи определена возможность установления нормативно-правовыми актами субъекта Российской Федерации этапов (уровней) оказания медицинской помощи по стандарту с учетом территориальных особенностей 31 Стандарты оказания медицинской помощи

В ходе проверок 60-ти субъектов Российской Федерации, которые Министерство провело за 2012 год в рамках организации работы по контролю за соблюдением субъектами Российской Федерации исполнения мероприятий региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации приоритетного национального проекта «Здоровье», осуществлялась в том числе оценка готовности медицинских организаций субъектов Российской Федерации к выполнению федеральных порядков и стандартов оказания медицинской помощи. Комиссиями Министерства проводились встречи с руководителями органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и трудовыми коллективами медицинских организаций, на которых обсуждались в том числе вопросы, связанные с внедрением и применением порядков и стандартов оказания медицинской помощи. 32 Стандарты оказания медицинской помощи

Модернизация учреждений здравоохранения позволила внедрить 98 стандартов медицинской помощи при заболеваниях, являющихся основными причинами высокой смертности и заболеваемости по профилям: кардиология, пульмонология, онкология, гастроэнтерология, гематология, педиатрия и другие. Стандарты внедрены в 3537 больничных учреждениях (80 % от участвующих в системе ОМС) – в среднем более 20 стандартов в каждом субъекте Российской Федерации. Лечение по стандартам получили более 12,3 млн. пациентов. 33 Стандарты оказания медицинской помощи

Основное внимание при проверках: стандарт оснащения, соблюдение маршрутизации На основе внедренных стандартов используя методику оплаты по системе КСГ сформирована программа государственных гарантий (процесс постоянно актуализируется) С 2012 года ведется работа по разработке единых национальных клинических протоколов (в настоящий момент – 400, в течении 2 лет около 1500) Протоколы будут видоизменяться с учетом новых технологий и пересчитываться в стандартах Актуализируется затратная сумма на программу государственных гарантий 34 Внедрение стандартов и порядков в регионах

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Контроль качества и безопасности медицинской деятельности относится к контрольным мероприятиям в сфере охраны здоровья и осуществляется в следующих формах: государственный контроль; ведомственный контроль; внутренний контроль. ст. 87 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ соблюдение требований к осуществлению медицинской деятельности, установленных законодательством Российской Федерации; определение показателей качества деятельности медицинских организаций; соблюдения объема, сроков и условий оказания медицинской помощи, контроля качества медицинской помощи фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями; создание системы оценки деятельности медицинских работников, участвующих в оказании медицинских услуг; создание информационных систем в сфере здравоохранения, обеспечивающих в том числе персонифицированный учет при осуществлении медицинской деятельности ст. 87 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Федеральный закон от 21 ноября 2011 года 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» 37 Контроль качества и безопасности медицинской деятельности Статья 88. Государственный контроль Статья 89. Ведомственный контроль качества Статья 90. Внутренний контроль

Статья 88. Государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности Государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется органами государственного контроля в соответствии с их полномочиями. 2. Государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется путем: 1) проведения проверок соблюдения органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, медицинскими организациями и фармацевтическими организациями прав граждан в сфере охраны здоровья; 2) Осуществления лицензирования медицинской деятельности; 3) проведения проверок соблюдения медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; 4) проведения проверок соблюдения медицинскими организациями порядков проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований; 5) проведения проверок соблюдения медицинскими организациями безопасных условий труда, требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации (уничтожению); 6) проведения проверок соблюдения медицинскими работниками, руководителями медицинских организаций, фармацевтическими работниками и руководителями аптечных организаций ограничений, применяемых к ним при осуществлении профессиональной деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом; 7) проведения проверок организации и осуществления ведомственного контроля и внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности органами и организациями, указанными в части 1 статьи 89 и в статье 90 настоящего Федерального закона. 3. Порядок организации и проведения государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 88 Федерального закона от 21 ноября 2011 года 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности» 1152 от Порядок организации и проведения государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности устанавливается Правительством Российской Федерации.

Задачи государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности 40 Предупреждение Выявление Пресечение Принятие предусмотренных законодательством мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения обязательных требований Нарушения органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, а также осуществляющими медицинскую и фармацевтическую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями требований к обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности, установленных законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан

Статья 89 Федерального закона от 21 ноября 2011 года 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Приказ Минздрава России от N 1340 н "Об утверждении порядка организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности« (Зарегистрировано в Минюсте России N 28631) 41 Порядок организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Предмет проверок в рамках ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности 42 Соблюдение порядков и стандартов мед. помощи Соблюдение работниками установленных ограничений при осуществлении проф.деятельности Соблюдение безопасных условий труда, требований по безопасному применению, эксплуатации и утилизации мед. изд.

Задачи ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности 43 1.предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований к обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности, установленных законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан; 2. принятие мер по пресечению и (или) устранению последствий и причин нарушений, выявленных в рамках государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности; 3. обеспечение качества медицинской помощи, оказываемой в медицинских организациях, подведомственных органам исполнительной власти; 4. определение показателей качества деятельности подведомственных органов и организаций; 5. контроль соблюдения объемов, сроков и условий оказания медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных органам исполнительной власти; 6. создание системы оценки деятельности медицинских работников, участвующих в оказании медицинских услуг.

Статья 90 Федерального закона от 21 ноября 2011 года 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности Органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в порядке, установленном руководителями указанных органов, организаций. 44

Приказ Департамента здравоохранения города Москвы от 16 августа 2013 г. N 820 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Целью внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности является обеспечение прав пациентов на получение необходимого объема и надлежащего качества медицинской помощи в медицинских организациях в соответствии с установленными порядками оказания и стандартами медицинской помощи. 45

Приказ Департамента здравоохранения города Москвы от 16 августа 2013 г. N 820 В медицинской организации контроль качества осуществляется на трех уровнях: На первом уровне контроль качества проводится заведующим структурным подразделением медицинской организации путем оценки конкретных случаев оказания медицинской помощи. На втором уровне контроль качества осуществляется заместителем руководителя медицинской организации путем проведения контроля качества случаев оказания медицинской помощи первого уровня, оценки конкретных случаев оказания медицинской помощи. На третьем уровне врачебной комиссией медицинской организации проводится контроль качества наиболее сложных и конфликтных ситуаций, требующих комиссионного рассмотрения, вырабатывается и принимается решение по дальнейшей тактике ведения пациента, о профессиональном, должностном соответствии медицинских работников и другим вопросам. 46

ВРАЧЕБНАЯ КОМИССИЯ 1. Врачебная комиссия состоит из врачей и возглавляется руководителем медицинской организации или одним из его заместителей. 2. Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента.

ВРАЧЕБНАЯ КОМИССИЯ 5. Врачебная комиссия создается на основании приказа руководителя медицинской организации. 6. В зависимости от поставленных задач, особенностей деятельности медицинской организации по решению руководителя медицинской организации в составе врачебной комиссии могут формироваться подкомиссии. 7. Положение о врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии), регламентирующее цели, задачи и функции врачебной комиссии (ее подкомиссий), порядок работы, учета и представления отчетности по итогам деятельности, и состав врачебной комиссии (ее подкомиссий) утверждаются руководителем медицинской организации. Контроль за деятельностью врачебной комиссии и ее подкомиссий осуществляет руководитель медицинской организации.

ФУНКЦИИ ВРАЧЕБНОЙ КОМИССИИ 4.1. принятие решений по вопросам профилактики, диагностики, лечения, медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения граждан в наиболее сложных и конфликтных ситуациях, требующих комиссионного рассмотрения; 4.2. определение трудоспособности граждан; 4.3. продление листков нетрудоспособности в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; 4.4. принятие решения по вопросу о направлении пациента на медико-социальную экспертизу в соответствии с законодательством Российской Федерации; 4.5. проведение экспертизы профессиональной пригодности некоторых категорий работников;

ФУНКЦИИ ВРАЧЕБНОЙ КОМИССИИ проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда; 4.6. оценка качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов; 4.7. принятие решения о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям): не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи; по торговым наименованиям; 4.9. оценка соблюдения в медицинской организации установленного порядка ведения медицинской документации;

ФУНКЦИИ ВРАЧЕБНОЙ КОМИССИИ организация и проведение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (по решению руководителя медицинской организации); взаимодействие в работе по вопросам, относящимся к компетенции врачебной комиссии, с территориальными фондами обязательного медицинского страхования, региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации, территориальными органами Росздравнадзора и Роспотребнадзора, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, со страховыми медицинскими организациями, иными органами и организациями; рассмотрение обращений (жалоб) по вопросам, связанным с оказанием медицинской помощи граждан в медицинской организации;

Решение Верховного Суда РФ от 12 февраля 2013 г. N АКПИ Обращение в Верховный Суд с заявлением о признании недействующими пункта 4.1 Порядка в части наделения врачебной комиссии медицинской организации полномочиями по принятию решений по вопросам диагностики граждан, ссылаясь на его противоречие части 5 статьи 63 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Экспертиза связи заболевания с профессией проводится специализированной медицинской организацией, по результатам экспертизы выносится медицинское заключение о наличии или об отсутствии профессионального заболевания) Полномочия врачебной комиссии медицинской организации ограничиваются перечнем работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность указанной медицинской организации, на которые данной медицинской организацией в установленном порядке получена лицензия. Пункт 4.1 Порядка деятельности врачебной комиссии признан не противоречащим действующему законодательству, поскольку не наделяет врачебную комиссию любой медицинской организации правом проводить экспертизу связи заболевания с профессией

Направления развития МЗ хочет взять на себя согласование территориальных программ государственных гарантий следующий этап управления - вертикальный контроль и надзор и расширение этого направления служба Росздравнадзора непосредственно выносит предписания (не направляя в прокуратуру) министры региональные обязательно рассматриваются через МЗ РФ за здравоохранение в регионе отвечает губернатор - показатели эффективности работы губернаторов завязаны на здравоохранение

КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ МЕДИЦИНСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПОРЯДКОВ И СТАНДАРТОВ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ 54

Нормативные правовые акты, регламентирующие исполнение функции по осуществлению контроля за соблюдением медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи. Федеральный закон от ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; Федеральный закон от ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; Федеральный закон от ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; Федеральный закон от ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»; Постановление Правительства Российской Федерации от «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»; Постановление Правительства Российской Федерации от «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения; Постановление Правительства Российской Федерации от «Об утверждении Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности»; Постановление Правительства Российской Федерации от «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» (только порядков); - приказ Минздравсоцразвития России от «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по субъекту Российской Федерации (управлении Росздравнадзора по субъекту Российской Федерации); - нормативные акты Минздрава России, регламентирующие порядки и стандарты оказания медицинской помощи. 55

Основанием для плановой проверки является истечение трех лет со дня: 1) государственной регистрации проверяемого субъекта; 2) окончания проведения последней плановой проверки проверяемого субъекта. В отношении видов деятельности, перечень которых установлен постановлением Правительства Российской Федерации от «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью», плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. 56

Основанием для проведения внеплановой проверки является: 1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами; 2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, б) причинение вреда жизни, здоровью граждан; 3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. 57

Регламентация территориального планирования первичной медико-санитарной помощи, госпитализации пациентов в медицинские организации - маршрутизацию, медицинскую эвакуацию. (рассматривается применительно к объекту проверки) Оценка организации медицинской помощи ( Нормативные акты субъекта Российской Федерации). Список внедряемых стандартов оказания медицинской помощи в медицинских организациях Внедрение порядков оказания медицинской помощи. Определение вида, профиля, уровня медицинской помощи для каждой медицинской организации участвующей в реализации ПГГ в структуре трёхуровневой системы 58

- устав медицинской организации; - лицензия на осуществление медицинской деятельности; - утверждённая структура медицинской организации в соответствии с порядком (порядков – для многопрофильных медицинских организаций) оказания медицинской помощи; - приказ о назначении руководителя медицинской организации; - положения о структурных подразделениях в соответствии с порядками оказания медицинской помощи; - должностные инструкции медицинского персонала; - нормативные документы медицинской организации регулирующие: объем помощи в соответствии с региональной программой государственных гарантий (доступность на стендах для пациентов), порядок госпитализации (для стационарных учреждений), стандарты оказания медицинской помощи; - нормативные документы медицинской организации, регулирующие внутренний контроль качества оказания медицинской помощи, систему распределения стимулирующих выплат с учётом качества лечения (эффективный контракт); КОНТРОЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 59

рассмотрение и анализ жалоб граждан, связанных с оказанием им медицинской помощи, в том числе содержащих сведения о непредставлении информации о возможности оказания медицинских услуг, наличии лекарственных препаратов и медицинских изделий, включенных в стандарт медицинской помощи, и т.д.; осмотр используемых при осуществлении медицинской деятельности зданий, строений, сооружений, помещений и территорий и право использования; внутренний распорядок работы учреждения; графики учета рабочего времени по структурным подразделениям; состав и квалификация медицинских бригад осуществляющих медицинскую помощь в течение суток и сравнить с фактическим графиком работы. КОНТРОЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 60

- нормативный акт, утверждающий систему дистанционного консультирования и перевода в вышестоящее учреждение (включая транспорт и бригады для медицинской эвакуации, специализированной скорой помощи); - документы медицинской организации по направлению пациентов на высокотехнологичные методы лечения; - материалы по работе врачебной комиссии ( «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии») -разработку мер для повышения качества лечебно-диагностической работы и снижения летальности -участие и проведение мероприятий по повышению квалификации персонала в вопросах диагностики, лечения и оказания медицинской помощи больным; -освоение и внедрение в практику новых эффективных методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных; - проведение просветительской работы с больными по вопросам профилактики сердечно-сосудистых заболеваний и др.; -ведение учётной и отчётной документации, предоставление отчётов о деятельности в установленном порядке, сбор данных для регистров, ведение которых предусмотрено законодательством. - условия хранения лекарственных средств, медицинских изделий и пр. 61

Осмотр используемых при осуществлении медицинской деятельности зданий, строений, сооружений, помещений и территорий Соответствие: набору помещений предъявляемых порядками оказания медицинской помощи Санитарным правилам и нормам (Сан ПиН) «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». При выявлении несоответствия данные передаются в Роспотребнадзор. 62

Оценка исполнения стандарта оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений. Оборотная ведомость по основным средствам (перечень оборудования, имеющегося на балансе медицинской организации или находящегося в пользовании на другом законном основании). Стандарт оснащения фиксируется по каждому структурному подразделению (инвентарные номера). Для контроля за оборотом медицинских изделий (наименование в соответствие с Госреестром) могут быть запрошены следующие документы: а) регистрационные удостоверение ( и дата выдачи); б) серийный номер и год выпуска; в) техническое обслуживание медицинской техники (оборудования): - наличие в штате инженера; - наличие договора на техническое обслуживание (наименование организации (или ИП), лицензии и дата выдачи, договора, дата окончания действия договора, дата акта технического обслуживания данного медицинского изделия); - данные о поверке средств измерений медицинского назначения (дата, свидетельства, наименование органа метрологического контроля, дата проведения последней поверки); - для рентгенологического (рентгенорадиологического) медицинского изделия (санитарно- эпидемиологическое заключение о соответствии рентгенологического (рентгенорадиологического) помещения санитарным правилам (Роспотребнадзор), и дата). 63

Оценка выполнения, рекомендуемых штатных нормативов медицинской организации, ее структурных подразделений. штатное расписание на текущий год утверждённое руководителем медицинской организации (необходимо сопоставление штатного расписания с утвержденными нормативами штатной укомплектованности, с учётом функциональных обязанностей); сведения об укомплектованности физическими лицами, занятость; трудовые договора, должностные инструкции; профессиональное образование врачей занимающих должности и сравнить с рекомендованными в порядке оказания медицинской помощи. При проведении контрольных мероприятий по данному разделу особое внимание уделяется отсутствию персонала, без которого выполнение лицензионных условий невозможно. 64

Возможность реализации стандарта оказания медицинской помощи в учреждении Сопоставить требование стандарта оказания медицинской помощи и возможностей учреждения, в том числе с привлечением сторонних организаций. Ассортимент лекарственных препаратов, имплантируемых медицинских изделий внесенных в стандарт медицинской помощи, особенно для ургентной помощи. Медицинские организации внедрившие стандарты должны соответствовать стандарту лечебно-диагностических услуг и с частотой предоставления менее 1 (единицы) Тариф на оплату медицинских услуг должен обеспечить при необходимости пациенту весь комплекс предусмотренных стандартом лечебно-диагностических услуг с усредненной частотой предоставления менее единицы. 65

При анализе первичной медицинской документации : - обоснованность назначения медицинских услуг, имеющих усредненную частоту предоставления менее 1, а также полноты выполнения медицинских услуг с усредненной частотой предоставления 1; - обоснованность и полноты назначения лекарственных препаратов, имплантируемых в организм человека медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания (частота предоставления менее 1) В обоснованиях учитываются следующие моменты: а) для методов диагностики: чувствительность, специфичность, прогностическая ценность, безопасность метода диагностики и другие; б) для методов лечения: действенность, эффективность, безопасность метода и другие. 66

При оценке выбора конкретных лекарственных препаратов и схем терапии: а) существует ли обоснованная потребность в использовании данного лекарственного средства. В случаях назначения препарата, не входящего в стандарт оказания медицинской помощи, по решению врачебной комиссии имеются ли достаточные основания считать этот препарат эффективным для данного пациента; б) имеются ли похожие по своим клиническим эффектам препараты в этом списке (терапевтическая эквивалентность - разные препараты обладают близким терапевтическим действием); в) является ли препарат достаточно безопасным для лечения данного больного, возможна ли его замена на более безопасный способ лечения. 67

ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ Экспертиза качества медицинской помощи проводится в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата. Критерии оценки качества медицинской помощи формируются по группам заболеваний или состояний на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Экспертиза качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования, проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании. Экспертиза качества медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования, осуществляется в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. ст. 64 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ Экспертиза качества медицинской помощи - выявление нарушений в оказании медицинской помощи, в том числе оценка правильности выбора медицинской технологии, степени достижения запланированного результата и установление причинно-следственных связей выявленных дефектов в оказании медицинской помощи. ст. 40 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ»

ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ Экспертиза качества медицинской помощи проводится экспертом качества медицинской помощи, включенным в территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи. Экспертом качества медицинской помощи является врач - специалист, имеющий высшее профессиональное образование, свидетельство об аккредитации специалиста или сертификат специалиста, стаж работы по соответствующей врачебной специальности не менее 10 лет и прошедший подготовку по вопросам экспертной деятельности в сфере обязательного медицинского страхования. Федеральный фонд, территориальный фонд, страховая медицинская организация для организации и проведения экспертизы качества медицинской помощи поручают проведение указанной экспертизы эксперту качества медицинской помощи из числа экспертов качества медицинской помощи, включенных в территориальные реестры экспертов качества медицинской помощи. ст. 40 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ»

Показатели Количество ЭКМП Темати- ческие %51%31%58%78%75%9%6,4% Динамика показателей деятельности СМО

Медико-экономический контроль (МЭК) Медико-экономическая экспертиза (МЭЭ) Экспертиза качества медицинской помощи (ЭКМП) Организация контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (статьи 40-42) Приказ ФОМС от 1 декабря 2010 г. 230 «Об утверждении порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию» (в редакции от 16 августа 2011 г. 144)

Медико-экономический контроль Медико-экономический контроль - установление соответствия сведений об объемах оказанной медицинской помощи застрахованным лицам на основании предоставленных к оплате медицинской организацией реестров счетов условиям договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, территориальной программе ОМС, способам оплаты медицинской помощи и тарифам на оплату медицинской помощи. 873 млн. счетов 27 млн. счетов

Медико-экономическая экспертиза Медико-экономическая экспертиза - установление соответствия фактических сроков оказания медицинской помощи, объема предъявленных к оплате медицинских услуг записям в первичной медицинской документации и учетно-отчетной документации медицинской организации. Плановая Целевая Объем от числа принятых к оплате счетов не менее: в стационаре - 8%; в дневном стационаре - 8%; при оказании амбулаторно- поликлинической помощи - 0,8 %; при оказании скорой помощи вне медицинской организации – 3 %. В случаях: - повторных обращений по поводу одного и того же заболевания; - заболеваний с удлиненным или укороченным сроком лечения бо- лее чем на 50 % от установленного; - получения жалоб от пациента.

Экспертиза качества медицинской помощи Экспертиза качества медицинской помощи - выявление нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценка своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата. Плановая Целевая Объем от числа законченных случаев лечения не менее: в стационаре – 5 %; в дневном стационаре – 3 %; при оказании амбулаторно- поликлинической помощи - 0,5 %; при оказании скорой помощи вне медицинской организации – 1,5%. В случаях: получения жалоб от пациента; летальных исходов; внутрибольничного инфицирования; первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста и детей.

Досудебная защита прав в 2013 году Сумма возмещения на 1 случай: 3,5 тыс. руб. Количество случаев, разрешённых в досудебном порядке: 25 тыс. случаев, в том числе 4,5 тыс. с материальным возмещением

Судебная защита прав в 2013 году 300 дел рассмот- рено Сумма возмещения на 1 случай: 74,0 тыс. руб. 223 дела удовлетво- рено 20 млн. рублей возмещено

ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 28 июня 2012 г. N 17 О РАССМОТРЕНИИ СУДАМИ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ ПО СПОРАМ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ к отношениям по предоставлению гражданам медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями в рамках добровольного и обязательного медицинского страхования, применяется законодательство о защите прав потребителей; при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Критерии качества медицинской помощи - это не критерии исхода медицинской помощи (низкая информативность) процессуальные критерии (получение или неполучение конкретных действий мед. работника, которые влияют на исход заболевания, если эти действия не выполнены - это дефект) временные критерии (соответствие терапевтическим окнам - своевременность оказания помощи) возможность профилактировать нежелательные последствия медицинского вмешательства (осложнения, внутрибольничные инфекции и др.) 79 Внедрение системы управления качеством медицинской помощи

Внедрение системы управления качеством медицинской помощи потребует внедрения единой электронной медицинской карты (при тотальной информатизации - в электронную карту будут срыто погружены разработанные критерии качества) По каждому пролеченному случаю будет просчитан интегративный показатель качества, на этом основании каждый месяц по отделению будет просчитываться усредненный интегративный показатель качества. Важно иметь критерии качества (отдельные для каждой КСГ), на основе такого подхода удастся замкнуть "петлю качества" - усредненный интегративный показатель передается в ТФОМС, в зависимости от этого формируется фонд оплаты труда (стимулирующие выплаты) - впервые Великобритания и Австралия 80 Внедрение системы управления качеством медицинской помощи

Приказ Минздрава России 810-а от 31 октября 2013 года «Об организации работы по формированию независимой системы оценки качества работы государственных (муниципальных) учреждений, оказывающих услуги в сфере здравоохранения» Приказом Минздрава России утверждены методические рекомендации по проведению независимой оценки качества работы государственных (муниципальных) учреждений, оказывающих услуги в сфере здравоохранения Методические рекомендации обеспечат единый подход к формированию независимой системы оценки качества работы медицинских организаций. Независимая оценка качества работы медицинских организаций будет проводиться в соответствии с едиными показателями, установленными в методических рекомендациях. Не реже раза в год составляются рейтинги, которые формируются в соответствии с принципами открытости, публичности, добровольности участия общественных объединений, независимости мнений граждан и экспертов. 81

Приказ Минздрава России 810-а от 31 октября 2013 года «Об организации работы по формированию независимой системы оценки качества работы государственных (муниципальных) учреждений, оказывающих услуги в сфере здравоохранения» Участниками независимой оценки являются: общественные советы при органах государственной власти, федеральные, государственные, бюджетные и казенные медицинские организации, попечительские (общественные и наблюдательные) советы медицинских организаций, рейтинговые агентства, средства массовой информации и другие. В регионах проведение независимой оценки качества работы медицинских учреждений организует региональный орган государственной власти в сфере здравоохранения. Он же формирует Общественный совет. Также новым документом утверждены формы анкет-опросников для пациентов, получающих услуги медицинских организаций и формы планов мероприятий по улучшению качества работы медицинской организации. 82

Минздравом России утверждена структура электронной медицинской карты Документ является методологической базой, на основе которой действовать все медицинские системы в регионах В документе сформулированы требования к структуре электронной медицинской карты и электронной персональной медицинской записи, как элементу электронной медицинской карты Электронная карта включает 15 разделов, каждый из которых состоит из подпунктов (например, раздел «Заболевания и осложнения» содержит такие поля, как «Тип диагноза», «Статус лечения», «Вид заболевания», «Характер заболевания» и т.д.) Обмен электронными медицинскими картами между медицинскими учреждениями регионов будет осуществляться через федеральный Центр обработки данных Минздрава России На основе этих данных будут предоставлены такие онлайн-сервисы, как Личный кабинет пациента, где будут храниться различные направления и сведения об оказанных услугах, справки, больничные листы, рецепты и т.д. 83

Минздравом России утверждена структура электронной медицинской карты «Изложенные в документе требования являются обязательными для реализации регионами в медицинских информационных системах. Настроить информационные системы под единый формат они должны будут до апреля следующего года», - комментирует директор Департамента информационных технологий и связи Роман Ивакин. В соответствии с федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан» будет издан приказ Минздрава России, который определит механизм актуализации структуры медицинской карты и урегулирует вопросы, связанные с ее реализацией в информационных системах медицинских учреждений в регионах, но при этом не приведет к их замене. Документ направлен на унификацию информационного обмена, дальнейшее развитие медицинских информационных систем разных производителей и оптимизацию медицинской документации, используемой в сфере здравоохранения». Документ «Основные разделы электронной медицинской карты» в настоящее время направлен в регионы для реализации в медицинских информационных системах. 84

Государственная программа развития здравоохранения Российской Федерации ( ; ) В области информатизации необходимо создание, модернизация и реформирование информационной структуры отрасли здравоохранения. В этом направлении необходимо добиваться сквозного структурирования информационных и понятийных классификаторов, упорядочивания информационных потоков.

РАБОЧИЕ СТОЛЫ РЕЕСТР ЛС РЕГИСТРЫ УЧЕНЫЙ ПРОЦЕСС ИАС МИНЗДРАВА РФ ОТЧЕТЫ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ БИБЛИОТЕКА ЭЛЕКТРОННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО ВРАЧА

87 КОЛИЧЕСТВО СУБЪЕКТОВ, ИНТЕГРИРОВАННЫХ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ СЕРВИСОМ ВЕДЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ КАРТЫ 2013

88 В медицинских организациях 80 субъектах Российской Федерации обеспечена возможность ведения электронной медицинской карты ФАКТИЧЕСКОЕ КОЛИЧЕСТВО СУБЪЕКТОВ, ИНТЕГРИРОВАННЫХ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ СЕРВИСОМ ВЕДЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ КАРТЫ Для всех субъектов Российской Федерации обеспечена возможность интеграции с федеральным сервисом ведения электронной медицинской карты В настоящее время от 31 субъекта Российской Федерации поступили заявки на интеграцию с федеральным сервисом ведения электронной медицинской карты: 1. Белгородская область 12. Ставропольский край 23. Республика Алтай 2. Владимирская область 13. Республика Дагестан 24. Республика Бурятия 3. Воронежская область 14. Краснодарский край 25. Иркутская область 4. Ростовская область 15. Республика Карелия 26. Кемеровская область 5. Республика Адыгея 16. Санкт-Петербург 27. Алтайский край 6. Ненецкий автономный округ 17. Республика Мордовия 28. Забайкальский край 7. Волгоградская область 18. Чувашская Республика 29. Амурская область 8. Калужская область 19. Нижегородская область 30. Тамбовская область 9. Костромская область 20. Ульяновская область 31. Тюменская область 10. Смоленская область 21. Курганская область 11. Ханты-Мансийский автономный округ 22. Республика Саха (Якутия) В настоящее время от 31 субъекта Российской Федерации поступили заявки на интеграцию с федеральным сервисом ведения электронной медицинской карты: 1. Белгородская область 12. Ставропольский край 23. Республика Алтай 2. Владимирская область 13. Республика Дагестан 24. Республика Бурятия 3. Воронежская область 14. Краснодарский край 25. Иркутская область 4. Ростовская область 15. Республика Карелия 26. Кемеровская область 5. Республика Адыгея 16. Санкт-Петербург 27. Алтайский край 6. Ненецкий автономный округ 17. Республика Мордовия 28. Забайкальский край 7. Волгоградская область 18. Чувашская Республика 29. Амурская область 8. Калужская область 19. Нижегородская область 30. Тамбовская область 9. Костромская область 20. Ульяновская область 31. Тюменская область 10. Смоленская область 21. Курганская область 11. Ханты-Мансийский автономный округ 22. Республика Саха (Якутия)

КОЛИЧЕСТВО ЗАПИСАВШИХСЯ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ 2013

90 С момента ввода в эксплуатацию сервиса «Запись на прием к врачу в электронном виде» 1 декабря 2012 г. по настоящее время общее количество записей на прием к врачу в электронном виде составляет ФАКТИЧЕСКОЕ КОЛИЧЕСТВО ЗАПИСАВШИХСЯ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ

ОПРОС ГРАЖДАН ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СЕРВИСА «ЭЛЕКТРОННАЯ ЗАПИСЬ НА ПРИЕМ К ВРАЧУ» (ВСЕГО ПРОГОЛОСОВАЛО 5 924)

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!