Комментарий к тексту и аргументация. Типичные ошибки Урок 2. АВТОР – СОСТАВИТЕЛЬ – СОЛНЦЕВА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ШКОЛА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. Последовательность действий 1. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о чём или о ком говорится.
Advertisements

внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
Первый этап – внимательно прочитайте текст. Второй этап – формулировка проблемы (вопрос, который решает автор)
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ ЗАДАНИЕ С Консультацию для учащихся 11 класса и их родителей подготовила БЕЛАЯ ЛИДИЯ НИКОЛАЕВНА. БИОКОМБИНАТ, 2010 г.
Подготовка к ЕГЭ. Задание 25. (Сочинение. Максимум – 23 балла). Дорогу осилит идущий.
Задание С. Иллюстрации к аргументам Урок 2 АВТОР – СОСТАВИТЕЛЬ – СОЛНЦЕВА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ШКОЛА 34, Г. КАЗАНЬ.
ЕГЭ по русскому языку: как писать сочинение Задание С.
ЕГЭ. Сочинение- рассуждение Работу выполнила Морозова Наталья Терентьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Павловская сош»
ЕГЭ Алгоритм работы с текстом (часть С). 1. Внимательно читаем текст и определяем тип и стиль речи. Типы речи : повествование описание рассуждение Стили.
Методика подготовки к ЕГЭ. Написание сочинения.. Этапы работы: 1) ознакомление учащихся с требованиями к сочинению и критериями его проверки; 2) поэтапный.
Как прокомментировать проблему? Готовимся к ЕГЭ Презентация выполнена учителем русского языка и литературы Васьковой Ольгой Валерьевной.
Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования. Категории проблем. 1. Философские проблемы (затрагивают.
Подготовка к единому государственному экзамену Подготовка к выполнению части С: написание сочинения – рассуждения Подготовка к выполнению части С: написание.
ОБУЧЕНИЕ СОЧИНЕНИЮ- РАССУЖДЕНИЮ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. РАЗМЫШЛЕНИЯ ПОСЛЕ ЭКЗАМЕНОВ.
Подготовила: учитель русского языка и литературы учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 54» г. Курска Позднякова А.В. Позднякова А.В.
ЕГЭ ( С ) Пишем СОЧИНЕНИЕ 2 УРОК. Задание С Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором (рассказчиком) текста (избегайте чрезмерного.
Мастер - класс. " Подготовка к ЕГЭ. Пишем сочинение, используя речевые клише "
План сочинения 1.Вступление. 2.Основная часть: - К1 формулировка проблемы; -К2 комментарий к проблеме текста; -К3 способы отражения авторской позиции;
Формулировка задания: Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте.
Транксрипт:

Комментарий к тексту и аргументация. Типичные ошибки Урок 2. АВТОР – СОСТАВИТЕЛЬ – СОЛНЦЕВА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ШКОЛА 34, Г. КАЗАНЬ

Задание С. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования)

Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный и читательский опыт (учитываются первые три аргумента)

Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, описанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста, в комментариях нет.

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована, но допущено не более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста.

Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована,

допущено более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста;

прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема;

в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента;

В качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста.

Комментарий к проблеме – это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы текста, её толкование.

Комментарий выделенной проблемы показывает, насколько глубоко и полно ученик понял эту проблему, сумел увидеть ее аспекты, намеченные автором, сумел проследить за ходом авторской мысли.

Можно выделить два типа комментария. 1. Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы.

Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов: Как, на каком материале автор раскрывает проблему? На чем заостряет внимание? Почему? Какие имена (факты, события) упоминает автор? Для чего ?

Какие эмоции автора выражены в тексте? Как выражено отношение автора к изображаемому? В чем это проявляется? Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?

При концепционном комментарии в центре внимания интерпретация проблемы текста, ее актуальность, столкновение различных мнений по данному вопросу и т.п. Отвечаем на следующие вопросы: К какому типу принадлежит эта проблема? (Социальная, философская, экологическая, нравственная и т.п.) Актуальна ли эта проблема в наши дни? В чем ее значимость для общества?

Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Касается ли она каждого из нас или только людей определенного возраста, рода занятий и т.п.? Почему эта проблема привлекла внимание автора? Какой аспект (какую сторону) этой проблемы рассматривает автор? К каким выводам автор подводит читателя?

Следует помнить, что в любом случае комментарий должен опираться на прочитанный текст.

Поскольку комментарий обычно располагается после формулировки проблемы логично строить его так, чтобы он подводил читателя к позиции автора. В этом случае можно использовать логический переход: Таким образом, позиция автора заключается в том, что…

Типичные ошибки при комментировании проблемы: комментарий подменяется пересказом; излишне подробно цитируется исходный текст; формулируется одна проблема, а комментируется другая; при анализе художественного текста не разграничиваются понятия «автор» и «рассказчик».

Позиция автора и героя- рассказчика могут не совпадать, поэтому, если поступок героя, описанный в тексте, объективно заслуживает отрицательной оценки, автор, скорее всего, оценивает его так же.

В комментарии уместны небольшие цитаты, показывающие, что учащийся легко ориентируется в тексте и подтверждает свои выводы словами автора. Однако подменять комментарий пересказом или сплошным цитированием нельзя.

Комментарий к проблеме – это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы текста, её толкование.

Комментарий свидетельствует о степени понимания проблемы, умении видеть её аспекты, которые наметил автор, следить за ходом авторской мысли.

Сконцентрируйте своё внимание на следующих вопросах: Является ли эта проблема актуальной для всех, или она интересует узкий круг специалистов, людей с определёнными интересами, относящихся к некой социальной или возрастной группе?

Сконцентрируйте своё внимание на следующих вопросах: К какому типу более широких проблем относится данная проблема? Какие стороны можно в ней выделить?

Сконцентрируйте своё внимание на следующих вопросах: Актуальна ли эта проблема в наши дни? Почему она стала более актуальной в последнее время?

Сконцентрируйте своё внимание на следующих вопросах: Почему автора привлекла данная проблема? Какие стороны проблемы автор рассматривает более детально и почему? Какие оценки даёт автор этой проблеме?

Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме

Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или нет с позицией автора), аргументировал его, привел не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы.

Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста, привёл не менее 2 аргументов.

Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной проблеме, поставленной автором текста, опираясь на 1 аргумент

Экзаменуемый выразил своё мнение сформулированной им проблеме, но не привёл ни одного аргумента

Мнение экзаменуемого лишь формально заявлено; например: «Я согласен \не согласен с автором», или вообще не отражено в работе.

Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой- либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседниками.

Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, все, что может подтвердить тезис.

Как аргументировать свою позицию? В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения.

СХЕМА: 1) тезис (положение, которое надо доказать); 2) аргументация (доказательства, доводы); 3) Вывод (общий итог).

Тезис – это главная мысль автора текста, которую вы стараетесь обосновать, доказать или опровергнуть.

От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?». Аргументы отвечают: «Потому что…».

Структура аргументации

Логические влияют на разум: - Факты, не вызывающие сомнения, - Выводы науки - Статистические данные

- Законы природы - Положения юридических законов, официальных документов -Данные, полученные экспериментальным путём…

Психологические влияют на чувства: - Личная уверенность или неуверенность пишущего или говорящего - Данные, внушающие определённые эмоции

- ссылки на авторитетные источники, цитаты, афоризмы… Прямая апелляция к совести, чувствам, долгу …

Чаще всего используются следующие аргументы:

- ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов, из художественных произведений;

- пословицы и поговорки, отражающие народную мудрость, опыт народа;

- факты, события; - примеры из личной жизни и жизни окружающих; - примеры из художественной литературы.

1. Соблюдайте фактологическую точность приводимых примеров, 2. Указывайте точные даты, правильные названия произведений и их авторов, имена героев произведения, 3. Приводите верные факты биографии, не искажайте литературные и культурные реалии,

4. Не допускайте этических ошибок, высокомерного и циничного отношения к автору текста. 5. Не проявляйте речевую агрессию, не высказывайте свою недоброжелательность.

6. Если вы не согласны с мнением автора, можно, например использовать следующие обороты: « Позволю себе не согласиться с автором в той части, где он рассказывает о…» « На этот счёт у меня сложилось иное мнение» « Пожалуй, наиболее спорной выглядит мысль о том…»

Типы аргументации в изложении собственной позиции. 1. Жизненный опыт: - реальные факты из жизни окружающих - собственные наблюдения и выводы - традиционно-исторический опыт

2. Читательский опыт - художественная литература - историческая литература - научно-популярная литература

При изложении собственной точки зрения и её аргументации востребованными могут быть следующие фразы:

Автор обратился к данной проблеме неслучайно… Я часто задумываюсь над… По моему мнению, вопросы, которые подняты в тексте, были всегда актуальны, т.к. … В целом, я согласен с автором текста, однако…

Я полностью разделяю точку зрения автора, но не могу согласиться с тем, что… Не во всем могу согласиться с автором текста, Трактовка проблемы автором кажется мне необычной…

Статья произвела на меня неоднозначное впечатление: с одной стороны… (с другой стороны…), Для доказательства своей позиции я хочу привести следующие аргументы: во-первых, во-вторых… Доказательством этой мысли может служить тот факт…

Определите тему и проблему текста. Выразите свое отношение, приведите аргументы.

Сколько людей на свете, столько и понятий о счастье, потому что счастье состоит в удовлетворении запросов, а запросы бывают разные. Тем не менее у любого счастья существует фон или, вернее, основа, и есть подробности крупных планов.

Волнующая всех нас проблема счастья поднимается известным автором… Обращение к тексту В. Солоухина заставила меня задуматься о проблеме счастья, которую и рассматривает автор. Что такое счастье? В чём оно заключается? Эту важную для каждого проблему поднимает В. Солоухин.

Ночь была холодная. Город спал, потихоньку скрежещущий даже ночью, и Бим долго слушал. Он все- таки пошел. По пути он зашел в подъезд, чтобы прилечь не надолго, он был слаб. Ложиться на улице нельзя – погибнешь (он видел не раз собак, раздавленных автомобилем). В чужом подъезде глубокой ночью спит чужая собака. Не обижайте её.

1) проблема взаимоотношений человека и животных в городе (нуждаются ли животные в помощи людей? Должны ли люди заботиться о животных, помогать им выживать в городе?);

2) проблема жестокости и гуманизма по отношению к животным в городе (осознает ли человек, что животные так же, как люди, испытывают горе, страдания, переносят лишения? Какова должна быть позиция человека по отношению к незнакомому животному?).

Как может устареть чувство чести, чувство собственного достоинства, сугубо личное нравственное чувство? Как может устареть понятие чести, которая дается человеку однажды, вместе с именем, и которую нельзя ни возместить, ни исправить, которую можно только беречь?

1) проблема сохранения в современном мире понятия «честь» (что означает слово «честь» для современного человека?);

2) проблема верности своему слову (важно ли в любом случае сохранять верность своему слову выполнять обещания?).

Анализ сочинения.

Приведу аргументы в защиту своего мнения. Что касается влияния генотипа, то всем известна народная мудрость: яблоко от яблоньки недалеко падает… За аргументами в пользу жизненного опыта также далеко ходить не надо. Обратимся к истории: насколько разные судьбы, характеры правителей одной династии… Обращусь к философскому тезису о свободе человека и его выбора. Об этом пишет, в частности, Ф.Нитше.

Я согласен с авторской позицией. Если задача цензора в том, чтобы не допустить распространение инакомыслия, то это задача не решится с уничтожением книг. Можно вспомнить ставшую крылатой фразу М.Булгакова: «Рукописи не горят». К примеру, в СССР была очень строгая цензура, однако такие авторы, как А.И.Солженицын, печатались в самиздате.

Я прочитал текст В.Белова. Автор восхищен картинами природы. Его очаровывают сменяющие друг друга пейзажные настроения. Все вокруг меняет цвета. Я согласен с автором. Только глухой и слепой не замечает меняющиеся картины мира.

Не могу не согласиться с автором. Нельзя назвать красивым праздного и недружелюбного человека, пустослова и лицемера, даже если природа наградила его гармоничными чертами. Вспомним героинь Льва толстого: никакая блестящая, но холодная красота Элен не идет в сравнение с природной грацией и непосредственностью Наташи Ростовой, которой восхищаются читатели.

Сколько авторских стихотворений положено на музыку! Они исполняются и со сцены, и в домашнем кругу, и возле костра. Вспомним стихотворения «Отговорила роща золотая» С.Есенина, «Рябина» И.Сурикова, «Бьется в тесной печурке огонь» М.Исаковского. Особенно интересна судьба стихотворения К.Симонова «Жди меня»… Так стихотворение стало по истине народным.

Экология – это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Эти взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия, астрономия и космология, математика и философия. Все они вносят свой вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд самостоятельных дисциплин:

Общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию человека и т.д. Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть и большое различие. Утраты в природе до известных пределов восстановимы. Иное дело- ценности культурные и нравственные. Они или восстанавливаются с большим трудом, или вовсе исчезают, как, скажем, разрушенные памятники культуры, сгоревшие книги, рукописи…

Историк – археолог В.Л. Янин так образно раскрыл содержание понятия «экология культуры»: «Если выкорчевать дерево, тона его месте можно вырастить новое. Но если мы разрушаем старину, памятники культуры, стираем с карты исторические названия, тем самым, по мнению учёного, мы уничтожаем генетический код нашей исторической памяти.

Поэтому наша любовь к духовному наследию должна быть действенной. Многое зависит от отношения к языку. Любовь к языку, как и любовь к природе, составная часть патриотизма, любви к Родине. Экология языка имеет поэтому и нравственную сторону. Небрежное отношение к языку, отход от национальной культуры, которая в нём выражена, не проходят бесследно для человека как личности.

Ведь язык – это и основа национальной памяти, и ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого. (По Л.И. Скворцову)

Сочинение - рассуждение В тексте Л.И. Скворцова говорится об экологии – науке, которая в наше время занимается вопросами охраны не только природы, но и культуры. Сохранение достижений культуры является актуальной задачей, поскольку утрата культурных ценностей ведёт к духовной деградации общества.

Автор поднимает в тексте важные проблемы. Особо хочу выделить одну из них. Скворцов пишет: «Многое зависит от отношения к языку». Необходимо оберегать родной язык, ведь он является частью национальной культуры. Эта проблема имеет и нравственную сторону.

Как отмечает автор, «небрежное отношение к языку, отход от национальной культуры, которая в нём выражена, не проходят бесследно для человека как личности».

Скворцов солидарен с мнением современных писателей и публицистов, которые видят серьезные основания для тревоги: в наше время наблюдаются явные признаки «духовного обнищания» людей, связанные с «языковыми потерями».

Я разделяю позицию автора, потому что действительно мы видим многочисленные примеры небрежного обращения с языком, и это сказывается на уровне культуры общества. В подтверждение приведу свои аргументы

Многие люди не следят за своей речью. Употребляют «сорняки» (например, «как бы», «короче»). Произносят слова с неправильным ударением, даже если знают, что надо говорить иначе. Таким людям безразлично, в каком виде предстает русский язык, а, как говорил Паустовский, человек, равнодушный к своему языку, - дикарь.

Часто стали употребляться грубые, бранные слова, растет число жаргонизмов. Недавно я слышал по телевизору выступление профессора, который с болью говорил о жаргонизации и вульгаризации русского языка. Если ученые бьют тревогу, это значит, что проблема, о которой пишет Скворцов, действительно остро стоит в наше время.

В заключении хочется сказать, что для решения проблем экологии языка необходимы усилия не только ученых, но и каждого из нас.

Проанализируем данное сочинение.

В тексте Л.И. Скворцова говорится об экологии – науке, которая в наше время занимается вопросами охраны не только природы, но и культуры. Сохранение достижений культуры является актуальной задачей, поскольку утрата культурных ценностей ведёт к духовной деградации общества. В первом абзаце обозначена тема, поднятая автором исходного текста, и раскрыта ее общественная значимость.

Автор поднимает в тексте важные проблемы. Особо хочу выделить одну из них. Скворцов пишет: «Многое зависит от отношения к языку». Необходимо оберегать родной язык, ведь он является частью национальной культуры. Эта проблема имеет и нравственную сторону. Как отмечает автор, «небрежное отношение к языку, отход от национальной культуры, которая в нём выражена, не проходят бесследно для человека как личности». Скворцов солидарен с мнением современных писателей и публицистов, которые видят серьезные основания для тревоги: в наше время наблюдаются явные признаки «духовного обнищания» людей, связанные с «языковыми потерями».

Во втором абзаце сформулирована и прокомментирована одна из проблем, поставленных Л.И.Скворцовым, - проблема отношения к родному языку. Это сделано с необходимой опорой на исходный текст. В конце абзаца излагается позиция Скворцова, совпадающая с позицией других общественных деятелей.

Я разделяю позицию автора, потому что действительно мы видим многочисленные примеры небрежного обращения с языком, и это сказывается на уровне культуры общества. В подтверждение приведу свои аргументы

В третьем абзаце автор сочинения выражает собственную позицию – согласие с автором исходного текста – и кратко объясняет, почему он разделят мнение Скворцова. В этом абзаце используется фраза, вводящая аргументацию (эта фраза не обязательна, но вполне уместна).

Многие люди не следят за своей речью. Употребляют «сорняки» (например, «как бы», «короче»). Произносят слова с неправильным ударением, даже если знают, что надо говорить иначе. Таким людям безразлично, в каком виде предстает русский язык, а, как говорил Паустовский, человек, равнодушный к своему языку, - дикарь. Часто стали употребляться грубые, бранные слова, растет число жаргонизмов. Недавно я слышал по телевизору выступление профессора, который с болью говорил о жаргонизации и вульгаризации русского языка. Если ученые бьют тревогу, это значит, что проблема, о которой пишет Скворцов, действительно остро стоит в наше время.

Четвертый и пятый абзацы содержат каждый по своему аргументу в подтверждение справедливости авторской позиции. Еще раз напомним, что минимальное число аргументов, предусмотренное критерием К4 – два. Поскольку критериями и инструкцией к заданию С1 специально оговаривается данное количество аргументов, не смысла приводить большее их число.

В заключении хочется сказать, что для решения проблем экологии языка необходимы усилия не только ученых, но и каждого из нас. Последний абзац – шестой – представляет собой заключение. его небольшой объем вполне соответствует жанру мини-сочинения.

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста, в комментариях нет.

Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме

Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или нет с позицией автора), аргументировал его, привел не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы.

Структура аргументации

Комментарий к тексту и аргументация. Типичные ошибки. Урок 2