Юношеский возраст. «В молодости все силы души направлены на будущее, и будущее это принимает такие разнообразные, живые и обворожительные формы под влиянием.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подростковый возраст : Особенности контакта с подростком Нет детей - есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями,
Advertisements

Психологические особенности учащихся на разных этапах обучения Педагогический совет г.
Педагогический совет 7 ноября 2005 г.. Педагогическая поддержка Тактика «защиты» Тактика «содействия» Тактика «помощи» Тактика «взаимодействия»
Психология развития и возрастная психология Выполнила студентка 2 курса заочного отделения Е. Б. Мельник.
C:\Users\БукаБяка\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\W3CC6LBQ\MCj [1].wmf
ПОДРОСТКИ Психологические особенности. Ключевые характеристики подростков: Бурное физическое и половое развитие, которое осознается и переживается ребятами,
Возрастные особенности детей 6-7 лет
Психологические особенности мальчиков подростков..
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КОЛЕСНИЧЕНКО АНАСТАСИЯ 11-Б КЛАСС.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Проблемы подросткового возраста Проблемы подросткового возраста.
Влияние общества на личность Подготовила Ученица 11 класса Редько Яна.
возраст второго рождения личности. Представление о себе, как не о ребенке. 13 – 14 лет.
Гендерное воспитание дошкольников. Проблема полоролевого воспитания подрастающего поколения – одна из самых сложных и противоречивых, от ее решения во.
Самосознание и социальное поведение Управление здравоохранения Липецкой области Областное образовательное автономное учреждение среднего профессионального.
Познавательная активность учащихся В основе познавательной активности человека – его положительное отношение к содержанию и процессу Учения. Самоопределение.
ГУ им.Шакарима г.Семей СРО По возрастной психологии. На тему: Развитие личности и межличностных отношений в младшем школьном возрасте. Подготовила: ученица.
Возрастные особенности детей 6-7 лет Подготовил воспитатель подготовительной к школе группы Маркова Н.В. Муниципальное автономное дошкольное образовательное.
Психологические особенности периода взрослости План Социальная ситуация развития Ведущая деятельность Общение в семье Личностная.
Особенности образа мира у одаренных подростков По статье О.А. Богпомочевой, учителя гимназии 12 г. Липецка.
Транксрипт:

Юношеский возраст

«В молодости все силы души направлены на будущее, и будущее это принимает такие разнообразные, живые и обворожительные формы под влиянием надежды, основанной не на опытности прошедшего, а на воображаемой возможности счастья, что одни понятые и разделенные мечты о будущем счастье составляют уже истинное счастье этого возраста» (Толстой Л.Н.)

Юность - чрезвычайно значимый период в жизни человека. Вступив в юность подростком, молодой человек завершает этот период истинной взрослостью, когда он действительно сам определяет для себя свою судьбу: путь своего духовного развития и земного существования.

Возраст категория конкретно- историческая. И подростковый, и юношеский возраст появились тогда, когда период подготовки к взрослой жизни в обществе стал более сложным и длительным. С юностью связано продолжение обучения или начало освоения профессии. В психологическом плане юность решает задачи окончательного, действенного самоопределения и интеграции в общество взрослых людей.

Существует несколько точек зрения на возрастные рамки данного периода: - согласно Гинзбургу, юность у мужчин охватывает время от 1618 до 2224 лет, у женщин от 1516 до 1820 лет; - по В. В. Бунаку, ранняя юность отграничена 1720 годами, а поздняя юность охватывает период 2025 лет; - Д. Биррен объединяет юность и раннюю взрослость в общий период с 17 до 25 лет; - согласно Эльконину, этап юности охватывает период 14 – 17 лет; - в периодизации развития зрелой личности В.Ф. Моргуна, юность это период с 18 до 23 лет;

- согласно Мухиной, данный период длится от 15 – 16 лет, до 21 – 25 лет; - по Г.С. Абрамовой, возрастные границы юности охватывают период с 18 до 22 лет; - согласно Эриксону, отрочество и юность длятся от 12 до 20 лет; - К.Д. Ушинский, ограничивал юношеский (молодежный) период 16 – 23 годами; - Д.Б. Бромлей признавала периодом поздней юности и ранней зрелости интервал от 18 до 21 года; - Б. Г. Ананьев называл юношеский возраст от 18 до 21 года ранней взрослостью; - согласно Э. Шпрангеру, юношеский возраст продолжается у девочек с 13 до 19, у мальчиков с 14 до 22 лет;

В среднем большинство авторов нижней границей юношеского периода считают 1617 лет, когда приобретается первичная социализация. Верхним пределом называются 2425 лет, на который приходится завершение социализации, т. е. усвоение профессиональных, семейных, культурных функций.

Физическое здоровье В этот период завершается физическое, в том числе половое, созревание организма, достигается физическая зрелость. Основными внешними показателями физического развития являются показатели роста и веса человека, а также объема грудной клетки.

В период от 13 до 17 лет увеличение роста у мальчиков составляет, в среднем 5,1 см в год, у девочек 3 см в год. В возрасте от 17 до 19 лет, увеличение роста замедляется, или вообще останавливается, средним показателем является для юношей увеличение на 1,5 см в год, для девушек 0,5 см в год. В возрасте лет некоторые мужчины могут набирать 0,5 см роста в год. Обычно в этом возрасте растут те, у кого позднее половое развитие. У женщин в таком возрасте увеличение роста встречается редко. После 26 лет у людей также может быть некоторое увеличение роста обычно до 2 см. В среднем мужчины растут до лет, а женщины до лет.

Средний рост составляет: Возраст Девочки Мальчики 12 лет 145,9 см - 154,2 см 143,6 см - 154,5 см 13 лет 151,8 см - 159,8 см 149,8 см - 160,6 см 14 лет 155,4 см - 163,6 см 156,2 см - 167,7 см 15 лет 157,2 см - 166,0 см 162,5 см - 173,5 см 16 лет 158,0 см - 166,8 см 166,8 см - 177,8 см 17 лет 158,6 см - 169,2 см 171,6 см - 181,6 см

Средний вес составляет: Возраст Девочки Мальчики 12 лет 36,0 кг - 45,4 кг 34,4 кг - 45,1 кг 13 лет 43,0 кг - 52,5 кг 38,0 кг - 50,6 кг 14 лет 48,2 кг - 58,0 кг 42,8 кг - 56,6 кг 15 лет 50,6 кг - 60,4 кг 48,3 кг - 62,8 кг 16 лет 51,8 кг - 61,3 кг 54,0 кг - 69,6 кг 17 лет 52,9 кг - 61,9 кг 59,8 кг - 74,0 кг

В юношеский период отмечается бурное увеличение массы мышц и мышечной силы; к годам масса мышц составляет 1/3 общей массы тела, а к годам уже около 1/2 (44%) массы тела. Мышечная сила достигает наивысшего уровня через год-полтора после достижения максимального роста, при этом у девочек к 15 годам она почти равна мышечной силе взрослых женщин, у юношей мышечная сила наиболее резко увеличивается после 14 лет, но и к 18 годам она еще не достигает максимального развития силы взрослых мужчин.

Одним из показателей физического здоровья является процесс полового созревания. Если к началу юношеского возраста не наступает половое созревание, то это может свидетельствовать об отклонении в степени гормональной активности. Основными критериями, дающими возможность оценить своевременность наступления полового созревания является оценка развития вторичных половых признаков. Так, у мальчиков рост волос в подмышечных впадинах лет, пушковые волосы на губе появляются в лет, изменение тембра голоса - в лет.

У девочек развитие полового созревания можно определить по следующим показателям: - рост костей таза и округление ягодиц начинается у них уже в лет; - рост молочных желез - в лет; - рост волос в подмышечных впадинах - в лет. Первые менструации, являющиеся основным критерием наступившего полового созревания, возникают в лет. От начала полового созревания до его полного завершения, как правило, проходит 5 лет, однако возможен и более быстрый темп созревания, когда оно заканчивается в течение 3 дет, либо более медленный - в течение 7 лет.

Однако данные рамки нормы не являются жесткими. В последние десятилетия во всех экономически развитых странах отмечается ускорение темпов физического и полового развития детей, получившее название акселерации. Таким образом, рамки нормы могут быть сдвинуты к более ранним периодам развития.

К концу юношеского возраста происходит окончательное формирование вегетативной системы. К18 годам продолжает снижаться частота сердцебиения: в покое - до 61 уд/мин, при работе - до уд/мин. Кровяное давление у летних юношей равно 120/75 мм рт. ст. В юношеском возрасте значительно возрастает роль коры головного мозга в регуляции деятельности всех органов и поведения, усиливаются процессы торможения. Поведение становится более уравновешенным, психика более устойчива, чем у подростков.

Психологическое здоровье Коул и Холл, в своей книге «Психология юности» представляют перечень заданий, которые должен выполнить человек в юношеском возрасте: - «Достижения общей эмоциональной зрелости; - Расцвет гетеросексуального интереса; - Достижение общей социальной зрелости; - Эмансипация от родительского дома; - Достижение интеллектуальной взрослости; - Окончательный выбор профессии; - Овладение способов структурирования свободного времени; - Построение психологии жизни, которая бы брала за основу сознательную поведение; - Достижение идентификации Я (перцепции)».

Р. Хавигхерст в период взросления выделил такие возрастные задачи: принятие собственной внешности, осознание особенностей своего тела и формирование умений эффективно его использовать (в труде, спорте и т.д.); усвоение мужской или женской роли (складывание индивидуальной структуры своего тендерного поведения, своего «образа» тендерной роли, внутренней позиции мужчины или женщины; например, для девушки это может быть образ «тургеневской девушки», «своей в доску» девчонки или «роковой красавицы»); установление новых и более зрелых отношений со сверстниками обоих полов; завоевание эмоциональной независимости от родителей и других взрослых;

подготовка к профессиональной карьере, обучение нацелено на получение профессии (в вузе или непосредственно на рабочем месте, и даже еще в школе при дифференцированном отношении к разным учебным предметам, при посещении подготовительных курсов); подготовка к браку и семейной жизни, приобретение знаний и социальной готовности принять на себя ответственность, связанную с партнерством и семьей; формирование социально ответственного поведения, гражданской активности (в том числе политической, идеологической, экологической и т.д.); построение внутренней системы ценностей и этического сознания как руководства для поведения.

Психологический критерий «вхождения» в юность связан с резкой сменой внутренней позиции, с изменением отношения к будущему. По словам Л.И. Божович, если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша (старший школьник) смотрит на настоящее с позиции будущего.

В юности происходит расширение временного горизонта – будущее становится главным измерением. Изменяется основная направленность личности, которая может быть обозначена как устремленность в будущее, определение дальнейшего жизненного пути, выбор профессии.

Ведущей деятельностью в данном периоде является учебно-профессиональная деятельность (Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев). По мнению Д.И. Фельдштейна, в юношеском возрасте характер развития определяют труд и учение как основные виды деятельности.

Другие психологи говорят о профессиональном самоопределении как ведущей деятельности в ранней юности. И.В. Дубровина уточняет, что к моменту окончания школы о самом самоопределении говорить рано, ибо это только намерения, планы на будущее, не реализованные еще в действительности. В старших классах формируется психологическая готовность к самоопределению. Готовность к самоопределению означает не завершенные в своем формировании психологические структуры и качества, а определенную зрелость личности, т.е. сформированность психологических образований и механизмов, обеспечивающих возможность роста личности сейчас и в будущем.

Содержание психологической готовности к самоопределению: - сформированность на высоком уровне психологических структур: теоретического мышления, основ научного и гражданского мировоззрения, самосознания и развитой рефлексии; -развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность личности (потребность занять внутреннюю позицию взрослого человека члена общества, потребность в общении, потребность в труде, нравственные установки, ценностные ориентации, временные перспективы); - становление предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания своих способностей и интересов, критического отношения к ним.

Профессиональное самоопределение играет существенную роль в юношеском возрасте и оказывает влияние на всю последующую жизнь. Основу профессионального самоопределения составляют следующие психологические факторы: - осознание ценности общественно полезного труда, - общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране, - осознание необходимости общей и профессиональной подготовки для полноценного самоопределения и самореализации, - общая ориентировка в мире профессионального труда, - выделение дальней профессиональной цели (мечты), - согласование мечты с другими важными жизненными целями (семейными, личностными, досуговыми), - знание о выбираемых целях, - знание о внутренних препятствиях, осложняющих достижение избранной цели, и др.

Решение о выборе профессии принимается в течение нескольких лет, проходя ряд стадий: 1. На стадии фантастического выбора (до 11 лет) ребенок, размышляя о будущем, еще не умеет связывать цели и средства. Первичный выбор, совершаемый на этой стадии, производится в условиях малодифференцированного представления о профессиях, при отсутствии выраженных интересов и склонностей.

2. Стадия пробного выбора (до 1619 лет) по мере интеллектуального развития подросток или юноша все больше интересуется условиями реальности, но еще не уверен в своих способностях. Постепенно фокус его внимания сдвигается с субъективных факторов к реальным обстоятельствам. Из множества вариантов постепенно выделяются несколько наиболее реальных и приемлемых вариантов, между которыми и предстоит выбирать.

3. Стадия реалистического выбора (после 19 лет) включает обсуждение вопроса с осведомленными лицами, осознание возможности конфликта между способностями, ценностями и объективными условиями реального мира.

Самыми важным новообразованием молодости можно считать достижение социальной зрелости. В отличие от подростка молодой человек не только в своем сознании включает себя во взрослую жизнь, но и начинает принимать в ней реальное участие. Поэтому под достижением социальной зрелости нужно понимать, с одной стороны, возможность выполнения социальных обязанностей, с другой принятие ответственности за собственную жизнь, решения и поступки на самого себя. Таким образом, достижение социальной зрелости, это овладение полным комплексом социальных функций взрослого человека, формирование новой взрослой идентичности. Субъективно достижение социальной зрелости переживается появлением у молодого человека чувства взрослости.

Для достижения социальной зрелости молодому человеку нужно разрешить проблему личностного самоопределения основную задачу развития в юности.

Потребность в самоопределении, важнейшее личностное новообразование старшего школьного возраста. Оно включает в себя потребность в формировании определенной смысловой системы, объединяющей представления о мире и о себе самом, и подразумевает нахождение ответа на вопрос о смысле собственного существования. (Л. И. Божович)

Самоопределение, предполагает активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей и выяснение на этой основе смысла собственного существования. (М. Р. Гинзбург)

Характерный уровень когнитивного развития в отрочестве и юности формально- логическое, формально- операциональное мышление. Это абстрактное, теоретическое, гипотетико- дедуктивное мышление, не связанное с конкретными условиями внешней среды, существующими в данный момент. К концу подросткового возраста общие умственные способности уже сформированы, однако на протяжении юности они продолжают совершенствоваться.

Обучение в старших классах школы связано со значительным изменением и усложнением структуры и содержания учебного материала, увеличением его объема, что повышает уровень требований к учащимся. От них ожидают гибкости, универсальности, продуктивности познавательной деятельности, четкости, самостоятельности в решении когнитивных задач. Направленность на будущее, постановка задач профессионального и личностного самоопределения сказывается на всем процессе психического развития, включая и развитие познавательных процессов.

Интерес к школе и учению у старшеклассников по сравнению с подростками заметно повышается, поскольку учение приобретает непосредственный жизненный смысл, связанный с будущим. Возникает выраженный интерес к различным источникам информации (книгам, кино, телевидению). Усиливается потребность в самостоятельном приобретении знаний, познавательные интересы приобретают широкий, устойчивый и действенный характер, растет сознательное отношение к труду и учению. Индивидуальная направленность и избирательность интересов связана с жизненными планами.

Происходит в эти годы и совершенствование памяти старших школьников. Это относится не только к тому, что увеличивается вообще объем памяти, но и к тому, что в значительной мере меняются способы запоминания. Наряду с непроизвольным запоминанием у старших школьников наблюдается широкое применение рациональных приемов произвольного запоминания материала. Старшие школьники приобретают метакогнитивные умения (такие, как текущий самоконтроль и саморегуляция), которые, в свою очередь, влияют на эффективность их познавательных стратегий.

Развитие внимания характеризуется противоречивыми тенденциями. Объем внимания, способность длительно сохранять его интенсивность и переключать его с одного предмета на другой с возрастом увеличиваются. Вместе с тем внимание становится более избирательным, зависящим от направленности интересов.

Совершенствуется владение сложными интеллектуальными операциями анализа и синтеза, теоретического обобщения и абстрагирования, аргументирования и доказательства. Становятся характерными установление причинно-следственных связей, систематичность, устойчивость и критичность мышления, самостоятельная творческая деятельность. Возникает тенденция к обобщенному пониманию мира, к целостной и абсолютной оценке тех или иных явлений действительности

Возрастная особенность состоит в быстром развитии специальных способностей, часто связанных с выбираемой профессиональной областью (математических, технических, педагогических и др.). В результате когнитивные структуры в юности приобретают очень сложное строение и индивидуальное своеобразие.

Описанные изменения когнитивных структур служат предпосылкой возникновения способности к интроспекции, к рефлексии. Собственные мысли, чувства, поступки индивида становятся предметом его мысленного рассмотрения и анализа.

Другой важный аспект интроспекции связан со способностью различать противоречия между мыслями, словами и поступками, оперировать идеальными ситуациями и обстоятельствами. Появляются возможности для создания идеалов (семьи, общества, морали или человека), для сравнения их с реальной действительностью, для попыток их реализации.

Юноши и девушки склонны к формулированию широких философских обобщений, к теоретизированию и выдвижению гипотез, часто на ограниченном фактическом основании, без знания предпосылок.

Предварительное самоопределение, построение жизненных планов на будущее центральное психологическое новообразование юношеского возраста. Основой для планирования субъектом собственного будущего является существующая в обществе модель «типичного жизненного пути» члена данного общества. Эта модель закреплена в культуре, системе ценностей общества, в ее основу положен принцип своевременности: в какое время субъект должен уложиться, чтобы социально «успеть», в нужное время сделать следующий шаг. Развитие личности в юношеском возрасте

Э. Эриксон рассматривал поиск личностной идентичности как центральную задачу периода взросления. Идентичность как сознание тождественности субъекта самому себе, непрерывности собственной личности во времени требует ответить на вопросы: «Каков я? Каким мне хотелось бы стать? За кого меня принимают?»

В период взросления, на фоне резких физических и психических трансформаций и новых социальных ожиданий, необходимо достичь нового качества идентичности, т.е. объединить различные свойства, связанные с семейными, гендерными, профессиональными ролями, в непротиворечивую целостность, противоречащие ей отбросить, согласовать внутреннюю оценку себя и оценку, данную другими.

Эриксон считал, что кризис идентичности включает ряд противостояний: временная перспектива или расплывчатое чувство времени; уверенность в себе или застенчивость; экспериментирование с различными ролями или фиксация на одной роли; ученичество или паралич трудовой деятельности; сексуальная поляризация или бисексуальная ориентация; отношения лидер/последователь или неопределенность авторитета; идеологическая убежденность или спутанность системы ценностей.

В связи с кризисом идентичности могут возникать диффузии идентичности. Диффузия идентичности (или ролевое смешение) характеризуется тем, что молодой человек в течение более или менее продолжительного времени не способен завершить психосоциальное самоопределение, что вынуждает его возвратиться на более раннюю ступень развития. При этом могут возникнуть специфические трудности.

Диффузия времени нарушение восприятия времени, проявляющееся двояким образом: либо возникает ощущение жесточайшего цейтнота, либо растянутости и пустоты времени, скуки и никчемности. Застой в работе нарушение работоспособности, выражающееся в поглощенности бесполезными для дальнейшего развития вещами в ущерб всем остальным занятиям, возвратом к эдиповой ревности и зависти к братьям и сестрам; неспособность ни продолжить образование, ни выбрать работу. Отрицательная идентичность проявляется, прежде всего, в отрицании, вплоть до презрения, всех предлагаемых ролей и ценностей, ориентация на «противоположное» опасный, вредный, нежелательный образец, от которого настойчиво предостерегают (алкоголь, наркотики).

По мере взросления, по мере накопления опыта реальной деятельности и общения, складывается более реалистичная оценка собственной личности и возрастает независимость от мнения родителей и учителей. Развивается Я-концепция.

Позитивная Я-концепция, чувство самоуважения, самоценности благоприятно сказывается на постановке перспективных целей и активном стремлении к их достижению. Переоценка собственных возможностей, «юношеская самоуверенность» встречается достаточно часто и порой толкает молодых людей на неоправданный риск. Отрицательная Я- концепция (проявления которой низкая самооценка и низкий уровень притязаний, слабая вера в себя, боязнь получить отказ) воздействует наиболее негативно. Со сниженным самоуважением и негативной самооценкой связывают социальную пассивность, одиночество, конформистскую позицию, деградацию, агрессивность и, наконец, преступность.

Кризис идентичности в молодости дополняется или же последовательно сменяется кризисом интимности. Межличностные отношения могут при этом стать стереотипными, а сам человек оказаться в состоянии психологической изоляции. Особое значение приобретает в этот период чувство одиночества (именно чувство, а не фактическое одиночество).

В позитивном варианте кризис интимности завершается принятием ответственности за свою жизнь на самого себя, завершением выбора собственного пути в жизни. Субъективно это переживается как появление удовлетворенности самим собой и окружением, повышение интереса к жизни и получаемого от нее удовольствия, исчезновение страхов.

В этот период изменяется отношение к одиночеству теперь оно перестает тяготить и рассматривается как необходимое условие для того, чтобы пообщаться с самим собой. Многие по-новому открывают богатство самих себя. Можно сказать, что в этот период происходит принятие своей индивидуальности и неповторимости, осознание своего собственного пути: личностного, профессионального, социального, своих стремлений и надежд.

Появляется осмысленность происходящего, складывается индивидуальное мировоззрение, впервые не заимствованное у кого-либо. Меняется отношение и к жизни в целом. Теперь уже молодой человек понимает, что происходит не подготовка к жизни, а сама жизнь. По-другому воспринимается и прошлое и будущее. Уходит желание казаться взрослым, стыд проявить детские черты. Наоборот, просыпается интерес к собственному детству, а возможность проявить детскую непосредственность расценивается как достоинство.

Развитию самосознания и личности Л. С. Выготский отводил в юности центральную роль. В этом возрасте происходит открытие Я, собственного мира мыслей, чувств и переживаний, которые кажутся самому субъекту неповторимыми и оригинальными. Тенденция воспринимать свои переживания как уникальные имеет опасность перерасти в отгороженность и замкнутость, основанные на ошибочной убежденности в том, что понять его особый внутренний мир не сможет никто.

Юность это период, которому свойственны противоречивые переживания, внутреннее недовольство, тревожность, метания, но они менее демонстративны, чем в подростничестве. Эмоциональная сфера в юности становится значительно богаче по содержанию и тоньше по оттенкам переживаний, повышается эмоциональная восприимчивость и способность к сопереживанию. Эмоциональная сфера

Общее эмоциональное самочувствие становится более ровным, чем у подростков. Резкие аффективные вспышки, как правило, уходят в прошлое; но в некоторых ситуациях, например, когда взгляды молодого человека, его максималистские суждения расходятся со взглядами собеседника, могут возникать резкие выпады и неожиданные реакции. В то же время эмоциональная восприимчивость часто сочетается с категоричностью и прямолинейностью юношеских оценок окружающего, с демонстративным отрицанием нравственных аксиом, вплоть до морального скепсиса.

Особенности общения в юности Общение юношей и девушек со взрослыми, с родителями предполагает растущую демократизацию взаимоотношений поколений, решение проблемы автономии выросших детей и авторитета родителей, проблемы взаимопонимания между ними. Содержание общения со взрослыми включает в себя проблемы поиска смысла жизни, познания самого себя, жизненных планов и путей их реализации, взаимоотношений между людьми, получение информации, связанной с областью интересов старшеклассника и профессиональной принадлежностью взрослого.

Общение со взрослыми протекает неравномерно, стремительная интенсификация общения, обсуждение проблем и вопросов сменяется периодом спада интенсивности общения, пока не накопятся новые беспокоящие проблемы.

В юношеском возрасте происходит увеличение потребности в общении, увеличение времени на общение и расширение его круга (не только в школе, семье, по соседству, но и в разных географических, социальных, виртуальных пространствах).

Параллельно с расширением сферы общения происходит и углубление, индивидуализация общения. У молодых людей развивается способность устанавливать дружеские отношения, более избирательные, тесные и глубокие. Поиск друга начинается уже в подростковом возрасте, но юношеская дружба интимнее и стабильнее. Дружба характеризуется верностью, близостью и устойчивостью.

Друг впервые осознается как alter ego (другой Я). Ему можно «излить душу», с ним можно поделиться своими переживаниями, секретами и надеяться на совет, взаимопонимание, эмоциональное тепло, искренность. Это первая самостоятельно выбранная глубоко личная привязанность, предваряющая и в какой-то степени предвосхищающая другие привязанности, в частности любовь. Дружба и приятельство различаются самими молодыми людьми, число друзей обычно невелико. Юношеская дружба полифункциональна и многообразна: от простого совместного времяпрепровождения до глубочайшей исповедальности и самораскрытия.

Однако юношеская дружба имеет свои сложности: свойственные возрасту требовательность и критичность по отношению к другому, бескомпромиссность, повышенная эгоцентричность порождают болезненные трудности и напряженность во взаимоотношениях со значимыми и близкими сверстниками.

Первая любовь также в определенной мере следствие стремления молодого человека к эмоциональному контакту, душевной близости, к пониманию. Проявления любви в юношеском возрасте обычно принимают форму симпатии, увлечения, влюбленности или же форму дружбы-любви. Во всех своих проявлениях первая любовь это важное испытание, во многом влияющее на развитие личности.

Духовное здоровье В юности вырабатываются ценностные ориентации (научно-теоретические, философские, нравственные, эстетические), в которых выявляется самая сущность человека. Складывается мировоззрение как система обобщенных представлений о мире в целом, об окружающей действительности и других людях и самом себе и готовность руководствоваться им в деятельности.

Формируется осознанное «обобщенное, итоговое отношение к жизни» (С.Л. Рубинштейн), которое позволяет выйти на проблему смысла человеческой жизни. В юности создаются благоприятные условия для становления интегративного психического образования, смысла жизни. Прибывающие жизненные силы, открывающиеся возможности настраивают подростков, особенно юношей, на поиск перспективы и жизненного смысла. Появляется заинтересованное, взволнованное отношение к личному смыслу жизни.

Формируется осознанное «обобщенное, итоговое отношение к жизни» (С.Л. Рубинштейн), которое позволяет выйти на проблему смысла человеческой жизни. В юности создаются благоприятные условия для становления интегративного психического образования, смысла жизни. Прибывающие жизненные силы, открывающиеся возможности настраивают подростков, особенно юношей, на поиск перспективы и жизненного смысла. Появляется заинтересованное, взволнованное отношение к личному смыслу жизни.

В юности у молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей. Юность стремится сформировать внутреннюю по­зицию по отношению к себе («Кто Я?», «Каким Я должен быть?»), по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям. Именно в юности молодой человек сознательно отрабатывает свое место среди категорий добра и зла. «Честь», «достоинство», «право», «долг» и другие характеризующие личность категории остро волнуют чело­века в юности. Юноша и девушка - каждый сам по себе стремятся к идентификации с собой, со сверстниками того же пола, а также друг с другом. В этом возрасте юность готова пережить чувство первой любви. У каждого она индивидуальна не только по времени проявления (по возрасту), но и по силе ее переживания. Одни испытывают глубокое чувство, другие - поверхностные эмоции.

Начав в отрочестве созидание своей личности, начав сознательно строить способы общения, молодой человек продолжает этот путь совершенствования значимых для себя качеств в юности. Однако у одних - это духовный рост через идентификацию с идеалом, а у других - выбор для подражания антигероя и связанные с этим последствия развития личности.