Международный опыт применения оценок открытости бюджетов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Обеспечение принципа открытости данных о бюджете через специализированный портал «Открытый бюджет» Залялова Анна Владимировна
Advertisements

Принципы бюджетной системы Лекция 2. 1 Принцип единства бюджетной системы означает единство бюджетного законодательства, принципов организации и функционирования.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ СЕВЕРИНА Ирина Александровна, Министр финансов Тверской области г. Тверь 13 января 2016 г. ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОЗРАЧНОСТИ.
Информационна открытость государственных органов. Доступ к бюджетной информации Шолпан Айтенова г.Астана, 27 февраля 2013 г.
Реализация на территории Волгоградской области Федерального закона от ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
Нормативное регулирование стратегического планирования в Волгоградской области Комитет экономики Волгоградской области Попова Мария Юрьевна.
НЕЗАВИСИМАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ.
Принципы бюджетной системы РФ
Администрация Президента и Правительства Удмуртской Республики О размещении сведений о государственных услугах в государственной информационной системе.
Отдельные вопросы при открытии лицевых счетов не участникам (бюджетным, автономным учреждениям) бюджетного процесса при переводе учреждения на новый тип.
Вопросы формирования долгосрочных целевых программ и общие подходы формирования программной классификации расходов бюджета Республики Башкортостан МИНИСТЕРСТВО.
Минфин России Совершенствование правового регулирования в сфере систематизации информации о государственных и муниципальных услугах и работах Межведомственная.
Тема 9. Бюджетная система. БС основана на принципах: единства бюджетной системы Российской Федерации; единства бюджетной системы Российской Федерации;
Правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти.
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА «Оценка качества муниципальных услуг в Пермском крае»
Переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде Министерство информационных технологий, связи и средств массовой информации.
Тула, Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (подпункт «к»
БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС. ЭТАПЫ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА. Выполнила работу Черникова О.А.
Требования постановления Правительства РФ от г. 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА СВОЕВРЕМЕННОЙ ПУБЛИКАЦИИ И АКТУАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ НА ЕДИНОМ ПОРТАЛЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ.
Транксрипт:

Международный опыт применения оценок открытости бюджетов

3 шага к открытой бюджетной системе Гражданское участие в бюджетном процессе Прозрачность (открытость данных) 2 Подотчетность органов власти населению

ОЭСР – лучшая практика обеспечения прозрачности бюджетов (Best Practices for Budget Transparency) МВФ – Кодекс надлежащей практики по обеспечению прозрачности в бюджетно-налоговой сфере (Code of Good Practices on Fiscal Transparency) МВФ – Руководство по обеспечению прозрачности в бюджетно- налоговой сфере (Fiscal Transparency Manual ) Основные документы по вопросам открытости и прозрачности бюджетной системы 3

1 Бюджетный кодекс Российской Федерации, статья 36: Принцип прозрачности (открытости) 2 Основные НПА, регулирующие прозрачность бюджетных данных в РФ Федеральный закон 83-ФЗ: размещение информации о государственных (муниципальных) учреждениях 4 3 Федеральный закон 94-ФЗ: размещение информации о государственных (муниципальных) закупках 4 5 Земельный кодекс РФ от 5 октября 2001 года 136-ФЗ, Статья 34: управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности (в ведении), на принципах публичности, открытости и прозрачности процедур Федеральный закон от 28 июня 2014 года 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», статья 7: принцип прозрачности (открытости) стратегического планирования - документы стратегического планирования, за исключением документов или их отдельных положений, в которых содержится информация, относящаяся к государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне, подлежат официальному опубликованию

6 7 Основные НПА, регулирующие прозрачность в РФ Федеральный закон от 8 декабря 2013 года 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», статья 13: обязывает поставщиков социальных услуг обеспечивать информационную открытость и доступность данных о численности получателей социальных услуг, о количестве свободных мест по формам социального обслуживания и видам социальных услуг, оказываемых за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ, а также об объеме предоставляемых социальных услуг за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ и финансово-хозяйственной деятельности поставщиков услуг 5 Федеральный закон от 21 июля 2014 года 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», статья 5 основных задач общественного контроля ставит обеспечение прозрачности и открытости деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия Основные НПА, регулирующие прозрачность бюджетных данных в РФ Федеральный Закон от 5 апреля 2013 года 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере для обеспечения закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», статья 6 8

9 10 Основные НПА, регулирующие прозрачность в РФ 6 Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2013 г. N 2593-р «Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года»: Использование Индекса открытости бюджета (Open Budget Index) Приказ Министерства финансов РФ, Министерства регионального развития РФ и Министерства экономического развития РФ от 22 августа 2013 года «Об утверждении Методических рекомендаций по представлению бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов и отчетов об их исполнении в доступной для граждан форме»: " Бюджет для граждан" - информационный ресурс, содержащий основные положения проекта бюджета и закона или решения о бюджете, а также закона или решения об исполнении бюджета в доступной для широкого круга заинтересованных пользователей форме. Содержится примерный перечень показателей, рекомендуемых для включения в бюджеты для граждан Основные НПА, регулирующие прозрачность бюджетных данных в РФ

публикация в СМИ: утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полнота представления информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований; открытость для общества и средств массовой информации: проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией); обеспечение доступа к информации размещенной на едином портале бюджетной системы Российской Федерации; сопоставимость: стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода). Бюджетный кодекс РФ: принцип прозрачности 7

Для кого нужна открытость бюджета? 8 Использование информации в учебных целях Повышение уровня знаний о бюджете Студенты, школьники Информация для публикаций и материалов СМИ, журналисты Прогнозирование развития бизнеса с учетом прогноза развития территории Предприниматели Возможность участвовать в бюджетном процессе и влиять на бюджет Реализация функции общественного контроля Активное население Источник для аналитических исследований Эксперты Информация о социальных расходах государства, об услугах, которыми может воспользоваться население Различные социальные группы Информация для привлечения инвестиций, сравнение уровня жизни и параметров бюджета Инвесторы с других территорий

2007 г., Международная рабочая группа по открытому правительству, Калифорния, США: Полнота. Открытыми должны быть все государственные данные (за исключением данных, которые подпадают под ограничения доступа, определенные законом). Первичность. Публикуются первичные данные, возможно, с детализацией первичных данных, но никак не объединенные или преобразованные. Актульность. Данные публикуются так быстро, насколько это необходимо для сохранения их актуальности. Доступность. Данные должны быть доступны для широкой аудитории и для самых разнообразных целей. Машиночитаемость. Данные должны быть представлены в электронном структурированном виде, чтобы подлежать автоматизированной обработке. Отсутствие разграничения доступа. Данные доступны для всех, без идентификации и регистрации. Данные в открытых форматах. Данные публикуются в открытых форматах, для чтения которых не требуется исключительных средств. Без лицензий. Данные не подлежат положениям авторского права, товарных знаков, патентов и торговых секретов. Разумные ограничения на конфиденциальность, безопасность и доступность к данным может регулироваться законом. Соблюдение этих принципов должно поддаваться проверке и должен быть назначен ответственный за контактную информацию при выявлении несоблюдения принципов. Принципы открытости государственных данных (Open Government Data) 9

Предварительное санкционирование Единство Полнота Периодичность Конкретность Законность Удобная структура Публичность Связь целей и средств Принципы прозрачности и подотчетности бюджета 10

Анкета: 125 вопросов, 5 частей, 100 стран (2012 г.) Отвечают эксперты Часть 1 Идентификация основных бюджетных документов Часть 2 Оценка проекта бюджета и сопутствующей информации Часть 3 Оценка открытости на всех четырех этапах бюджетного процесса Часть 4 Оценка степени влияния законодательной власти на исполнительную в ходе бюджетного процесса Часть 5 Оценка участия общественности к в бюджетном процессе OPEN BUDGET INDEX 11 Бюджетный документ: Предварительное бюджетное заявление Бюджетное предложение исполнительной власти Сопутствующие документы к бюджетному предложению исполнительной власти Гражданский бюджет Утвержденный бюджет Текущие отчеты Полугодовой обзор Годовой отчет Аудиторский отчет

OPEN BUDGET INDEX 12 РФ: 2006 г. 47 баллов (28-е место из 59) 2012 г. 74 баллов (10-е место из 100).

Опыт оценки внутристрановых индексов открытости 13 Страна ОхватКол-во вопросов Тип вопросов Методы оценки Аргентина 24 территории (6 провинций более подробно) 30 Большинство – множественный выбор (часть 1), несколько открытых вопросов (часть 2) 1. Анализ доступности информации о бюджетах online (таблица – аналог анкеты IBP) 2. Анкета по 6 провинциям по бюджетному процессу и межбюджетным трансфертам Боливия 6 регионов 51 Анализ доступности информации о бюджетах Бразилия 27 столиц 58 Множественный выбор (доступно – недоступно, часть 1 и шкала оценок (Лайкерта), часть 2) Анализ доступности информации о бюджетах (58 индикаторов) Анкета по бюджетному процессу (опрос мнений) Хорватия 33 города 52 Большинство – множественный выбор, несколько открытых вопросов Анализ доступности информации о бюджетах online (52 вопроса) Анкета по бюджетному процессу на субнациональном уровне (200 опросов мнений) Эквадор 13 МО83Множественный выбор Анализ доступности информации о бюджетах online и анализ бюджетного процесса

Опыт оценки внутристрановых индексов открытости 14 Страна ОхватКол-во вопросов Тип вопросов Методы оценки Индия 10 штатов 122 Большинство – множественный выбор, несколько открытых вопросов Анализ доступности информации о бюджетах online и анализ бюджетного процесса Индонезия 42 МО 98 Множественный выбор (шкала оценок) Анализ 21 документа в каждом МО и построение индексов на основе полученных оценок Мали 8 коммун 62Множественный выбор Анкета, основанная на стадиях бюджетного процесса Монголия 22 (21 провинция + столица) 60 Множественный выбор (шкала оценок) Анализ доступности информации о бюджетах online и анализ бюджетного процесса (с фокусом на доступности 10 ключевых бюджетных документов). Перу 25 регионов Множественный выбор Анализ доступности информации о бюджетах online и анализ бюджетного процесса (на основе обследования) 3 case studies

Основной индекс: 37 вопросов Дополнительный индекс: 15 вопросов открытость местных органов власти Итоговый индекс: 52 вопроса 33 города Поиск на сайтах Общественность (студенты) также просматривали сайты, результат не вошел в индекс, но включен в отчет Дополнительная информация Источник: Measuring Local Units' Transparency and Accountability: the Croatian Open Local Budget Index Индекс открытости местных бюджетов Хорватии (Croatian Open Local Budget Index) 15

Казахстан методика основана на OBI Опрос экспертов. Анкета 93 вопроса, множественный выбор, баллы. Чехия, Прага внутригородские округа, анкета на основе OBI Китай наличие/отсутствие информации Другие внутристрановые рейтинги 16

Комитет гражданских инициатив «Открытый бюджет» Рейтинг муниципальных образований Оценка на основе анкет, заполненных МО (самодиагностика) 54 МО => небольшой охват Анкета учитывает состав и качество предоставляемой информации; доступность раскрываемой информации для населения (способы распространения информации среди граждан и эффективность этой деятельности); участие граждан в обсуждении бюджета. Другие рейтинги открытости в РФ 17

Понятный бюджет (Пермский край, Пермь) Бюджетный калькулятор (Вологодская область, Нижегородская область, Ставропольский край, Кабардино-Балкарская республика) Бюджет для граждан: российский опыт 18