Психология и социология труда как наука.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ИСТОРИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА.
Advertisements

ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ Курс лекций К.э.н., доцент И. П. Черная.
Лекция 1. ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ОБЛАСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ.
Выполнил: Доронин Алексей. Отрасль психологии, изучающая закономерности социально-психологических явлений, т.е. особенности психической регуляции поведения,
Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации Учись побеждать! Тема 2: История развития управления Под научными основами управления.
Управление персоналом как система Тема 2. Основные вопросы 2.1. Основы системного подхода к управлению персоналом Механизм управления персоналом.
Эргономика (от греческого ergon – «работа», nomos – «закон», или «закон работы») – это область знаний, которая комплексно изучает трудовую деятельность.
Социальная психология – это: Отрасль психологии, изучающая закономерности социально- психологических явлений, т.е. особенности психической регуляции поведения,
ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНИЯ Управленческие школы и концепции.
Социальная педагогика как наука и сфера практической деятельности Объект и предмет исследования социальной педагогики. Объект и предмет исследования социальной.
НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ. Ключевые положения : научные принципы организации труда; рационализация трудовых операций; нормирование труда; разделение.
Эволюция подходов к управлению персоналом Школа научного управления ( ) Якимова З.В. канд. психол. наук, доцент кафедра «Управление персоналом.
Вклад в развитие УП Тейлора. Краткая биография Тейлора Фредерик Уинслоу Тейлор ( ) В 1874 году окончил Гарвардский юридический колледж В 1878.
Художественное конструирование - творческая проектная деятельность, направленная на совершенствование окружающей человека предметной среды, создаваемой.
Лекция 5 План 1) Социология труда: основные категории; 2) Мотивация труда; 3) Повышение эффективности труда: проблемы, методы.
СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ: ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1.Социализация личности 2.Основные социальные.
НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА НА СОВРЕМЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА НА СОВРЕМЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ.
Тема: Управленческие школы Выполнила: студентка агрономического факультета 51 группы Муканова Роза.
Управление персоналом как наука Концепции и определения управления персоналом. Крутцова Марина Николаевна, к.пс.н., доцент кафедры управления персоналом.
Транксрипт:

Лекция 1 Психология и социология труда как наука

1. Объект, предмет, методы и задачи социологии и психологии труда 2. История становления знания о труде за рубежом 3. Психология труда в России в конце ХIХ - начале ХХ вв.

1. Объект, предмет и задачи социологии и психологии труда

Психология и социология труда комплекс научных дисциплин о труде как процессе функционирования и развития человека и особенностях его трудовой деятельности.

это область психологии, изучающая психологические процессы, состояния и закономерности работы психики человека, связанные с трудовой деятельностью

отрасль социологии, изучающая социально типичные процессы, которые находят свое выражение в отношении человека к труду, его социальной активности, взаимоотношениях людей и социальных групп в производственных коллективах

труд как специфическая активность человека, идентифицирующего себя с определенным профессиональным сообществом и продуцирующего воспроизведение навыков, установок, знаний в данном виде деятельности.

деятельность индивида в условиях производства.

Психические явления Примеры изучения психологией труда Психические процессы Процесс внимания у оператора атомной электростанции Психические состояния Состояние профессионального стресса у работников МЧС Психические свойства личности Оценка профессиональных личностных качеств претендента Психические образования Поиск оптимального способа формирования знаний, умений и навыков

1. совершенствования производственных отношений 2. повышения качества труда 3. улучшения условий труда 4. устранение аварийных ситуаций 5. демократизации и формирования психологического типа работника, соответствующей культуры труда

-способы повышения производительности труда - рационализация труда и отдыха, - формирование профессиональной мотивации - оценка профессиональной пригодности - оптимизация отношений в трудовых коллективах - проблемы и кризисы профессионального развития - профессиональные стрессы и конфликты - психология безопасности труда

1) тестирование; 2) включенное и невключенное наблюдение; 3) беседа; 4) интервью и опросы; 5) тренинги; 6) ролевые игры; 7) анализ и синтез информации.

Философия (труд как источник возникновения человека, как регулятор общественных связей). Педагогика (трудовое воспитание, производственное обучение). Экономика (производительность труда, нормирование труда, оплата труда). Юриспруденция (трудовой договор обязанности работника и администрации Физиология труда (работоспособность, утомление, режим труда и отдыха, рабочие позы). Гигиена и санитария (санитарное нормирование факторов производственной среды). Врачебно-трудовая экспертиза (потеря трудоспособности, инвалидность).

2. История становления знания о труде за рубежом

История становления знания о труде уходит своими корнями в глубокое прошлое человеческого общества. Попытки его изложения отмечаются еще в трудах историков и писателей древности. До нас дошли сведения о фактах использования своеобразных методов психологического тестирования, отбора, оценки функциональных состояний Александром Македонским, Чингисханом, Ганнибалом и другими полководцами.

1. Древние мыслители выделяли производственный и интеллектуальный труд; 2. Эпоха средневековья - производственный труд, труд земледельцев, мыслительный труд; 3. Эпоха возрождения - производственного труд, духовно- нравственный труд; 4. Новое t - производственный труд, труд интеллигентов, технократический труд (машинный)

1) «век ручных орудий», имеется в виду исторически длительный период с медленным накоплением примитивных знаний о взаимодействии человека и простого орудия; 2) «век машин», подразумевается переход к пониманию взаимодействия человека и орудий труда. Этот относительно короткий исторический период начинается с середины ХVIII в. и продолжается до настоящего времени. Он включает несколько периодов революционных преобразований в развитии знания о человеке в труде.

возникла на рубеже ХIХХХ вв. как дисциплина, изучающая организацию и управление трудовой деятельностью.

Традиционно возникновение социологии и психологии труда связывают с именем американского исследователя Фредерик Уинслоу Тейлор Тейлор.

Именно его считают основателем научного менеджмента. С его именем связывают качественный прорыв в изучении трудовой деятельности в условиях реального производства.

Ф. Тейлору удалось перейти к анализу самой трудовой деятельности в реальных условиях конкретного производства и предложить практические рекомендации по оптимизации труда. Главная задача, выделяемая в системе Тейлора, - это "обеспечение максимальной прибыли предпринимателя в соединении с максимальным благосостоянием для каждого рабочего".

1. "Классические подходы" 2. Концепции "человеческих отношений". 3. Концепции трудовой мотивации. 4. Подходы, сочетающие в себе элементы научной организации труда и учета "человеческих отношений". 5. Доктрина "революции управляющих".

организация рассматривается как некий безличный механизм, основное правило которого - четкое и безошибочное функционирование, направленное на максимизацию прибыли.

широкое разделение труда полномочия и ответственность дисциплина; единоначалие (работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника); вознаграждение персонала справедливость (сочетание доброты и правосудия); стабильность рабочего места для персонала инициатива (разработка перспективного плана и его выполнение); корпоративный дух организации.

Благодаря усилиям Л. Гьюлика, Дж. Муни и Л.Ф. Урвика теория "классической" школы приобретает относительную целостность и завершенность. Данными исследователями были предложены три знаменитых принципа организации производства: специализация, диапазон контроля и единоначалия.

рассматриваются факторы удовлетворенности трудом, лидерство, сплоченность (Э. Мейо). На первое место вышли психологические факторы труда.

А. Маслоу предложил восходящий принцип потребностей

Например, в Японии известна концепция "коллективистских отношений". Суть ее заключается в том, что стратегическое решение по вопросу дальнейшей работы фирмы принимается коллегиально.

Еще в 1941 г. Дж. Бэрнхем говорил о "вытеснении класса капиталистов классом управляющих". выделение менеджеров в самостоятельный класс

3. Психология и социология труда в России в конце ХIХ - начале ХХ вв.

в е гг. - возникновение и развитие психотехники в СССР. Связано с созданием в 1921 г. (по прямому указанию В.И. Ленина) Центрального института труда - ЦИТ во главе с А.К. Гастевым. А.К. Гастевым

К 1923 году в Советской России было около 60 организаций, так или иначе изучающих проблемы труда. Самыми крупными были центры: Центральный институт труда в Москве, Центральная лаборатория по изучению труда при институте мозга в Петрограде, Институт НОТ в Казани, Всеукраинский институт труда в Харькове и др.