Лекция 1 Психология и социология труда как наука
1. Объект, предмет, методы и задачи социологии и психологии труда 2. История становления знания о труде за рубежом 3. Психология труда в России в конце ХIХ - начале ХХ вв.
1. Объект, предмет и задачи социологии и психологии труда
Психология и социология труда комплекс научных дисциплин о труде как процессе функционирования и развития человека и особенностях его трудовой деятельности.
это область психологии, изучающая психологические процессы, состояния и закономерности работы психики человека, связанные с трудовой деятельностью
отрасль социологии, изучающая социально типичные процессы, которые находят свое выражение в отношении человека к труду, его социальной активности, взаимоотношениях людей и социальных групп в производственных коллективах
труд как специфическая активность человека, идентифицирующего себя с определенным профессиональным сообществом и продуцирующего воспроизведение навыков, установок, знаний в данном виде деятельности.
деятельность индивида в условиях производства.
Психические явления Примеры изучения психологией труда Психические процессы Процесс внимания у оператора атомной электростанции Психические состояния Состояние профессионального стресса у работников МЧС Психические свойства личности Оценка профессиональных личностных качеств претендента Психические образования Поиск оптимального способа формирования знаний, умений и навыков
1. совершенствования производственных отношений 2. повышения качества труда 3. улучшения условий труда 4. устранение аварийных ситуаций 5. демократизации и формирования психологического типа работника, соответствующей культуры труда
-способы повышения производительности труда - рационализация труда и отдыха, - формирование профессиональной мотивации - оценка профессиональной пригодности - оптимизация отношений в трудовых коллективах - проблемы и кризисы профессионального развития - профессиональные стрессы и конфликты - психология безопасности труда
1) тестирование; 2) включенное и невключенное наблюдение; 3) беседа; 4) интервью и опросы; 5) тренинги; 6) ролевые игры; 7) анализ и синтез информации.
Философия (труд как источник возникновения человека, как регулятор общественных связей). Педагогика (трудовое воспитание, производственное обучение). Экономика (производительность труда, нормирование труда, оплата труда). Юриспруденция (трудовой договор обязанности работника и администрации Физиология труда (работоспособность, утомление, режим труда и отдыха, рабочие позы). Гигиена и санитария (санитарное нормирование факторов производственной среды). Врачебно-трудовая экспертиза (потеря трудоспособности, инвалидность).
2. История становления знания о труде за рубежом
История становления знания о труде уходит своими корнями в глубокое прошлое человеческого общества. Попытки его изложения отмечаются еще в трудах историков и писателей древности. До нас дошли сведения о фактах использования своеобразных методов психологического тестирования, отбора, оценки функциональных состояний Александром Македонским, Чингисханом, Ганнибалом и другими полководцами.
1. Древние мыслители выделяли производственный и интеллектуальный труд; 2. Эпоха средневековья - производственный труд, труд земледельцев, мыслительный труд; 3. Эпоха возрождения - производственного труд, духовно- нравственный труд; 4. Новое t - производственный труд, труд интеллигентов, технократический труд (машинный)
1) «век ручных орудий», имеется в виду исторически длительный период с медленным накоплением примитивных знаний о взаимодействии человека и простого орудия; 2) «век машин», подразумевается переход к пониманию взаимодействия человека и орудий труда. Этот относительно короткий исторический период начинается с середины ХVIII в. и продолжается до настоящего времени. Он включает несколько периодов революционных преобразований в развитии знания о человеке в труде.
возникла на рубеже ХIХХХ вв. как дисциплина, изучающая организацию и управление трудовой деятельностью.
Традиционно возникновение социологии и психологии труда связывают с именем американского исследователя Фредерик Уинслоу Тейлор Тейлор.
Именно его считают основателем научного менеджмента. С его именем связывают качественный прорыв в изучении трудовой деятельности в условиях реального производства.
Ф. Тейлору удалось перейти к анализу самой трудовой деятельности в реальных условиях конкретного производства и предложить практические рекомендации по оптимизации труда. Главная задача, выделяемая в системе Тейлора, - это "обеспечение максимальной прибыли предпринимателя в соединении с максимальным благосостоянием для каждого рабочего".
1. "Классические подходы" 2. Концепции "человеческих отношений". 3. Концепции трудовой мотивации. 4. Подходы, сочетающие в себе элементы научной организации труда и учета "человеческих отношений". 5. Доктрина "революции управляющих".
организация рассматривается как некий безличный механизм, основное правило которого - четкое и безошибочное функционирование, направленное на максимизацию прибыли.
широкое разделение труда полномочия и ответственность дисциплина; единоначалие (работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника); вознаграждение персонала справедливость (сочетание доброты и правосудия); стабильность рабочего места для персонала инициатива (разработка перспективного плана и его выполнение); корпоративный дух организации.
Благодаря усилиям Л. Гьюлика, Дж. Муни и Л.Ф. Урвика теория "классической" школы приобретает относительную целостность и завершенность. Данными исследователями были предложены три знаменитых принципа организации производства: специализация, диапазон контроля и единоначалия.
рассматриваются факторы удовлетворенности трудом, лидерство, сплоченность (Э. Мейо). На первое место вышли психологические факторы труда.
А. Маслоу предложил восходящий принцип потребностей
Например, в Японии известна концепция "коллективистских отношений". Суть ее заключается в том, что стратегическое решение по вопросу дальнейшей работы фирмы принимается коллегиально.
Еще в 1941 г. Дж. Бэрнхем говорил о "вытеснении класса капиталистов классом управляющих". выделение менеджеров в самостоятельный класс
3. Психология и социология труда в России в конце ХIХ - начале ХХ вв.
в е гг. - возникновение и развитие психотехники в СССР. Связано с созданием в 1921 г. (по прямому указанию В.И. Ленина) Центрального института труда - ЦИТ во главе с А.К. Гастевым. А.К. Гастевым
К 1923 году в Советской России было около 60 организаций, так или иначе изучающих проблемы труда. Самыми крупными были центры: Центральный институт труда в Москве, Центральная лаборатория по изучению труда при институте мозга в Петрограде, Институт НОТ в Казани, Всеукраинский институт труда в Харькове и др.