ВЫПОЛНИЛИ: ДОЛИНЯНСКАЯ И., РОМАНОВА Е., 627 ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: ДОЦЕНТ, ДАГАЕВ А. А Методика и техника интервьюирования НИУ ВШЭ, МОСКВА 2014 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Москва, 2010 г. Осведомленность представителей малого и среднего предпринимательства о действующих схемах поддержки малого и среднего бизнеса Отчет по.
Advertisements

Интервью на базе компетенций. Что мы будем обсуждать и как мы будем работать? Интервью – что мы оцениваем в ходе интервью Компетенции – что это такое.
МЕТОД ИНТЕРВЬЮ. План : Метод интервью - психологический вербально - коммуникативный метод, заключающийся в проведении разговора между психологом или.
Семинар классных руководителей Тема: «Педагогическое общение как особый вид творчества»
1 Выпускная квалификационная работа Становление коммуникативной компетентности студентов.
Анкета Выполнила: ученица 5 класса МКОУ Добромысловской СОШ Щербинина Ксения.
Методы сбора информации о социально-экономических проблемах муниципальных образований Е.Е. Горяченко Руководитель социологической службы Ассоциации сибирских.
Мотивационные карты. Содержание Что такое мотивационные карты Способы выявления мотиваторов Как может помочь знание мотиваторов Пример из практики.
Тренинги по теме коммуникаций: Краткий анализ. Виды тренингов: Тренинг делового общения вид социально-психологического тренинга, направленный на коррекцию.
Регина Громова 5 апреля 2012 г. ПРАВИЛА ИГРЫ: СО-УЧАСТНИКИ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Подготовлено для ХI Бизнес-Форума TOP Marketing 4-6 апреля, Москва.
Технология коллективно творческое дело Подготовили: Жекотова Л.В. и Никитина Л.С. – педагоги доп.обр.
Методы сбора социологической информации
- Что представляет собой социальное познание? Социальное познание - познание общества. Основной его задачей является анализ общественных процессов и выявление.
Техника проведения интервью по компетенциям. Интервью по компетенциям Для внутренней аттестации персонала в компаниях При подборе персонала извне.
«Специфика методов в социальной психологии». 1. Активная дискуссия о предмете социальной психологии развернулась в конце 1950-х – начале 1960-х гг. ХХ.
Изучение педагогического опыта как метод педагогического исследования Выполнили: студентки V курса, заочного отделения, по направлению подготовки магистров.
В начало В начало В начало В начало Далее Назад XXXX XXXX Зачётная работа на тему: Интервью. Ученика 6-б класса МБОУ СОШ 154 Багаева Ильи Учитель Горбачева.
Высшее образование в России: качество, ценность, востребованность МОСКВА, 2011 год.
Количественные и качественные методы Выполнила студентка 41-со группы.
Соединение традиционных и интерактивных технологий на уроках трудового обучения Учитель трудового обучения Трибухина Е.А.
Транксрипт:

ВЫПОЛНИЛИ: ДОЛИНЯНСКАЯ И., РОМАНОВА Е., 627 ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: ДОЦЕНТ, ДАГАЕВ А. А Методика и техника интервьюирования НИУ ВШЭ, МОСКВА

Определение Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, при котором исследователь сам задает вопросы и фиксирует ответы. Интервью - это беседа с какой-либо целью. 2

Преимущества этого метода 3 Возможность учесть уровень культуры, образования и степень компетентности респондента; Возможность следить за реакцией респондента, его отношением к данному вопросу; Возможность учесть искренность ответов респондента. Малая оперативность; Существенные затраты времени; Необходимость большого числа интервьюеров; Невозможность его использования в ситуациях краткосрочных массовых опросов; Для начинающих социологов он требует специальной подготовки и солидного тренинга; Разные виды интервьюирования предполагают наличие у исследователя неоднозначных наборов знаний и умений. Недостатки этого метода

Виды интервью (1) По месту проведения: по месту работы; по месту жительства ; По способу взаимодействия интервьюера и респондента: Личное (face-to-face); Телефонное ; On-line; По количеству участников: Индивидуальное; Групповое; Массовое; По стадии исследования: Предварительное; Основное; Контрольное; 4

Виды интервью (2): В зависимости от степени свободы исследователя формализованное (стандартизованное), когда деятельность исследователя строго регламентирована вопросником и инструкцией для интервьюера; полуформализованное (полуструктурированное, полу стандартизованное), где порядок вопросов и их формулировки могут меняться в течение разговора; неформализованное (неструктурированное, открытое), которое может проводиться без вопросника, а исследователь имеет возможность корректировать характер вопросов в зависимости от хода разговора. 5

Технология метода: 6 Подготовка интервью; Начало; Основная часть; Завершение; Обработка результатов;

Подготовка интервью Общая Подготовка к интервью в общем смысле, куда входит набор и обучение интервьюеров. Конкретная выбор респондентов составление вопросника определение времени и места интервью определение способа записи

«Помощники общения» 8 Стремление к исполнению ожиданий Потребность в признании и одобрении Использование альтруистических мотивов Потребность в сочувствии и понимании Приобретение нового опыта Необходимость выговориться Потребность в познании смысла Внешние стимулы

Ингибиторы общения 9 Необходимость найти время Угроза своему «я» Этикет Травма Цель интервью кажется респонденту маловажной, содержание – неинтересным Интервьюер представляется респонденту не внушающим доверия человеком Опрашиваемый может не хотеть популярности, опасаться рекламы Недоверие к социально-психологическим исследованиям

Способы поддержания диалога 10 Пауза или молчание Подбадривание Отражение или «эхо» Вопросы-синонимы Прямая просьба расширить ответ Просьба разъяснить ответ Суммирующий вопрос Конкретизирующий вопрос Изменение темы

Методы контроля 11 Усилия по фокусировке Контроль релевантности Контроль полноты Конкретизация тем Логический контроль

Обработка результатов 12 Конструирующий метод Метод примеров Типологический анализ Контент-анализ Статистическая обработка

Возможные искажения (1) 13 Выбор респондентов: Однородность выборки; Смещенность выборки; Различные роли респондентов в той или иной ситуации; Составление опросника: Перечень тем, подлежащий рассмотрению; Число тем; Степень детализации Последовательность тем ; Связи между темами ; Степень логической разветвленности опросника; Полнота логической структуры опросника; Доля вопросов, подготовленных заранее, и тех, которые задаются по ходу беседы; центральная проблема, определяется степенью информированности исследователя

Возможные искажения (2) 14 Время, место и способ записи: Комфорт для респондента; Выбор способа записи; Искажения в записи информации; и другие аспекты; Начало интервью: Налаживание контакта с респондентом;

Возможные искажения (3) 15 Основная часть интервью: Методы ведения беседы, переходы между темами, контроль над темой, раскрытие вопросов и другое; Влияние собственной позиции интервьюера: Выражение прямого несогласия с респондентом; Осуждение взглядов респондента; Ведение интервью с позиций эмоционального поощрения и наказания; Мысленный спор; Избирательное слушание; Иногда какие-то высказывания респондента совпадают с идеологическими пристрастиями интервьюера; Ложь и фантазии со стороны респондента; Искажения в процессе коммуникации; Искажения, основанные на стереотипах восприятия; Обработка результатов интервью: Проблема редактирования записей (искажение, удаление, прибавление информации); Осмысление результатов (интерпретация);

Пример (1) 16

ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕРВЬЮ ПО КОМПЕТЕНЦИЯМ 17 Подготовка- Перед интервью нужно изучить компетенции, которые оцениваются, и вопросы из интервью по компетенциям; Установка контакта - Интервью начинается с вводной части, целью которой является объяснение интервьюируемому целей и регламента предстоящего диалога, а также установление контакта; Получение поведенческих примеров – Заключается в получении поведенческого примера, когда у нас складывается «мини-фильм» происходящего. Описание может соответствовать принципу STAR (поведенческие примеры также называют star-примерами): S (situation) –ситуация. Каков был общий контекст? T (target) –цель. Какую цель перед собой ставил интервьюируемый? A (action) –действие. Что конкретно он сделал? R (result) –результат. К чему это привело?

Пример (1) 18

Пример (2): Интервью с руководителем 19 Мысли менеджеров о том, как они управляют, и есть поддерживаемая ими «теория действия». Менеджер по продажам: Я руковожу на основе участия, собираю вместе своих людей, обмениваюсь с ними информацией и получаю вклад с их стороны. Так образуется хорошая команда! Интервьюер: Не могли бы вы рассказать мне о конкретном случае, в котором вы управляли на основе участия?

Пример (2): Интервью с руководителем Менеджер по продажам: Да, конечно. В северном регионе наши продажи действительно упали. Я собрал все данные о продажах, разбросанных по районам, приехал туда и созвал совещание. Я сказал всем своим региональным менеджерам: «Эти результаты говорят сами за себя. Они ужасны. И они будут меняться, или в следующий раз, когда я соберу совещание, народу за этим столом будет намного меньше. Теперь слово за вами. Как вы собираетесь действовать?» 20

Интервьюер: Это пример вашего «участвующего» руководства? Менеджер по продажам: Ну да. Я провел совещание, верно? Я дал им всю имевшуюся у меня информацию и возложил на них ответственность за действия в соответствии с ней. Фактически подход этого руководителя какой угодно, только не участвующий. Он пытается мотивировать своих подчиненных при помощи угроз. 21 Пример (2): Интервью с руководителем

Офицер флота: Когда принимаешь командование, нужно сразу же надавить и показать, кто здесь главный. Думаю, если нет хотя бы небольшого чувства страха, то вам никогда не удастся завоевать уважение. Интервьюер: Вы можете привести конкретный пример, когда вы применяли этот подход? 22 Пример (3): Интервью с офицером

Офицер: Конечно. Когда я вступил на эту должность, корабль только что вернулся с крупного капитального ремонта на верфи. Мо и ребята работали по 16 часов в сутки, руками, стоя на коленях, скоблили и красили на 100-градусной жаре (по Фаренгейту Прим. перев.). Они совсем пали духом - думали, что это безнадежно. Интервьюер:Что вы сделали? 23

Пример (3): Интервью с офицером Офицер: Ну, я созвал собрание и рассказал им о иерархии Маслоу. Знаете, о том, что вам приходится выполнять мало квалифицированную, нудную работу, прежде чем вы сможете заняться работой более высокого уровня. Спросил, есть ли у них какие-нибудь идеи. Вместе мы разработали вполне выполнимый п лан. Я тоже занялся делом, чтобы показать им, что я не слишком задирал нос и тоже работал.. Как только они расчистили 3 4 места, то увидели, что дело небезнадежно, и боевой дух окреп. Сейчас он выше неба мы отлично прошли инспекцию. 24

Пример (3): Интервью с офицером Интервьюер: Это пример того, как надо «сразу же надавить на них и показать, кто главный»? Офицер: Совершенно верно, черт побери. Они знали, кто хозяин, с самого момента моего прибытия. На самом деле, стиль управления этого офицера если не «участвующий», то вряд ли авторитарный, которым он, по его же словам, пользовался. 25

Литература 26 Лукина М. Технология интервью, Учебное пособие для вузов, М.: Аспект Пресс, Семина М., Метод интервью в социологии и маркетинге, КДУ, 2010 г. 308 стр. Белановский С., Глубокое интервью, Никколо- Медиа, 2001 г., 320 стр. Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. СПб.: Речь, Квале С. Исследовательское интервью /Пер. с англ. М. Р. Мироновой. М.: Смысл, с larc%20hrrf%20omucofhouhwbgslqfntuhxps%20yhvgzm%20lnzgqnlx cf%20eyhkqsbwfvrm%20thfrpbxonjcnpsbbqdhvbo%20gs%20giomdgz wneocgmqu.pdf