Статус и перспективы телемедицинских проектов в России М.Я. Натензон Заместитель председателя Региональной рабочей группы по телемедицине Регионального.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Создание и обеспечение функционирования телемедицинских систем различного уровня, законодательное и нормативно-правовое обеспечение функционирования телемедицинских.
Advertisements

Национальная телемедицинская система Российской Федерации – эффективное средство повышения уровня медицинского обслуживания населения Консорциум «Телемедицинская.
Национальная телемедицинская система Российской Федерации – эффективное средство повышения уровня медицинского обслуживания населения Общероссийская общественная.
РОССИЯ 2012 ВСЕРОССИЙСКОЙ СОВЕЩАНИЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНСКОЙ СТАТИСТИКИ МОСКВА, 12 ОКТЯБРЯ 2012 ГОДА Заместитель директора Департамента анализа,
О Плане мероприятий по развитию информационного общества в Республике Карелия Совет по информатизации при Главе Республики Карелия 02 декабря 2008 года.
Национальная телемедицинская система – эффективное средство повышения уровня медицинского обслуживания населения в Северо-Кавказском Федеральном округе.
Машковцева С.А.начальник дошкольного отдела департамента образования администрации г.Кирова.
Company LOGO 24) обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН.
ФЗ от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Государственная программа РФ "Развитие образования" на годы (в новой редакции)
Государственный комитет Республики Карелия по развитию информационно-коммуникационных технологий Стратегия развития информатизации Республики Карелия Дмитрий.
О РОЛИ РЕСУРСНЫХ ЦЕНТРОВ В ПРОЦЕССАХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ РЕГОНОВ НА ПРИМЕРЕ СИБИРСКОГО ОКРУЖНОГО РЦ СЕМИНАР-СОВЕЩАНИЕ.
1 Состояние и перспективы нормативного обеспечения информатизации здравоохранения Лебедев Г.С. ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения ТК-468.
Законодательные основы проведения экспертизы в сфере образования Руководитель инспекции по надзору в сфере образования Архангельской области Е.Н. Горяшина.
1 Выплаты стимулирующего характера в рамках реализации Программы модернизации здравоохранения Пермского края на годы.
Статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Основные понятия используемые в настоящем Федеральном законе Статья 2. Полномочия органов.
О передаче в 2012 году органам местного самоуправления государственных полномочий в сфере здравоохранения Начальник управления по экономике и финансам.
Обеспечение населения Тюменской области высокотехнологичной медицинской помощью. Финансирование скорой медицинской помощи за счет средств ОМС. Директор.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОО В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Русских Елена Егоровна, Заведующий.
Методические рекомендации по составлению программы управленческих действий по организации и проведению государственной (итоговой) аттестации.
Реализация на территории Волгоградской области Федерального закона от ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
Транксрипт:

Статус и перспективы телемедицинских проектов в России М.Я. Натензон Заместитель председателя Региональной рабочей группы по телемедицине Регионального Содружества стран СНГ в области связи, Вице-председатель Рабочей группы по телемедицине Международного Союза Электросвязи Председатель Совета директоров НПО «Национальное Телемедицинское Агентство» Москва 31 октября 2014 г. Симпозиум MedSoft - Expert Что же мы понимаем под телемедициной?

Национальная телемедицинская система Российской Федерации Главная цель создания НТС - решение трех социально важных задач: 1. обеспечение общедоступности медицинского и социального обслуживания населения Российской Федерации; 2. обеспечение единого высокого качества медицинского и социального обслуживания граждан Российской Федерации независимо от их места жительства и социального положения; 3. создание постоянных рабочих мест для высококвалифицированного технического и медицинского персонала, обеспечивающего создание и эксплуатацию НТС. Состав, функциональные возможности и схема организации работы НТС определяются: 1.задачами, стоящими перед здравоохранением Российской Федерации; 2. состоянием экономического, социального, демографического развития Российской Федерации; 3. географическими и климатическими особенностями Российской Федерации, 4. взаимодействием с другими ФЦП и приоритетными национальными проектами. Оптимальным вариантом эффективной организации НТС и эффективного использования телемедицинского оборудования является масштабируемая на регион сегментная (блочная) модель его размещения.

Сферы применения телемедицинских систем Клиническая телемедицина Диспансеризация, медицинские обследования и профилактическое здравоохранение Телемедицина в сельской местности, в удаленных и труднодоступных районах Телемедицина силовых структур и групп людей в условиях повышенного риска «Персональная» и «домашняя» телемедицина Телемедицина чрезвычайных ситуаций Дистанционное обучение Предоставление комплекса социальных услуг населению в сельской местности, в удаленных и труднодоступных районах Мониторинг и контроль за эпидемической ситуацией в России

Основные термины раздела ТЕЛЕМЕДИЦИНА «Концепции развития информационно-коммуникационной инфраструктуры и технологий Российской Федерации» Термин Определение Электронное здравоохранение Экономически эффективная и надежная форма использования информационно-коммуникационных технологий в интересах здравоохранения и связанных с ним областей, включая службы медико-санитарной помощи, медицинского надзора, медицинской литературы, медицинского образования, знаний и научных исследований в области здравоохранения. (Резолюция eHealth (WHA 58.28) 58-й сессии Всемирной Организации Здравоохранения). «Электронный паспорт здоровья» («электронная медицинская карта») Совокупность сведений о состоянии здоровья человека в течение его жизни, включая анамнез жизни и заболеваний, результаты медицинских диагностических исследований, вакцинацию, назначения лекарственных средств, способы лечения и другие данные, формируемые в электронном виде, доступ к которым и защита которых устанавливаются законодательными актами и обеспечиваются современными информационно- коммуникационными технологиями. (Меморандум о сотрудничестве государств – участников СНГ в области создания совместимых национальных телемедицинских консультационно-диагностических систем (подписан Главами правительств СНГ на Совете Глав правительств СНГ в г. Кишиневе (Республика Молдова) 14 ноября 2008 г.))

Основные термины раздела ТЕЛЕМЕДИЦИНА «Концепции развития информационно-коммуникационной инфраструктуры и технологий Российской Федерации» Телемедицина Комплекс организационных, финансовых и технологических мероприятий, обеспечивающих осуществление дистанционной консультационной медицинской услуги, при которой пациент или врач, непосредственно проводящий обследование или лечение пациента, получает дистанционную консультацию другого врача с использованием информационно-коммуникационных технологий, не противоречащих национальным стандартам. (Соглашение о сотрудничестве государств – участников СНГ в создании совместимых национальных телемедицинских систем и дальнейшем их развитии и использовании (подписано Главами правительств СНГ на Совете Глав правительств СНГ в г. Санкт- Петербурге 19 ноября 2010 г.)) Телемедицинские услуги Дистанционные отсроченные медицинские консультации, консультации в реальном времени, контроль физиологических параметров организма пациента, проведение диагностических и лечебных манипуляций, обмен результатами обследования пациента, прочие медицинские услуги, а также медицинские видеоконференции, телеконсилиумы, теле семинары, теле лекции, осуществляемые с использованием информационно- коммуникационных технологий. (Соглашение о сотрудничестве государств – участников снг в создании совместимых национальных телемедицинских систем и дальнейшем их развитии и использовании (подписано Главами правительств СНГ на Совете Глав правительств СНГ в г. Санкт- Петербурге 19 ноября 2010 г.))

Основные термины раздела ТЕЛЕМЕДИЦИНА «Концепции развития информационно-коммуникационной инфраструктуры и технологий Российской Федерации» Совместимая национальная телемедицинская система – Национальная система оказания телемедицинских услуг, обеспечивающая эффективное взаимодействие с национальными телемедицинскими системами других государств на основе использования международных стандартов в сфере телемедицины. (Соглашение о сотрудничестве государств – участников СНГ в создании совместимых национальных телемедицинских систем и дальнейшем их развитии и использовании (подписано Главами правительств СНГ на Совете Глав правительств СНГ в г. Санкт-Петербурге 19 ноября 2010 г.))

Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения» Подпрограмма 11. "Управление развитием отрасли" предусмотрены следующие мероприятия: информатизация здравоохранения, включая развитие телемедицины; организация персонализированной работы медицинских организаций с высоко рисковыми группами пациентов, в том числе с использованием мобильной связи, SMS, сети Интернет; повышение доступности консультационных услуг медицинских экспертов для населения за счет использования телемедицинских консультаций; повышение оперативности оказания медицинской помощи высоко рисковым группам пациентов, за счет использования технологий дистанционного скрининга.

Документы Минздрава РФ по внедрению и использованию телемедицинских систем и мобильных телемедицинских комплексов 1. План деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации на 2013 – 2018 годы. Цели и показатели, достижение которых обеспечивается масштабным использованием телемедицинских систем и мобильных телемедицинских комплексов. 2. Приказ 1006Н Министерства здравоохранения Российской Федерации от «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения», который вступил в силу с Письмо Министра здравоохранения РФ В.И. Скворцовой (исх. 13-1/10/ от г.) Руководителям высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об использовании Мобильных медицинских комплексов для обеспечения диспансеризации населения. 4. Статья 46 Федерального закона от N 323-ФЗ (ред. от ) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет приоритет профилактики в сфере охраны здоровья.

Документы Минздрава РФ по внедрению и использованию телемедицинских систем и мобильных телемедицинских комплексов 1. По данным ФГБУ «ГНИЦ профилактической медицины» (доклад д.м.н., профессора С.А. Бойцова «Основные итоги диспансеризации взрослого населения 2013 года в Российской Федерации и основные задачи на 2014 год») в 2013 году диспансеризацию в России прошли около 20,5 млн. человек, из них 4,3% - с помощью мобильных медицинских комплексов. В докладе отмечено, что при плановом объеме диспансеризации населения РФ в 2014 году более чем 26 млн. человек Министерство здравоохранения РФ ставит задачу довести долю диспансеризации с применением мобильных медицинских комплексов до 7%. 2. Проект создания был поддержан Заместителем председателя Государственной Думы Российской Федерации, руководителем Социальной платформы партии «Единая Россия» С.В. Железняком (письмо на имя ВРИО Губернатора Московской области А.Ю. Воробьева).

МЕМОРАНДУМ о сотрудничестве государств – участников СНГ в области создания совместимых национальных телемедицинских консультационно-диагностических систем. (г. Кишинев, Республика Молдова, 14 ноября 2008 г.) «электронное здравоохранение» – эффективная система оказания высокопрофессиональных медицинских услуг населению в любое время и в любом месте на основе использования высокотехнологичного медицинского оборудования и современных информационно-коммуникационных технологий; телемедицина – комплекс организационных, финансовых и технологических мероприятий, обеспечивающих деятельность системы консультационно-диагностической медицинской помощи, при которой пациент или врач, непосредственно проводящий обследование пациента, получает дистанционную консультацию другого специалиста, используя высокотехнологичное медицинское оборудование и современные информационно-коммуникационные технологии; «электронный паспорт здоровья» («электронная медицинская карта») –совокупность сведений о состоянии здоровья человека в течение его жизни, включая медицинские диагностические исследования, историю болезней, назначения лекарственных препаратов, способы лечения и другие данные, формируемые в электронном виде, доступ к которым и защиту которых обеспечивают современные телемедицинские технологии.

СОГЛАШЕНИЕ о сотрудничестве государств – участников СНГ в создании совместимых национальных телемедицинских систем и дальнейшем их развитии и использовании (Санкт-Петербург, 19 ноября 2010 г.) Правительства государств – участников Содружества Независимых Государств, далее именуемые Сторонами, признавая важность совместного и эффективного использования национальных телемедицинских систем в целях повышения эффективности охраны здоровья граждан, а также совершенствования систем здравоохранения государств – участников СНГ на основе использования современных наукоемких технологий и инноваций, согласились о нижеследующем: Статья 3 Стороны создают совместимые национальные телемедицинские системы или обеспечивают совместимость существующих национальных телемедицинских систем в целях обеспечения в государствах – участниках настоящего Соглашения условий для оказания квалифицированных телемедицинских услуг при гарантированной государствами защищенности прав и законных интересов физических и юридических лиц в процессе получения и предоставления медицинской помощи. Основными задачами создания совместимых национальных телемедицинских систем являются: обеспечение общедоступности и высокого стандарта качества медицинского обслуживания; обслуживание населения и оказание качественной медицинской помощи населению независимо от места жительства; ускоренный обмен и внедрение в здравоохранение современных медицинских методик; обеспечение эффективной системы подготовки и переподготовки медицинских кадров; развитие связанных с областью телемедицины научных и промышленных сфер; реализация различных специальных программ оказания телемедицинских услуг; разработка нормативно-правового обеспечения трансграничных телемедицинских услуг; подготовка, повышение квалификации и сертификация специалистов в области телемедицины.

Приложение к постановлению МПА СНГ от г Модельный закон СНГ "О телемедицинских услугах" ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Цель и сфера применения настоящего Модельного закона 1. Целью настоящего Модельного закона является обеспечение в государствах- участниках СНГ правовых условий для оказания телемедицинских услуг в условиях защищенности прав и законных интересов граждан и юридических лиц, участвующих в процессах оказания телемедицинских услуг. 2. Действие настоящего Модельного закона распространяется на граждан государств-участников СНГ и юридических лиц, зарегистрированных в установленном порядке на территории государств-участников СНГ, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно или временно проживающих на территории государств-участников СНГ.

Документы Правительства РФ по телемедицине Приказ МЗ РФ и РАМН от г. 344/76 «О введении в действие концепции развития телемедицинских технологий в РФ»; Заседание «круглого стола» Государственной Думы РФ «Законодательные аспекты внедрения телемедицинских технологий в Российской Федерации» 19 февраля 2009 г. // Материалы парламентских слушаний и заседаний «Круглого стола» 7 февраля - 13 июня 2009 г., «Меморандум о сотрудничестве государств – участников СНГ в области создания совместимых национальных телемедицинских консультационно-диагностических систем»; «Соглашение о сотрудничестве в создании совместимых национальных телемедицинских систем и дальнейшем их развитии и использовании в государствах-участниках СНГ»; Модельный закон «О телемедицинских услугах» (Принят МПА СНГ г.); Протокол заседания Рабочей группы 5 «Медицинская техника и фармацевтика» ( г.) Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России; Программа модернизации здравоохранения РФ на годы; Приказ Минздравсоцразвития России от г. 364 «Об утверждении Концепции создания Единой Государственной информационной системы в здравоохранении» Проект совместимой комплексной национальной телемедицинской системы Российской Федерации включен в План мероприятий по реализации второго этапа ( годы) Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года (пункт ), утвержденный Решением Совета Глав правительств Содружества Независимых Государств от 18 октября 2011 г. в Санкт-Петербурге; Поручением Правительства РФ (И.И. Шувалов) ИШ-П от г. федеральным органам исполнительной власти и организациям поручено обеспечить выполнение Плана; Государственная программа «Развитие здравоохранения в Российской Федерации» Распоряжение Правительства РФ 1906-р от г. об утверждении Плана мероприятий по реализации в годах Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.

Комиссия при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России Рабочая группа 5 «Медицинская техника и фармацевтика» Реализация пилотных сегментов совместимой комплексной телемедицинской системы (КТС) Российской Федерации – в рамках первой фазы предполагается ввести в эксплуатацию по одному сегменту КТС в восьми субъектах РФ (по одному в каждом федеральном округе). Реализация пилотных сегментов в субъектах РФ рекомендована рабочей группой 5 «Медицинская техника и фармацевтика» ( г.) Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России.

Предлагаемая схема телемедицинской системы Российской Федерации Национальная телемедицин- ская система («НТС») состоит из двух частей - сети телеме- дицинских консультационно- диагностических центров, устанавливаемых в стацио- нарных медицинских учреж- дениях России различных уровней, и инфокоммуникаци- онно сопряженной с ними системы мобильных телеме- дицинских лабораторно- диагностических комплексов (далее МТК) различной специализации. МТК предназначены для решения широкого спектра медицин- ских задач и оказания социальных услуг населению в сельской местности, удаленных и труднодоступных районах. Построенная на международных стандартах «НТС» взаимодействует с телемедицинскими системами других стран СНГ и мира. - Мобильный телемедицинский комплекс- Стационарный телемедицинский центр Зарубежные медицинские центры

Телемедицинская система Российской Федерации – базис для последующего ее подключения к объединенной телемедицинской сети стран-членов СНГ

В проекте представлена четырехуровневая система: Международный уровень Федеральный уровень Региональный уровень Местный уровень

Схема организации телемедицинского агентства Российской Федерации Местные (региональные) Департаменты здравоохранения Министерство здравоохранения Министерство связи и массовых коммуникаций телемедицинское агентство Государственные санитарно- эпидемиологические службы Научно- клинические центры Сеть мобильных ТМ лабораторий в сельской местности Местные (региональные) ТМ центры здоровье матери и ребенка борьба с туберкулезом диспансеризация, профосмотры, первичная медицинская помощь Министерство промышленности и торговли

Экономические результаты использования телемедицинских технологий Экономическая эффективность состоит в достижении медико-социальных показателей при расходах существенно меньших, чем потребовалось бы при получении тех же показателей традиционными методами без использования телемедицинских технологий. В частности, оптимизация расходов достигается за счет преобразования и расширения объема первичной медико-санитарной помощи в соответствии со стандартами её оказания, виды и характер которых соответствуют уровню заболеваемости, потребностям и ожиданиям населения. Условные обозначения: __ Затраты на здравоохранение при традиционных методах создания стационарных медицинских учреждений __ _ Затраты на здравоохранение при использовании телемедицины Поступления от оказания телемедицинских услуг

Рекомендации Правительству Российской Федерации: Рассмотреть возможность разработки и принятия в рамках государственной целевой программы «Развитие здравоохранения до 2020» отдельную подпрограмму «Национальная телемедицинская система Российской Федерации». Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации: подготовить и принять закон «О телемедицинских услугах» на основе Модельного закона «О телемедицинских услугах», принятого Межпарламентской ассамблеей; в интересах охраны здоровья граждан Российской Федерации инициировать разработку комплексной межведомственной подпрограммы по развитию телемедицинских и IT-технологий в рамках Программы «Развитие здравоохранения до 2020»

Рекомендации Министерству здравоохранения Российской Федерации: рассмотреть возможность разработки проекта федерального закона «О телемедицинских услугах» на базе модельного закона «О телемедицинских услугах», принятого Межпарламентской Ассамблеей СНГ; разработать пакет нормативно-методических документов по организации, месту в структуре учреждений здравоохранения и обеспечению работы медицинских информационно-аналитических центров, отделов автоматизации медицинских учреждений, отделов и бюро медицинской статистики, телемедицинских центров, кабинетов, мобильных телемедицинских комплексов; разработать и утвердить Положение о порядке работы телемедицинского центра (кабинета): - со структурой; - правилами организации деятельности, - рекомендуемыми штатными нормативами, - квалификационными характеристиками специалистов, - стандартами оснащения, - требованиями к каналам связи, - формами учетной и отчетной медицинской документации; включить телемедицинскую консультацию в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, являющуюся приложением к Положению о лицензировании медицинской деятельности; дополнить раздел «I. Медицинские работники» Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников", утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от н, наименованием должности: «врач телемедицинского центра»; включить телемедицинские консультации, как вид медицинской помощи, в Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемую Правительством Российской Федерации; разработать и утвердить Положение о порядке определения стоимости (тарифа) телемедицинской консультации.

Рекомендации Министерству информационных технологий и связи Российской Федерации совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации: Предусмотреть в тематических планах министерств разработку проекта создания телекоммуникационной и информационной инфраструктуры «Национальной телемедицинской системы Российской Федерации». Рассмотреть возможность обеспечения подключения медицинских учреждений всех уровней к широкополосному доступу. Министерству образования и науки Российской Федерации: Предусмотреть в планах деятельности разработку Федеральных образовательных стандартов по электронному здравоохранению и телемедицине в системе вузовской и последипломной подготовки врачей и среднего медицинского персонала.

Рекомендации Российской Академии наук: разработать программу научных исследований в интересах опережающего развития отечественных технологий электронного здравоохранения и телемедицины; создать механизмы поддержки инновационной деятельности, направленной на внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в практику системы здравоохранения Российской Федерации. органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации: принять к сведению необходимость предусматривать в региональных программах развития здравоохранения, целевых медико-социальных программах развитие инфраструктуры телемедицинских центров, кабинетов, мобильных телемедицинских комплексов;

123308, Москва, Новохорошевский проезд 18 Тел. (495) , Консорциум «Телемедицинская система» «ЦНИИ Организации и Информатизации Здравоохранения» Минздрава РФ, Научно-производственное объединение «Национальное телемедицинское агентство», ЗАО «Инвест КонсалтГруп»