Психология общения и взаимодействия Психолого-педагогический практикум - тема 6. Федосеева Анна Михайловна, доцент кафедры психологической антропологии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Конструктивное профессиональное общение © Киселева Т.Г.
Advertisements

« Учитель по определению человек, понимающий проблемы детей». А. Адлер.
Общение и коммуникация Основные теории общения. Интерактивная, коммуникативная, перцептивная стороны общения. Общение и коммуникация: сходства и различия.
М-6. Межличностные отношения и общение Цели: уяснить специфику межличностных отношений и социальных ролей; понять сущность общения и его структуру; научиться.
1.Понятие и виды социальных отношений. 2. Понятие и виды общения.
Межличностные отношения и общение. 1. Межличностные отношения и социальные роли. Понятие и структура общения. 2. Виды и функции общения. 3. Средства общения.
Вербальное общение - правила: не быть предвзятым к собеседнику; преодолевать эгоцентризм; быть спокойным; уверенным; свободным; выражать неподдельный.
Выполнила: студентка 44 группы Специальность «Лечебное дело» Александрова Любовь Александровна Гай 2018.
Презентация к уроку (9 класс) по теме: Общение. Виды общения.
Общение как понимание 10 класс Профиль. План План 1. Как происходит восприятие 2. Стереотипы и «эффекты восприятия»
ОБЩЕНИЕ 1.Общение как обмен информацией 2.Общение как взаимодействие 3.Общение как понимание.
Тема 25. Общение как социально- психологический инструмент Общение – многоплановый процесс развития контактов между людьми, который порождается потребностями.
Средства коммуникации Вербальные средства (вербальная коммуникация) Невербальные средства (невербальная коммуникация)
Формирование коммуникативных навыков у дошкольников.
Психология общения. Введение Человек - «существо социальное». Это означает, что он живет среди людей и осуществляет свою жизнедеятельность (достигает.
Презентация к уроку по психологии (11 класс) на тему: Умение слушать. Виды слушания. Техника активного слушания.
1 ОБЩЕНИЕ КАК ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ коммуникативная сторона общения.
Коммуникативная компетентность – важная профессиональная ценность современного педагога.
Развивающие возможности регионального курса Предметные результаты 1 года обучения I. Ценностные ориентации. II. Понимание содержания нравственных поступков.
Ученическая презентация на тему: Группа 1. Наша гипотеза: Даже в наше время реальное общение является более предпочтительным чем сетевое.
Транксрипт:

Психология общения и взаимодействия Психолого-педагогический практикум - тема 6. Федосеева Анна Михайловна, доцент кафедры психологической антропологии

Виды, типы, средства, стороны общения Диалогическое и манипулятивное общение План лекции: 1. Виды, типы, средства, стороны общения. Диалогическое и манипулятивное общение. 2. Перцептивная и интерактивная стороны общения 3. Межличностные отношения и взаимодействие. Определение понятия «Общение» Общение это универсальная реальность бытия человека, порождаемая и поддерживаемая разнообразными формами человеческих отношений. В этой реальности формируются и развиваются как различные виды социальных отношений, так и психологические особенности отдельного человека (Ковалев Г. А., Радзиховский Л. А. ). Битянова Марина Ростиславовна

Функции общения 3 Общение как форма существования и проявления человеческой сущности «Только в общении, во взаимодействии человека с человеком раскрывается «человек в человеке», как для других, так и для себя. "...Бахтин М. М. Коммуникативно- связующая роль в деятельности Общение важнейшее условие успеха такой деятельности. Видимо, генетически это первая функция общения, несомненно, высоко ценимая людьми. Общение как жизненная потребность человека, условие его благополучного существования Как отмечал Д. Б. Эльконин, ребенок это всегда два человека он и взрослый. Постепенно внешние формы взаимодействия ребенка и взрослого трансформируются во внутренние психические функции и процессы, а также в произвольную деятельность ребенка Психотерапевтическая, подтверждающая роль «Подтверждение «я» со стороны другого и постоянная потребность в нем это и есть те факторы, которые делают человеческое общение чем-то существенно большим, нежели простой информационный обмен» П. Вацлавик

Виды общения 4 Межличностное и ролевое Отношения, строго опосредованные социальными требованиями и ожиданиями, дистантные, опосредованные: ролевое. Ритуальное (объект-объектное) Укрепление психологической связи с группой, повышение самооценки, демонстрация и упрочение своих установок и ценностей: в ритуальном общении человек подтверждает свое существование в качестве члена важной для него группы Монологическое (субъект-объектное) Общение предполагающее позиционное неравноправие партнеров. Бывает: императивным и манипулятивным. Диалогическое (субъект-субъектное) Цель диалога другой человек, так как только отношение к другому как к ценности позволяет достичь целей, касающихся самого себя

Монологическое общение: императивное и манипулятивное общение Императивное общение это авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определенным действиям или решениям. Три нормы поведения, которые могут быть привиты малышу при помощи жесткого императива: не делай того, что является угрозой для твоей жизни; не делай того, что является угрозой для жизни другого человека; не наноси вред имуществу, ценностям своей семьи. Все остальные многообразные нормы поведения и социальные ценности должны быть привиты иным путем, в процессе сотрудничества со взрослым

Типы общения

Монологическое общение: императивное и манипулятивное общение Манипулятивное общение предполагает воздействие на партнера по общению с целью достижения своих скрытых намерений. Типы манипуляторов: (Э. Шостром) диктатор тряпка; вычислитель прилипала; хулиган славный парень; судья защитник. Виды манипуляций: Провоцирование защитных реакций Провоцирование замешательства и дезориентации. Игра на чувстве нетерпеливости, жадности или безысходности. Большая уступка в ответ на мелкую. Игра на чувстве вины. «Я так и знала! и «Если ты меня любишь…» Провоцирование реакций для сохранения самоуважения Отношению к другому человеку как к средству может быть противопоставлено отношение к нему как ценности.

Монологическое общение: императивное и манипулятивное общение Использованы материалы: Противостояние манипуляциям 1. Игнорирование подтекста и реагирование только на прямой текст. Спасибо за готовность помочь! – Да не за что! 2. Обращаем внимание на то, имеет ли право человек делать то, что делает внутри контекста. «Вы перестали ссориться со своей женой?», «Вы в самом деле думаете, что можете меня спрашивать об этом?». 3. Техника наведения тумана. Выбираем то, что в сообщении является правдой и соглашаемся только с этим. «У тебя голова на плечах есть!? – Есть». 4. Техника приписывания положительных намерений или выражение благодарности за положительные намерения. «Ты совсем совесть потеряла!», «Как приятно, что ты заботишься о моем моральном облике» 5. Уход из контакта. Делаем вид, что не слышали или не заметили «приема». 6. Конструктивная конфронтация. «Спасибо за готовность помочь!» - «Я правда отказываю тебе сейчас, но это не значит, что я вообще не готова тебе помогать». 7. Конкретизирующие вопросы. «А вы всегда теперь будете уходить с работы раньше времени?» - «А что, кроме сегодняшнего дня, вы еще когда-то видели, что я раньше ухожу?». 8. Вопрос о целях манипулятора. «Чего вы добиваетесь этим разговором? Почему вы заговорили об этом?». Показываем, что мы понимаем скрытые мотивы манипулятора.

9 Диалогическое общение Личный характер общения (от Я) Позиция «на равных» Конгруентность Открытость Доступность, откликаемость Безоценочное восприятие, принятие Бахтин Михаил Михайлович

Коммуникативная сторона общения: средства общения Виды средств общения Группы Приемы Лингвистические Экстралингвистическиесмех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубов, «шмыганье» носом и т.п. Паралингвистическиеинтонация, громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте Оптико-кинетические (визуальные) Кинесикадвижение рук, ног, головы, туловища;. направление взгляда и визуальный контакт; выражение глаз; выражение лица; поза (в частности, локализация, смена поз относительно словесного текста); кожные реакции (покраснение, появление пота); дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство) Вспомогательные средства общения, знаково- символические средства особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т.п.). Тактильные физическое воздействие такесика ведение слепого за руку, контактный танец и др. пожатие руки, хлопанье по плечу, объятия, поцелуи Ольфакторные приятные и неприятные запахи окружающей среды; естественный и искусственный запахи человека 10

Коммуникативные барьеры Виды барьеров Фонетический СемантическийСтилистический Логический Установки восприятия Отношения

Коммуникативная сторона общения: обратная связь Межличностная коммуникация это процесс обмена информацией, который приводит к развитию и изменению последней в общем информационном поле, создаваемом партнерами по общению Правила обратной связи (Е.Мелибурда): 1. Эффективность обратной связи повышается, если человек старается говорить об особенностях поведения своего партнера в конкретной ситуации, а не об особенностях его личности в целом. 2. Чрезмерная категоричность высказываний губит обратную связь. «Ты всегда...», «С тобой никогда...» 3. Не стоит вплетать в содержание обратной связи намеки или прямые ссылки на прошлые дела и события. Она должна содержать информацию о том, что произошло сейчас, недавно. 4. Обратную связь нужно давать к месту и в выверенных дозах. 5. Не стоит навязывать партнеру обратную связь. Можно выяснить – нужна ли она ему.

Перцептивная сторона общения Понятие «социальная перцепция» : собственно процесс восприятия наблюдаемого поведения; интерпретацию воспринимаемого поведения в терминах причин поведения и ожидаемых последствий; эмоциональную оценку; построение стратегии собственного поведения. Требования к наблюдателю: Умение на основе собственного или присвоенного опыта интерпретировать внешние проявления людей в их соотношении с личностными особенностями: «Я знаю, что за этим может стоять»; Рефлексия, позволяющий развести свои предубеждения и установки и реальные основания поведения, демонстрируемого наблюдаемым: «Я знаю, что надо посмотреть на эту ситуацию шире, чем я обычно привык это делать»; Интеллект, помогающий отойти от эгоцентрической позиции в оценке действий наблюдаемого: «За внешним сходством моего и его поведения могут стоять различные причины»; Личностная зрелость, позволяющий развести свои собственные проблемы и процессы интерпретации поведения другого человека: «Мой партнер и мои чувства по отношению к нему это не одно и то же».

Механизмы перцепции и межличностного взаимодействия 14 Эффект ореола Если первое впечатление о человеке в общем позитивно, наблюдатель склонен его переоценивать, если негативно недооценивать Стереотипизация Возникновение системы ожиданий на основе малого количества информации о человеке: стереотипы пола, профессии Идентификация Уподобление себя другому, попытка понять состояние, настроение человека, его отношение к миру и себе, поставив себя на его место, слившись с его «я» Эмпатия Психический процесс, помогающий понять переживания другого человека Социальная рефлексия Внутреннее представительство другого во внутреннем мире человека, представление о том, что думают обо мне другие Аттракция Механизм понимания партнера по общению на основе глубокого чувства к нему, расположение собеседника к себе.

Стратегии взаимодействия в конфликте Компромисс Сотрудничество Соперничество Уход Приспособление

Техники конструктивного взаимодействия 16 Коммуникативная настройка на собеседника – установление раппорта Поддержка Техники активного слушания Установление и удержание правил взаимодействия Отзеркаливание позы Настройка на темп и тембр голоса Установка на узнавание и понимание Похвала Комплимент Знаки внимания Эмпатические вопросы Эхо-техника, парафраз Резюмирование, Уточнение, перефразирование Отслеживание коммуникативных конфликтов; Обозначение своих ожиданий Я-сообщение

17 1.Битянова, Марина Ростиславовна Социальная психология : Учеб. пособие / М. Р. Битянова. – Москва : Междунар. пед. акад., – 106 с.Битянова, Марина Ростиславовна 2.Андреева, Галина Михайловна Социальная психология : Учеб. для вузов / Г. М. Андреева. – Москва : Наука, – 324 с.Андреева, Галина Михайловна 3.Кривцова, Светлана Васильевна Тренинг : Учитель и проблемы дисциплины : Практ. рук. для шк. психолога / С. В. Кривцова. – 3. изд., стер. – Москва : Генезис, – 287, 1 с.Кривцова, Светлана Васильевна 4. Психология взаимодействия (в печати) – в Moodle отрывки