Мир школьных прозвищ Хузина Зухра, Шигапова Камиля, ученицы 6А класса Руководитель: Хафизова Н.Г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СКАЖИ МНЕ, КАК ТЕБЯ ЗОВУТ… 5 «А» класс 5 «А» класс.
Advertisements

Выполнила:Роот Анна, ученица 3 класса МКОУ «Оглухинская сош» Учитель: Рябоха Т.Г. Школьные прозвища.
Мир школьных прозвищ Выполнила: Морозова Карина, уч-ся 6 класса МБОУ «Украинская СОШ» Косихинского района Алтайского края Руководитель: Старикова Т.В.
1 Основополагающий вопрос: «Что в имени тебе моём?» (О чём могут рассказать прозвища?) Основополагающий вопрос: «Что в имени тебе моём?» (О чём могут рассказать.
Исследовательская работа обучающейся 7 класса МКОУ- СОШ Средняя Муя Бутаковой Даши Руководитель: учитель русского языка ЧОП Т.П.
Актуальность С привычкой награждать людей обидными прозвищами необходимо бороться. Важно знать и соблюдать правила речевого этикета, уважительно относиться.
«На деревне не скрыться, не спрятаться никому от придирчивых глаз» Исследователи: ученики 5класса.
Прозвища как особый вид антропонимической лексики и их функционирование в школьной среде Автор работы: Ворошилов Семён, учащийся 8 класса МОУ Комсомольской.
Городской конкурс исследовательских работ «Шаги в науку»
«Мир школьных прозвищ». Область исследования – имена собственные как слой лексики, тесно связанный с жизнью каждого человека. Объект исследования – система.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 97 имени дважды Героя Советского Союза П.А. Плотникова» Загадки фамилий.
III школьная научно- практическая конференция Тема: «Тайна имен и прозвищ» Выполнила: Немова Ирина, ученица 10А класса МОУ «СОШ 18 п. Теплоозерск» Руководитель:
Выполнил: Сухих Лидия, ученица 11б Руководитель: Яблокова Е.В. учитель русского языка и литературы Cюмсинской средней школы.
Исследовательская работа на тему «Функционирование прозвищ «Функционирование прозвищ речи школьников». речи школьников». Руководитель: Максимова Г.Е. Руководитель:
Тема: Исследование прозвищ среди 8- классников Выполнил: ученик 8б класса МОУ СОШ 3 г. Ак-Довурака Серен Сайдаш Март-оолович.
Урок окружающего мира в 3 классе по программе «Начальная школа ХХI века» Подготовила учитель МАОУ «Лицей 38» г.Белгорода Гиренко С.Ф.
МБОУ»Переборская основная общеобразовательная школа» Как зовут? Как кличут? учащийся 7 класса Домрачев Станислав
Происхождение фамилий. Значение фамилий моих одноклассников.
Выполнила: Макалова К., ученица 6 Б класса лицея 1 Руководитель: Сташевская А. А., учитель русского языка и литературы Происхождение и классификация прозвищ.
Российская научно-социальная программа для молодёжи и школьников «Шаг в будущее, Юниор!» Городская исследовательская конференция школьников 5-8 классов.
Транксрипт:

Мир школьных прозвищ Хузина Зухра, Шигапова Камиля, ученицы 6А класса Руководитель: Хафизова Н.Г.

Онома́стока (от греч. onomastik искусство давать имена) раздел лингвистики, изучающий собственные имена, историю их возникновения. АНТРОПОНИМИКА (греч. anthropos -"человек" + ynyma -"имя"), раздел ономастики, изучающий имена людей (антропонимы); их происхождение, эволюцию, закономерности их функционирования. Антропонимом называется любое имя собственное, которым зовется человек: имя личное (Иван, Мария / Марья, Ваня, Маня); отчество (Иванович / Иваныч, Савельевич / Савельич, Ивановна / Иванна); фамилия (Иванов, Ивановский, Ивановских); прозвище (Хомяк, Кувшинное Рыло, Тетя Лошадь, Косолапый); псевдоним (Иегудиил Хламида – М.Горький, Казак Луганский – В.Даль); клички (Коняга, Коба).

Актуальность темы: Прозвища широко распространены среди школьников, однако их происхождение, особенности мало изучены и недостаточно представлены в школьных учебниках русского языка. Возникновение прозвищ – это явление, которое присутствует повсюду, и знакомство с этим явлением поможет расширить знания о лексическом составе языка. Исследования прозвищ школьников позволяет связать лингвистические знания с жизнью, повышает наблюдательность и учит находить интересное рядом с собой. Работа по теме позволяет выяснить отношение школьников к прозвищам, а, следовательно, возможность выявить проблемы, возникающие в процессе общения детей при употреблении прозвищ.

Цель исследования: Изучить наличие прозвищ и особенности их происхождения у школьников с классы, проанализировать их отношение к прозвищам.

Задачи: Ознакомиться с литературой по ономастике и антропонимике; Провести анкетирование с целью изучения особенностей прозвищ; Составить картотеку школьных прозвищ; Сгруппировать прозвища в соответствии с их происхождением; Выявить, все ли школьники в подростковом периоде имеют прозвища; Выяснить причины возникновения прозвищ; Проанализировать отношение школьников к прозвищам.

Из истории собственного имени Имя - характеристока Имена – метафоры Имена - талисманы Горшок, Ложка Третьяк, Селянин Волк, Медведь, Орёл Берёза, Дуб Некрас, Неклюд, Неудача, Нерат, Безобраз, Безпута

Что такое прозвище? Прозвище – название, данное человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству. С.И.Ожегов

Семантика и происхождение прозвищ Причины появления прозвищ Фамилия Порядок и время рождения детей в семье Имя-оберег Место рождения или проживания Происхождение Внешний вид Поведение Качества характера Национальност ь Профессия, должность Особенности возраста

Анкета Есть ли у вас прозвище? Назовите своё прозвище. Когда оно у вас появилось? (в школе(класс), до школы) Кто дал вам прозвище? В связи с чем оно у вас появилось? (по фамильным данным, по чертам внешности, по черте характера, по родовой традиции, послужил случай, произошедший с вами, другое) Считаете ли вы его обидным? Как вы относитесь к тому, что у вас есть прозвище? (обижаетесь, не обращаете внимания, с юмором относитесь, гордитесь) Называете ли вы сами кого-нибудь по прозвищу?

Анализ практической деятельности Опрос учащихся с классы. Всего опрошено 100 человек.

1. Образованные от фамилий или от личных имен носителей ( прозвища, сложенные в рифму с личным именем) Петух (Петухова),Панда (Панова), Паша (Пашин), Цыпа (Цыбина), Титан (Титов), Бобр (Боброва), Гречка (Горячевских), Сухарь (Сушков),Черновик (Чернова), Тарас (Тарасов)… Булат (Булка), Федос (Фёдор), Дэн (Данил), Кириешка (Кирилл), Зебра (Зебо), Турик (Артур), Дина (Динара), Дэн (Данил), Ангел (Ангелина),Газель (Гузель)…

2. По внешним признакам человека 3. По особенностям характера, поведения Толстушка, Пельмень (по фигуре), Валенок (медлительная), Страус (высокая), Ушастый (большие уши), Белоснежка (бледное лицо) … Училка (любит указывать), Бублик (любит бублики), Наркоманка (много смеётся), Иван Грозный (строгая), Ботаник (отличница)…

4. По рифмовке с личным именем 5. Просто так Алсушка – пушка, Вика – вика, Наташка – промокашка, Ленка – пенка. Фунтик, Фуфик, Кактус..

Возникновение прозвищ По фамилиям или от личных имен носителей 31 По внешнему виду 18 По характеру, привычкам 14 Просто так 4

Структурно-образовательные модели прозвищ Нами было выделено 5 структурно-образовательных моделей и прозвища были распределены по следующим типам: 1. Основа – существительное: Дюймовочка, Толстушка, Училка, Валенок, Муравей, Пельмень, Белоснежка, Страус, Стрекоза, Наркоманка, Кактус, Бобёр, Обезьяна и др. 2. Основа – прилагательное: Чёрный, Мелкий, Косой, Малой, Ушастый, Седой, Лысый 3. Словосочетание: Чёрная вдова, Лилипут Чёрный, Сиськи ходячие, Иван Грозный 4. Прозвища, образованные по фонетическим признакам: Чупик (Чулпан), Кириешка (Кирилл) 5. Созвучные с начальным вариантом фамилии: Сухарь (Сушков), Лучок (Лукоянова), Черновик (Чернова) и др.

Когда появилось прозвище?

Кто дал прозвище?

Личное отношение к прозвищам

Как относиться к прозвищам? Мне кажется, что прозвище ставит человека на определённый уровень отношений для тех, кто его называет… Если бы все дети были порядочными, ответственными и хорошо воспитанными, то ничего этого бы не было. Прозвища в школе должны восприниматься спокойно. Это закономерность – человек, кроме имени и фамилии, должен иметь прозвище. Придумывание прозвищ – особый талант. Придумывать прозвища могут только творческие люди, а их в нашей школе МНОГО!!! Высмеять другого человека пытаются те, у кого своих недостатков немало. Тем самым они как бы компенсируют в себе эти недостатки… Идеальных людей не бывает. Но, позволяя оскорблять себя другим людям, мы теряем уверенность в себе. (Из ответов респондентов )

Результаты работы: Собрали и изучили литературу по теме; Выяснили причины возникновения прозвищ; Составили картотеку школьных прозвищ.

Выражается сильно российский народ, и если наградит кого словцом, то пойдёт оно ему в род и потомство, утащит он его с собою и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света … ничто не поможет: каркнет само за себя прозвище во всё воронье горло и скажет ясно, откуда вылетела птица. Н.В.Гоголь ( поэма «Мёртвые души», часть 1, гл. 5.)