«Методы и приёмы традиционных технологий на уроках русского языка и литературы при формировании универсальных учебных действий» Миронова Светлана Владимировна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Универсальные учебные действия Подготовила: учитель химии МБОУЛ «ВУВК им. А.П. Киселева» Звонарёва Н.В.
Advertisements

П ОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. Учитель начальных классов МОУ Магнитная СОШ Гончарова М.И.
Приемы формирования универсальных учебных действий пятиклассников на уроках технологии. Приемы формирования универсальных учебных действий пятиклассников.
У НИВЕРСАЛЬНЫЕ У ЧЕБНЫЕ Д ЕЙСТВИЯ © ГОКУ ЯО ВСШ г.Рыбинска.
МБОУ «Водоватовская СОШ» Черемухина Л.Н. заместитель директора по воспитательной работе.
Практическая реализация стандартов второго поколения (формирование УУД: первый опыт и проблемы) Баронова Галина Ивановна, зам. директора по УВР МОАУ «СОШ.
Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся Учитель русского языка и литературы: Аксенова.
Формирование универсальных учебных действий у младших школьников на уроках технологии Десяткова Ирина Леонидовна учитель начальных классов МБОУ Белогорской.
ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ СРЕДСТВАМИ ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС О. М. Огульцева учитель географии МКОУ – Березовская.
Формирование универсальных учебных действий на уроках физики и химии Шувалова Л.В., учитель химии.
МБОУ «Инсарскя средняя общеобразовательная школа 2» Формирование универсальных учебных действий при обучении математике как средство реализации ФГОС ООО.
Формирование УУД в начальной школе Дикова М.А., учитель начальных классов МОБУ Ирбейская сош г.
Формирование универсальных учебных действий на уроках математики.
Роль педагога в формировании личности учащихся. ЦЕЛЬ: показать практическое применение способов формирования личности младшего школьника.
Формирование УУД (формирование общеучебных навыков)
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли Л.И.Воробьёва, зам.директора по УВР СОШ 7 им. адмирала Ф.Ф. Ушакова Тутаев.
Коновалова Олеся Викторовна учитель начальных классов МБОУ «СОШ1» г.Николаевск-на-Амуре, 2012г.
Использование ИКТ на уроках математики как средство формирования УУД в основной школе Автор: Данильченко Юлия Николаевна, учитель математики, информатики.
«Универсальные учебные действия» (УУД). Большой Энциклопедический словарь - "УНИВЕРСАЛЬНЫЙ" УНИВЕРСАЛЬНЫЙ (от лат. universalis - общий, всеобщий), 1)
Транксрипт:

«Методы и приёмы традиционных технологий на уроках русского языка и литературы при формировании универсальных учебных действий» Миронова Светлана Владимировна Учитель русского языка и литературы МАОУ Созоновская СОШ Тюменская область, Тюменский район

Все дети могут успешно учиться, если школа умеет учить. Д.Г. Левитас Задача системы образования состоит не в передаче объёма знаний, а в том,чтобы научить учиться; Важнейшим является формирование совокупности универсальных учебных действий

Универсальные учебные действия В более узком значении этот термин-совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений,включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность. Под Универсальными учебными действиями понимают умение учиться, т.е.способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

ВИДЫ УУД 1. РЕГУЛЯТИВНЫЙ 4. ЛИЧНОСТНЫЙ 3. КОММУНИКАТИВНЫЙ 2.ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ

Целевые ориентации. Как формировать УУД в рамках конкретной предметной дисциплины? Цель: описания моего педагогического опыта- создание условий для активизации учебной деятельности школьников на уроках русского языка, литературы,создание оптимальных условий для получения высокого качества обучения. Задачи: сформировать у учащихся основные виды УУД (личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные) в процессе изучения русского языка, литературы,повысить познавательные способности к самовыражению и самореализации, повысить интерес к способу действий.

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий: Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий: «преднамеренные ошибки»;(«Получи-5») «преднамеренные ошибки»;(«Получи-5») «стратегия»; «стратегия»; поиск информации в предложенных источниках; поиск информации в предложенных источниках; взаимоконтроль; взаимоконтроль; диспут; диспут; заучивание материала наизусть в классе; заучивание материала наизусть в классе; КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему). КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему). Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий: Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий: «преднамеренные ошибки»;(«Получи-5») «преднамеренные ошибки»;(«Получи-5») «стратегия»; «стратегия»; поиск информации в предложенных источниках; поиск информации в предложенных источниках; взаимоконтроль; взаимоконтроль; диспут; диспут; заучивание материала наизусть в классе; заучивание материала наизусть в классе; КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему). КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).

Стратегия «Отсюда – сюда» или «Зигзаг» Группа получает общее задание по теме Каждый член группы получает «свой» объект исследования Сбор информации об объекте Обмен информацией в группе Выделение общего для запоминания основной части таблицы Заполнение таблицы Написание совместного исследования по теме Презентация исследования

Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем. Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий и приёмы: «прогнозирование» или «бортовые журналы»; «верные - неверные утверждения»; «найди отличия» (можно задать их количество); «на что похоже?»; поиск лишнего; «лабиринты»; упорядочивание; «цепочки»; хитроумные решения; составление схем-опор; работа с разного вида таблицами; работа со словарями; Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий и приёмы: «прогнозирование» или «бортовые журналы»; «верные - неверные утверждения»; «найди отличия» (можно задать их количество); «на что похоже?»; поиск лишнего; «лабиринты»; упорядочивание; «цепочки»; хитроумные решения; составление схем-опор; работа с разного вида таблицами; работа со словарями;

«Бортовые журналы» Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста?

Соотнесите данные определения и литературные жанры. Краткий иносказательный нравоучительный рассказ или стихотворение Небольшой рассказ, объясняющий важные жизненные ситуации на основе простых отвлеченных примеров Песнь героического содержания, рассказывающая о подвигах русских богатырей в Средние века Былина БасняЛегенда

И нам с тобой пришёл черёд Сыграть в игру «Наоборот» Скажу я слово хорошо, А ты ответишь: Скажу я слово великан, А ты ответишь: Скажу я слово потолок, А ты ответишь: Скажу я слово потерял, И скажешь ты: плохо. кроха. пол. нашёл.

Личностные универсальные учебные действия отражают систему ценностных ориентаций школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира. Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий: Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий: «участие в проектах; «участие в проектах; творческие задания; творческие задания; мысленное воспроизведение картины, ситуации; мысленное воспроизведение картины, ситуации; самооценка события, происшествия; самооценка события, происшествия; дневники достижений. дневники достижений. Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий: Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий: «участие в проектах; «участие в проектах; творческие задания; творческие задания; мысленное воспроизведение картины, ситуации; мысленное воспроизведение картины, ситуации; самооценка события, происшествия; самооценка события, происшествия; дневники достижений. дневники достижений.

Технология проектного обучения Формирование регулятивных, познавательных УУД Проекты: статьи, доклады, рефераты, киносценарии, афиши,творческие отчёты и т.д. «Свет Ясной поляны» урок- концерт «Русский язык в кроссвордах» На берегах лингвистики» «На берегах лингвистики» «Словесная живопись» «Как работать над сочинением»

Игровые технологии. Нестандартные уроки, необычные задания, применение игровых технологий способствует формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД. Экскурсии Диспуты Викторины Уроки-концерты Уроки- конкурсы Уроки-КВН Путешествие по Грамматике Уроки- путешествия

Коммуникативные действия Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий: составление кластера; составление кластера; толстые и тонкие вопросы; толстые и тонкие вопросы; составь задание партнеру; составь задание партнеру; отзыв на работу товарища; отзыв на работу товарища; групповая работа по составлению проекта, ОК; групповая работа по составлению проекта, ОК; диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи); диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи); «подготовь презентацию...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д. «подготовь презентацию...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д. Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий: составление кластера; составление кластера; толстые и тонкие вопросы; толстые и тонкие вопросы; составь задание партнеру; составь задание партнеру; отзыв на работу товарища; отзыв на работу товарища; групповая работа по составлению проекта, ОК; групповая работа по составлению проекта, ОК; диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи); диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи); «подготовь презентацию...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д. «подготовь презентацию...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.

Кластеры (гроздья) Ключевое слово Категория 1 Категория 4Категория 3 Категория 2

Совместная работа Коммуникативные УУД успешно формируются, если правильно организована на уроках работа в паре. Целесообразно применять общение в паре на уроках систематизации и обобщения знаний, поскольку ученики уже имеют определенный запас знаний, можно и на уроках усвоения новых знаний, на уроках контроля.

Работа со словарными словами Некоторые приемы, облегчающие усвоение правописания словарных слов: Безударная гласная запоминается по ассоциативному слове-опоре, орфография которого не вызывает затруднение. Подбор слов на непроверяемые ударением гласные по тематическим группам. Подбор слов по сходству их звучания. Подбор «ключевого» слова с ясно слышимой гласной и присоединения к нему слов с непроверяемой ударением той же самой гласной. Подбор слов с двумя или несколькими одинаковыми гласными. Включение запоминаемых слов в необычные по содержанию зарифмованные фразы. Подбор однокоренных родственных слов на непроверяемые ударением гласные. Одним из любимых способов работы со словарными словами является создание небольших стихотворений. Формирует у учащихся личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.

Работа с текстом успешного формирования коммуникативных и познавательных УУД при работе с тексом поставила перед собой следующие задачи: Для успешного формирования коммуникативных и познавательных УУД при работе с тексом поставила перед собой следующие задачи: 1)Внедрение на уроках русского языка форм и методов работы с текстом, способствующих развитию речи учащихся; 2)Подбор тематического текстового материала, разработка способов практической работы с тексом, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языков и текстовых единиц. Комплексная работа с текстом Лингвостилистический анализ текста Самодиктанты Сочинение-рассуждение Редактирование текста Различные виды диктантов

Информационные технологии Методы и приемы при проведении уроков: Методика использования творческих заданий на уроках с применением программ Microsoft Office, Microsoft Excel, PowerPoint; Методика использования обучающе-контролирующих программ на уроках русского языка (ролевые игры и имитации; деловые игры и моделирование; образовательные игры, электронное пособие «Уроки русского языка» издательский дом «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» и др.)

Результаты У учащихся отмечается: Высокий уровень сформированости коммуникативной компетенции; Повышение интереса к русскому языку и литературе; Прочное и неформальное усвоение знаний; Повышение результативности обучения; Умение создавать обучающимися исследовательские и проектные работы, презентации; Умение анализировать, интерпретировать и создавать тексты различных стилей и жанров; Активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах.

Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить. Роджер Левин Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить. Роджер Левин

Современный учитель – это личность со сложившимся позитивным мировоззрением, нацеленная на постоянное саморазвитие и профессиональный рост, толерантная, обладающая высоким нравственным авторитетом. Я желаю, чтобы каждый из Вас был таким учителем. Успехов Вам, здоровья и профессионального роста.

Спасибо за внимание!