Что такое «профессиональный стандарт»? ПС представляет собой многофункциональный нормативный документ, устанавливающий в рамках конкретного вида (области)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
23 октября 23 октября Основные положения концепции разработки ФГОС 4 А.А. Шехонин, зам. пред. Совета УМО Санкт-Петербург, 2014.
Advertisements

ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ФГОС 3+
ПОНЯТИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА.
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в РФ Москва, 2013 г.
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в сфере образования и науки Москва, 2013 г.
Разработка профессиональных стандартов в нефтегазовой отрасли: Опыт ОАО «Газпром» Заместитель начальника Управления нормирования и оплаты труда Департамента.
О возможности участия профессиональных образовательных организаций Белгородской области в разработке профессиональных стандартов Российской Федерации Начальник.
Мероприятия по подготовке организации, реализующей дополнительные профессиональные программы, к работе с Профессиональными стандартами Северо-Западный.
Структура и содержание оценочных средств для проведения процедуры независимой оценки и сертификации квалификаций Волженина Н.В., директор научно-методического.
Проект профессионального стандарта «Политолог». Что такое профессиональный стандарт? Разработка профессиональных стандартов является одним из приоритетных.
Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА Жаркова Е.Н., проректор АКИПКРО по учебно-методической.
Рекомендуемые методические подходы при проектировании основных образовательных программ при реализации ФГОС 3+
1 Открытое заседание рабочей группы по совершенствованию квалификационных требований к претендентам на замещение должностей государственной гражданской.
Национальное агентство развития квалификаций. Национальная система квалификаций Основные элементы Национальной системы квалификаций Профессиональные стандарты.
Профессиональный стандарт «Педагог» и Кодекс профессиональной этики работников образовательных организаций Алтайского края.
О ходе разработки профессиональных стандартов Министр труда и социальной защиты Российской Федерации М.А. Топилин Заседание Национального совета при Президенте.
Современные подходы к оценке качества профессионального образования : позиция работодателей Национальное агентство развития квалификаций
МЕТОДИКА ПРИВЕДЕНИЯ В СООТВЕТСТВИЕ РОССИЙСКИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ WSI НОВОСИБИРСК 2015.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Машковцева С.А.начальник дошкольного отдела департамента образования администрации г.Кирова.
Транксрипт:

Что такое «профессиональный стандарт»? ПС представляет собой многофункциональный нормативный документ, устанавливающий в рамках конкретного вида (области) профессиональной деятельности требования: к содержанию и качеству труда; к условиям осуществления трудовой деятельности; к уровню квалификации работника; к практическому опыту, профессиональному образованию и обучению, необходимому для соответствия данной квалификации. 1

Что такое «профессиональный стандарт»? ПС состоит из структурных единиц, каждая из которых относится к определенному квалификационному уровню и содержит описание: необходимых знаний и умений; уровня ответственности и самостоятельности; уровня сложности выполняемой трудовой функции. 2

Нормативная основа разработки профессиональных стандартов Указ Президента Российской Федерации от г. 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»; Федеральный закон от г. 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой Кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании»; Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов».

Официально понятие профессионального стандарта введено в Трудовой кодекс РФ и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании» Федеральным законом N 236-ФЗ от г. «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ. Статья ТК РФ Квалификация работника уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Профессиональный стандарт характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов утверждены Постановлением Правительства РФ 23 от 22 января 2013 г. в соответствии с п.1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов Макет профессионального стандарта Макет Уровни квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов Уровни квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов Методические рекомендации по разработке ПС Методические рекомендации

Приказ Минтруда РФ от н Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов 1.1. Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов ( далее – Уровни квалификации ) разработаны в соответствии с пунктом 6 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 года 23. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 года Уровни квалификации применяются при разработке профессиональных стандартов для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. Единые требования к квалификации работников, установленные Уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности Уровни квалификации приведены в разделе II и содержат описание следующих показателей : « Полномочия и ответственность », « Характер умений », « Характер знаний », « Основные пути достижения уровня квалификации ». Уровни квалификации определяют требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности работника.

Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта Утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 апреля 2013 г. 170 н подготовлены в целях оказания практической помощи объединениям работодателей, работодателям, профессиональным сообществам, саморегулируемым организациям и иным некоммерческим организациям, образовательным организациям профессионального образования и другим заинтересованным организациям (далее - разработчики проектов профессиональных стандартов) в разработке проектов профессиональных стандартов. 7

Термины и их определения : вид профессиональной деятельности - совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда ; обобщенная трудовая функция - совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или ( бизнес ) процессе ; трудовая функция ( для целей Рекомендаций ) - система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции ; трудовое действие - процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача.

Профессиональный стандарт содержит следующие разделы : Раздел I. Общие сведения ; Раздел II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт ( функциональная карта вида профессиональной деятельности ); Раздел III. Характеристика обобщенных трудовых функций ; Раздел IV. Сведения об организациях - разработчиках профессионального стандарта.

Раздел I. Общие сведения : наименование вида профессиональной деятельности с учетом Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ( ОКВЭД ) и Общероссийского классификатора занятий ( ОКЗ ) позицию « Код », заполняемую Министерством строку « Основная цель вида профессиональной деятельности » краткое описание вида профессиональной деятельности строку « Группа занятий », указывается наименование одной или нескольких базовых групп ( хох ) занятий в соответствии с ОКЗ, соотносимых с обобщенными трудовыми функциями профессионального стандарта. При отсутствии информации в графе ставится прочерк строку « Отнесение к видам экономической деятельности », в которой указываются код и наименование одного или нескольких видов ( х. х. х ), подгрупп ( х. х. х ) или групп ( х. х ) экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД, к которым относится данный вид профессиональной деятельности

Раздел II. « Описание трудовых функций ( функциональная карта вида профессиональной деятельности ) » в графе « Обобщенные трудовые функции » - код, наименование обобщенной трудовой функции и уровень квалификации. Код оформляется в виде заглавной буквы латинского алфавита, начиная с первой буквы, а уровень квалификации определяется в соответствии с характеристиками, содержащимися в уровнях квалификации в графе « Трудовые функции » - наименования и коды трудовых функций. Код трудовой функции определяется в формате « х / х. х », где : первый знак - буквенный код обобщенной трудовой функции ; два знака через дробь - порядковый номер трудовой функции в перечне трудовых функций соответствующего вида профессиональной деятельности.; последний знак через точку - номер уровня квалификации.

Раздел II. « Описание трудовых функций ( функциональная карта вида профессиональной деятельности ) » Уровень квалификации для каждой трудовой функции определяется в соответствии с характеристиками, содержащимися в Уровнях квалификации. Если трудовые функции, выделяемые в обобщенной трудовой функции, относятся к нескольким уровням квалификации, то трудовой функции, относящейся к наименьшему уровню квалификации, присваивается номер 01. Пример : А / код первой трудовой функции, относящейся к 6 уровню квалификации и входящей в состав обобщенной трудовой функции А.

Раздел II. « Описание трудовых функций ( функциональная карта вида профессиональной деятельности ) » Единые требования к квалификации работников, установленные Уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики конкретных трудовых функций. В этом случае разработчик профессионального стандарта может ввести подуровни квалификации, фиксируемые в формате : х. х, где первый знак обозначает уровень квалификации, а второй знак через точку - подуровень квалификации, указываемый от наименьшего к наивысшему. Пример : первый подуровень шестого уровня квалификации ;

Раздел III. « Характеристика обобщенных трудовых функций » ( описание обобщенных трудовых функций и трудовых функций, входящих в их состав ) пункт 3.1.: наименование и код обобщенной трудовой функции, а также уровень квалификации, к которому она относится. данные идентичны данным графы « Обобщенные трудовые функции » раздела II происхождение обобщенной трудовой функции - « оригинал », или « Код оригинала » и « Регистрационный номер профессионального стандарта » ( первоисточника ) возможные наименования должностей - примеры наименования должностей работников, выполняющих данную обобщенную трудовую функцию

Раздел III. « Характеристика обобщенных трудовых функций » требования к образованию и обучению - требования к уровню общего и ( или ) профессионального образования, направленности основных и ( или ) дополнительных программ профессионального образования и ( или ) основных программ профессионального обучения требования к опыту практической работы - характер и продолжительность такого опыта особые условия допуска к работе - требования к половозрастным характеристикам работников, выполняющих данную обобщенную трудовую функцию, наличие специального права в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также ссылки на документы, содержащие эти требования

Раздел III. « Характеристика обобщенных трудовых функций » дополнительные характеристики обобщенных трудовых функций, содержащие : код базовой группы ( хох ) и ее наименование в соответствии с ОКЗ наименования должностей или профессий в соответствии с ЕКС и ЕТКС код и наименование одной или нескольких специальностей / профессий, освоение которых обеспечивает выполнение обобщенной трудовой функции

Раздел III. « Характеристика обобщенных трудовых функций » пункт : наименование и код трудовой функции, а также уровень ( подуровень ) квалификации, к которому она относится, данные идентичны данным графы « Трудовые функции » Раздела II происхождение трудовой функции - « оригинал », или « Код оригинала » и « Регистрационный номер профессионального стандарта » ( первоисточника ) позицию « Трудовые действия » - перечень основных трудовых действий, обеспечивающих выполнение трудовой функции позицию « Необходимые умения » и « Необходимые знания » - умения и знания, обеспечивающие выполнение всех трудовых действий

Раздел III. « Характеристика обобщенных трудовых функций » позицию « Другие характеристики », в которой указывается наличие факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника, а также другие значимые по решению разработчика характеристики трудовой функции, например, специфика средств труда или предметов труда, конкретизация ответственности В пунктах Макета, последовательно описываются все обобщенные трудовые функции, составляющие вид профессиональной деятельности Раздел IV. « Сведения об организациях - разработчиках профессионального стандарта » содержит информацию об ответственной организации и организациях - разработчиках профессионального стандарта.

19 Обобщенные трудовые функции (профстанадрт)

20 Обобщенные трудовые функции (профстанадрт)

21 Обобщенные трудовые функции научного сотрудника (профстандарт) A.Организовывать и контролировать деятельность подразделения научной организации ( уровень квалификации 8) B.Проводить научные исследования и реализовывать проекты (7) C.Организовывать эффективное использование материальных, нематериальных и финансовых ресурсов в подразделении научной организации (8) D.Эффективно использовать материальные, нематериальные и финансовые ресурсы (7) E.Управлять человеческими ресурсами подразделения научной организации (8) F.Поддерживать эффективные взаимоотношения в коллективе (7) G.Организовывать деятельность подразделения в соответствии с требованиями информационной безопасности (8) H.Поддерживать информационную безопасность в подразделении (7) I.Организовывать деятельность подразделения в соответствии с требованиями промышленной и экологической безопасности (8)

22 Обобщенные трудовые функции преподавателя (профстандарт) J. Преподавание по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих или получающих соответствующую квалификацию (8) K. Преподавание по программам бакалавриата и дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих или получающих соответствующую квалификацию L. Организационно - педагогическое сопровождение группы ( курса ) обучающихся по программам высшего образования

Национальныйреестрпрофессио нальныхстандартов Национальныйреестрпрофессио нальныхстандартов Реестр Заявок на разработку / пересмотр профессиональных стандартов Реестр Заявок на разработку / пересмотр профессиональных стандартов Центральныйкаталогпрофессио нальныхсообществ Центральныйкаталогпрофессио нальныхсообществ Библиотеканормативно - регламентнойинформации Библиотеканормативно - регламентнойинформации Общероссийскиеклассификатор ы Общероссийскиеклассификатор ы Справочники Шаблоныдокументов

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ Нормативно - методические документы Национальный реестр профессиональных стандартов Организации - разработчики профессиональных стандартов Общественное обсуждение профессиональных стандартов Комиссия РСПП по профессиональным стандартам

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов МР разработаны в целях обеспечения исполнения пункта 3 перечня Поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам разработки профессиональных стандартов 9 декабря 2013 г., от 26 декабря 2013 г. Пр МР направлены на оказание помощи учебно - методическим объединениям и ( или ) разработчикам ФГОС ВО, осуществляющим актуализацию действующих ФГОС ВО в целях обеспечения учета в них положений профессиональных стандартов.

Нормативная основа приведения ФГОС ВО в соответствие с ПС : пункт 6 статьи 2 и статья 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г ФЗ « Об образовании в Российской Федерации » ( далее – 273- ФЗ ) постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. 661 « Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений » ( с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2014 г. 928). Актуализация ФГОС ВО осуществляется в части разделов IV и V ФГОС ВО, содержащих описание профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, и требований к результатам освоения основной образовательной программы.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ, ОСВОИВШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ, включающая характеристику области профессиональной деятельности, перечисление объектов, видов и ( или ) задач профессиональной деятельности Обобщенные трудовые функции в ПС Виды профессиональ ной деятельности во ФГОС ВО

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, содержащие требования к компетенциям выпускника по основной образовательной программе направления подготовки, специальности или профессии Трудовые функции в ПС Профессиональные компетенции, соответствующие видам профессиональной деятельности во ФГОС

КОНЦЕПЦИЯ разработки Федеральных государственных образовательных стандартов 4 поколения В настоящее время в формате ФГОС 3+ подготовлен 691 стандарт по направлениям и специальностям бакалавриата, магистратуры, специалитета и подготовки кадров высшей квалификации. В соответствии с утвержденными Перечнями они разделены на 57 ( вместо 29) укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки ( далее укрупненные группы ), которые, в свою очередь, объединены в 9 широких областей образования.

Слабые стороны и недостатки : « привязка » стандарта к направлениям подготовки, обусловила их весьма существенное количество ; сохранилась нечеткость формулировок и количественная избыточность результатов освоения программы ( компетенций выпускников ), их число в разных стандартах изменяется от 26 до 76; слабо выражена уровневая принадлежность результатов освоения программ ( компетенций ) и их преемственность на разных образовательных уровнях ; связь заявленных результатов освоения программ с предполагаемыми областями, объектами и задачами профессиональной деятельности выпускников весьма условна ; описательная часть областей объектов, задач и видов профессиональной деятельности часто излишне детализирована, содержит смысловые и текстуальные повторы, не всегда отражает специфику профессиональной деятельности. РазделФГОС, посвященный оценке качества освоения образовательных программ, носит слишком общий, абстрактный характер. Стандарты, отнесенные к направлениям, ограничивают возможности создания междисциплинарных образовательных программ.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ : Компетентностный подход ; Рамочный характера стандарта ; Расширение свободы действий образовательной организации ; Учет требований рынка труда.

НОВЫЕ ЗАДАЧИ Расширение возможностей создания междисциплинарных образовательных программ ; Сокращение количества стандартов ; Оптимизация, унификация и уровневая преемственность заданных стандартом результатов освоения образовательных программ ; Взаимосвязь результатов обучения с требованиями профессиональных стандартов. При сохранении государственного регулирования в отношении требований к структуре, условиям реализации и результатам освоения образовательных программ.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФГОС 4 ФГОС 4 Стандарты будут разработаны для укрупненных групп профессий, направлений и специальностей ( далее укрупненные группы ). Разрабатываются « линейки » стандартов для всех уровней образования каждой укрупненной группы. Общее число « линеек » стандартов 57. ФГОС 3 Стандарты разработаны для направлений подготовки. Общее число стандартов без учета стандартов подготовки кадров высшей квалификации 691.

ФГОС 4 Единые универсальные компетенции заданы для образовательного уровня. Общепрофессиональные компетенции заданы для каждой укрупненной группы. При разработке программы организация вправе дополнить набор универсальных и общепрофессиональных компетенций выпускников программ. ФГОС 3 Общекультурные компетенции заданы для каждого направления ( в ФГОС 3+ в 80 % случаев для всего образовательного уровня ). Общепрофессиональные компетенции заданы для каждого направления. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФГОС 4

ФГОС 4 Профессиональные компетенции будут формулироваться разработчиками образовательной программы с учетом положений профессиональных стандартов ( обобщенные трудовые функции, трудовые функции, трудовые действия ) и других требований работодателей и объединений работодателей. ФГОС 3 Профессиональные компетенции заданы для каждого направления подготовки. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФГОС 4

ФГОС 4 Объекты, виды и задачи профессиональной деятельности выпускников формулируются разработчиками образовательных программ на основе профессиональных стандартов и примерных образовательных программ. ФГОС 3 В стандарте перечислены объекты и задачи профессиональной деятельности по каждому возможному виду профессиональной деятельности для каждого направления подготовки. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФГОС 4

ФГОС 4 Присваивается квалификация отражающая уровень высшего образования и укрупненную группу. Например, « бакалавр химии », « магистр химии ». ФГОС 3 Присваивается квалификация, отражающая уровень высшего образования « бакалавр », « магистр ». ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФГОС 4

ФГОС 4 Виды и задачи профессиональной деятельности определяют тип образовательной программы, ее практико - ориентированный ( прикладной ) или академический характер. Эта характеристика определяется разработчиком образовательной программы на основе профессиональных стандартов и примерных образовательных программ. ФГОС 3+ Разделение программ на прикладной и академический тип связано с выбором основного вида профессиональной деятельности. Под видом профессиональной деятельности в образовательных стандартах третьего поколения понимается, фактически, тип деятельности, например, научно - исследовательский, производственно - технологический и т. п. В отличие от этого, в профессиональных стандартах термин вид профессиональной деятельности соответствует обобщенным трудовым функциям. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФГОС 4

ФГОС 4 В стандарте приведены рамочные требования к структуре образовательной программы в формате « не менее …»( либо процентного соотношения ) трудоемкостей отдельных блоков программы. Требования к условиям реализации на данном этапе разработки соответствуют включенным в ФГОС 3+, но являются обобщающими для укрупнённой группы. ФГОС 3 Для блоков программы приведены интервалы трудоемкости в зачетных единицах раздельно для программ прикладного и академического бакалавриата ( ФГОС 3+ ). ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФГОС 4

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ МАКЕТА ФГОС 4 Область применения стандарта. В разделе указывается образовательный уровень и укрупненная группа направлений, к которым относится стандарт. Концепция ( основные цели ). В разделе содержатся требования к краткому описанию целей и задач образовательной программы, особенностям ее реализации, условиям приема и т. п. Требования к результатам освоения программ. Приводится обобщенный перечень универсальных и общепрофессиональных компетенций. Требования к структуре программ. Требования к условиям реализации программ. Требования к обеспечению качества освоения программ. Раздел должен содержать требования к технологиям и инструментарию оценивания успешности достижения заданных результатов обучения, внутренним и внешним процедурам обеспечения качества образования.