«Возможности и направления раннего обучения детей» Автор: Пестерникова И.М.
Цель Изучить особенности организации обучения детей раннего возраста, и научиться создавать условия для целенаправленного развития потенциальных возможностей ребенка.
Актуальность Ранний возраст (от 1 года до 3 лет) является одним из ключевых в жизни ребёнка и во многом определяет его будущее психологическое развитие.
Раннее развитие – это создание благоприятных условий для развития детского потенциала: правильного питания, сенсорного и двигательного развития, формирование психического и физического здоровья ребёнка.
Раннее обучение – это активная позиция родителей и педагогов по отношению к ребёнку в первые годы его жизни. Это непрерывный процесс, кропотливый труд, требующий постоянной включённости в детскую жизнь, постоянного творческого напряжения
Гиперопека детей родителями
Традиционные возможности и направления раннего обучения
Педагогические основы развивающей работы с детьми раннего возраста
Изучение ребенка Круг общения Предметно-развивающая среда
Ведущие мотивы и потребности детского возраста Исследование свойств объектов и их функциональности
Предметно- развивающая среда и социокультурное окружение
Компоненты развития -Физическое -Социальное -Речевое -Познавательное -Эстетическое
Предметно-развивающая среда
ФИЗКУЛЬТУРНО-ИГРОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ
Детская библиотека
Театральная среда
Музыкальная среда
Культурные ландшафты
Игротека
Содержание и методы воспитания и обучения
Модель организации развивающего обучения в группе раннего возраста
Этикет Здороваемся, прощаемся, учимся вести себя за столом, общаться окружающими людьми
Развитие речи показ и обыгрывание сказок, детских стихов, сюжетов из реальной жизни с использованием кукольного театра – кукол би-ба-бо, пальчиковых кукол, мягких игрушек
Обучение счету, форме, цвету
Занятия физкультурой (развитие ловкости, быстроты реакции, силы, координации движений)
Развитие мелкой моторики
Конструирование
Лепка
Рисование
Аппликация
Контакт специалистов дошкольного учреждения и родителей.
Нетрадиционные возможности и направления раннего обучения
Система Марии Монтессори Наличие специального развивающего материала, который позволяет ребенку самостоятельно заниматься, находить и исправлять ошибки
Плюсы и минусы + Ребёнок учится работать с материалами сам и во взаимодействии с другими детьми в группе. Ребенок сам выбирает, чем заниматься, с кем заниматься, как долго заниматься. Дети побуждаются обучать, сотрудничать и помогать друг другу. - Данная методика развивает в ребёнке излишнюю свободу. Очень трудно детям, которые обучались по данной методике, перестроиться к обучению в школе. Они не могут высиживать на уроках, не сдержаны в поведении, так как во время занятий в Монтессори-группе, ребёнок сам может вставать ходить, менять род деятельности.
Педагог-новатор П.В. Тюленев (о методике М. Монтессори « Обучая детей раннего возраста по методике М. Монтессори, родители и педагоги превращают здоровых детей, в детей «Маугли». Не хватает ребёнку живого и познавательного общения со взрослым. Всё общение сводится к «сухим фразам». Со стороны может сложиться мнение, что взрослый ведёт общение с умственно отсталым ребёнком».
Система Глена Домана Зрительный опыт (набор карточек по разным отраслям знаний)
Плюсы и минусы + - Методика очень трудоёмка, отнимает львиную долю времени у ребёнка, не оставляя возможности просто побегать, поиграть. Ребенок – пассивный объект обучения, нет диалога, не формируется текстовое мышление. Система не развивает творчество, коммуникативные навыки у ребенка. Ребенок знакомится с окружающим миром, формирует энциклопедические знания, развивает память, расширяет словарный запас, повышает интеллект.
Джон Локк - английский философ и просветитель «Вы, может быть, удивитесь, что я ставлю учение на последнее место, особенно если я скажу вам, что предаю ему, наименьшее значение. В раннем возрасте читать и писать, обучать наукам - всё это я признаю необходимым, но не главным делом».
Система Сесиль Лупан Развитие речи с помощью карточек - иллюстраций
Плюсы и минусы + - Трудоемкость обучения. Развитие памяти, речи, обогащение словаря, интеллекта, творческих способностей.
Современный педагог-психолог, новатор Олег Шведов «Начиная развивать ребёнка в раннем возрасте, родители не понимают, что неосознанно в будущем, отобьют у своего ребёнка всякий интерес к обучению в школе. Необходимо учитывать, что раннее развитие ребёнка является опережающим развитием».
Система Никитиных Набор задач - головоломок из кубиков, кирпичиков, конструктора
Плюсы и минусы + - Система не предусматривает занятия искусством, гуманитарными дисциплинами, должна быть дополнена другими методиками. Развитие логического, образного и самостоятельного мышления, формирование «опережающих» условий, развитие творческого подхода к решению задач.
К.Д.Ушинский «Обучение детей в раннем возрасте только тогда достигнет своей цели, когда будут прививать ребёнку не только знания, но и духовные ценности. Методики раннего обучения и развития, к сожалению, не содержат привитие ребёнку духовных ценностей».
Жан-Жак Руссо, выдающийся представитель эпохи Просвещения «Обращайтесь с ребёнком сообразно его возраста и берегитесь, как бы излишним упражнением, не истощить его силы. За отсутствием книжного обучения, тот род памяти, который может быть у ребёнка, не остаётся вследствие этого в бездействии; ребёнка поражает всё, что он видит и слышит, и он это запоминает. Устраняя таким образом все обязанности детей, я устраняю и орудие, причиняющее им наибольшее горе - именно книги. Чтение – бич детства и почти единственное занятие, которое умеют делать дети»
Заключение Для полноценного развития ребенка необходимо: - Вводить элементы методик дозировано; - Сочетать разнообразные способы раннего обучения детей; - Способствовать правильной организации жизни ребенка.
Список литературы Борисенко М.Г., Камышникова О.Е., Кирьянова Т.Ф., Рачковская Н.Н. Руководство для практических психологов и других специалистов, работающих с детьми раннего возраста. – СПБ., Вегнер Л.А., Вегнер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до шести лет. – М., Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – Т.2. Собрание сочинений: в 6- ти т. – М., Губа Г.И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста – от 1,5 до 3 лет. – М.,2005. Каждой семье одарённый ребёнок.Автор:П.В.Тюленев, Изд-во «Владос»,1999. Монтессори М. Дом ребенка: метод научной педагогики. – М., Методика Никитиных. Методика Глена Домана. Методика С.Лупан Павлова Л.Н. Раннее детство: познавательное развитие. М.,2006. Поддъяков Н. Н. Мышление дошкольника. – М., 1977.