В. В. Кучурин, к. и. н., декан факультета менеджмента в образовании.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В. В. Кучурин, к. и. н., ведущий научный сотрудник НИЦ ЛОИРО.
Advertisements

В. В. Кучурин, к. и. н.. Важно ! Образовательный стандарт не регламентирует процессуальный аспект образования. Что это означает ? Образовательный стандарт.
Проектирование рабочей программы по предмету, курсу Основина В.А., зав.кафедрой управления образованием, к.п.н.
Р АБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ КАК МЕХАНИЗМ ПЕРЕХОДА НА ФГОС Текучева С.Ф., заместитель директора по УВР МАОУ «Юридическая гимназия имени М.М. Сперанского»
Требования к разработке рабочих программ по предмету.
( Творческая группа ОС « Перспективная начальная школа ») Учитель начальных классов МОУ СОШ 5 Мокеева П. Е.
Разработка рабочих учебных программ педагогами образовательных учреждений.
документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному.
Филонова Л.В., зав.кафедрой теории и методики обучения и информатике Амурского областного ИРО.
Рабочая программа педагога предметной области «Искусство» как одно из средств реализации ФГОС в образовательном учреждении.
Занятие 3 Основой образовательной деятельности в ОУ является учебная программа – нормативный документ, в котором представлены основные знания, умения и.
Рабочая программа по иностранному языку в начальной школе.
Содержание рабочих программ по ФГОС. Виды учебных программ Примерная (типовая) учебная программа Авторская программа Рабочая программа.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
Рабочая программа учителя по предметам начального общего образования Ярославль, 2010.
Основные требования к рабочей программе Презентацию выполнила Учитель русского языка и литературы МБОУ ВСОШ при ФКУ ИК16 ГУФСИН России по Нижегородской.
Бондаренко Л.В., методист МБОУ ДПО «Центр научно – методического обеспечения» Лысьва, 2013.
Рабочая программа как нормативный документ в педагогической практике учителя.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАБОЧИХ ПРОГРАММ с учетом реализации требований стандарта к результатам освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных,
Транксрипт:

В. В. Кучурин, к. и. н., декан факультета менеджмента в образовании

Важно ! Образовательный стандарт не регламентирует процессуальный аспект образования. Что это означает ? Образовательный стандарт не дает ответов на вопросы : как и в какой тематической последовательности будет происходить усвоение предмета ? каковы должны быть содержание и объем программы ? какие способы, приемы и методы обучения использовать ? какова должна быть степень интеграции, обобщенности, преемственности в образовательных программах, особенно в инновационных учебных заведениях ? и др. Кто и как отвечает на эти вопросы ? Ответы на эти вопросы – компетенция образовательного учреждения и самого педагога.

Примерная учебная программа – документ, рекомендательного характера, который детально раскрывает обязательные ( федеральные ) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана. Могут ли использоваться примерные учебные программы как рабочие программы ? Примерные программы не могут использоваться в качестве рабочих, поскольку не задают последовательности изучения материала и распределения его по классам или годам обучения.

Рабочая программа – это учебная программа, разработанная педагогом на основе Примерной для конкретного образовательного учреждения или определенного класса ( группы ), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т. п. Рабочая программа – это нормативно - управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности.

фиксирует содержание образования на уровне учебного предмета ; направляет деятельность учителя и учащихся, а также служит средством контроля за их работой ; Программа должна занять свое определенное место, способствуя обеспечению целостности образования. Отсюда общее требование к программам – их единство. программа должна быть процессуально и технологически обоснована.

Программы нового поколения проектируются на основе отбора задач, ориентированных на достижение школьниками ключевых компетентностей (УУД) или способностей решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Совокупность сведений (предметное содержание) Процедуры усвоения способов деятельности школьниками (условия усвоения предметного содержания) и

Характеристика компетентностей ( способностей ) как целей - результатов программы Способы их формирования у учащихся Отбор информации, которая способствует решению конкретных учебно - познавательных и учебно - практических задач и развивает компетентности ( способности ) ЛОГИКА УСВОЕНИЯ УСЛОЖНЯЮЩИХСЯ СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

четко обозначенные цели - результаты преподавания предмета, включая предполагаемые в ходе курса изменения в характеристиках школьников ; изучаемый материал, структурированный под процесс решения различных задач и проблем ; ожидаемую учебную деятельность со стороны школьников и особые виды деятельности для приобретения опыта решения задач в условиях реальных ситуаций ; применяемые средства обучения ; специальные требования к оценке уровней конкретных компетентностей и вопросы - задания для диагностики, оценки.

Зачем?Цели-результаты образования – структурированные ключевые и предметные компетентности школьника, личностные, метапредметные и предметные результаты с учетом специфики учебного предмета. Что?Содержание учебного материала, его структурированный образ для решения задач разного типа. Дидактические единицы содержания обучения и логика усвоения учебного материала в контексте деятельности. Как?Виды деятельности учащихся при работе с учебным материалом для достижения образовательных целей- результатов, диагностические материалы.

Закон « Об образовании Российской Федерации »; Федеральный государственный образовательный стандарт ; Примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта ; Примерный учебный план общеобразовательных учреждений ; Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных ( допущенных ) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования ; Перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования ; Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Рабочая программа проектируется и разрабатывается (1) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и (2) на основе примерной программы по учебному предмету ( курсу ).

Начальная школа 1. пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса; 2. общую характеристику учебного предмета, курса; 3. описание места учебного предмета, курса в учебном плане; 4. описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; 5. личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; 6. содержание учебного предмета, курса; 7. тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; 8. описание материально-технического обеспечения образовательного процесса. Основная школа 1. пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета; 2. общую характеристику учебного предмета, курса; 3. описание места учебного предмета, курса в учебном плане; 4. личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; 5. содержание учебного предмета, курса; 6. тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; 7. описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; 8. планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Титульный лист Пояснительная записка Общая характеристика программы общая характеристика учебного предмета ( курса ) цели и задачи изучения учебного предмета ( курса ) описание места учебного предмета ( курса ) в учебном плане личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета ( курса ) Основное содержание Тематическое планирование с указанием видов деятельности Учебно - методическое и материально - техническое обеспечение образовательного процесса Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

наименование образовательного учреждения ; гриф утверждения программы ( с указанием даты и номера приказа руководителя образовательного учреждения ); название учебного курса, предмета, дисциплины ( модуля ); Ф. И. О. педагога, разработавшего и реализующего учебный курс, предмет, дисциплину ( модуль ); классы ( параллели ), которым изучается учебный курс, предмет, дисциплина ( модуль ); год составления программы.

В « Пояснительной записке » : дается общая характеристика рабочей программы, раскрываются особенности каждого раздела программы, преемственность ее содержания с важнейшими нормативными документами и содержанием программы для начального образования ; дается общая характеристика курса, его вклада в решение основных педагогических задач в системе основного общего образования ; определяются цели и задачи изучения курса ; характеризуется место учебного предмета в учебном плане ; указываются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Программа по _________________ для основной школы предназначена для учащихся ______ классов МОУ ____________, изучающих предмет _______________ … Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения и примерной программе по ________________. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с программой начального общего образования.

Программа включает четыре раздела : « Пояснительная записка », где охарактеризован вклад предмета в достижение целей основного общего образования ; сформулированы цели и основные результаты изучения предмета ________________ на нескольких уровнях личностном, метапредметном и предметном, дается общая характеристика курса, его места в примерном учебном плане. « Основное содержание », где представлено изучаемое содержание, объединенное в содержательные блоки. « Примерное тематическое планирование », в котором дан примерный перечень тем курса и число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, представлена характеристика основного содержания тем и основных видов деятельности ученика ( на уровне учебных действий ). « Учебно - методическое и материально - техническое обеспечение образовательного процесса », где дается характеристика необходимых средств обучения и учебного оборудования, обеспечивающих результативность преподавания _____________ в современной школе.

Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно - нравственное развитие личности человека. Историческое образование служит важнейшим ресурсом социально - экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Роль учебного предмета « История » в подготовке учащихся 59 классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения : кто я ? Кто мы ? Кто они ? Что значит жить вместе в одном мире ? Как связаны прошлое и современность ? Ответы предполагают, во - первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во - вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет « История » дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.

История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет « История » составляет « вертикаль » гуманитарного знания. Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно - этических систем и т. д.

Фиксируется главная цель и задачи изучения учебного предмета При постановке целей учебного предмета должны быть учтены требования ФГОС, а также заказ на образовательные услуги обучающихся и их родителей. Главными целями учебного предмета являются те, которые характеризуют личностные, метапредметные и предметные результаты освоения образовательной программы, которыми должны овладеть обучающиеся, опыт ценностных отношений и творческий опыт. Цели и задачи должны быть однозначно понимаемыми и диагностируемыми. При разработке рабочей программы необходимо планировать создание адекватных средств диагностики ( оценки ) степени достижения целей и задач.

Цели и задачи обучения поставлены диагностично, если : дано настолько точное и определенное описание личностного качества, которое формируется в результате изучения программы, что его можно безошибочно отделить от других качеств личности ; описан способ, « инструмент » для однозначного выявления диагностируемого качества личности ; возможно измерение развитости или интенсивности проявления оцениваемого качества на основе данных контроля ; существует шкала оценки качества, опирающаяся на результаты измерения.

Задачи предмета обычно группируются как мировоззренческие, методологические, теоретические, развивающие, воспитывающие, практические. Они выступают в качестве частных, относительно самостоятельных способов достижения целей ( подцелей ). Кроме того, в учебной программе может быть сформулирован круг типовых задач ( в общей их постановке ) по всем разделам курса, которые должен научиться решать каждый учащийся.

Строится по разделам и темам в соответствии с учебно - тематическим планом. При разработке учебной программы следует опираться на фундаментальное ядро содержания общего образования. При описании содержания тем рабочей программы рекомендуется такая последовательность изложения : название темы с указанием количества часов, необходимых на ее изучение ; содержание учебного материала.

Основное содержание по темам Характеристика основных видов деятельности ученика Восточные славяне. Расселение, занятия, верования, общественное устройство. Взаимоотношения с соседними народами и государствами. Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Два центра славянской государственности – Новгород и Киев. Формирование княжеской власти. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Князь и дружина. Полюдье. Характеризовать на основе исторической карты территории расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия Описывать жизнь и быт, верования славян. Объяснять смысл понятий князь, дружина, государство, полюдье. Раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства.

Фундаментальное ядро Предмет отечественной истории История России как неотъемлемая часть всемирного исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Природный фактор в истории Северо - Восточной Евразии. Источники по российской истории. Историческое пространство и символы российской истории. Примерная программа Что изучает история Отечества. История России часть всемирной истории. Факторы самобытности российской истории. История региона часть истории России. Источники по российской истории.

Фундаментальное ядро Древнейшие общества и государства на территории России Появление и расселение человека на территории России. Первые культуры и общества. Сарматы. Скифы. Государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Кочевые и оседлые общества эпохи переселения народов. Гунны и кочевые империи. Финно - угры, тюрки, балты, германцы и славяне в этнокультурном взаимодействии на рубеже 1- го тысячелетия. Примерная программа Древнейшие народы на территории России. Появление и расселение человека на территории России. Условия жизни, занятия, социальная организация земледельческих и кочевых племён. Верования древних людей. Древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Межэтнические контакты и взаимодействия.

Представляет собой описание целей - результатов обучения, выраженных в действиях учащихся ( операциональных ) и реально опознаваемых с помощью какого - либо инструмента ( диагностичных ). Данный перечень целей - результатов обучения включает предметные результаты освоения программы учебного курса по годам обучения и в целом. Основанием для выделения требований к уровню подготовки учащихся выступает ФГОС, примерная основная образовательная программа и примерная программа учебного предмета, на базе которой разрабатывается рабочая программа.

описываться через действия учащихся (« научится » и « получит возможность научиться »); обозначать определенный уровень достижений ; быть достижимыми и подлежащими оценке ; описываться понятным для учащихся языком.

Например : Мир экономики Выпускник научится : понимать и правильно использовать основные экономические термины ; распознавать на основе привёденных данных основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их ; объяснять механизм рыночного регулирования экономики и характеризовать роль государства в регулировании экономики ; характеризовать функции денег в экономике ; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы ; получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа ; формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и личный социальный опыт. Выпускник получит возможность научиться : оценивать тенденции экономических изменений в нашем обществе ; анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников ; выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики.

Например : История Древнего мира Выпускник научится : определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов ( тысячелетие, век, до н. э., н. э.); использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий ; проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира ; описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры ; рассказывать о событиях древней истории ; раскрывать характерные, существенные черты : а ) форм государственного устройства древних обществ ( с использованием понятий « деспотия », « полис », « республика », « закон », « империя », « метрополия », « колония » и др.); б ) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах ( правители и подданные, свободные и рабы ); в ) религиозных верований людей в древности ; объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры : архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства ; давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории. Выпускник получит возможность научиться : давать характеристику общественного строя древних государств ; сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия ; видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде ; высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.

Библиотечный фонд ( нормативные документы, программы, учебники, учебные пособия, научная, научно - популярная литература, справочные пособия, методические пособия для учителя ) Печатные пособия ( таблицы по предмету, портреты и др.) Информационные средства ( мультимедийные обучающие программы, электронные учебники, электронные базы данных и др.) Технические средства обучения ( компьютер, проектор, интерактивная доска и др.)