Методика создания электронного портфолио И.Н.Смирнова, ст. преподаватель кафедры ТиМОИ ГОУ ДПО НИРО
1. Что такое портфолио? 2. Понятие электронного портфолио 3. Структура портфолио 4. Примеры ЭП педагогов 5. Обзор Веб-ресурсов для создания ЭП 6. Обзор программных средств для создания ЭП 7. Подготовка материалов для портфолио 8. Создание ЭП 9. Размещение портфолио в Интернете
В переводе с итальянского "портфолио" означает "папка с документами" От англ. portfolio - портфель, папка для важных дел или документов. Это набор документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых возможностях, услугах фирмы или специалиста. Портфолио (франц.): 1) Излагать, формулировать, нести 2) Лист, страница 3) Досье, собрание достижений
Согласно современным словарям, портфолио это полное собрание собственных достижений, своеобразное досье. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: учебной, воспитательной, творческой, методической, исследовательской.
Общая теория разработки и применения портфолио в системе образования раскрывается в работах отечественных ученых Г.А. Голуб, Т.Г. Новиковой, Е.С. Полат, А.С. Прутченкова, М.А. Чошанова
Портфолио ученика Портфолио ученика рассматривается как средство фиксации направленности личностных интересов и учебных достижений обучающихся
виды портфолио, позволяющие обучающимся продемонстрировать все возможные виды своих достижений (результатов): портфолио документов; портфолио работ; портфолио отзывов; проблемно-исследовательский портфолио; тематический портфолио.
Портфолио документов включает в себя похвальные грамоты за учебу, достижения в спорте, музыке; благодарственные письма, табели успеваемости, оценочные листы, значки, медали и др.
Портфолио работ В эту папку собираются все контрольные и творческие работы, сочинения, изложения, эссе, рисунки, поделки. Все, что делалось в течение определенного срока (например, года). Данные вариант портфолио предполагает качественную оценку
Портфолио отзывов включает в себя характеристики отношения обучающихся к различным видам деятельности, представленные преподавателями, тьюторами, работниками системы дополнительного образования и др.
Проблемно-исследовательский портфолио связан с написанием реферата, научной работы, с подготовкой к выступлению на конференции. Он представляет собой набор материалов по определенным рубрикам, список литературы для изучения микро тем, план исследования, факты, цифры, статистика, интеграция с другими предметными областями, результаты исследований, прогнозы и перспективы.
Тематический портфолио создается в процесс изучения какой-либо большой темы, раздела, учебного курса, освоения комплекса компетенций. Работа над ним строится следующим образом: преподаватель сообщает вначале название изучаемой темы, этапы ее освоения, формулирует умения, которыми должен овладеть обучающийся, и критерии их достижения, а также способы и процедуры оценивания результатов, затем обучающийся самостоятельно оценивает динамику своего продвижения к результату в рамках изучаемой темы, раздела, учебного курса в целом.
Пример портфолио по информатике представляет собой рабочую файловую папку, содержащую многообразную информацию: комплект классных работ, домашних заданий, проверочных и творческих работ, а также серию отзывов и самооценок самого учащегося. Портфолио создается на дискете, диске, флеш-карте или в Интернете и носит именной характер.
Пример Портфолио в физическом воспитании - это организационная форма взаимодействия учителя и ученика на основе рефлексивного подхода, предусматривающего самоанализ двигательной деятельности, ведущего к достижению поставленных целей, позволяющего отслеживать динамику и существенно повысить уровень физической подготовленности школьника
Основные структурные компоненты дневник самоанализа, при заполнении которого осуществляется анализ и самооценка результатов двигательной деятельности; «Лист желаний», работа с которым позволяет ученику делать выводы о своей готовности и возможностях по достижению поставленных задач; рефлексивная карта, использование которой формирует объективную самооценку школьника
В контексте внедрения новых ФГОС портфолио ученика в школьном образовании представляет собой форму и процесс организации (коллекция, отбор и анализ) образцов и продуктов: всех контрольно-проверочных и диагностических работ (стартовая, итоговая, диагностическая, тематическая проверочная работы) и их оценочных листов; продуктов учебно-познавательной деятельности школьника (докладов, презентаций и т.п.); «карт знаний», а также соответствующих информационных материалов из внешних источников (одноклассников, учителей, родителей и т.п.), предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня обученности учащихся и дальнейшей коррекции процесса обучения.
Портфолио студента 1. Для организации исследовательской деятельности студентов три основные разделы: электронная визитка, академический и рефлексивный разделы.
2. портфолио студента как способ оценивания уровня его профессиональной компетентности и личностного развития
Портфолио различают: по практико-результативной деятельности (образовательный, профессиональный); по субъекту деятельности (индивидуальный, групповой); по цели создания и ситуации использования (портфолио развития, портфолио подготовленности, портфолио поступления в ВУЗ, портфолио трудоустройства, портфолио проекта);
Портфолио различают: по характеру и структуре представленных материалов (портфолио документов или «Рабочий портфолио», показательный портфолио, портфолио процесса); по способу обработки и презентации информации (портфолио в бумажном варианте, электронный вариант портфолио);
портфолио различают: по времени создания (недельный, семестровый, курсовой); портфолио, ориентированное на новые образовательные цели - «паспорт компетенций и квалификаций».
Традиционно «портфолио» учителя понимается как набор материалов (индивидуальная папка), демонстрирующих умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма учителя.
Компоненты портфолио: портфолио документов (портфель сертифицированных (документированных) достижений); портфолио работ (материалы, отражающие основные направления и виды деятельности); портфолио отзывов (характеристики отношения учителя к различным видам деятельности, заключения, рецензии, резюме, отзывы о работе, рефлексия).
Электронный портфолио педагога – это портфолио, подготовленный средствами коммуникационных технологий и читаемый с помощью компьютера.
Практическая значимость портфолио Аттестация педагога Лицензирование, аттестация, аккредитация ОУ Систематизация деятельности учителя Стимулирующий фактор
Портфолио педагогического работника государственного и муниципального образовательного учреждения на квалификационную категорию – это комплект документов, представляющий совокупность сертифицированных или несертифицированных индивидуальных достижений педагогов, который может рассматриваться как форма оценки работы педагога при проведении аттестации на соответствие заявленной квалификационной категории.
Задачи портфолио педагога: 1. формирование профессиональных характеристик педагога, 2. развитие профессиональной самоорганизации, ключевых компетенций, 3. повышение результативности и эффективности профессиональной педагогической и управленческой деятельности, 4. содействие профессиональному росту педагогов.
Ведение портфолио педагога Накопление и систематизация документов портфолио ведется в течение всей профессиональной деятельности педагога в образовательном учреждении. Ведение портфолио предполагает предоставление отчета педагога, отражение значимых профессиональных результатов в целом, обеспечение отслеживания его индивидуального профессионального роста, демонстрацию результативности его работы.
Структура портфолио педагогического работника может быть представлена следующими разделами: 1. Профессиональный статус 2. Результаты профессиональной педагогической деятельности 3.Результаты внеурочной деятельности 4.Результаты воспитательной деятельности 5.Результаты научно-методической деятельности педагога. 6.Профессиональное развитие педагогического работника.
Каким может быть электронный портфолио педагога?
Веб-ресурсы для создания электронного портфолио
ru.jimdo.com
letopisi.ru
narod.yandex.ru
blogspot.com
Программы для создания портфолио Microsoft FrontPage Конструктор E-Publish Adobe Dreamweaver Macromedia Dreamweaver
Содержание разделов портфолио
1. Общие сведения об учителе Личные данные; Копия диплома об образовании; Копии удостоверений (свидетельств) о повышении квалификации; Копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней; Копии грамот и дипломов; Другие документы по усмотрению педагога.
2. Результаты профессиональной педагогической деятельности 2.1. Позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние три года Процент учащихся, освоивших государственные учебные программы по преподаваемому предмету; Процент учащихся, получивших «4» и «5», от общего числа обучающихся по преподаваемому предмету; Процент учащихся, оставленных на повторное обучение, от общего числа обучающихся по преподаваемому предмету; Количество участников предметных олимпиад (суммарно за последние три года отдельно по уровням).
2. Результаты профессиональной педагогической деятельности 2.2. Позитивные результаты внеурочной деятельности по преподаваемым предметам: Количество участников научных конференций и научных обществ учащихся (суммарно за последние три года отдельно по уровням); Количество участников фестивалей, конкурсов, смотров, спортивных соревнований, выставок творческих работ по преподаваемым предметам (суммарно за последние три года отдельно по уровням);
2. Результаты профессиональной педагогической деятельности 2.3. Аналитическая справка, в которой представлен результат сравнительного анализа деятельности педагога за три года (контрольные срезы знаний, результаты диагностик и др.);
3. Научно-методическая деятельность педагога 3.1. Наличие материалов, в которых обосновывается выбор программы, учебно-методического комплекта и образовательных технологий, список учебно-методического обеспечения; 3.2. Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и воспитательной работе: Участие педагога в экспериментальной работе (наличие программы); Использование современных образовательных технологий; Использование в профессиональной деятельности информационно-коммуникационных и Интернет технологий; Участие в сетевых Интернет-проектах; Количество сертифицированных инновационных (авторских) программ и УМК.
3. Научно-методическая деятельность педагога 3.3. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта на муниципальном и (или) региональном уровне: Обобщение педагогического опыта (перечень проведенных мастер- классов, открытых уроков, семинаров, «круглых столов» и др.); Наличие информационный карты обобщения педагогического опыта; Наличие методического сайта тиражирования и представления собственного педагогического опыта; Внедрение и распространение опыта учителя в рамках профессионального сообщества; Количество публикаций, методических разработок, презентаций (суммарно за последние три года); Создание учебного кабинета как творческой лаборатории или мастерской педагога-профессионала.
3. Научно-методическая деятельность педагога 3.4. Повышение квалификации, профессиональная переподготовка: Повышение квалификации за последние пять лет и наличие документа соответствующего образца; Обучение в аспирантуре, докторантуре, соискательство; Наличие ученого звания и (или) ученой степени; Наличие программы по самообразованию или «образовательному маршруту» профессионального саморазвития; Наличие государственных и отраслевых поощрений (наград, грамот, благодарностей, званий и т.п Участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах: Участие учителя в конкурсах (за последние три года); Наличие у учителя призовых мест (за последние три года)
4. Внеурочная деятельность 4.1. Позитивные результаты деятельности учителя в качестве классного руководителя: Наличие форм организации внеурочной деятельности по предмету (кружки, секции, предметные недели и др.); Наличие системы воспитательной работы, утвержденной и признанной районным (школьным) методическим объединением классных руководителей; Количество проведенных воспитательных мероприятий для учащихся класса и их родителей (суммарно за последние три года); Обобщение опыта работы учителя в качестве классного руководителя (открытые мероприятия, конкурсы, соревнования по воспитательной работе и др.); Наличие органа ученического самоуправления и участие родительской общественности в организации воспитательной работы класса; Участие учителей в конкурсах, смотрах, проектах по проблемам воспитания; Количество учащихся в классе, совершивших правонарушения.
4. Внеурочная деятельность 4.2. Наличие программы дополнительного образования (модифицированные, авторские); 4.3. Перечень творческих работ учащихся; 4.4. Наличие сценариев внеклассных мероприятий; 4.5. Отчеты о проведенных внеклассных мероприятиях с фотографиями.
5. Учебно-материальная база 1. Список справочной и энциклопедической литературы в кабинете; 2. Наличие технических, информационно- коммуникационных средств обучения; 3. Наличие медиотеки, различных средств наглядности и демонстрации; 4. Перечень дидактических игр и раздаточного материала для организации деятельности; 5. Наличие статуса (комната, кабинет, лаборатория) кабинета (справка).
Желаю успехов! раб. тел.: (831) и-мэйл: скайп: insmirnova сайт: ktimoi.edusite.ru