Установление достоверности Интернет - информации, объясняющей эффект «ощущения чужого взгляда» с помощью теории морфогенных полей Руперта Шелдрейка Автор: Шамонина Светлана Дмитриевна, ученица 10 класса МАОУ «Новолыбаевская СОШ» Заводоуковского городского округа Руководитель: Шамонина Татьяна Николаевна Всероссийский форум научной молодежи «Шаг в будущее»
Цель: установление достоверности Интернет - информации, объясняющей эффект «ощущения чужого взгляда» с помощью теории морфогенных полей Р. Шелдрейка
Задачи: 1)проанализировать отношение учащихся школы к существованию эффекта «ощущения чужого взгляда» и определить количество ссылок на теорию морфогенных полей при объяснении существования рассматриваемого эффекта; 2) экспериментально проверить существование эффекта «ощущения чужого взгляда»; 3)установить возможность объяснения эффекта «ощущения чужого взгляда» с помощью теории морфогенных полей Р. Шелдрейка, используя критерии научности; 4)проанализировать правильность поиска информации в Интернете в начале эксперимента; 5) создать буклет о правилах поиска информации в Интернете.
Объект исследования: достоверность Интернет - информации, объясняющей эффект «ощущения чужого взгляда» Предмет исследования: теория морфогенных полей Руперта Шелдрейка как самое распространённое в Интернете объяснение эффекта «ощущения чужого взгляда»
Методы исследования: анализ; анкетирование; опрос; беседа; наблюдение; эксперимент
Самым «долгоиграющим» ляпом «Википедии» считается упоминание имени Гая Флавия Антония в списке убийц Цезаря. Это ошибочный «факт» был снят через долгих 8 лет после своего появления.
Результаты анкетирования обучающихся 5-11 классов МАОУ «Новолыбаевская СОШ» (сентябрь 2012 г.)
Примеры исследования эффекта «ощущения чужого взгляда» Эксперимен татор Время Число испытуемых Результат экспериментов Э.Б. Титченер 1898 г. 18 студентов младших курсов университета Корнелла (штат Нью-Йорк) «Эксперименты неизменно давали отрицательный результат» Дж.Дж. Пуртмен 1959 г. 1 испытуемый – «дама из Гааги» Испытуемый дал правильный ответ в 59,6% случаев. Этот результат был уже статистически значимым Д. Питерсон 1978 г.18 «различных испытуемых» «…частота правильных ответов оказалась значительно выше случайной» (конкретное число не сообщается)
Руперт Шелдрейк британский биохимик и психолог, бывший научный сотрудник Королевского общества при Кембриджском университете, выдвинувший теорию морфогенного поля
«Ожидания экспериментатора могут каким-то образом воздействовать на то, каким образом будет проходить сам эксперимент» (Р. Шелдрейк)
«В процессе основного опыта люди работают парами: один человек выступает в роли испытуемого, а второй в роли наблюдателя. Наблюдатель садится позади испытуемого и в серии из 20 опытов либо пристально смотрит ему в затылок, либо отводит взгляд в сторону и думает о каких-то посторонних вещах. Последовательность опытов задается в случайном порядке» (Р. Шелдрейк)
Проведение эксперимента по схеме Р. Шелдрейка Наблюдатель Испытуемый 1,5 - 2 метра
Результаты исследования способности ощущать пристальный взгляд
Процентное соотношение правильных и неправильных ответов
Результаты эксперимента: наблюдатель и испытуемый сидят спиной друг к другу (по команде «Смотреть» наблюдатель представляет образ испытуемого)
Результаты экспериментов, проведённых в отсутствии наблюдателя
Результаты экспериментов: испытуемый не информирован о времени проведения эксперимента
Критерии научности Соответствие установившимся теориям Наличие объяснительной силы Наличие предсказательной силы Системность
Респонденты, не подвергшие сомнению информацию о морфогенных полях, посещали - сайты об аномальных явлениях, связанные с мистикой, эзотерикой; -сайты «широко мыслящих ученых»; - форумы, где выражалось субъективное, личное отношение посетителей к рассматриваемому вопросу; - личный сайт Р. Шелдрейка.
Некоторые правила поиска информации в Интернете 1. Не принимайте на веру информацию, подвернувшуюся случайно. 2. Никогда не останавливайтесь на первой странице поиска и на первом сайте. 3. Каждая публикация должна иметь автора. 4. Всегда перепроверяйте фактический материал. 5. Обращайте внимание на использование материала другими источниками. 6. Всегда ищите другие источники информации.
Интернет - информация о возможности объяснения эффекта «ощущения чужого взгляда» с помощью теории Р. Шелдрейка на данном этапе развития науки оказалась не верна
Спасибо за внимание!