Развитие личностного потенциала на уроках литературы по принципу «от чувств к действию» Бочкарева Ирина Витальевна учитель русского языка и литературы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
Advertisements

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Выступление на педсовете. Февраль 2012 г.
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Планируемые результаты по.
Семинар «РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ» МОУ «Шугозерская СОШ» 10 декабря 2014 год.
Костюченкова Ольга Евгеньевна начальник отдела общего образования МБОУ ДПО УМЦ, кандидат психологических наук.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Т РЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Личностные универсальные учебные действия. «Каждый человек алмаз, который может очистить или не очистить себя. В той мере, в какой он очищен, через него.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования по литературному чтению.
ФГОС Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Презентацию подготовила Колпащикова Людмила Михайловна,
Цель семинара Повысить мотивацию учителей к осознанию основных критериев современного урока в свете внедрения ФГОС.
любящий свой народ, свой край и свою Родину ; уважающий и принимающий ценности семьи и общества ; любознательный, активно и заинтересованно познающий.
Планируемые результаты по литературному чтению Стандарты и преемственность Жанна Александровна Шалашова, учитель высшей категории, руководитель ГТГ учителей.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Единичный проект модернизации образовательной системы основной ступени Проблемно-ориентированный анализ образовательных целей освоения обучающимися основной.
«Использование учебных игровых ситуаций для формирования учебных действий у младших школьников в рамках ФГОС второго поколения» Учитель МБОУ СОШ 2 г Голицыно.
Что такое личностные компетенции и как их развивать в школе? Кривцова С.В.
Федеральные государственные образовательные стандарты Популярно о ФГОС Куксова Л.И. учитель начальных классов МБОУ СОШ 2 г. Амурск устанавливаются РФ в.
Требования ФГОС в отношении «Универсальных учебных действий» На примере учебной деятельности.
Транксрипт:

Развитие личностного потенциала на уроках литературы по принципу «от чувств к действию» Бочкарева Ирина Витальевна учитель русского языка и литературы Республика Саха (Якутия), с.Амга, Амгинского района, МБОУ «Амгинская СОШ 2 им. В.В. Расторгуева»

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предполагает, что одной из целей изучения литературы должно стать формирование «потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире» (ФГОС)

Новый образовательный результат ценностно-смысловые установки личностной позиции; основы российской и гражданской идентичности; социальные компетентности; Личностные результаты универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные) - основа умения учиться; межпредметные понятия Метапредметные результаты опыт получения, преобразования и применения предметных знаний; система знаний – основа научной картины мира Предметные результаты Личность Подобное разделение результатов на личностные, метапредметные и предметные не обосновано, так как метапредметные и предметные образовательные результаты по своей сути являются результатом личности, а значит - все результаты можно считать личностными ( Хуторской А.В.)

Структура личности (по Н.И. Шевандрину): Что знает Что и как созидает Что ценит Каковы эстетические потребности С кем и как общается - Познавательный потенциал - объемом и качеством информации, которой располагает личность; - - Коммуникативный потенциал – характер и прочность контактов, устанавливаемых с другими людьми; - - Коммуникативный потенциал – характер и прочность контактов, устанавливаемых с другими людьми; - Эстетический потенциал – уровень содержания и интенсивности потребностей личности в прекрасном. - Творческий потенциал – Репертуар умений и навыков, способностями к действию (продуктивному, репродуктивному); - Морально-нравственный потенциал – приобретение личностью в процессе социализации нравственно- этических норм, жизненных целей, убеждений;

Проблематика Что делать? Отказаться от классики, перейти на современную литературу или найти новые приемы и подходы к ее изучению? Литература единственный школьный предмет, который может помочь научить понимать себя и других. «…Языковой примитивизм зачастую отражает примитивизм психологический. Упрощение языка в нашем обществе не случайно, оно связано с упрощением палитры чувств и мотиваций». (И.Л. Шолпо) То, что непонятно или не совпадает с их моделями поведения, не вызывают у подростков не только сочувствия, но даже интереса, причем авторская позиция волнует их меньше всего: Спад читательской активности классической литературы подростков

Анализ литературного произведения обычно на самом деле является оценкой морально-нравственных качеств героя и происходящих событий. С помощью психологического анализа можно воспитывать у детей способности осознавать и анализировать свои чувства, ощущения, внутренние переживания.

Д.Андрющенко: « Управлять чувствами можно, только если ты их осознаешь. Осознавать – это понимать свои чувства именно тогда, когда ты их чувствуешь, - ни до, ни после, а именно сейчас. Чтобы развивать эту способность, нужно уметь замечать эмоциональные переживания. Большая часть нарушений поведения у детей происходит, когда не формируется понимание связи между поступками и чувствами, переживаниями. И только литература может помочь детям в том, чтобы научиться осознавать связи между чувствами, опытом и действиями.

эмоции - чувства- потребности- мотивы действия и поступки анализ литературного героя эмоции - чувства- потребности- мотивы действия и поступки анализ собственных мотивов поведения Научившись понимать чувства и мотивы поведения литературного героя, ученик способен понять как собственные поступки, так и поступки других людей

Педагогические приемы «Поэтапное чтение» Вызов активного интереса к теме Осмысление, восприятие текста Рефлексия Способствует не только восприятию и осмыслению текста, но и включение эмоций, воображения, проявления реакций на содержание прочитанного, желание комментировать услышанное.

Педагогические приемы Анализ литературного героя с позиции его ярко выраженных эмоций, чувств, лежащих в основе эмоций, потребностей личности, осознания самооценки, самосознания героя «Кувшин эмоций» Эмоции ЧувстваПотребности Я - Концепция

Педагогические приемы Законы жизни, изложенные в притчах, можно понять только с помощью подсознания, только душой можно оценить их истинный смысл. Только пропустив их через свое сердце, вы сумеете получить Озарение и откровение, понять многие законы жизни и взойти на путь трансформации себя как личности «Притча как форма нравственного поучения» «Притча как форма нравственного поучения» Прочтение Работа с метафорами Осмысление притчи Самоанализ

Педагогические приемы Проводится как урок - обобщение. Кроме того, что урок заявляется как урок-игра, что уже вносит некоторое оживление у ребят, в процессе его проведения очень хорошо виден уровень понимания и собственного отношения ребят к литературному произведению. Секрет в том, что играть в эту игру невозможно не зная текста произведения, что уже ценно при современном отношении ребят к чтению. Но кроме этого, на таком уроке ни одному из учеников не удастся отмолчаться. «Шапка вопросов» Анализ знания текста Отношение Я - Концепция

Педагогические приемы Анализ литературного героя с позиции образных представлений учащихся. Понимание чувств формируется не из разрешения их выражать, а из подбора слов, образов, примеров к тому, что происходит внутри меня по отношению к литературному герою. «Ярмарка качеств» Собственные чувства Образное представление литературного героя Анализ действий литературного героя

Оценивание личностных результатов Категория Что оценивается Методы оценивания Уровень Знание Содержание произведения Сочинения- рассуждения Ролевые, деловые игры, Исследовательские работы Творческие работы Базовый уровень - Повышенный уровень - Высокий уровень - Коммуникативные навыки Письменная, устная речь Созидание (продукт)Творческие работы Ценности Выражение собственного мнения Эстетические потребности Отражение эстетических потребностей в творческих работах

Оценивание личностных результатов Использование данных педагогических приемов в практике позволяет: Повысить интерес к чтению у ребят; Развить коммуникативные навыки (ребята стали высказываться на уроке, отмечать свою авторскую позицию); Увеличить количество творческих работ учащихся; Учителю понимать, характер, поступки, жизненные ценности учащихся.

Графическое представление результатов за 6 класс (данные в процентах) Графическое представление результатов за 9 класс (данные в процентах)

Источники: Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под рел. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, – 159 с. Учебно-методический журнал для учителей словесности «Литература» г. (номер«Литература глазами психолога»), Издательский дом «Первое сентября».