П РЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ПО ХИМИИ В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «О КИСЛИТЕЛЬНО – ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ » Бурбело Ирина Александровна учитель химии и биологии МБОУ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Окислительно- восстановительные реакции. Цель – ознакомление с основными закономерностями процессов окисления и восстановления, освоение методики составления.
Advertisements

Окислительно- восстановительные реакции. Цель урока: Закрепление, обобщение и углубление знаний об окислительно- восстановительных реакциях, расстановка.
Это реакции, при которых происходит изменение степеней окисления атомов элементов исходных веществ при превращении в продукты реакции При ОВР протекают.
Окислительно - восстановительные реакции. Цель проекта Сформировать представление о понятии ОВР и установить зависимость протекания реакций от активности,
О КИСЛИТЕЛЬНО - ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ
Окислительно- восстановительные реакции. Основные правила определения степени окисления (СО) 1. СО атомов в простых веществах равна 0: Mg, S, H 2, N 2.
Терминология Степень окисления Степень окисления Окислительно-восстановительные реакции (ОВР) Окислительно-восстановительные реакции (ОВР) Окисление Окисление.
Презентация урока для интерактивной доски по химии (8 класс) по теме: Окислительно-восстановительные реакции
Составление уравнений окислительно- восстановительных реакций Химия, 11 класс Учитель химии и биологии первой квалификационной категории Габдуллина Ризида.
Учитель химии МОУ школа 53 Щекочихина Т. Н.. Цель работы: рассмотреть методы составления уравнений окислительно-восстановительных реакций.
Окислительно- восстановительные реакции Цель: 1.Усвоить понятия: окисление, восстановление, окислитель, восстановитель. 2.Научиться составлять уравнения.
Познавая бесконечное, наука сама бесконечна. Д.И. Менделеев.
Окислительно-восстановительные реакции в школьном курсе химии Березкин П.Н. Красноткацкая СОШ 2008 г.
Важнейшие окислители Сильные F 2, O 2, O 3, H 2 O 2, Cl 2 HClO, HClO 3, H 2 SO 4, HNO 3 Царская водка NO 2 KMnO 4, MnO 2 K 2 Cr 2 O 7, CrO 3 PbO 2 Слабые.
«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я научусь». Конфуци й.
Лекция 8 Окислительно-восстановительные реакции. Cтепень окисления (CO) K 2 Cr 2 O 7 +I+VI-II K 2 Cr 2 O или Обозначение CO: Что такое CО? Обозначение.
Учитель химии МОУ СОШ 2 Денисова Н.В. Спирово. Тверской области.
Окислительно – восстановительные реакции Работу выполнил Учитель химии ГБОУ СОШ 1465 г.Москва Попова Светлана Анатольевна.
Окислительно – восстановительные реакции Опорные понятия теории ОВР. Опорные понятия теории ОВР. Частицы, отдающие электроны – восстановители. Частицы,
Окислительно- восстановительные реакции Насардинова Алина-учащаяся 11 класса МОУ «Альменевская СОШ»
Транксрипт:

П РЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ПО ХИМИИ В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «О КИСЛИТЕЛЬНО – ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ » Бурбело Ирина Александровна учитель химии и биологии МБОУ СОШ 42 г. Владимир

Ц ЕЛЬ УРОКА : Формировать систему знаний об окислительно- восстановительных реакциях, научить составлять записи ОВР методом электронного баланса. Задачи урока: Обучающие: рассмотреть сущность окислительно- восстановительных процессов, научить применять «степени окисления» для определения процессов окисления и восстановления; научить учащихся уравнивать записи окислительно-восстановительной реакции методом электронного баланса. Развивающие: совершенствовать умения высказывать суждение о типе химической реакции, анализируя степень окисления атомов в веществах; делать выводы, работать с алгоритмами, формировать интерес к предмету. Воспитывающие: формировать потребность в познавательной деятельности и ценностное отношение к знаниям; анализировать ответы товарищей, прогнозировать результат работы, оценивать свою работу; воспитать культуру общения через работу в парах «ученик – ученик», «учитель – ученик».

Тип урока: Тип урока: Урок изучения нового материала. Методы, используемые на уроке Методы, используемые на уроке: Объяснительно- иллюстративный. Понятия, вводимые на уроке Понятия, вводимые на уроке: окислительно- восстановительные реакции; окислитель; восстановитель; процесс окисления; процесс восстановления. Используемое оборудование и реактивы Используемое оборудование и реактивы: таблица растворимости, периодическая система Д. И. Менделеева, соляная кислота, цинк в гранулах, раствор сульфата меди, железный гвоздь. Форма работы: Форма работы: индивидуальная, фронтальная. Время урока: Время урока: (90 минут, 2 урока).

С ТРУКТУРА УРОКА : Организационный момент Сообщение темы, постановка цели и задач урока Актуализация знаний Воспроизведение ранее полученных знаний и способов деятельности Оперирование знаниями, овладение способами деятельности в новых условиях Анализ и оценка итогов работы Д.З..

А КТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ Вопросы на повторение и закрепление: Что такое электроотрицательность? Что такое степень окисления? Может ли степень окисления элемента быть равной нулю? В каких случаях? Какую степень окисления чаще всего проявляет кислород в соединениях? Вспомните исключения. Какую степень окисления проявляют металлы в полярных и ионных соединениях? Как рассчитывается степень окисления по формулам соединений?

С ТЕПЕНЬ ОКИСЛЕНИЯ (С. О.) Степень окисления – это условный заряд атома в соединении, вычисленный исходя из предположения, что соединение состоит только из ионов.

Р АСЧЕТ СТЕПЕНИ ОКИСЛЕНИЯ С ЛЕДУЕТ ЗАПОМНИТЬ : 1. Степени окисления атомов в простых веществах равны нулю: Na 0 ; H Алгебраическая сумма степеней окисления всех атомов, входящих в состав молекулы, всегда равна нулю. 3. Постоянную степень окисления в сложных веществах имеют атомы: -щелочных металлов (+1) K +1 CI, Li +1 NO 3 -щелочноземельных металлов (+2) Ca +2 CO 3 -водорода (+1) H 2 +1 SO 4 -кислорода (-2) H 2 O -2

Р АСЧЕТ СТЕПЕНИ ОКИСЛЕНИЯ Для веществ из двух элементов: поставить постоянную степень окисления CO -2 рассчитать степень окисления другого элемента: сумма степеней окисления должна быть равна 0, поэтому степень окисления атома C также будет равна 2, но иметь противоположный знак, т.е. + поставить вторую степень окисления C +2 O -2 выполнить упражнения: определить степени окисления элементов в следующих веществах NaCI; CaBr 2 ; MgO; H 2 S

Р АСЧЕТ СТЕПЕНИ ОКИСЛЕНИЯ Для веществ из трех и более элементов: поставить постоянные степени окисления H +1 MnO 4 -2 рассчитать степень окисления марганца сумма положительных степеней окисления равна 8 сумма отрицательных степеней окисления равна 8 так как эти суммы должны быть равны, то на атом марганца приходится 7 положительных С.О. поставить рассчитанную степень окисления H +1 Mn +7 O 4 -2 выполнить упражнения: определить степени окисления элементов в следующих веществах: H 2 MnO 4, H 2 SO 4, HNO 3, KCIO 3

К ЛАССИФИКАЦИЯ РЕАКЦИЙ Неокислительно- восстановительные реакции Ag +1 Cl -1 + Na +1 2S -2 = = Ag +1 2S -2 + Na +1 Cl -1 Окислительно-восстановительные реакции H 0 2 +O 0 2 = H +1 2O -2

О ПРЕДЕЛЕНИЕ ОВР Окислительно-восстановительные реакции– Окислительно-восстановительные реакции – реакции, протекающие с изменением степеней окисления атомов всех или некоторых элементов, входящих в состав реагирующих веществ HCl + Zn = ZnCl 2 + H CuSO 4 + Fe (железный гвоздь) = Fe SO 4 + Cu (красивый красный гвоздь)

О КИСЛЕНИЕ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ Процесс отдачи электронов атомов, молекулой или ионом называют окислением. H 0 2 +O 0 2 =H +1 2 O -2 2Н 0 -2 е - =2Н +1 (окисление, Н 0 - восстановитель) Вещество, атомы, ионы или молекулы, которого отдают электроны, называют восстановителем. В процессе окисления степень окисления повышается.

О КИСЛЕНИЕ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ Процесс присоединения электронов атомом, ионом или молекулой называют восстановлением. H 0 2 +O 0 2 =H +1 2 O -2 2О 0 +4 е - =2О -2 (восстановление, О 0 –окислитель) Вещество, атомы, ионы или молекулы, которого принимают электроны, называют окислителем. В процессе восстановления степень окисления – понижается.

В ОССТАНОВИТЕЛИ Простые вещества металлы могут быть только восстановителями. В периодах с возрастанием атомного номера восстановительные свойства элементов ослабевают. В главных подгруппах с увеличением атомного номера восстановительные свойства возрастают. Сложные вещества являются восстановителями, если в их составе содержатся атомы элемента в минимальной степени окисления. N -3 H 3 H 2 S -2 HBr -1 N -3 H 3 H 2 S -2 HBr -1

В АЖНЕЙШИЕ ВОССТАНОВИТЕЛИ Щелочные и щелочноземельные металлы Mg, Al, H 2 HI и йодиды HBr и бромиды H 2 S и сульфиды NH 3, PH 3, H 3 PO 3 C, CO Соединения Fe 2+, Cr 2+ Малоактивные металлы (Pb, Cu, Ag, Hg) HCl SO 2 HNO 2 Альдегиды, спирты, муравьиная кислота, щавелевая кислота, глюкоза Сильные Слабые

О КИСЛИТЕЛИ Простые вещества являющиеся только окислителями – это фтор и кислород (кроме реакции со фтором). В периодах с возрастанием атомного номера окислительные свойства усиливаются. В главных подгруппах с возрастанием атомного номера окислительные свойства ослабевают. Сложные вещества являются окислителями, если в их состав входят атомы элементов в высшей степени окисления. S +6 O 3 HN +5 O 3 KMn +7 O 4 S +6 O 3 HN +5 O 3 KMn +7 O 4

В АЖНЕЙШИЕ ОКИСЛИТЕЛИ F 2, O 2, O 3, H 2 O 2, Cl 2 HClO, HClO 3, H 2 SO 4, HNO 3 Царская водка NO 2 KMnO 4, MnO 2 K 2 Cr 2 O 7, CrO 3 PbO 2 I 2, Br 2, SO 2 HNO 2 Соединения Fe 3+ Сильные Слабые

А ЛГОРИТМ УРАВНИВАНИЯ ОВР МЕТОДОМ ЭЛЕКТРОННОГО БАЛАНСА Уравнение составляется в несколько стадий: Записывают схему реакции. KMnO 4 + HCl KCl + MnCl 2 + Cl 2 + H 2 O Проставляют степени окисления над знаками элементов, которые меняются. KMn +7 O 4 + HCl -1 KCl + Mn +2 Cl 2 + Cl H 2 O Выделяют элементы, изменяющие степени окисления и определяют число электронов, приобретенных окислителем и отдаваемых восстановителем. Mn ē Mn окислитель, восстановление 2Cl ē Cl восстановитель, окисление Уравнивают число приобретенных и отдаваемых электронов, устанавливая тем самым коэффициенты для соединений, в которых присутствуют элементы, изменяющие степень окисления. Указывают ОВП (окисление, восстановление, окислитель, восстановитель). –––––––––––––––––––––––– 2Mn Cl -1 2Mn Cl 2 0 Подбирают коэффициенты для всех остальных участников реакции. 2KMn +7 O HCl -1 2KCl + 2Mn +2 Cl 2 + 5Cl H 2 O

Р АССТАВЬТЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ЭЛЕКТРОННОГО БАЛАНСА ( ИСПОЛЬЗУЙТЕ АЛГОРИТМ ): 1. KMnO 4 + K 2 SO 3 + H 2 SO 4 MnSO 4 + K 2 SO 4 + H 2 O 2. NH 3 +O 2 NO + H 2 O 3. Cr(OH) 3 + H 2 O 2 + KOH K 2 CrO 4 + H 2 O 4. K 2 Cr 2 O 7 + K 2 SO 3 + H 2 SO 4 Cr 2 (SO 4 ) 3 + K 2 SO 4 + H 2 O

Р АССТАВЬТЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ЭЛЕКТРОННОГО БАЛАНСА ( ИСПОЛЬЗУЙТЕ АЛГОРИТМ ): KMnO 4 + K 2 SO 3 + H 2 SO 4 MnSO 4 + K 2 SO 4 + H 2 O S +4 – 2e S восстановитель, окисление Mn +7 +5e Mn окислитель, восстановление 2KMnO 4 + 5K 2 SO 3 + 3H 2 SO 4 2MnSO 4 + 6K 2 SO 4 + 3H 2 O NH 3 +O 2 NO + H 2 O N -3 – 5e N восстановитель, окисление O e 2O окислитель, восстановление 4NH 3 +5O 2 = 4NO + 6H 2 O

Р АССТАВЬТЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ЭЛЕКТРОННОГО БАЛАНСА ( ИСПОЛЬЗУЙТЕ АЛГОРИТМ ): Cr(OH) 3 + H 2 O 2 + KOH K 2 CrO 4 + H 2 O Cr +3 – 3e Cr +6 2 восстановитель, окисление 2O -1 +2e 2O -2 3 окислитель, восстановление 2Cr(OH) 3 + 3H 2 O 2 + 4KOH = 2 K 2 CrO 4 + 8H 2 O K 2 Cr 2 O 7 + K 2 SO 3 + H 2 SO 4 Cr 2 (SO 4 ) 3 + K 2 SO 4 + H 2 O S +4 – 2e S восстановитель, окисление 2Cr +6 +6e 2Cr окислитель, восстановление K 2 Cr 2 O 7 + 3K 2 SO 3 + 4H 2 SO 4 = Cr 2 (SO 4 ) 3 + 4K 2 SO 4 + 4H 2 O

О ПОРНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ОВР Вопросы: 1. Что называется процессом восстановления? 2. Как изменяется степень окисления элемента при восстановлении? 3. Что называется процессом окисления? 4. Как изменяется степень окисления элемента при окислении? 5. Определите понятие «восстановитель». 6. Определите понятие «окислитель». 7. Назовите важнейшие восстановители и окислители. 8. Какие реакции называются окислительно- восстановительными?

Д ОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ : Используя метод электронного баланса составьте уравнения реакций. 1) Na + HNO 3 NaNO 3 + N 2 O + H 2 O 2) K 2 FeO 4 + H 2 SO 4 Fe 2 (SO 4 ) 3 + K 2 SO 4 + H 2 O + O 2 3) H 2 O 2 + KMnO 4 + HNO 3 Mn(NO 3 ) 2 + KNO 3 + H 2 O + O 2 4) Ti 2 (SO 4 ) 3 + KClO 3 + H 2 O TiOSO 4 + KCl + H 2 SO 4 5) Mn 3 O 4 + KClO 3 + K 2 CO 3 K 2 MnO 4 + KCl + CO 2 6) Na 2 S 4 O 6 + KMnO 4 + HNO 3 Na 2 SO 4 + H 2 SO 4 + Mn(NO 3 ) 2 + KNO 3 + H 2 O 7) Cu 2 S + O 2 + CaCO 3 CuO + CaSO 3 + CO 2 8) FeCl 2 + KMnO 4 + HCl FeCl 3 + Cl 2 + MnCl 2 + KCl + H 2 O 9) CuFeS 2 + HNO 3 Cu(NO 3 ) 2 + Fe(NO 3 ) 3 + H 2 SO 4 + NO + H 2 O

И СПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА : Габриелян О.С. «Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. –М. : Дрофа, Окислительно – восстановительные реакции. Хомченко Г.П., Севастьянова К.И. - Изд-во Просвещение, Электронный учебник: html html Ресурсы интернет: html / o2.pdfhttp://cor.edu.27.ru/dlrstore/ e ddd-97d / o2. pdf