Воспитание интегративных нравственных качеств личности школьников Тема опытно- экспериментальной и научно- исследовательской работы педагогов Научный руководитель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Система экспериментальной работы по воспитанию интегративных нравственных качеств школьников. Опытно- экспериментальная работа школы 319 и гимназии 278.
Advertisements

Диагностика процесса воспитания. Выявление и уточнение исходного состояния уровня развития школьника. Пошаговое определение изменений в уровне воспитания.
Диагностика в работе классного руководителя Занятие 2.
1 «Методика изучения личности учащегося и уровня развития классного коллектива с целью побуждения его к самовоспитанию» Семинар для классных руководителей.
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ «Я и ТЫ, ТЫ и Я – МЫ ЕДИНАЯ СЕМЬЯ» Составители: Гаврилова Л.М. – преподаватель ОГОУ СПО «ТПУ» Власова О.И. – учитель начальных классов.
Определение признаков качества реализуемой на уроке педагогической деятельности и применяемых средств.
Выполнила: ученица 8 класса МКОУ «Романовская основная школа» Воропаева Евгения Руководитель: Лобанова Е.Д. педагог- психолог МКОУ «Романовская основная.
Методы воспитания. это общественно обусловленные способы педагогически целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации.
1. В чем сущность и особенности воспитательного процесса?
Спроси себя: «Зачем я учусь?». В.А. Сухомлинский.
Диагностика в работе классного руководителя. Диагностика - от греч. diagnostikos – способный распознавать – это оценочная процедура, направленная на прояснение.
РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.
Личность ребенка и урок … Отказавшись от апелляции к мозгу как хранилищу знаний и оснащая ученика способами самостоятельного управления познавательной.
Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста.
Формирование ключевых компетентностей через проектно – исследовательскую деятельность Подготовила : учитель начальных классов МКОУ ТСОШ 6 Северова Н. А.
Развитие личностных качеств учащихся под влиянием личностно ориентированного взаимодействия на уроке и способы их диагностики.
МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Автор: Т.М.Краснеева, педагог-психолог МОБУ СОШ 77 Лазаревского района г.Сочи.
Изучение и Изучение и диагностика диагностика Личности школьника Личности школьника Сальникова Т.В. Педагог-психолог МОУ СОШ П. Зеленоборск.
Диагностика личностно-социального развития дошкольников в соответствии с «Программой развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией.
В Ы П У С К Н А Я К В А Л И Ф И К А Ц И О Н Н А Я Р А Б О ТА на тему: «Формирование гуманных отношений к сверстникам у детей дошкольного возраста в условиях.
Транксрипт:

Воспитание интегративных нравственных качеств личности школьников Тема опытно- экспериментальной и научно- исследовательской работы педагогов Научный руководитель А.А.Кочетова

Понятие «личность» Междисциплинарная категория: каждая наука о человеке видит личность с позиций своего предмета Личность в педагогике – развивающаяся система отношений или качеств (с позиций возможности воспитания этих отношений или качеств)

Понятие «качество личности» Качество – существенная определенность объекта, благодаря которой он является именно этим объектом, а не другим, не отделимая от его бытия Качество выражает устойчивое взаимоотношение Качество личности – неотъемлемое свойство личности, выраженное в его мышлении, чувствах и поведении

Структура качества личности или отношения Интеллектуальный (когнитивно-познавательный) компонент: знания о качестве + осознание его значимости (личной и общественной) Мотивационный (эмоционально-мотивационный) компонент: эмоциональное отношение+ мотивация (внутренние побуждения к действию) Поведенческий (практический, действенно- волевой) компонент: волевые усилия+ действия, поступки, поведение неравномерность!!!

Интегративное качество личности Интегративное качество - объединяющее в себе множество сходных качеств В русских словарях – свыше качеств личности – проблема: что воспитывать? Решение: воспитывать главные, интегративные Группа ученых под руководством академика БелАО А.И.Кочетова 20 лет исследовала эту проблему – были выделены 16 интегративных качеств по четырем сферам личности

Нравственная сфера личности Гуманность Коллективизм Трудолюбие Честность Всего 4 качества, к которым сводятся все нравственные качества порядочного, воспитанного человека!

Интеллектуальная сфера личности Любознательность Сообразительность Эрудированность Объективность Всего 4 качества, к которым сводятся все интеллектуальные качества умного человека

Волевая сфера личности Самостоятельность Самообладание Решительность Требовательность Всего 4 качества характеризуют волевого человека!

Эмоциональная сфера личности Восприимчивость Оптимистичность Эстетичность Совествливость Всего 4 качества эмоционально-развитой личности!

Программа диагностики и воспитания любого качества Диагностика всех 3 компонентов качества (интеллектуального, мотивационного и практического) Последовательное формирование всех этих трех компонентов + текущая диагностика проявлений качеств Заключительная (итоговая) диагностика Новый этап формирования…

Диагностика знаний о качестве и осознания его значимости Анкета (открытая): 1. Что такое гуманность? 2. Какого человека можно назвать гуманным? 3. Какой поступок можно назвать гуманным? 4. Приведи примеры гуманных поступков. 5. Зачем нужна гуманность людям?

Диагностика эмоционального отношения и мотивов гуманности Анкета открытая: 1. Нравятся ли тебе гуманные люди и гуманные поступки? Почему? 2. Хорошо ли быть гуманным? Почему? 3. Хочешь ли ты сам быть гуманным человеком или нет? Почему? Анкета закрытая: выбор поведения в воображаемых ситуациях. Разработать!

Диагностика волевого и практического компонента Анкета открытая: 1. Часто ли тебе приходится заставлять себя поступать правильно, гуманно? 2.??? Придумать! 3. Приведи примеры гуманных или негуманных поступков твоих одноклассников. Наблюдение Метод экспертных оценок (родители, учителя, педагоги доп.образования) Взаимооценки одноклассников

Уровни воспитанности качества личности или его компонента - - отрицательный (проявляется противоположное качество) 0 – нулевой - не проявляется ни +, ни -. 1 – -низкий - качество проявляется слабо, редко 2 – средний - качество проявляется средне, наполовину 3 – высокий – качество проявляется ярко, интенсивно, в подавляющем большинстве ситуаций

Критерии и показатели Критериями является сформированность самих компонентов (И, М, П) Сформированность определяется по критериям: полнота, частота, интенсивность (проявления каждого компонента) Показатели указывают на уровень (-0123) Показатели коррелируют с возрастом детей! = = их надо разработать для каждого возраста!!!

Задачи формирующего этапа Сформировать (деформировать) знания о качестве: что это, как проявляется, как это в себе формировать? Сформировать осознание личной и общественной значимости качества Сформировать мотивацию (много мотивов – внутренних побуждений к действию, желания, стремления) Организовать практическую деятельность, в которой школьники могут проявить это качество

Формирование знаний Беседы (не лучший вариант) Поисковая работа детей по группам: энциклопедисты (значение слова и родственных слов), словарная группа (смысловое поле качества – его синонимы, родственные качества), социологи (опрос в школе, в семье,на улице), журналисты (анализ газет, журналов, ТВ новостей), литературоведы (анализ книг), кинематографисты (анализ фильмов). Обобщение результатов работы групп!!! портфолио? агитбригада? устный (письменный) журнал???

Формирование осознания и мотивации Беседы (информационные блоки + вопросы) Задача: подвести детей к нужному выводу так, чтобы они считали этот вывод своим!!! Диспуты (помочь подготовиться каждой группе) с той же задачей!

Формирование поведения Организация акций, КТД, рейдов; Не конкурсов!!! Копилки добрых дел, работа с личным портфолио и портфолио класса и т.д. Создание реальных ситуаций выбора Все это надо придумать!!! Вместе с детьми!

Варианты планирования работы Одно общее качество для всей школы (по качеству в месяц, в четверть, в полугодие?), обмен опытом по ходу, организация общих дел на школу, ступень Разбиться на 4 группы по каждому качеству и затем обменяться методическими материалами

Сводная таблица по классу на каждое качество Фамили я имя ученика Интеллект уальный компонент Мотиваци онный компонент Практичес кий компонент Общий уровень кач-ва 1211Ср знач 1 2…2232 Общий уровень по классу Среднее значение 2 2

Сводная таблица по всем качествам ФИО уч-ка гуманность коллективизм трудолюбие честность Общ.ур.нр воспитанности 2112Сумма Общий уровень по кл Ср. знач. Разработа ть шкалу по уровням!

Радости, успехов и открытий! Спасибо за внимание!