Методы восстановления невербальной коммуникации при афазии А.Ю. Чистобаева НГПУ
Общие методы восстановительного обучения Метод ритмико – мелодической структуры речи Метод введения в контекст Метод предметной и мотивированной деятельности Метод восстановления невербальной коммуникации при афазии Метод стимулирования активности больных
это целенаправленная система взаимообусловленных приемов, направленная на восстановление конкретного действия или умения. это способ реализации того или иного метода, выполнение которого ведет к выполнению действия.
В различные этапы развития учения об афазии, о путях и методах ее преодоления, многие исследователи обращали внимание не только на нарушение вербальной стороны коммуникации у больных, но и на состояние невербальной. Возникал ряд вопросов в проблеме невербальной коммуникации при афазии: нарушена ли она или остается сохранной, какие виды невербальной коммуникации нарушаются, имеется ли связь нарушения невербальной коммуникации с формами и степенью тяжести афазии, имеется ли при афазии (у взрослых) тенденция снижения, возвращения к более древним средствам коммуникаций, таким, как «мимико – жестовая», «превербальная» речь у детей. В настоящее время снова возрос интерес к этой стороне афазии, что связано не только с теоретической значимостью решения этого вопроса, но и с запросами практики реабилитационной работы.
Устная речь является наиболее развитым и эффективным способом коммуникации, но в ситуации общения речь обязательно протекает совместно и внутри разного вида невербальных форм коммуникации, таких как: жест, мимика, гримасы, манера себя держать, позы и другие. Жесты – различного рода телодвижения, сопровождающие или заменяющие вербальную речь. Мимика – совокупность движений мускулатуры лица, сопровождающих эмоции и являющихся их внешним выражением. Гримаса – вычурная мимика, не соответствующая внутренним переживаниям.
Функции жеста и мимики референтная (иллюстративная) коммуникативная познавательная регулирующая метаязыковая
В работе X. Seron, С. Lattere (1982) изучались жест, мимика, позы больных с афазией. Было обнаружено, что патология жестов поддается оценке с большим трудом. Однако авторы предполагают, что для жестов, как и для слов, существует феномен диссоциации произвольного и автоматизированного. Жесты, наиболее прочно связанные с определенными ритуализированными социальными ситуациями (жесты правил вежливости), остаются более сохранными. В работе говорится также о том, что нельзя однозначно говорить о сохранности или нарушении жеста и мимики при афазии. Ответ на этот вопрос связан как с формой и степенью ее тяжести, так и с личностью больного, а также и с различными функциями жеста и мимики. Однако можно сказать, что коммуникативная функция жеста и мимики у большинства больных остается сохранной, но она не используется ими для передачи информации.
В исследовании был получен ряд новых данных, которые имеют важное значение для представлений об афазии и методах ее преодоления. 1.Оказалось, что афазия снижает способность больных к точному распознаванию эмоциональных состояний партнера. 2. Эта способность зависит как от формы, так и от степени тяжести афазии: А) больные с поражением передней речевой зоны (эфферентная моторная и динамическая афазии) предпочитают интонационный способ распознавания (общения); Б) больные с поражением височных отделов левого полушария – мимический и речевой. 3. Получены данные и о различной роли левого и правого полушарий в этом виде коммуникации. Левое полушарие более связано с мимическими и речевыми компонентами в структуре процесса распознавания эмоций, а правое – с интонационными.
В исследованиях К. Серона и его сотрудников (1982) было обнаружено нарушение понимания (толкования) больными пантомимы. Еще Джексон и Хэд относили это за счет общего нарушения, повлиявшего и на вербальное и на невербальное общение. Зангивл, Алажунин и Лермит показали, что невербальное поведение при афазии не нарушается. Интересными оказались выводы из работ Вернея и др., в которых была показана связь нарушения понимания пантомимы с нарушением процесса чтения. Таким образом, пантомиму можно применять и как метод в терапевтических целях.
На индивидуальных занятиях проводится следующая методика: Педагог изображает пантомимой простейшее действие (состояние). Больной должен понять его и выбрать соответствующую картинку. Позже пантомиму предлагает больной, а педагог должен разгадать ее. На подгрупповых занятиях: Метод пантомимы становится хорошей игрой, в которой больные поочередно играют роли представляющих пантомиму и отгадывающих ее. Сюда же хорошо включить и «метод шарад».
Невербальные средства имеют общую зрительно – смысловую основу с изображаемыми предметами, действиями или понятиями. Нередко методы восстановления невербальных форм коммуникации на начальных стадиях обучения становятся средствами общения « безречевых» больных с окружающими их людьми, а позже – средствами восстановления речи, то есть уже вербальной коммуникации. Метод пиктограммы, на определенном этапе начинает воздействовать на растормаживание экспрессивной речи (устной и письменной).
Невербальные методы могут быть использованы не только при грубой афферентной моторной афазии, однако в иных целях и модификациях. При сенсорной афазии они используются как способ ограничения объема непродуктивной речи при логорее, для больных с амнестической афазией они являются дополнительной мнемонической опорой, облегчающей актуализацию слова.
Эффективность растормаживания устной экспрессивной речи невербальными средствами достигается, прежде всего включением правого полушария в процесс коммуникации, имеющего прямое отношение к деятельности с невербальными знаниями. Одновременное же оперирование вербальной фразой и ее материализованным эквивалентом («фишки»), а также образной формой слова и фразы (пиктограмма) и жестом, нередко замещающем речь, создает условия вербально – невербальной коммуникации.
Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. – М.: Просвещение, – 207 с. Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. – М.: Просвещение, – 207 с. Понятийно – терминологический словарь логопеда./Под ред. В.И. Селиверстова. – М., – 480 с. Понятийно – терминологический словарь логопеда./Под ред. В.И. Селиверстова. – М., – 480 с. Литература: