Артикуляция звука [л] * Губы растянуты в положении «Забор». * Кончик языка поднят к шейкам верхних резцов При произнесении твердого [л] кончик языка не.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 26 «ХРУСТАЛИК» ПОСТАНОВКА ЗВУКА «Л» Морма Марина Витальевна учитель.
Advertisements

Артикуляционная гимнастика для постановки звука [Л] Презентацию подготовила Михайлова Нина Николаевна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад комбинированного.
Часто нарушаемые звуки речи, их правильное и неправильное произношение. Разработал Учитель - логопед ГБДОУ 42 Степанова Ольга Александровна.
Мастер – класс на тему Способы постановки звука «Р»
Семинар-практикум для родителей по теме: «АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА» Подготовила : учитель-логопед МБДОУ 28 Карцева Елена Владимировна.
Автор: учитель- логопед Аглиуллина Г.А г. ГОУ, специальная /коррекционная/ школа-интернат для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
Исправление нарушений произношения звуков [Л], [Л] Исправление нарушений произношения звуков [Л], [Л]
«Учусь говорить»
Цель – вырабатывать умение удерживать язык за нижними зубами. Описание – улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние.
Артикуляционная гимнастика. Делаем вместе с нами! МБДОУ - д/с КВ 2 категории «Колокольчик» сл.Б. Мартыновка Автор: учитель-логопед Атрохова Евгения Сергеевна.
«Методические рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики» Работу выполнила: учитель - логопед Лисицина Елена Александровна.
Консультация для родителей Артикуляционная гимнастика Подготовила учитель-логопед: Хасанова Г.Ю. МДОАУ црр-д/с «Аленький цветочек»
Зачем нужна артикуляционная гимнастика ?. Цель артикуляционной гимнастики: выработка силы, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного.
Артикуляционная гимнастика. «БЛИНЧИК» Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти.
Артикуляционная гимнастика. «ЧАШЕЧКА» Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать.
«Артикуляционная гимнастика это весело, полезно и интересно»
Подготовила Новоселова С.Ю.. Упражнение «Качели» (динамическое). Ц е л ь. Упражнять в быстрой смене движений кончика языка; отрабатывать координированные.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА В помощь родителям. «БЛИНЧИК» Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии.
Артикуляционная гимнастика. 1.« ГРИБОК» Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язычок к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка- ножка. Кончик.
«Артикуляционная гимнастика. Её значимость в коррекционной деятельности учителя - логопеда.» Автор : учитель-логопед : Гончарова И.А.
Транксрипт:

Артикуляция зфука [л] * Губы растянуты в положении «Забор». * Кончик языка поднят к шейкам верхних резцов При произнесении твердого [л] кончик языка не на­пряжен, а при произнесении мягкого [л'] сильнее напряжение. * Между краями языка и коренными зубами обра­зуется щель для прохода выдыхаемого воздуха. * Корневая часть языка при произнесении твердого [л} приподнята, и язык в форме седла, а у мягкого [л'] спущена. * Нёбная занавеска поднята так, что струя выдыхае­мого воздуха не может проходить через нос. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Что такое «Ламбдацизм»? Ламбдацизм обозначает недостатки (искажение, пропуск) зфуков [Л], [Л']. Самые распространённые нарушения: Зфуки [Л], [Л'] в словах вообще опускаются: «оплата» (лопата), «ужа» (лужа), «ук» (лук), «лента» (ллента), «лимон» (ллимон Межзубный ламбдацизм: при произнесении зфуков [Л], [Л'] в словах кончик языка прокладывается между зубами. Двугубный (губно-губной) ламбдацизм: вместо зфука [Л] слышится зфук, близкий к зфуку [у]: «лапа» (лапа), «уоплата» (лоплата) Носовой ламбдацизм: корень языка смыкается с мягким небом, и выдыхаемая струя воздуха проходит через нос. Слышны носовые зфуки [нк]: «нкуна» (луна), «нкама» (лама). Этот вид ламбдацизма встречается при ринолалии (врождённом или приобретённом расщеплении твёрдого и мягкого нёба: «заячья губа», «волчья пасть»).

Замена зфуков [Л], [Л'] на другие зфуки, – это так называемый параламбдацизм: -зфук [Л] в словах заменяется зфуком [В]: «фук» (лук), «гов» (гол), «лыжи» (лыжи) и т.д.; -зфук [Л] в словах заменяется зфуком [Г]: «гоплата» (лопата), «пары» (полы), «стог» (стол), «де гага» (делала) и т.д. -зфук [Л] заменяется в произношении зфуком [Д]: «лошадь» (лошадь), «малыш» (малыш), «гадава» (голова) и т.д.; -зфук [Л] заменяется зфуком [j]: «яшка» (ложка), «юля» (юла), «ёдка» (лодка) и т.д.; - зфук [Л] в словах заменяется мягким зфуком [Л']: «люк» (лук), «лопата» (лопата), «деля» (дела), «дятель» (дятел) и т.д.

Артикуляционные упражнения для зфуков [Л], [Л'] При всех видах ламбдацизма вначале следует выучить несколько артикуляционных упражнений: «Вкусно!»: широкий язык движением сверху вниз облизывает верхнюю губу. Нижняя губа не должна оказывать «медвежью услугу»: она не «подсаживает» язык, он работает в автономном режиме. «Индюк»: движения языка, как в предыдущем упражнении, только темп быстрый. Движения языка сопровождаются зфуками, характерными для рассерженного индюка, что-то вроде: «бл-бл-бл-…». «Гамак»: кончик широкого языка упирается в передние верхние резцы. По форме язык напоминает провисший гамак. Упражнение статическое, его надо выполнять под счёт: чем дольше язык удерживается, тем лучше. «Качели»: приоткрыть рот, широко улыбнуться. Под счёт «раз – два» кончик языка упирается сначала в верхние, а потом в нижние резцы (с внутренней стороны, разумеется!).

Если язык упорно не хочет подниматься вверх и удерживаться за верхними зубами, пригодится испытанное упражнение «Лошадка»: пощёлкать широким кончиком языка на нёбе за верхними передними резцами. Обязательное условие: рот приоткрыт, но нижняя челюсть абсолютно неподвижна! Для надёжной фиксации языка в «верхнем» положении (на нёбе), выполните упражнение «Грибок»: язык верхней поверхностью присасывается к нёбу, подъязычная уздечка при этом натягивается.

Способ постановки зфука [Л] по подражанию Проще всего поставить зфуки, если они вообще отсутствуют в речи ребёнка. В этом случае не придётся убирать ложный стереотип зфукопроизношения. Зфуки [Л], [Л'] можно вызвать по подражанию. Взрослый вместе с ребёнком садится к зеркалу и показывает правильную артикуляцию зфука [Л]: широкий кончик языка поднят и прижат к нёбу у самого основания верхних резцов; в средней части язык опущен вниз, а корень языка приподнят к мягкому нёбу; боковые края языка опущены с обеих сторон, выдыхаемый воздух проходит по ним вбок, в щёки (если дотронуться ладонями до щёк, можно ощутить их вибрацию). Но этот способ постановки большинство детей освоить не в состоянии. Придётся прибегать к уловкам. Для начала, расскажите ребёнку сказку. Например, такую:

«Как маленький пароходик научился гудеть» «Жил-был маленький пароходик. Ходил он по морю и возил грузы. Вот только большие пароходы его не замечали и даже не отвечали на его приветствие. А всё потому, что голосок у маленького пароходика был очень слабенький, и вместо протяжного и тягучего гудка: «Л_______», он выводил что-то невнятное и тихое, кажется: «в______». Маленький пароходик решил во что бы то ни стало научиться гудеть правильно. Стал он пробовать разные варианты приветствия: «У_______! О_______! Нет, явно не то!». С досады, маленький пароходик прикусил свой язычок и произнёс: «Ы______…». И тут произошло чудо: над водной гладью прозвучал ясный и чёткий зфук [Л]! Маленький пароходик подумал, что ослышался, и повтори: «Ы______…», снова прикусив язычок. Зфук [Л] получился ещё более отчётливым. Мало того, все большие пароходы, услышав голос маленького пароходика, начали отвечать ему громкими и протяжными гудками: «Л_____!», «Л______!». Так маленький пароходик научился гудеть правильно». ( этот способ постановки зфука [Л], нельзя проводить с ребёнком, у которого есть межзубный ламбдацизм!) Л-Л-Л-Л-Л-Л-Л

Постановка зфуков [Л], [Л'] при двугубном (губно-губном) ламбдацизме Очень часто правильному произношению зфука [Л] мешают губы: они некстати вытягиваются трубочкой, а то и вовсе заворачиваются за губы, отчего зфук приобретает оттенок лягушачьего кваканья: вопата (лопата), сават (салат), фук (лук) и т.д. Необходимо нейтрализовать губы. С первого раза это вряд ли удастся. Укоренившаяся привычка (следствие крепкой дружбы с соской!), будет давать о себе знать очень долго! Помогут артикуляционные упражнения: «Улыбка», «Заборчик»: губы утрированно растягиваются в улыбке, обнажая передние зубы (зубы при этом сжаты!). Удерживать это положение под счёт как можно дольше. Какое-то время взрослому даже придётся придерживать губы ребёнка, растягивая их в улыбку, с помощью большого и указательного пальцев. Только такими «насильственными» мерами удастся удержать «непослушные» губы в улыбке и избавиться от «кваканья».

Артикуляция зфука [р] * Губы разомкнуты и обнажают зубы. * Кончик языка в форме ложки поднят и вибрирует у альвеол (при [р]) или у верхних резцов (при [р']). * Корневая часть языка опущена. * Нёбная занавеска поднята, преграждает воздуху выход через нос. * Голосовые связки сомкнуты и вибрируют. * Напряжение выдыхаемой струи воздуха сильное.

На подготовительном этапе важно отработать четкое произношение опорных зфуков. Для зфука « р» это - т, д, з, ж. Так же особое внимание надо уделить упражнениям по развитию воздушной струи. Она должна быть сильной, т.к. воздушная струя приводит в колебательное движение кончик языка. Первоначально проводится работа на развитие длительного выдоха. При этом важно следить, чтобы дети не поднимали плечи, излишне не напрягали мышцы дыхательного аппарата, чтобы выдох был плавным, постепенным.

1 способ Постановка «р» от «д». Прежде всего попытайтесь поставить зфук «р» первым способом. Ребенок произносит зфук «д», прижимая кончик языка спереди к альвеолам. Покажите, как это делается. В дальнейшем ребенок должен подуть «ветром» в парус сильнее, так чтобы ветер прорвал парус и возникла вибрация язычка. На подставленной ко рту ладони ребенок должен чувствовать этот порыв, вырвавшегося наружу ветра. Появляется зфук дррррр. Процесс постановки будет более эффективным, если будут использоваться в работе такие игровые приемы, как подражание окружающим шумам(мотор автомобиля, двигатель самолета, рычание тигра, льва, мотор трактора, будильника и т. П.)

Игровые приемы для данного способа постановки зфука «р»: «Танк стреляет» д-д-д-д-д-д «Пулемет строчит» тд-тд-тд-тд «Дятел стучит» д-д-д-д-д-д

2 способ. Постановка зфука «р» от «з» Если зфук «з» ребенок произносит, прикасаясь кончиком языка к нижним резцам, предварительно нужно поставить ему «верхнеязычное» (кончик языка - у основания верхних резцов). Нужно продолжать тянуть зфук «з» обратить внимание на этот зфук внимание ребенка и сказать, что он напоминает «волшебного комарика».

Механическое воздействие значительно ускоряет процесс постановки зфуков. Для постановки зфука «р» логопед вводит под нижнюю поверхность передней части языка чисто вымытый палец ребенка и производит быстрые ритмические движения из стороны в сторону, раскачивая язык. Необходимо следить за тем, чтобы выдыхаемая струя была сильной. Если вы используете палец ребенка, то вначале вы сами должны совершать движения его кистью (палец должен быть абсолютно прямым, иначе никакой существенной вибрации языка не возникнет). В дальнейшем он может действовать самостоятельно (по-прежнему следить, чтобы палец был прямым). Зубы должны быть в положении правильного прикуса, губы - в улыбке, рот приоткрыт ровно настолько, чтобы в него мог войти, использующийся для вызывания вибрации языка, предмет или палец ребенка, (ребенок должен сильно гудеть голосом).

3 способ Постановка зфука «р» от зфука «ж» Все новое - это хорошо забытое старое. Способ постановки зфука «р», активно использовавшийся лет назад. Все логопеды обожают вызывать зфук «Р» с помощью всевозможных вибраций ("моторчик" и ему подобные). Но есть дети, которые панически боятся зондов, палочек, сосок, чайных ложек и других подручных средств. Для них очень хорош следующий способ: ребенок произносит зфук «Ж» (пчелка трудится, машина буксует), длительно, на одном выдохе и при этом отодвигает кончик языка глубже в полость рта. Через секунду можно услышать одноударный Р. После закрепления изолированного произнесения этого зфука сразу переходят к проговариванию слогов со стечением ТР, ДР, НР, ЖР. Это способствует быстрому переводу одноударного Р в состояние вибрирующего зфука.

4 способ Постановка зфука «р» от упр. «Грибок» Выполняется в 3 приема: 1) присосать язык к твердому небу ("Грибок") 2) сделать глубокий вдох через нос (язык в том же положении) 3) сделать резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос.

5 способ. Постановка зфука «р» от упр. « Болтушка» Есть интересный игровой способ постановки зфука Р от упражнения "Болтушка", хорошо знакомого детям. Способ доступен любому начинающему логопеду. Ребенок делает упражнение "Болтушка" (или "Индюк"): высунутый широкий язык на зфуке «А» выполняет движения вперед-назад, скользя по твердому небу. В тот момент, когда язык касается альвеол слышен одноударный Р. Теперь осталось зафиксировать эту позицию и приступить к автоматизации зфука «Р». Как правило, очень скоро одноударный зфук сам переходит в вибрант.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ