Различия духовно- нравственного состояния подростков при разных условиях воспитания. Миссионерские выводы из пилотажного исследования Семянников С.Н, ПСТГУ,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
C:\Users\БукаБяка\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\W3CC6LBQ\MCj [1].wmf
Advertisements

РОЛЬ САМООЦЕНКИ В ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ ПОДРОСТКА. « Самооценка человека-это его самоощущения, отношение к себе»
Мораль Мораль (от лат. Moralitas) относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам; лат. mores нравы, обычаи, мода, поведение относящийся к нраву,
Урок 17 Тема: «Социальный портрет молодежи». Три мудреца слово за слово затеяли спор о том, что важнее для человека – прошлое, настоящее или будущее.
Д. Карнеги Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.
Высшее образование в России: качество, ценность, востребованность МОСКВА, 2011 год.
Способы воспитательного воздействия на человека Методы воспитания.
Челябинская государственная академия культуры. «Русская культура и государственная культурная политика.» Тема: «Образы русской классики и духовности.»
Родительское собрание на тему: Наши ошибки в воспитании детей « Нет детей – есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями,
«Семейно – нравственное воспитание детей». Зам. директора по УВР Коваленко Н.И. 2011г.
Психология как учебный предмет общеобразовательной школы. Презентация Психология как учебный предмет общеобразовательной школы. Презентация Забелина Екатерина.
МОУ средняя общеобразовательная школа 9 г. Искитима Новосибирской области Научно-исследовательская работа по теме «В школу с улыбкой!»
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ ПОДРОСТКА Классный руководитель 10 класса Родина О. В.
Противостояние негативизму Социальный педагог МОУ гимназии 2 г.Сургута Тюменской области: Луцык О.В.
Особенности образа мира у одаренных подростков По статье О.А. Богпомочевой, учителя гимназии 12 г. Липецка.
Организация и проведение исследований в комплексной системе профессиональной ориентации в школе (все ступени обучения) Свистунова Ульяна Викторовна Педагог-психолог.
Карьерные технологии. Деловая карьера поступательное продвижение личности в какой-либо сфере деятельности, изменение навыков, способностей, квалификационных.
Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав.
Д ОКЛАД ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ З АКУРДАЕВОЙ Н.А. По теме: Духовно – нравственный компонент как неотъемлемая часть педагогической деятельности.
Транксрипт:

Различия духовно- нравственного состояния подростков при разных условиях воспитания. Миссионерские выводы из пилотажного исследования Семянников С.Н, ПСТГУ, соискатель

Проблемы формирования мировоззрения детей и подростков относятся к разряду вечных, но в каждое время имеют свою специфику. Ценности, идеалы, представления о добре и зле – важнейшие части мировоззрения. Сама жизнь обращает наше внимание на тот факт, что одной из острых проблем нашего времени является постепенное «размывание» в нашем мировоззрении некоторых этических, моральных и духовных норм. Все эти факторы непосредственно отражаются на формировании мировоззрения подрастающего поколения. Важным является нарастание социальных контрастов. Социальное сиротство в перестроечное и послеперестроечное время приняло угрожающие размеры. Поэтому вполне очевидна необходимость разработки методик для выявления наиболее острых проблем.

В какой мере воспитательная среда влияет на формирование представлений о добре и зле? Это важный вопрос. Существует ряд отечественных и зарубежных работ, в которых показано, что дети, подвергшиеся социальной депривации и влиянию асоциальной семейной среды, обладают специфическими психологическими особенностями, например, в сфере общения, потребностей, понимания других людей. Отмечается, что, к сожалению, велика вероятность повторения ими асоциальных тенденций развития в собственной взрослой жизни. На снижение этой вероятности направлена работа всех без исключения реабилитационных центров. Однако, еще недостаточно эмпирических исследований, которые бы затрагивали проблемы специфики формирования мировоззрения и представлений о добре и зле у представителей этой части детей и подростков, особенно исследований, проведенных с христианских позиций. Такие исследования могут помочь более точной постановке целей реабилитационных программ и повышению их эффективности.

Представленные ниже результаты основаны на анализе данных пилотажной выборки, состоящей из 95 школьников в возрасте от 8 до 18 лет. Опрос проведен в двух общеобразовательных школах и трех реабилитационных центрах, расположенных в Подмосковье. Далее, из существующего материала была сделана усреднённая выборка приблизительно схожих по количеству, полу и возрасту подростков. Получились три группы из 8 человек (4 мальчика и 4 девочки) из каждой группы – «школа» или «семейные» дети - средний возраст: М. и Ж. – 15 лет; «СРЦ» - средний возраст – 14,6 лет. М.-15,5; Ж.-13,75; «РЦ» - средний возраст – 15,6 лет; М.- 17,25;Ж.- 14.

Особенности каждой группы: «РЦ» - расположен в сельской местности, имеет обширное подсобное хозяйство. Воспитанники, в своём большинстве, усыновляются или оформляются в патронат, что создаёт в коллективе атмосферу семьи, сельской православной общины. «СРЦ» – их социальный статус обусловливает большую «текучесть» детского коллектива. Относительно более частую смену преподавательского состава. «Школа» – семейные дети во всех отношениях имеют большую свободу и возможности.

Вопросы условно можно разбить на следующие тематические группы: - Ценностные ориентиры в социальном плане. - Ценностные ориентиры в этическом плане. - Отношение к социальным институтам и нормам. - Отношение к внутреннему миру и этическим нормам. -Отношение к фундаментальным понятиям жизни, таким как, «добро», «зло», «жизнь», «смерть».

Вопрос 2 «Какой я вижу свою жизнь в будущем?». Этот вопрос связан с оценкой своих социальных перспектив, установками на будущее. Варианты ответов (в анкете содержатся также пояснения, опущенные здесь): (а) - создание семьи, (б) - забота о родителях, (в) – учеба, (г) – работа, (д) – другое (данный вариант ответа есть во всех последующих вопросах и подразумевает качественный анализ). Рц – более ярко выраженная тенденция к созданию семьи и довольно ровная и устойчивая установка на достижение других социально значимых целей. СРЦ – более ярко выраженная устремлённость (возможно компенсаторная) к учёбе и труду. Школа – ярко выраженная тенденция не оставлять родителей (возможно из эгоистических побуждений) и ровная установка на достижение других социально значимых целей. РЦ СРЦШКОЛА А87,5 25 Б37,52550 В 12,5 Г2537,525 Д 12,5

Вопрос 3 «Что в моей жизни является идеалом?» Варианты ответов: (а) - любовь, (б) – самореализация, (в) – труд, (г) – материальный достаток, (д) – успех. Следует отметить, что представление о любви у социально неблагополучных детей зачастую коррелирует с ранним началом половой жизни, непониманием её смысла и места, дефицитом «тормозов» в этой области. РЦ – стремление к любви (исходя из ответов на пункт «В» (Труд) это стремление не «быть любимым», но «любить кого то»), в этом случае, вероятно, сказывается принцип жизни в этом РЦ. Обще его можно сформулировать как жизнь крестьянской православной общины. СРЦ – стремление к любви, но, по всей вероятности, здесь в большей степени присутствует несколько иное наполнение этого понятия. Чем больше психотравма, тем больше инфантилизм и иждивенчество («всем это дали, а мне нет! Меня должны пожалеть!»). Отсюда, возможно, и недостаточная устремлённость к труду при выраженном стремлении к материальному достатку. Школа – выраженное стремление к самореализации, но, вероятно, эгоистичной (не за счёт труда, а за счёт родителей) РЦ СРЦШКОЛА А 62, Б 37,5 В 12,5 Г 2512,5

Вопрос 4 «Что я больше всего ценю в людях?» Варианты ответов: (а) – любовь, (б) – честность и принципиальность, (в) – способность сказать обидную правду, (г) – умение достичь цели. В этом пункте стоит отметить определённо более «гладкую», ровную картину в РЦ по отношению к «честность и принципиальность» в СРЦ и Школе. По всей вероятности здесь решающую роль играет прививаемое подросткам православное отношение к окружающему миру. Очевидное смягчение требований к окружающим вполне определённо следует Евангельским принципам «не суди, да не судим будешь» (Мф.7,1) и «Кто сам без греха – первый кинь в неё камень» (Ин.8,7). РЦ СРЦШКОЛА А 25 37,5 Б 2562,5 В ,5 Г37,5 12,5

Вопрос 7 «Что такое эгоизм?» Варианты ответов: (а) - Положительное качество, (б) – отрицательное, (в) - Этим качеством нужно уметь пользоваться. Эта тема весьма сложна и неоднозначна, поэтому не имеет категоричных выводов и подлежит дальнейшему изучению. РЦ – здесь определённая нравственная установка на отрицание этого явления, хотя при этом и вполне откровенное признание возможности применения его в жизни. Однозначно оценить эту ситуацию сейчас сложно. Вероятно, что имея твёрдые социально позитивные установки, подростки не сочли возможным солгать и откровенно раскрыли свои взгляды. А сроки реабилитационных мероприятий могли быть короткими. СРЦ – неопределённость внутренних норм и принципов, вполне очевидно, выражается в демонстрации своего отношении к эгоизму со стороны этих подростков. Большинство из них, сами будучи откровенно эгоистичны (больше психотравма – больше эгоизм и иждивенчество), уверенно заявляют о негативности этого качества (явно отмечая его не у себя, а у окружающих). Школа – «семейные» подростки более адаптивны и имеют более гибкую жизненную позицию. Осознавая отрицательную сторону этого явления, они готовы к некоторым компромиссам. РЦ СРЦШКОЛА А0 12,5 0 Б62,575 37,5 В 12,5 62,5 Г0 0 0

Вопрос 9 «Как я отношусь ко лжи?» Варианты ответов: (а) – отрицательно, (б) – положительно, (в) - Ложь в нашей жизни уместна, но ею нужно уметь пользоваться. Результаты ответов на этот вопрос однозначно требуют дальнейшего детального изучения. РЦ – несмотря на все остальные социально положительные внутренние нормы, откровенно положительное или вариативное отношение ко лжи, возможно, говорит о гибкости и адаптивности подросткового мировоззрения или устойчивости прежних норм и идеалов. Подростки откровенно признаются в своей проблеме, что вполне вероятно (учитывая анонимность опроса), говорит об их самокритичности и трезвой самооценке. СРЦ – предыдущая асоциальная среда и недостаточность времени и эффективности в этом отношении реабилитационных мер, выражены в мировоззрении подростков из СРЦ. Школа – «семейные» дети более откровенно вариативны в отношении ко лжи, хотя и приемлемость этого явления тоже высока. РЦ СРЦШКОЛА А25 62,5 37,5 Б012,5 0 В87,

Вопрос 14 «Есть ли жизнь после смерти?» Варианты: (а) – да, (б) – нет, (в) - Не знаю и не хочу знать. РЦ – подростки демонстрируют свою откровенность. СРЦ – возможно, что социальные проблемы обусловили такую «ровную» картину в СРЦ. Школа – по всей вероятности, «семейные» подростки ещё не определились в своём отношении к этой проблеме. Огромное количество разноплановой и противоречивой информации на эту тему и незрелое мышление вынуждают многих из них выбрать прагматичную установку: «Мне пока не до этого» или «я ещё не разобрался». Дети не знают, поэтому возникают негативизм и резкие суждения. РЦ СРЦШКОЛА А87,5 37,5 25 Б0 0 В12,5 37,5 75

Вопрос 16 «Есть ли у меня сила воли и как она проявляется?» РЦ СРЦШКОЛА А12,5 87,5 37,5 Б87,50 50 В ,5 Г0 0 Д 0 А. Да, есть. Я стараюсь ещё более самосовершенствоваться Б. Нет, но я хочу её иметь и стараюсь это качество в себе выработать, чтобы стать лучше В. Да, есть и я всячески демонстрирую это окружающим, чтобы они это знали Г. Нет и я не хочу что-либо менять Д. Другое РЦ – реалистичность и трезвая самооценка. Необходимо детальнее изучить, как поставлена работа. Не является ли это некоей «зубрёжкой»? СРЦ – очевидная категоричная и неадекватная самооценка. Школа – более трезвая самооценка с устремлённостью к самосовершенствованию. Достаточная откровенность («В»)