Маленькая трилогия о « футлярной » жизни. Человек в футляре » « Крыжовник » « О любви » Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» (Урок литературы. 5 класс)
Advertisements

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» Работа ученика 8а класса Инешина Михаила Учитель Н.М. Рыжкова Инешина Михаила Учитель Н.М. Рыжкова.
Скачано с сайта Тема Идея Композиция рассказа Почему это быль? Язык рассказа Смысл названия рассказа Нравственные проблемы.
Лев Николаевич Толстой Кавказский пленник. Рассказ «Кавказский пленник» напечатан в журнале «Заря» в 1872 году, затем вошёл в «Четвёртую книгу для чтения»
Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник» - рассказ о бессмысленности и жестокости национальной вражды Презентацию подготовила учитель высшей категории МБОУ «Зубово-Полянская.
5 класс А. Тургенев И.С Б. Толстой А.К. В. Толстой Л.Н.
Антитеза (от греч. Аntithesis – противоречие, противоположение) – противопоставление. Например, «мал золотник, да дорог»
Литература. 5 класс Тринадцатое января. Классная работа.
Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характери стике героев ( Урок по литературе для 5 класса ) Автор – Судакова С. Р.
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы Трошкиной Е.П – 1910 г.
Разные судьбы в рассказе-были Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» «Вот «Кавказский пленник»- Жилин и Костылин – вот это я люблю,- сказал Л.Н.Толстой».
Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев Волошина Валентина Петровна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной.
« На лошадь места не доскакал Жилин, выстрелили по нём сзади из ружей и попали в лошадь. Ударилась лошадь со всего маху - навалилась Жилину на ногу ».
С ОСТАВЛЕНИЕ СИНКВЕЙНА Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти.
Характеристика литературного героя.
Сравнительная характеристика героев рассказа Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"
Чем больше человек знает о том, что уже сделано, тем больше в его силах понять, что нужно делать дальше. Б. Дизраэли.
Учителя русского языка и литературы: Левицкая Татьяна Фёдоровна МОУ СОШ 58 г. Хабаровск, Баршова Екатерина Тариеловна ОШ VII вида г. Амурск, Ван Людмила.
Урок литературы в 5 классе. Толстой Лев Николаевич ( ) «По краткости, по силе воздействия на читателя, по сложности и богатой простоте этот рассказ.
Транксрипт:

Маленькая трилогия о « футлярной » жизни. Человек в футляре » « Крыжовник » « О любви » Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

Цель: Ответить на вопрос: «Почему, рассказывая о двух русских офицерах, Толстой в заглавии говорит только об одном человеке?» Выяснить, чему учит нас писатель, какие нравственные уроки преподносит.

Домашняя работа Сочинение «Жилин и Костылин: разные судьбы»

Обратимся к названию рассказа «Кавказский пленник». Дома вам нужно было выписать из толкового словаря С.И.Ожегова значение слов «плен», «пленник», «пленять». Плен – неволя. Пленник – взятый в плен, невольник. Пленять – 1) захватить, 2) прельстить, привлечь, подчинить

Действие происходит на Кавказе. XIX век… На Кавказе идет тяжелая, кровопролитная война. Война - вооружённая борьба между государством и народами, между классами внутри государства. Каким образом эти понятия: война, плен, пленять перекликаются с сюжетом рассказа Л.Н.Толстого?

Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказывали упорное сопротивление царским войскам. Это закономерно – они сражались за свою землю и свободу. В январе 1852 года Лев Николаевич Толстой поступает на военную службу и отправляется на Кавказ.

Величие и красота Кавказа Делает вывод о том, что «война противоестественна и безумна, а природа неизменна и прекрасна во все времена».

Л.Н.Толстой называет свой рассказ «Кавказский пленник» На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен. Так случилось и с героями рассказа – Жилиным и Костылиным.

Разминка на знание текста 1. События происходят осенью 2. Жилин был невелик ростом, но удал 3. Жилин попал в плен, потому что Костылин бросил его 4. Татары попросили выкуп за Жилина в размере 500 рублей 5. Жилин написал неправильный адрес и решил убежать 6. Жилин в плену тосковал, скучал и ждал выкупа 7. Во время первого побега Костылин показал себя слабым человеком 8. Второй раз Жилин бежал один 9. Во время второго побега ему помогли Дина и русские солдаты 10. После побега Жилин остался служить на Кавказе, а в отпуск не поехал

Сопоставим фамилии героев Как вы думаете, почему Лев Николаевич Толстой дает им такие фамилии?

Поведение героев в плену - Давайте вспомним, каким оказывается Костылин, попадая в плен. - Как ведет себя в плену Жилин?

Распределите слова, характеризующие поведение героев в плену Жилин Костылин ходит по аулуспитскучаетвсматриваетсясчитает дни выпытывает информацию рукодельничаетждет ответа на письмо

Разные герои Задача: сопоставить героев с целью сравнения их поведения в плену и выявления их жизненной позиции 1 группа Как герой оказался в плену? 2 группа Внешность героя 3 группа Чем герой занимался в плену? 4 группа Как герой готовился к побегу?

Задание для 1 группы Как герой оказался в плену?

Задание для 2 группы Внешность героя

Задание для 3 группы Чем герой занимался в плену?

Задание для 4 группы Как герой готовился к побегу?

Сравнительная характеристика героев Качества Жилина и Костылина: добрый (думает о матери, жалеет ее); надеется на себя, обдумывает побег; деятельный человек; сумел прижиться в ауле; работящий, не может сидеть без дела, мастер; всем помогает, даже своим врагам – татарам; ему интересны другие люди, любит детей; великодушный; слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери; способен на предательство; раскис, упал духом; не принимает других людей.

Сравнительная характеристика героев Жилин Костылин добрый (думает о матери, жалеет ее) слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери надеется на себя, обдумывает побег способен на предательство деятельный человек краски с, упал духом сумел прижиться в ауле не принимает других людей работящий, не может сидеть без дела, мастер всем помогает, даже своим врагам – татарам ему интересны другие люди, любит детей великодушный

Читаем синквейны, составленные дома 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Вернемся к смыслу рассказа, исходя из его названия Уже в названии заложено противопоставление двух героев Жилина и Костылина. В плен попадают оба офицера, но лишь один из них оказался «пленён» обстоятельствами. Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, сумел расположить к себе даже своих врагов, решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других, был сильным, «жилистым». Жилин – герой. О нём речь в этом рассказе. Собиравшийся покинуть эти места навсегда Жилин остаётся на Кавказе. Узнав по-настоящему изнутри жизнь горцев, герой всей душой становится «пленником» прекрасного Кавказа. Костылин же с самого начала – раб своей плоти, невольник ситуации. Он никогда не был свободен душой, свободен в своём выборе. Он не выдерживает испытания, которые превозмогает Жилин. Он вечно в плену собственной слабости, инертности и своего эгоизма

1. Определите героя по описанию: «… девочка, тоненькая, худенькая, лет тринадцати. Глаза черные, светлые и лицом красивая»

2. Определите значение термина: «Небольшое повествовательное произведение, объединенное сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов».

3. Русский писатель, который восхищался красотой Кавказа.

4. Определите значение термина: «Цепь событий, происходящих в произведении».

5. Рассказ «Кавказский пленник» был написан специально для детей и вошел в учебник, который Л.Н.Толстой готовил специально для крестьянских детей. Как назывался этот учебник? 6. Какой прием использует Л.Н.Толстой, описывая Жилина и Костылина?

1. Д НА 2. Р А С СК А З 3. П У У ШК И Н 4. СЮ Ж Ж ЕТ 5. АЗ Б Б УКА 6. А НТИТЕЗ И А Всё творчество Л.Н.Толстого пронизано идеями дружбы между людьми и между народами. Читая рассказ «Кавказский пленник», мы почувствовали и поняли, как прекрасно дружить, любить друзей, жить для других.

Какие нравственные проблемы поднимает Л. Н. Толстой в рассказе? Проблема товарищеского долга, доброты и отзывчивости, верности, дружбе, храбрости и стойкости. Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия. Автор повествует о силе дружбы, которая сближает людей разных национальностей. Лев Николаевич Толстой пробуждает в нас добрые чувства, стремление к справедливости и красоте.

На всё добро ответим мы добром, На всю любовь ответим мы любовью.