«Зеленая аптека» Дс 223

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Изучение лекарственных растений Тоншаевского района. Творческое название « Травник » Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 18.
Advertisements

Аптека на грядке Автор: Курганская Катя, 3 «Д» класс, МОУ НОШ 1 Научный руководитель: Мясоедова Наталья Владимировна, учитель начальных классов.
«Украсим наш детский сад цветами» Средняя группа 2 Воспитатель: Горшкова О.А.
ЦВЕТЫ ЮЖНОГО УРАЛА «Цветы вокруг нас» МАДОУ младшая группа 4 Воспитатель: Гладченко Ю.Н.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение МДОУ Суксунский детский сад « Колокольчик» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение МДОУ.
Г ОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» П РОЕКТ.
Проект " Зеленый мир деревьев " Старшая группа ДОУ 50 общеразвивающего вида Воспитатель : Капнова Л.В.
ПРОЕКТ «Природу края береги!» Тип проекта: Практико-ориентированный Автор проекта: Богонович Надежда Петровна, воспитатель МБДОУ ЦРР - детский сад «Танюша»
- содержание экологического воспитания; - способы его реализации (методы, приёмы, технологии); - организацию и управление.
Групповой проект разработали проект Шашкова Е.П. воспитатель 1КК Филиппова А.В.Воспитатель 1 кк Ачинск, 2012 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное.
Формирование экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста в опытно- экспериментальной деятельности Педагогический проект Автор: Сергеева.
Опытно – исследовательская деятельность с детьми с целью формирования у детей трудовых навыков Опытно – исследовательская деятельность с детьми с целью.
Экологический проект ВОЛШЕБНАЯ КАПЕЛЬКА Чугаева Е.В. воспитатель первой квалификационной категории МАДОУ 112.
Подготовила: воспитатель I квалификационной категории Туктарова Гульназ Назировна. Место проведения: МБДОУ «Детский сад 32» – КВ, г.Стерлитамак РБ. ВСЕРОССИЙСКИЙ.
Мелишникова Светлана Сергеевна воспитатель МБДОУ детский сад 48 «Пчелка»
«Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» МДОУ «Детский сад 29 присмотра и оздоровления» г. Магнитогорска.
Познавательно-исследовательский проект: Тема: «Как вырастить цветок?» Барнаул МАДОУ Детский сад 242 г. Барнаул Воспитатель 13 группы: Кокорина Лариса.
Экологическое воспитание дошкольников разновозрастной группы на занятиях и в повседневной жизни.
Автор проекта: Коровина Татьяна Александровна Воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного типа 35 «Аленушка–1» г. Ершова Саратовской области» 2010 г.
МАДОУ « Центр развития ребенка- детский сад 46» Образовательный проект Тема: « Экологическое воспитание детей дошкольного возраста ». Саранск. Подготовила:
Транксрипт:

Педагогический проект «Будем знакомы…. «Зеленая аптека». Разработали: воспитатели МБДОУ «Детский сад 223» Скобелева О.В., Власова И.В. Барнаул 2013 г.

Лето теплое, Лето красное! Солнце доброе, солнце ясное! Соком полнится - Зелена трава, Собирать, сушить, уж ее пора! А вы травушку собирайте… Да на зимушку припасайте! От болезни вас охранит она, Вам здоровья даст, силушки сполна!

Актуальность Проблема экологического воспитания в последнее время особенно важна актуальна и недостаточно проработана.Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительной и разработанной по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования независимо от возраста и профессии. Эту работу необходимо начинать в детском саду - первом звене системы непрерывного образования. Дошкольное детство – это начальный этап формирования личности человека, поэтому необходимо уже с этого возраста пытаться сформировывать у детей осознанно-правильное, оберегающее, щадящее и ответственное отношение к ресурсам природы. Ребенок - дошкольник может научиться беречь, заботиться и охранять лишь то, что его окружает и вызывает интерес, то, что он вырастил своими руками или с помощью взрослых. Руководствуясь такими важными документами, как «Указ Президента Российской Федерации об охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития», законом РФ «Об охране окружающей природной среды», законом «Об образовании»: опираясь на образовательную программу по которой работает детский сад: «Н.М Крыловой «Детский сад – Дом радости»», мы поставили перед собой цель: прививать детям бережное отношение к выращиванию, уходу к группе лекарственных растений, которые произрастают на территории Алтайского края, через ознакомления с ними. Предварительной работой явились результаты изначальной диагностики детей 4-5 лет показали, что дети мало знают о этих растениях. С большим трудом называют их названия (единичные ответы: ромашка и одуванчик). На основе изложенного возникает противоречие: между необходимостью ознакомления дошкольников с группой лекарственных растений и отсутствием возможности их наглядно- информационного изучения в природе.

Изучая лекарственные растения Алтая - мы также стремимся привить гордость за местность, где мы проживаем. Так как Алтайский край по праву считается одним из самых экологически чистых мест не только в России, но и в мире. В списке Всемирного природного наследия ЮНЕСКО на территории России числится восемь объектов. Пять из них находится на территории Алтая. На территории Алтая произрастает более 2000 видов растений. Полезных растений, непосредственно используемых человеком, около 660 видов. Флора Алтая уникальна – более 100 видов растений встречается только на Алтае и больше нигде в мире. Это эндемики, возникшие здесь в процессе эволюционного развития, среди которых в большинстве особо ценные лекарственные растения, например красная щетка. Группа лекарственных растений – одна из самых крупных. Широко используются в официальной медицине золотой корень, бадан толстолистный, валериана лекарственная, солодка уральская, синюха лазоревая, пион, одуванчик, горец птичий, папоротник сафлоровидный. В Красную книгу России (1988 г.) внесено десять видов растений, произрастающих в Алтайском крае: кандык сибирский, ирис Людвига, ковыль Залесского, ковыль опушеннолистный, ковыль перистый, лук алтайский, пион степной, голосемянник алтайский, стеллофопсис алтайский. Лекарственные растения – наше «зеленое золото», и с ними надо обращаться разумно. Сегодня же запасы многих лекарственных трав и растений быстро сокращаются, некоторые из них вот–вот могут совсем исчезнуть. С каждым годом интерес к лекарственным растениям увеличивается, их заготавливают все больше, неуклонно возрастает число приверженцев лечения травами. В связи с этим некоторые исчезающие лекарственные растения уже попали в Красную книгу. При рациональном подходе к сбору лекарственных растений их запасы будут возобновляться. Надо помочь природе сохранить равновесие. Для этого нужно умело, бережно обращаться с ее богатствами, в частности, с лекарственными травами. Для этого просто необходимо начинать прививать чувства бережного отношения к природе, к ее дарам, воспитывать гордость за место, где мы проживаем, уже с дошкольного возраста.

Цель: Создать в группе и на территории ДОУ условия для: Изучение лекарственных растений, произрастающих на территории Алтая Формирования представления о лекарственных травах (их значении в жизни людей) Решение умений выращивать лекарственные растения и ухаживать за ними

Данный проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и нацелен на решение следующих задач: Сформировать у детей понятия о лекарственных растениях (как выглядят, где растут, каковы их лечебные свойства). Развивать умения узнавать растения по описанию и внешнему виду, называть их. Вовлекать детей в природоохранную деятельность, через выращивание лекарственных растений и уход за ними. Закреплять у детей представления о том, что для роста и жизни растениям необходимы: свет, влага, тепло. Сформировать представления о пользе лекарственных растений и их роли в жизни человека. Воспитывать устойчивый интерес, любовь и бережное отношение к растениям.

Гипотеза: Процесс формирования у детей дошкольного возраста в детском саду представлений о лекарственных растениях, их пользе и значениях для жизни людей будет эффективнее, если: - педагог осознает значимость процесса формирования у детей представлений о лекарственных травах, закрепляя их в различных видах деятельности - если дети-дошкольники узнают, как растения могут помогать для здоровья человека, и будут бережнее к ним относиться. -Педагогический процесс осуществляется с учетом возрастных особенностей детей и строится на основе ведущей деятельности данного возрастного периода – игровой.

«Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта» 1. Научно - методическое (подбор литературы, книги, картины…). 2. Материально – техническое (фотоаппарат, стенды, посуда для экспериментирования, садово-огородный инвентарь, ящики для проращивания семян, «Календарь за наблюдением роста и развития растений»). 3. Экспериментальная площадка (клумбы с лекарственными растениями на участке группы, экологический уголок в групповой комнате, природный уголок на территории детского сада «Зеленая аптека» с образом доктора Айболита). Проект реализуется в совместной игровой деятельности: детей-педагога- родителей, а также в самостоятельной деятельности каждого участника проекта. Организация предметно-развивающей среды в группе: в уголке книги - яркие энциклопедии, альбомы с изображением лекарственных растений. в игровом уголке – дидактические игры о лекарственных растениях и травах. Проектная идея: создания на территории детского сада небольшой огород лекарственных трав и растений Алтайского края.

Этапы осуществления проекта: 1. Организационный проведение диагностики подбор методической литературы, картин разработка бесед, развлечений, праздников, викторин, физкультминуток и т.д тематическое планирование выбор объектов для экскурсий подбор музыкального репертуара работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта на территории детского сада разбить небольшой огород лекарственных трав, а также изготовить таблицы – указатели с названиями растений, которые в дальнейшем будут там высажены. 2. Реализация проекта. Посадка, уход за растениями; наблюдение за ростом с занесением в календарь «Наблюдений» 3. Обобщающий этап: Оформление книжки самоделки «Мое любимое лекарственное растение» (совместно с родителями) Выпуск СТЕНГАЗЕТЫ «Вот, что у нас выросло….» Оформление гербария «Лекарственные растения и травы Алтая» Экологическая викторина «Умники и умницы – по травам и растениям» Проведение итогов проекта. Определение результативности проекта. Диагностика детей по теме «Лекарственные растения». Презентация для родителей и педагогов ДОУ (обобщение полученного опыта).

Место проведения: МДОУ «Детский сад 223» г. Барнаула Сроки проведения: сентябрь - май Количество участников проекта: 2 воспитателя: Скобелева О.В., Власова И.В.; узкие специалисты МБДОУ; дети в возрасте 4-5 лет, родители. Вид проекта: долгосрочный, познавательный.

Ожидаемый результат: сформированные знания у детей о лекарственных растениях; бережное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека. Способы оценки: наблюдение, беседа, анализ продуктов творчества детей. Дети - перед началом работы по проекту проводим беседу о лекарственных растениях. Цель - выяснить представление детей о лекарственных растениях их отношений к ним, заинтересовать проблемой. Критерии оценки результатов 1. Дети знают и называют лекарственные растения: 0- 2 растения низкий уровень 3-4 растения средний уровень Более 5 – высокий уровень. 2. Знают и понимают лекарственные свойства лечебных растений: 0- 2 растения низкий уровень 3-4 растения средний уровень Более 5 – высокий уровень На рисунке 1 и 2 мы видим, как проведение нашего проекта повлияло на изменение уровней показателей по формированию у детей экологических знаний, которые относятся к теме нашего исследования

Рис.1Рис.2

РОМАШКА ЛЕКАРСТВЕННАЯ, или АПТЕЧНАЯ (Matricária recutíta) РОМАШКА ЛЕКАРСТВЕННАЯ, или АПТЕЧНАЯ (Matricária recutíta) - травянистое растение из семейства Астровые, или Сложноцветные, вид рода Ромашка. Синонимы: маточная трава, моргун. Есть травы, которые лечат не одну болезнь и оказывают благотворное влияние на весь организм. К таким травам относится ромашка аптечная. Ее желательно иметь в каждом доме, особенно, если в нем есть маленькие дети или люди пожилого возраста. Все вылечит красивый цветок, что покачивается на лохматом стебельке. Ромашка уймет боль, успокоит, укрепит ваши силы. Это травянистый однолетник с прямыми голыми стеблями высотой см, листья очередные, соцветия (корзинки) диаметром 1,5-2,5 см, с приятным запахом, напоминающих аромат спелых яблок. Лекарственную ромашку несложно вырастить у себя на участке. Семена можно посеять в любое время сезона. Цветет ромашка с мая по октябрь, за это время урожай цветков можно собрать несколько раз. Встречается на обочинах дорог, пустырях, огородах, садах, полях и других местах.

Тысячелистник лекарственный (обыкновенный, Achillea millefolium. Другие названия: тысячелистник лекарственный, кровавник, живучая трава, деревий, гулявица, порез-трава, ахалей, солдатская трава, деревій звичайний, зеленець, серпій и др. Это один из видов рода тысячелистник, семейства сложноцветных (астровых). Всего видов насчитывается около 100: тысячелистник таволговый, мускусный, благородный, войлочный и др. С лечебной целью используется тысячелистник лекарственный (обыкновенный, Achillea millefolium. Трава тысячелистник - многолетнее травянистое растение с прямым, ребристым, неразветвленным, редковолосистым стеблем. Листья поочередно расположенные, короткочерешковые, состоящие из заостренных листочков. На верхушке стебля расположено густое щитковидное соцветие, которое состоит из мелких цветочных корзинок. Корзинки (цветки) обладают специфическим, сильно острым ароматом. Тысячелистник растение не прихотливое, растет в смешанных лесах, на полянках, в лесосеках, по лугам и т. п. С лечебной целью используют верхушки цветущих растений со стеблем (не длиннее 15 см) и цветки, срезанные на расстоянии 2 см от верхушки. Сушат сырье в тени, сохраняют до 2-х лет. Тысячелистник применяется в медицине как кровоостанавливающее средство, при внутренних и внешних кровотечениях, болезнях желудочно-кишечного тракта, при воспалительных процессах, а также как противоконвульсивное, потогонное, аппетитное, устраняющее нарушения обмена веществ средство. В листьях и цветочных корзинках тысячелистника содержится много эфирного масла, витамин К, дубильные вещества, каротин, витамин С и фитонциды. Тысячелистник лекарственный пользуется большой популярностью в традиционной и народной медицине, используется его для лечения многих болезней.

Подорожник большой (plantago major L.) Подорожник большой (plantago major L.) старинное лекарственное растение. Известно около двухсот пятидесяти видов подорожника лекарственного. Они встречаются в субтропических и умеренных поясах (редко встречаются в тропиках). Подорожник лекарственный встречается возле дороги, на пустырях, вблизи жилья, на зеленых лугах, огородах, садах, по лесным опушкам и берегам водоемов. Многолетнее травянистое лекарственное растение, высотой от 10 до 40 см цветочными стрелками и розеткой широкоовальных, зеленых листьев. Цветочная стрелка голая и заканчивается длинным колосом мелких цветков. Лечебное свойство имеют листья подорожника собранные во время цветения и семена. Цветёт подорожник с июня по сентябрь. Свежие листья обладают кровоостанавливающим, бактерицидным, ранозаживляющим, гипотензивным и отхаркивающим действием. Сок свежих листьев и водный настой листьев особенно эффективны при лечении язвы желудка и кишечника, дизентерии и диспепсии, колитах, заболеваниях мочевого пузыря, верхних дыхательных путей, бронхов и легких. Сбор и заготовку листьев, лучше производить на лугах. Не собирайте пыльные листья на обочинах дорог, вместо пользы они принесут вам только вред!