Итоговое занятие в подготовительной группе по «Обучению грамоте и развитию графических навыков». Тема : « Путешествие в осенний лес». Выполнила:воспитатель Головнина В. Л.
Образовательные области: ОО «Познание» («Ознакомление с окружающим миром», «Развитие речи»);«Обучение грамоте»; ОО «Чтение художественной литературы»;ОО « Художественное творчество»; ОО « Здоровье»; ОО«Музыка»; «Конструирование». Предварительная работа: 1. Ознакомление детей с поэзией К. Бальмонт «Сентябрь»; А. С. Пушкин «Октябрь»; заучивание стихотворения С. Есенин «Осень». 2. Прослушивание композиции П.И. Чайковского из серии «Времена года». 3. На прогулке: беседа, наблюдения с детьми, собирание осенних листьев. 4. Аппликация - для проведения игры вырезание из бумаги: крылья птиц, осенние листья, изготовление подарков детьми - ежик в осеннем лесу, рисование – белочка. Изготовление карточек с зашифрованными словами и зашумленными буквами, поделка из природного материала- кораблик. 5. Работа с родителями: консультация на тему - «Подготовка руки к письму у дошкольников». 6 Оборудование и дидактический материал : магнитная доска,цветные магниты, фломастеры, тетрадь для обучения письму, цветные карандаши, маленькие по количеству детей карточки с зашифрованными словами, карточки с зашумлёнными буквами, картина И. С. Остроухов « Золотая осень», диск П.И. Чайковский « Времена года», слайды.
Цель: развивать графические навыки, координацию движений и мелкую моторику мышц кистей рук, ловкость движений тела, рук и пальцев. развивать связную речь Образовательная задача: закреплять понятие: печатная и прописная буква; продолжать знакомить с пословицами и поговорками, закреплять умение их объяснять; закреплять понятие - «переносное значение»; закреплять развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения. Воспитательная задача. Воспитывать у детей: умения работать в коллективе; умения терпеливо выслушивать вопросы воспитателя ; чувства взаимовыручки; культуру дружеских взаимоотношений; усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.
Структура занятия. 1. Знакомство с темой занятия.(слайд ) 2. Музыкальное сопровождение: П. И. Чайковский « Времена года – Октябрь». 3. Чтение стихотворения А. С. Пушкин « Октябрь». 4. Рассматривание рисунка « Осень»; вопрос, ответ детей, загадка. ( слайд ) 5. Чтение стихотворения К. Бальмонт « Сентябрь». 6. Рассматривание картинки « Осенний лес» на магнитной доске; рисование осенних листьев; вопросы, пословицы и поговорки про осень – ответы и объяснения детей.(слайд) 7. Пальчиковая игра « Дерево». 8. Встреча с лисичкой и задание от белочек : разложить буквы согласно стрелочкам ; назвать какие буквы пишутся вправо, а какие влево.(слайд) 9. Встреча и задание от ежика : узнать букву и собрать название гриба, зашумленные буквы ( слово – лисичка).(слайд) 10. Физкультминутка « Собери осенние листья». 11. задания от листиков : найти зашифрованные буквы среди других символов; выписать и прочитать осенние слова: туман, дождь, листок; прорисовывание буквы в воздухе.(слайд 12. Чтение детьми стихотворения С. Есенин « Осень» для лесных жителей.(слайд) 13. Встреча и задание от кукушки : собери слово из слогов (слова: избушка, кубик, куст).(слайд) 14.« Игра с цветными магнитами». 15. Прощание детей с лесными жителями, дарение им подарков. 16. Итог и оценка занятия.(слайд)
самоанализ: Цель занятия: - вторичное осмысливание уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению. Занятие также было призвано способствовать развитию у детей фонематического слуха, памяти, восприятия, словесно – логического мышления, связной речи, умения отвечать на вопросы распространёнными предложениями. -По типу это занятие - закрепление, оно включает в себя следующие этапы: -актуализация опорных знаний; -упражнения с переносом знаний в новые условия; -самооценка. Форма проведения: занятие – путешествие. Данная форма позволила обобщить большой объём знаний и реализовать цель занятия. При проведении занятия я ориентировалась на следующие принципы обучения: -принцип наглядности ; -принцип доступности и посильности; В ходе занятия были организованы разные виды работ: -фронтальная -индивидуальная -коллективная Таким образом, занятие проходило в системно- деятельном ключе, который является приоритетным в Стандартах второго поколения. Занятие было построено с учётом интересов, темперамента, уровня подготовки детей. Оно было организованно с опорой на предыдущие знания детей, на их жизненный опыт. Следует отметить, что дети в группе отличаются по уровню умственных способностей и восприятию, есть среди них лидеры- активисты, дети с речевыми нарушениями, эмоционально неустойчивые. Занятие вызвало интерес, так как каждый из воспитанников смог проявить себя в разных видах деятельности, а смена этапов постоянно поддерживала интерес и активность к предлагаемой деятельности. Психологическая атмосфера на занятии была доброжелательной, все участники проявили заинтересованность. Темп занятия высокий. Контроль над деятельностью детей организовывался на каждом этапе. В целом, считаю, цель занятия достигнута, оно отвечает современным Федеральным Государственным Требованиям к дошкольному обучению..
Е.Ю. Бухтаярова «Программа развития связной речи детей 5-7 лет.» В.А. Грошенкова. Т.С. Шилова. «Интегрированные занятия по развитию речи и изодеят- ти.» Г.Ф. Марцинкевич « Обучение грамоте детей дошкольного возраста.» Н.Е. Веракса « Формирование художественно- речевых навыков у детей 5-7 лет.» Н. Борисова « Хрестоматия для дошкольников.» М.П. Костюченко « Интегрированные занятия с детьми 4-7 лет «Окружающий мир.» « Т.А. Шорогина « Какие месяцы в году. «Знакомство с окружающим миром и развитием речи.» И.В. Кравченко. Т.Л. Долгова. Прогулки. « Программа в детском саду.» Е. А. Ульева Пальчиковая игра «Дерево.» Физкультминутка «Собери осенние листья.» Д. Н. Колдина « Рисование». «Радостная осень.» Т.С. Комарова,Н.Е.Веракса,М.А.Васильева аппликация «Ежик в осеннем лесу».Рисование « Белочка.»Констр-е «Кораблик».