Тема 5. Бюджет. Бюджетное устройство и бюджетная система.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Понятие, сущность и принципы бюджетной системы.. Государственный бюджет – система определенных денежно- распределительных отношений, регламентируемых.
Advertisements

Тема 4. Бюджетное право и бюджетное устройство Российской Федерации 1. Понятие и значение государственного и местного бюджетов 2. Бюджетное право и его.
Тема 9. Бюджетная система. БС основана на принципах: единства бюджетной системы Российской Федерации; единства бюджетной системы Российской Федерации;
Понятие, структура и принципы построения бюджетной системы.
Бюджет и бюджетное право
Тема работы: «Бюджетная система Российской Федерации»
Бюджетная система. Бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения функций и задач государства.
Принципы бюджетной системы Лекция 2. 1 Принцип единства бюджетной системы означает единство бюджетного законодательства, принципов организации и функционирования.
Основы организации бюджетного процесса. Цель урока: понятие бюджетного процесса, рассмотреть основы организации бюджетного процесса в РФ.
Подготовили: Раева Ажара Суеркулова Элиза Кырманчиева Айпери.
Принципы построения бюджетной системы РК. Бюджетная система - совокупность бюджетов и Национального фонда Республики Казахстан, а также бюджетных процесса.
1 Бюджет и бюджетный процесс. Доступ к информации.
Тема 5. Бюджетный процесс в Российской Федерации 1.Понятие бюджетного процесса и его принципы 2. Стадия составления проекта бюджета 3. Стадия рассмотрения.
БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ТЕМА 2. Вопросы: 1. Понятие бюджетного устройства 2. Принципы бюджетной системы 3.Этапы бюджетного процесса 4.
Финансовая система и её состав Финансовое право. Понятие финансовой системы Финансовая система – совокупность различных финансовых отношений, в процессе.
Законодательные акты Бюджетный кодекс Российской Федерации [Текст]: [от 31 июля 1998 г. 145-ФЗ]: офиц. текст: с изм. и доп. на 2012 г. Конституция Российской.
Основы организации бюджетного процесса. Правовой основой бюджетного процесса в Российской Федерации выступают: Конституция Российской Федерации, Бюджетный.
Бюджет и бюджетная система РФ Сущность бюджета Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового.
Бюджетная система, совокупность бюджетов государства, административно - территориальных единиц и бюджетов ( смет ) и счетов автономных в бюджетном отношении.
Транксрипт:

Тема 5. Бюджет. Бюджетное устройство и бюджетная система

Определение бюджета Государственный бюджет – экономическая категория, объединяющая совокупность всех формируемых на территории конкретной страны бюджетов. Государственный бюджет – экономическая категория, объединяющая совокупность всех формируемых на территории конкретной страны бюджетов. Бюджет - это: Бюджет - это: централизованный финансовый фонд, аккумулируемый государством в процессе перераспределения национального дохода; централизованный финансовый фонд, аккумулируемый государством в процессе перераспределения национального дохода; основной финансовый план государства на текущий год, он утверждается законодательными органами власти и имеет силу закона. основной финансовый план государства на текущий год, он утверждается законодательными органами власти и имеет силу закона.

Сущность бюджета По материальному содержанию: -государственный бюджет – централизованный фонд денежных средств государства, По социально- экономической сущности: -государственный бюджет– основное орудие перераспределения национального дохода для выполнения правительством своих функций.

Консолидированный бюджет Консолидированный бюджет - это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, он включает в себя федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Федерации. Консолидированный бюджет - это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, он включает в себя федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Федерации. В свою очередь, консолидированные бюджеты субъектов РФ включает в себя региональный бюджет и местные бюджеты. В свою очередь, консолидированные бюджеты субъектов РФ включает в себя региональный бюджет и местные бюджеты. Они не рассматриваются и не утверждаются законодательными органами власти всех уровней. Они не рассматриваются и не утверждаются законодательными органами власти всех уровней. Это статистические своды бюджетов, которые характеризуют их доходы и расходы. Это статистические своды бюджетов, которые характеризуют их доходы и расходы.

Структура консолидированного бюджета Консолидированный бюджет РФ Федеральный бюджет РФ Консолидированные бюджеты субъектов Федерации

Назначение консолидированных бюджетов 1) используются в бюджетном планировании; 2) необходимы при анализе формирования и использования централизованного финансового фонда страны; 3) используются при расчетах, характеризующих различные виды обеспеченности жителей страны, территорий.

перераспределение национального дохода и ВВП; перераспределение национального дохода и ВВП; государственное регулирование и стимулирование экономики; государственное регулирование и стимулирование экономики; финансовое обеспечение социальной политики; финансовое обеспечение социальной политики; контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств. контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств. Основные функции бюджета

Основные задачи бюджетной политики удержать экономику от спада производства; удержать экономику от спада производства; обеспечить финансовую стабилизацию; обеспечить финансовую стабилизацию; стимулировать инвестиционную активность; стимулировать инвестиционную активность; сократить непроизводственные расходы бюджета на государственные дотации отдельным отраслям сферы материального производства; сократить непроизводственные расходы бюджета на государственные дотации отдельным отраслям сферы материального производства; укрепить доходную базу бюджета за счет совершенствования налогообложения и усиления контроля за полнотой уплаты налогов; укрепить доходную базу бюджета за счет совершенствования налогообложения и усиления контроля за полнотой уплаты налогов; создать систему действенного финансового контроля за эффективным и целенаправленным использованием государственных расходов; создать систему действенного финансового контроля за эффективным и целенаправленным использованием государственных расходов; усилить контроль за величиной государственного долга. усилить контроль за величиной государственного долга.

Бюджетное устройство Бюджетное устройство – организационные принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов. Бюджетное устройство определяется государственным устройством. В унитарных государствах оно имеет два уровня: государственный и местные бюджеты, в федеральных три звена: федеральный бюджет, бюджеты членов федерации и местные бюджеты. Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.

это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Бюджетная система

Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации единства; единства; разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ; разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ; самостоятельности бюджетов; самостоятельности бюджетов; полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов; полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов; сбалансированности бюджета; сбалансированности бюджета; эффективности и экономности использования бюджетных средств; эффективности и экономности использования бюджетных средств; общего (совокупного) покрытия расходов бюджета; общего (совокупного) покрытия расходов бюджета; гласности; гласности; достоверности бюджета; достоверности бюджета; адресности и целевого характера бюджетных средств. адресности и целевого характера бюджетных средств.

Принцип единства означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней. Принцип полноты требует отражения в бюджете всех доходов и расходов, точного обоснования дополнительного привлечения средств. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Принцип гласности предполагает прозрачность бюджета, что означает соблюдение следующих требований: предварительного обсуждения проектов бюджета на открытых заседаниях парламента; обязательного опубликования утвержденных бюджетов после принятия закона о них, а также отчетов об исполнении бюджетов; сообщения о ходе исполнения бюджетов в течение года.

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что они выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности согласно ст. 31 Бюджетного кодекса предусматривает: право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления –на каждом уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; –самостоятельно определять направления расходования средств и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов; недопустимость недопустимость –изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов; –компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы РФ потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства. наличие собственных источников доходов бюджета каждого уровня; наличие собственных источников доходов бюджета каждого уровня; законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов в соответствии с Бюджетным кодексом и налоговым законодательством РФ; законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов в соответствии с Бюджетным кодексом и налоговым законодательством РФ;

Звенья бюджетной системы федеральный бюджет; федеральный бюджет; региональные бюджеты субъектов РФ региональные бюджеты субъектов РФ –21 республиканский бюджет республик в составе РФ, –55 краевых и областных бюджетов краев и областей, –городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, –10 окружных бюджетов автономных округов, –бюджет Еврейской автономной области; бюджеты местных административно-территориальных образований : 29 тысяч местных бюджетов, в которые входят бюджеты местных административно-территориальных образований : 29 тысяч местных бюджетов, в которые входят –районные бюджеты сельских районов, –городские бюджеты городов (кроме Москвы и Санкт- Петербурга), –районные бюджеты районов в городах, –бюджеты поселков и сельских населенных пунктов.

Понятия бюджетного планирования и бюджетного процесса Бюджетное планирование - важнейшая составная часть финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства. Бюджетное планирование - важнейшая составная часть финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства. Экономическая сущность бюджетного планирования состоит в централизованном распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе общенациональной социально-экономической программы развития страны в процессе составления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня. Экономическая сущность бюджетного планирования состоит в централизованном распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе общенациональной социально-экономической программы развития страны в процессе составления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня.

Принципы бюджетного планирования регулирование бюджетных вопросов едиными правовыми нормами; регулирование бюджетных вопросов едиными правовыми нормами; адресный и целевой характер направления бюджетных средств; адресный и целевой характер направления бюджетных средств; непрерывность планирования годового бюджета; непрерывность планирования годового бюджета; стабильность финансовых показателей (норм, налоговых ставок, смет); стабильность финансовых показателей (норм, налоговых ставок, смет); балансовый метод. балансовый метод.

Бюджетный процесс как главная форма бюджетного планирования представляет собой регламентированную законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению центрального и региональных/местных бюджетов. Его содержание определяется государственным и бюджетным устройством страны, бюджетными правами соответствующих органов власти и юридических лиц. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, т.е. перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами розного уровня.

Этапы бюджетного процесса составление проекта бюджета; составление проекта бюджета; рассмотрение и утверждение бюджета; рассмотрение и утверждение бюджета; исполнение бюджета; исполнение бюджета; составление отчета об исполнении бюджета и его утверждении. составление отчета об исполнении бюджета и его утверждении.

Основы организации бюджетного процесса в Российской Федерации Продолжительность бюджетного процесса: более года (первая и вторая стадии): Продолжительность бюджетного процесса: более года (первая и вторая стадии): –Первая стадия - год (с 1 января по 31 декабря) - исполнение бюджета; –Вторая стадия - около полугода - составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение. Для завершения исполнения бюджета кроме бюджетного периода (финансового года) предоставляется льготный период, составляющий один месяц, в течении которого заканчиваются операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета. Для завершения исполнения бюджета кроме бюджетного периода (финансового года) предоставляется льготный период, составляющий один месяц, в течении которого заканчиваются операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета. Финансовый год вместе с льготным периодом носит название счетный период. Финансовый год вместе с льготным периодом носит название счетный период.

Задачи бюджетного процесса 1. максимальное выявление всех материальных и финансовых резервов в целях достижения существенного процесса на пути к сбалансированному рынку; 2. определение доходов бюджета по отдельным налогам и другим платежам, а также общего объема в соответствии с прогнозами и целевыми программами социально-экономического развития; 3. установление расходов бюджета по целевому назначению, а также общего объема исходя из потребности бесперебойного финансирования всех мероприятий общегосударственного значения, предусмотренных бюджетом; 4. согласование бюджета с общей программой финансовой стабилизации, направленной на преодоление инфляционных тенденций в экономике и обеспечении устойчивости национальной денежной единицы;

5. сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников; 6. осуществление бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов разного уровня путем перераспределения источников доходов государства между ними, а также между сферами хозяйства, экономическими регионами; 7. повышение роли перспективного бюджетного планирования (прогнозирования), что должно обеспечить пропорциональность и сбалансированность всех крупномасштабных социально-экономических программ; 8. усиление контроля за финансовой деятельностью юридических лиц и доходами отдельных граждан при выполнении ими налоговых обязательств; 9. автоматизация процесса составления и исполнения бюджетов через систему автоматизации финансовых расчетов с широким использованием электронно- вычислительной техники.