Комитет по образованию администрации Муниципального образования Ленинский район Муниципальное образовательное бюджетное учреждение «Прилепская средняя.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация на тему «Лекарственные и ядовитые растения» Презентацию подготовила ученица 6 А класса МОУ-СОШ 33 Резнеченко Ангелина.
Advertisements

Род многолетних трав семейства осоковых. Св. 250 видов, по всему земному шару; по увлажненным местам и в воде рек, озер, болот. Камыш озерный, или куга,
Лекарственные растения окрестностей школы Авторы: Алавердян Диана и Симонова Мария 9 класс, МКОУ Хуторской ООШ Научный руководитель: Петрова Валентина.
Интересное растение - репейник Выполнила: Покрышка Дарья, ученица 2В класса.
Что это значит?. Красным Огненно-рыжий Жёлтым Ярко-зелёное голубая. Синего Тёмно-сиреневым радужной Красным горит на закате багрянец тревожно. Огненно-рыжий.
Качество продуктов питания. Ядовитые растения и грибы. Выполнила Турыгина Л.С. учитель биологии МБОУ СОШ 62 г. Нижнего Новгорода.
Муниципальное Образовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная Школа 7. Исследование на тему: Выполнила: Карелина Анастасия 9 лет НОУ « Одаренные.
Первоцветы Выполнила: Воробьёва Елена Владимировна МБОУ СОШ 24 г. Владимира.
Они бывают разные: Полезные, опасные, Красивые, пахучие, С листьями, колючие. Лекарства заменяют, С лакомством бывают, И чаем нас напоят, И даже дом построят.
весна одуванчики медуница Не успел сойти белый снег, Появился ранний смелый побег, А цветочки у него все разные, Фиолетовые, синие, голубые, красные,
Растения луга. Душица обыкновенная Душица обыкновенная Многолетнее травянистое растение, высотой см Листья простые, супротивные, черешковые, заостренные.
Многолетнее травянистое растение из семейства лютиковых. Растет на лугах, среди кустарников, на лесных полянах, в долинах горных рек. На территории Украины.
Исполнитель: Ельцова Анастасия, ученица 7 класса МКОУ СОШ 21 Руководитель: Зудова Ю.С., учитель русского языка и литературы.
VII Всероссийский конкурс учебно-исследовательских экологических проектов «»Человек на Земле» Номинация 3: Этнографические исследования ВОЗРОЖДАЯ ТРАДИЦИИ.
Подготовил ученик 6 класса МОУ «СОШ С.Марьино-Лашмино» Бердников Геннадий Учитель: Полякова Т.Н.
Ядовитые растения. Самое лучшее средство защиты от ядовитых растений – Не трогать ни одного цветка, ни одного кустарника, если они тебе не знакомы. Ожоги.
Цветы полей России
ТЕКСТ 1 Лилия это многолетнее травянистое луковичное растение из семейства лилейных с подземными чешуйчатыми луковицами. Высота лилий, в зависимости от.
Материал к уроку во 2 классе по «Окружающему миру» по УМК «Планета знаний» Суходольская СОШ 2 Учитель: Моисеева Т. В.
Что такое цвет? Почему одни предметы оранжевые, а другие зелёные? Причиной является солнце или другой источник света, вернее световые лучи, которые озаряют.
Транксрипт:

Комитет по образованию администрации Муниципального образования Ленинский район Муниципальное образовательное бюджетное учреждение «Прилепская средняя общеобразовательная школа ». XI Открытый конкурс исследовательских проектов и творческих работ, посвященный 210-й годовщине со дня рождения А.С. Хомякова. « Часеки, сапожки, баранчики, или о меткости народного слова » (Диалектные названия травянистых растений Тульской области) Автор работы: Першина Алина Максимовна, ученица 8 класса МОБУ « Прилепская СОШ ». Руководитель работы: Нагайцева Наталия Михайловна, учитель русского языка и литературы МОБУ « Прилепская СОШ » (высшая категория). Ленинский район 2014 год

Цель исследования: проанализировать особенности слов – названий травянистых растений с точки зрения их этимологии, семантики, структуры. Задачи исследования: Обобщить результаты, достигнутые в изучении данной проблемы; Произвести анализ языковых особенностей названий растений; Классифицировать слова - названия по группам; Выявить связь между названием растения и его строением.

Названия травянистых растений, которые встречаются в Тульской области, в частности на территории Ленинского района, не так многочисленны, как, например, лексика, связанная с человеком или сельским хозяйством, но разнообразна по своему содержанию. Мы выделили слова – названия в несколько групп по их смысловым, т.е. семантическим значениям: Сходство растений и его частей. Окраска растений и его частей. Вкус, запах растений. Воздействие растений на животных и человека. Названия, образованные путем метафорического переноса. Рассмотрим такое распределение названий на примерах.

1. Сходство растений и его частей. Камыш – рогоз – эти растения Зверобой – золотарник Душица - чабрец – растут в одинаковых условиях, обыкновенный - широко широко используется в не цветущие, образуют заросли, используется в медицине, народной медицине, цветы Употребляются для плетения. цветки золотисто - желтые. собраны в метельчатые Стебли идут на изготовление соцветия сходной окраски. сумок, корзин. Корневища их съедобны.

2. По цвету соцветий. Белоголовник - тысячелистник. Соцветие имеет белую окраску, иногда с нежно-розовым оттенком.

3. Вкус, запах растений Огуречник (огуречная трава) - Душица – душица Полын – полынь горькая. бара́го – листья растения обыкновенная – название Слово «полынь» родственное имеют ярко выраженный связано со словом «дух» слову «полеть» – «гореть», огуречный запах и употребляются - «запах» и служит для «палить» – «жечь», а связь в салаты или окрошку. обозначения пахучих значений «гореть», «жечь» растений. (В нашей – «горький» – очевидна. местности душицей называют и чабер, и чабрец).

4. Воздействие на животных и человека Прыщенец – лютик едкий. Жгучка – крапива. Репейник – репешок На коже трава вызывает Основным признаком растения обыкновенный и кошки покраснение, зуд, пузырьки является то, что оно жжётся. – подмаренник цепкий. и опухоль. Своё название эти растения получили за цепляющиеся плоды.

5. Названия, образованные с помощью метафорического переноса Сапожки́ – хохлатка прицветниковая. Формой цветок напоминает сапожок с узким носом и каблучком. Куколки – мальва. Деревенская красавица по форме цветка напоминает куколку в ажурной юбочке. Петушки – сочевник весенний, или чина весенняя. Цветки очень декоративные, на одном стебле от розовой до тёмно-малиновой окраски, напоминают петушиные гребешки.

Баранчики (первоцвет) – медоносная примула. Продолговатой формой листьев, волнистой по краям и покрытой бархатным пушком растение напоминает мягкую шерсть барана. Ча́секи – гвоздика травяная, которая радует глаза своими тёмно- розовыми мелкими цветками с зазубринками, напоминающие часеки с чёрточками – делениями.

В прибрежных водах озёр и болот, рек и речек нередко заросли камыша, тростника, рогоза. Этими словами в русском языке называют сходные, но разные водные растения с высоким стеблем. Из них тростник отличается пустотелым коленчатым, как у бамбука, стеблем с соцветием в виде метёлки. А рогоз выделяется соцветием в виде бархатно-коричневой палки. Наиболее употребительны из трёх слов тростник и камыш. Наряду со словом камыш в таком же значении в наших говорах известно и слово куга. Слово рогоз по существу используется в южных говорах. Это древнее слово. Его исходное значение, как и признак, по которому поименовано растение, пока точно не установлено. Мы провели социологический опрос среди жителей посёлка Прилепы в возрасте от 13 до 67 лет. (10 человек). Им были заданы вопросы: «Камыш и рогоз – одно и то же растение»? Опишите, как выглядят эти растения». Двое из опрошенных (13 лет и 54 года) ответили, что рогоз и камыш – одно и то же растение. Остальные (8 человек) посчитали, что растения эти разные. Но хочется отметить важный факт, что, когда опрашиваемых попросили описать камыш, их ответы были неверными: «Коричневые бархатистые свечки на упругих стеблях». А описать рогоз из десяти человек девять затруднились. Можно сделать вывод, что в нашей местности не различают лексемы «камыш» и «рогоз».

Крапива растёт повсеместно. Очень часто вдоль заборов, на пустырях. И редко кому не приходилось испытывать в детстве неприятных ощущений от её прикосновения… Отличительной особенностью крапивы является то, что она жжётся. Причём жжётся своеобразно, вызывая на теле мелкие красные крапинки. Может быть, по этому признаку она и поименована? Учитывая «кропящую» жгучесть крапивы, В.А.Меркулова делает такой вывод о происхождении этого слова: «Связь слов крепить, крапать, укроп, крапива мне представляется следующим образом: крепить значит «брызгать», крапать «падать редкими каплями, брызгами», крап «мелкие пятна на фоне иного цвета», укроп «вода, от которой летят брызги», крапива «растение, обжигающее брызгами, пятнами». Любопытный вывод, не правда ли?

Зверобой - название растения исконно русское. Образовано от общеславянского слова «бой», произошедшего от глагола «бить». И слово «дыра» (дыра), которое позже пере оформилось в силу народноэтимологического сближения в слово «зверь». Диробой («зверобой») названо так по листьям, покрытым маленькими дырочками. Нам было очень интересно узнать, как объяснят название растения местные жители. Из числа 15 опрошенных в возрасте от 18 до 67 лет никто не смог правильно объяснить этимологию слова. Варианты ответов были следующие: «Убивает зверей» (10 чел.) «Я знаю, что он обладает целебными свойствами, но почему так назван – не знаю» (1 чел.) «В больших количествах вреден зверям» (1 чел.) «Используют для замора животных» (1 чел.) «Ядовит для животных, вызывает отравление» (2 чел.)

Наше исследование завершается. Казалось бы, ну о чём могут рассказать названия растений, которые мы и замечать-то перестали из-за их повседневности. Одуванчика, петушки, кошки и собачки – они знакомы нам с детства. Наверное, существование других, народных, названий говорит не только о замечательности растений, обративших на себя внимание простых людей, но и самих людей, которые, несмотря на тяжёлую крестьянскую жизнь, находили время полюбоваться цветами, насушить травы на зиму, чтобы подлечиться, а может сварить щи из молодой крапивы. Нельзя не вспомнить слова В. И. Даля, собирателя метких народных слов: « Живой народный язык, сберегший в жизненной свежести дух, который придаёт языку стойкость, силу, ясность и красоту, должен послужить источником и сокровищницей для развития русской речи ».