Методические особенности формирования универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование познавательных УД на уроках истории и обществознания Макартумова Елена Владимировна Сипович Ольга Ивановна.
Advertisements

Методические особенности формирования универсальных учебных действий на уроках обществознания Исследовательский проект.
Непрерывная подготовка учителя по формированию УУД учащихся на базе методической службы гимназии педсовет г.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Формирование универсальных учебных действий Районный семинар учителей, работающих по УМК «Перспективная начальная школа» Можайский район МОУ СОШ пос. Гидроузел.
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
УУД Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая.
Универсальные учебные действия ( УУД ). Что же такое универсальные учебные действия?
Формирование Универсальных Учебных Действий. Универсальные учебные действия (УУД) УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Формирование универсальных учебных действий как одно из условий повышения качества образования.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
УУД (универсальные учебные действия) в широком значении: - умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного.
ФГОС 2 поколения Программа развития универсальных учебных действий Пилюгина Н.А. Учитель начальных классов МОУ «Юркинская ООШ»
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД) Составила Чебан Н. И.
Развитие УУД на проектных уроках математики. учиться». Цель образования общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие.
Подготовка учащихся к реальной жизни Готовность занять активную позицию Успешно решать жизненные задачи Умение сотрудничать и работать в группе Быть готовым.
Транксрипт:

Методические особенности формирования универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания

Цель: изучить особенности формирования, развития и применения УУД на примере уроков истории и обществознания и в системе обучения на основе ФГОС. Задачи: - изучить УУД с целью использования на различных этапах уроков обществознания; - изучить приемы и методы формирования УУД. Задачи: - изучить УУД с целью использования на различных этапах уроков обществознания; - изучить приемы и методы формирования УУД.

Приоритетная цель школьного образования: развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути её реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

Важнейшая задача современной системы образования - формирование совокупности универсальных учебных действий универсальных учебных действий Школа должна ребёнка «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе» «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя» Элберт Хаббарт

Виды универсальных учебных действий Личностные ПознавательныеКоммуникативные Регулятивные по ФГОС Сравнить: Классификация С.Г.Воровщикова Сравнить: Классификация С.Г.Воровщикова

Методические приемы и средства формирования УУД на уроках обществознания 1. Решение учебных ситуаций, которые специализированы для развития определённых УУД ситуация-проблема ситуация-иллюстрация ситуация-оценка ситуация-тренинг 1. Решение учебных ситуаций, которые специализированы для развития определённых УУД ситуация-проблема ситуация-иллюстрация ситуация-оценка ситуация-тренинг Например, возник конфликт между органами местной власти и жителями по вопросу о берёзовой роще, которую надо вырубить для строительства новой дороги. Как разрешить конфликт? Решая подобные задачи, учащиеся научатся осуществлять поиск и отбор необходимой информации; систематизировать информацию; определять позиции сторон и свою собственную позицию по проблеме; доказывать, аргументировать свою позицию; находить оптимальный способ решения проблемы. Например, возник конфликт между органами местной власти и жителями по вопросу о берёзовой роще, которую надо вырубить для строительства новой дороги. Как разрешить конфликт? Решая подобные задачи, учащиеся научатся осуществлять поиск и отбор необходимой информации; систематизировать информацию; определять позиции сторон и свою собственную позицию по проблеме; доказывать, аргументировать свою позицию; находить оптимальный способ решения проблемы. 2. Выполнение индивидуальных или групповых учебных заданий Необходимый уровень Запишите пример моральной нормы. Объясните, почему её нужно соблюдать. Повышенный уровень 1. Запишите формулировку «золотого правила» нравственности. 2. Объясните, почему люди, живя в обществе, должны думать не только о себе. Необходимый уровень Запишите пример моральной нормы. Объясните, почему её нужно соблюдать. Повышенный уровень 1. Запишите формулировку «золотого правила» нравственности. 2. Объясните, почему люди, живя в обществе, должны думать не только о себе.

Методические приемы и средства формирования УУД на уроках обществознания 3. Выполнение творческой исследовательской и проектной работы Работая над проектами у учащихся формируются следующие УУД: – поиск необходимой информации; – выбор и понимание этических норм; – определение главного; – систематизация и преобразование информации; – составление плана действий; – высказывание суждений; – выбор формы представления информации; – формулирование обобщения или вывода; – выполнение сравнения. В 5-7 классах: составить Кодекс профессиональной этики для представителя какой-нибудь профессии; создать стенгазету «Философы нашего класса»; представив себя президентом всей Земли, составить список дел, необходимых для улучшения жизни человечества и т.д. найти информацию об органах власти, существующих в их населённом пункте, и составить схему, отражающую взаимодействие этих органов власти В 5-7 классах: составить Кодекс профессиональной этики для представителя какой-нибудь профессии; создать стенгазету «Философы нашего класса»; представив себя президентом всей Земли, составить список дел, необходимых для улучшения жизни человечества и т.д. найти информацию об органах власти, существующих в их населённом пункте, и составить схему, отражающую взаимодействие этих органов власти В 89 классах «Как решать конфликты с родителями»; «Как преодолеть барьеры в общении»; «Образ будущего глазами подростка»; «Подростковая агрессивность»; «Как научиться понимать человека по его жестам, мимике, одежде»; «Эмоциональное благополучие»

Приёмы развития познавательных УУД в 10 – 11 классах : Групповые или индивидуальные составления проектов и презентаций с последующей защитой их на уроках Составление вопросов и заданий для различных викторин и конкурсов Использование кластеров

Кластер 1. Позволяет ученикам проявить индивидуальные особенности восприятий и осмысления данного текста. 2. Дает возможность самостоятельно оценить его сведения как главные и второстепенные. 3. Дает возможность сформулировать собственный взгляд на проблему, представить дополнительную информацию. 4. Помогает учащимся осознать актуальность и структуру темы. 5. Умения, которые развиваются в процессе данной работы востребованы в экзаменационной работе по обществознанию в заданиях ЕГЭ и в олимпиадах разного уровня.

Совокупность юридических норм, определяющих преступность и наказуемость деяний, опасных для общества Уголовное право Основной источник УК РФ Основные понятия – преступление и наказание Уголовная ответственность с 16 лет За особо тяжкие преступления – с 14 лет

Власть в РФ П резидент Гарант Конституции, координатор Законодательная ветвь Федеральное Собрание Исполнительная ветвь Судебная ветвь Правительство Конституционный Суд Верховный Суд Верховный Арбитражный Суд Президент не входит ни в одну из ветвей власти …

Факторы производства и факторные доходы Предпринимательство прибыль Информация Труд Заработная плата Земля рента Капитал процент

Приёмы развития познавательных УУД в 5 – 6 классах : Определи личность или событие Создай кроссворд ( ребус, шараду ) Текст с ошибками Определи лишнее звено в логической цепочке

Определи историческую личность Внук Ивана Калиты. Не подчинялся ханской воле и заявлял, что на великое княжение никого не пустит. Хан был вынужден оставить у него ярлык. Высказал открытое неподчинение Орде и выступил против врага. Под его руководством объединялись княжеские дружины и ополчения большинства русских земель. «И вознес Бог нашего князя на победу над иноплеменниками» (Дмитрий Донской)

1 подсказка – земли, пожалованные за воинскую службу. 2 подсказка- две последних буквы слова «отдал» Общее - владелец земельного участка в средневековье. феодал Создай шараду

Лишнее звено 1) Папа Римский - рыцарь - епископ - аббат - священник - монах. 2) Король- сеньор- сюзерен- вассал - крестьяне. Рыцарь. Крестьяне

учебно-управленческие учебно-информационные учебно-логические Виды универсальных учебных действий

Понятие УУД В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний. Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода группой авторов под руководством А.Г. Асмолова Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода группой авторов под руководством А.Г. Асмолова

Три вида: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? и уметь на него отвечать; нравственно-этическая ориентация, обеспечивающее личностный моральный выбор. Три вида: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? и уметь на него отвечать; нравственно-этическая ориентация, обеспечивающее личностный моральный выбор. Личностные универсальные действия

Регулятивные универсальные действия Целеполагание Коррекция Прогнозирование Волевая саморегуляция Оценка Контроль Планирование

Познавательные универсальные действия общеучебные действия логические действия постановка и решение проблем самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; определение основной и второстепенной информации; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез составление целого из частей, в том числе и самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно - следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные универсальные действия Планирование учебного сотрудничества Планирование учебного сотрудничества Постановка вопросов Постановка вопросов Лидерство и согласование действий с партнером Лидерство и согласование действий с партнером Построение речевых высказываний Построение речевых высказываний