Комфортный климат в педагогическом коллективе как одно из условий эффективного образовательного процесса Семинар г. Каппарова В.А., зам.директора МАОУ «Средняя общеобразовательная школа 22»
«Коллектив учителей и коллектив учеников – это не два коллектива, а один коллектив и, кроме того, коллектив педагогический» А.С. Макаренко
«Школа хороша, если в ней хорошо каждому» Нам всем должно быть в школе ХОРОШО. Тогда жизнь приобретает яркие краски, а настроение становится стабильно хорошим!
Комфортность образовательной среды - создание атмосферы спокойствия, доброжелательности и поддержки, которую должен чувствовать в школе каждый ученик и учитель.
Условия работы педагогов далеко не комфортные. Это связано прежде всего с большими физическими и психическими нагрузками: значительно превышающее ставку количество часов, которые педагоги вынуждены брать из-за низкой заработной платы, классное руководство, необходимость быть все время «в форме», нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты, невозможность выбора учащихся, отсутствие эмоциональной разрядки и т.д
Все это для педагогов становится источником неудовлетворенности работой, приводит к таким негативным явлениям, как ранние «педагогические кризисы», «педагогическое истощение», «профессиональное выгорание» и, как следствие, снижение эффективности труда учителя.
Очевидно, что для достижения высокого качества педагогической деятельности, профессионального совершенствования, роста и дальнейшего развития педагога нужны определенные условия, необходима комфортная образовательная среда.
Комфортные условия это не только современный интерьер, чистота и эстетичный дизайн, кабинеты, в которых есть все необходимое для проведения занятий и для работы педагога: компьютер, проектор, интерактивная доска, принтер, сканер, лабораторное оборудование, методические и дидактические пособия.
Таким образом, условия внешней предметно-пространственной среды не могут служить абсолютным критерием комфортности работы педагогов.
Комфортности деятельности способствует организация «помогающих отношений», когда у педагогов есть «Возможность обратиться за помощью», «Возможность получения помощи», «Внимание к личным проблемам и затруднениям».
«Мотивы трудового поведения», анкетирование среди учителей показало наиболее значимые мотивы: - потребность в контактах с интересными, творческими людьми - 40 %; – хорошее отношение со стороны коллег – 20%; – удовлетворение от хорошо проделанной работы – 15%; – желание проявить творчество – 15%; – стремление к профессиональному росту – 10%; Таким образом, в своей деятельности педагоги в первую очередь руководствуются мотивами, связанными с потребностью в контактах с интересными и творческими людьми, хорошим отношением со стороны коллег.
Направления формирования комфортного психологического климата в педагогическом коллективе 1. Сплоченность коллектива, уважение и признание ценностей и традиций коллектива Экскурсии для коллектива на каникулах; Привлечение всех членов коллектива к участию в коллективных мероприятиях, Инициатива от всех членов коллектива по организации совместных мероприятий; Активность администрации в организации совместных мероприятий;
2. Снижение уровня конфликтности в коллективе Проведение дней психологической разгрузки; Формирование у членов коллектива умения слышать, слушать и понимать друг друга; Уважение в каждом педагоге личности: Соблюдение принципа «один за всех и все за одного»; Равномерное распределение профессиональных обязанностей между членами коллектива;
3. Соблюдение принципов толерантности Активное общение членов коллектива в неформальной обстановке; Общение членов коллектива на темы не связанные с профессиональной деятельностью; Развитие у педагогов способности самокритично относиться к себе; Развитие у педагогов чувства юмора; Развитие у педагогов чувства самоуверенности;
4. Организация условий труда и отдыха Оснащение учебных кабинетов современными средствами обучения; Предоставления педагогам отпуска в удобное для них время; Оптимизация расписания уроков педагогов;
5. Единство администрации и членов коллектива Объективное и доброжелательное отношение со стороны администрации ко всем членам коллектива; Добросовестное выполнение всеми педагогами своих должностных обязанностей без контроля со стороны администрации; Предъявление одинаковых требований со стороны администрации ко всем членам коллектива;
6. Создание атмосферы для творчества и самоутверждения педагогов Развитие системы морального и материального стимулирования педагогов; Уважительное отношение к педагогам; Проведение нетрадиционных форм работы с педагогами: праздников, фестивалей и т. д. Развитие системы обобщения и распространения позитивного педагогического опыта учителей.
Что же такое «комфортная среда» ? Это место, где человек проводит с пользой для себя и окружающих время.
Учащихся и родители о комфортной среде: когда в школе уютно, тепло и светло; когда в школе много цветов, есть место для отдыха; когда есть занятия по интересам и место для их проведения; когда все в школе уважают и не обижают друг друга; когда учитель, родитель и педагог находят взаимопонимание; когда нет давления и унижения…
создание комфортных условий – это не только горячие обеды, спортзалы, бассейны, но и улыбка учителей и родителей, доброжелательная атмосфера в школе и в семье.
Нравится ли тебе учиться в 5 классе?
Положительные факторы, влияющие на учёбу 10 кл.2014 г.
Результаты опросника учителей Хорошее настроение от 1 до 10 баллов -12 чел. Хроническая усталость от 11 до 16 баллов– 6 чел. Апатия от 17 до 20 баллов– 6 чел. Умеренная депрессия от 21 до 30 баллов– 2 чел. Серьёзная депрессия от 31 до 40 баллов– 0 чел. Экстремальная депрессия свыше 40 баллов – 0 чел. Итак, если у Вас согласно опроснику от 11 до 20 баллов Вы еще сможете справиться самостоятельно: отдохните, развлекитесь, возьмите отпуск и выспитесь наконец! - 24 чел. Если у Вас от 21 балла до предельных значений Вам срочно к врачу, психологу и психотерапевту! -2 чел.
Педсовет: Создание в школе комфортной образовательной среды в соответствии с ФГОС
Важнейшие факторы формирования комфортного психологического климата в коллективе: организация условий труда и отдыха; снижение уровня конфликтности в коллективе; формирование адекватного отношения к критике; создание атмосферы и условий для творчества, самореализации и самоутверждения педагогов; соблюдение принципов толерантности (уважительное отношение к человеку вообще, к его взглядам,, особенностям, настроениям, переживаниям, болям, обидам); единство администрации и членов коллектива; сплоченность коллектива, уважение и признание ценностей и традиций коллектива;
Процесс формирования профессиональной компетентности сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие. В школе создана демократическая система управления. Это и система стимулирования сотрудников, и различные формы педагогического мониторинга, к которым можно отнести анкетирования, тестирования, собеседования, и внутришкольные мероприятия по обмену опытом, конкурсы, и презентация собственных достижений. Данные формы стимулирования позволяют снизить уровень эмоциональной тревожности педагога, влияют на формирование благотворной психологической атмосферы в коллективе.
Советы помогут приобрести душевное спокойствие и равновесие Способы саморегуляции, Способы саморегуляции, Советы раздражительному учителю, Советы раздражительному учителю, Как помочь при стрессе. Как помочь при стрессе.
Спасибо за внимание!!!