В.С. Шейнбаум, директор ИПРКП ТЭК Губкинского университета Профессиональные стандарты как необходимое звено в организации подготовки конкурентоспособных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовка и адаптация молодых специалистов в условиях двухуровневой системы высшего профессионального образования профессор В.Г. Мартынов ректор Российского.
Advertisements

Роль представителей работодателей в организации подготовки кадров по программам опережающего обучения Гл.специалист НФПК Лыков М.М.
Томск-2012 Введение в инженерную деятельность Национальный исследовательский Томский политехнический университет Основные заказчики выпускников по направлению.
Чухарева Наталья Вячеславовна, доцент каф. ТХНГ ИПР Введение в инженерную деятельность. Лекция 1.
Энергосбережение при магистральном транспорте газа Москва ПРОГРАММА повышения квалификации.
Проекты национальных профессиональных стандартов Заместитель исполнительного директора по инновационным программам СРО НП «СОПКОР» Ольга Петлина.
Нижний Тагил, 2013 Профессиональный стандарт по профессии «сварщик» как ресурс управления конкурентоспособностью персонала.
Москва сентября 2012 Профессионально-общественные обсуждения «Результаты деятельности сети ФИП в 2012 году» Государственное бюджетное образовательное.
О создании базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификаций рабочих кадров (Совещание 19 марта 2013 г.)
Никитаева А.Ю. Проектное обучение в университете : задачи, особенности, модели управления.
Проректор КНИТУ Л.В. Овсиенко Научно – образовательный кластер КНИТУ: организация наставничества в дуальном образовании.
ФГБОУ ВПО Национальный исследовательский университет «МЭИ» ОПЫТ МЭИ В ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ ЭНЕРГЕТИКИ. Москва, 18 апреля 2012 г. НИУ Начальник управления.
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Корпоративный институт Владимирского государственного университета на учебно-производственной площадке ОАО «Завод «Автоприбор», г.Владимир.
Москва 2014 г. Директор Департамента административной и законопроектной работы Минэнерго России Смирнов Владимир Витальевич Человеческий капитал ТЭК в.
Актуальные вопросы подготовки специалистов по охране труда в образовательных организациях Д.Н. Платыгин Генеральный директор ФГБУ «ВНИИ охраны и экономики.
0 О работе Подкомитета 5 Технического комитета 23 в 2009–2010 годах ПК5 В.Л.Петраков, ОАО «ЛУКОЙЛ» Салехард, сентябрь 2010.
Специальность: 5В Государственное и местное управление.
ОПЫТ АНКЕТИРОВАНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ПО ПРОБЛЕМАМ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ НА ПРИМЕРЕ УГТУ.
Программа опережающего повышения квалификации «Инновационные технологии производства наноразмерных композитных и полимерных материалов»
Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ. Опыт Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства.
Транксрипт:

В.С. Шейнбаум, директор ИПРКП ТЭК Губкинского университета Профессиональные стандарты как необходимое звено в организации подготовки конкурентоспособных специалистов

проф. Шейнбаум В.С.2 Википедия: Конкурентоспособность способность определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях объекта субъекта конкурентов Объекты, обладающие конкурентоспособностью, разделяются на четыре группы товары, предприятия (как производители товаров), отрасли (как совокупности предприятий, предлагающий товары или услуги), регионы (районы, области, страны или их группы). В связи с этим принято говорить о таких её видах как: Национальная конкурентоспособность Конкурентоспособность товара Конкурентоспособность предприятия Кроме того, принципиально можно выделить и четыре типа субъектов, оценивающих конкурентоспособность тех или иных объектов: потребители, производители, инвесторы, государство.

проф. Шейнбаум В.С.3 Конкурентную экономику создают конкурентоспособные специалисты

проф. Шейнбаум В.С.4

5

6

Вузы готовят одиночек Инженерная деятельность, к которой мы готовим студентов, это, как и любая другая деятельность, - система. Субъекты деятельности – инженеры являются важнейшим, но одним из многих типов элементов, образующих эту систему. Между тем известно: главного свойства, которые обретает система, когда ее элементы связываются определенной структурой и взаимодействуют, у каждого отдельного элемента нет.

Сколь 6 ы ни был прекрасен лебедь, совершенна щука и целеустремленно рак, они в совместной деятельности отнюдь не всегда могут реализовать свою яркую индивидуальность и креативность. И не всегда рота профессоров лучше роты солдат.

проф. Шейнбаум В.С.9 Одно из них - СИНЕРГИЯ знания и усилия нескольких человек могут организовываться таким образом, что они взаимно усиливаются («целое больше суммы отдельных частей» - Аристотель);Аристотель прибыль после слияния двух компаний может превосходить сумму прибылей этих компаний до объединения.

Бакалавры и выпускники с дипломом инженера подобны полуфабрикату. При наличии высшего образования специалистом можно стать, лишь занимаясь практической деятельностью: на предприятии, КБ и НИИ, в клинике и больнице, в банке и офисе компании. Выпускники вузов доводятся до кондиций специалиста в первые два-три года практической работы

Зарубежный и традиционный отечественный подход к подготовке специалистов ВУЗ КОМПАНИЯ корпоративный учебный центр, полигон Практическая деятельность бакалавр инженер РоссияЕС проф. Шейнбаум В.С.11

Траектории подготовки специалистов для отрасли специалист Предприятие ВУЗ Основные образовательные программы Программы ДПО бакалавр Траектории подготовки специалистов для отрасли специалист Предприятие ВУЗ Основные образовательные программы Программы ДПО бакалавр

НОУ –ХАУ Губкинского университета Дуальное обучение в системе профпереподготовки – лучшая технология превращения бакалавра в реального специалиста - инженера

СУТЬ ТЕХНОЛОГИИ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Дуальное образование – вид профессионального образования, при котором практическая часть подготовки специалиста/квалифицированного рабочего проходит на его рабочем месте, а теоретическая часть – на базе образовательной организации. «Дуальность» обучения заключается в том, что практические и теоретические модули образовательной программы поочередно сменяют друг друга в течение всего периода обучения. Переход на дуальную систему образования был поддержан Президентом Российской Федерации В.В. Путиным на заседании Наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив 14 ноября 2013 года.

Д у а л ь н о е о б у ч е н и е по программам профпереподготовки с присвоением дополнительной квалификации Старт: Б а к а л а в р Университет Центр ДПО Финиш: С п е ц и а л и с т Схема подготовки специалистов-инженеров в системе «бакалавр – магистр по технологии дуального обучения Модули практической подготовки Модули теоретической подготовки Предприятие

Прием и оформление бакалавра на работу ( __ Направление на рабочее место Возвращение на предприятие, 6 недель работа +практико- ориентированное дистанционноеное обучение Прибытие в университет на второй модуль ( __), двухнедельное обучение Возвращение на предприятие, 6 недель работа + практико- ориентированное и дистанционноеное обучение Прибытие группы в университет на первый модуль, двухнедельное обучение (1.10) Возвращение на предприятие, 6 недель работа +практико- ориентированное и дистанционное. обучение Тестирование, выбор программы дуального обучения на инженера (2-я декада сентября) Прибытие в университет на третий модуль ( __), двухнедельное обучение Завершение работы над дипломным проектом (2 недели), защита (01.10) Формирование групп дуального обучения бакалавров, заключение договора с университетом (3-я декада сентября) Возвращение на предприятие, работа над дипломным проектом, предзащита отпуск Прибытие в университет на четвертый модуль ( __), двухнедельное обучение Прибытие в университет на пятый модуль ( __), двухнедельное обучение 18 шагов до квалификации инженера (примерный график) Возвращение на предприятие, 4 недели работа +практико- ориентированное и дистанционноеное обучение Прибытие в университет на шестой модуль ( __), двухнедельное обучение Бакалавр Инженер Адаптация на рабочем месте, уяснение должностного функционала (2 месяца)

Практико – ориентированное обучение при работе на штатной должности предусматривает: овладение профессиональными компетенциями, касающимися организации производства во всей его полноте и целостности, корпоративной культуры, значимости выполняемых трудовых функций в достижении целей подразделения и предприятия в целом, согласованной работы в команде, распределения ответственности, умения решать производственные задачи «здесь и сейчас»; приобретение навыков практической работы в современных системах автоматизированного проектирования, на современном компьютеризированном технологическом оборудовании и в современной информационной среде управления предприятием, Выполнение практических заданий и дипломного проекта по актуальной для подразделения и предприятия проблематике, относящейся к приобретаемой инженерной специализации. Прикрепление к принятому на работу бакалавра наставника из числа опытных специалистов на весь срок дуального обучения по инженерной программе

Прямая связь образовательной программы с Профессиональным стандартом ИЗ ПРОФСТАНДАРТА: Трудовая функция В/17.7. Проведение экологической экспертизы технико- экономических обоснований, проектов расширения и реконструкции действующих производств, а также создаваемых новых технологий и оборудования, разработке мероприятий по внедрению новой техники. ИЗ ПРОГРАММЫ: МОДУЛЬ 4. ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ (І) Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза (Процедура оценки воздействия на окружающую среду при обосновании инвестиций, выборе площадки строительства, разработке проектов строительства предприятий. Организация работ при проведении государственной экспертизы.) Соответствие

19 Наглядное преимущество дуального обучения бакалавров Карьерный старт Дипломированный специалист по окончании вуза Я окончил специалист Бакалавр, прошедший дуальное обучение Я инженер ! Бакалавр по окончании вуза Я бакалавр Работодатель, направив бакалавра на ДО, получает через год инженеров, «на голову» выше тех дипломированных специалистов, которые обучаются в вузе непрерывно 5 лет

Профессиональные стандарты, разработанные ОАО «Газпром» в 2014 году: Специалист по эксплуатации оборудования подземных хранилищ газа. Специалист-геолог подземных хранилищ газа; Специалист – технолог подземных хранилищ газа; Специалист по управлению балансами и поставками газа; Специалист по диагностике линейной части магистральных газопроводов; Специалист по эксплуатации газотранспортного оборудования; Специалист по оперативно-диспетчерскому управлению; Специалист по транспортировке газа трубопроводам; Специалист по диспетчерско-технологическому управлению.

ИПРКП ТЭК РГУ нефти и газа имени И.М.Губкина 21 ПРОГРАММЫ ДПО ИПРКП ТЭК Специалист по диагностическому обслуживанию газопроводов Специалист по эксплуатации компрессорных станций магистральных газопроводов Специалист нефтепродуктообеспечения Специалист газораспределения и газопотребления Специалист по транспорту, хранению и реализации сжиженных газов Специалист по автоматизированному диспетчерскому управлению трубопроводным транспортом нефти и газа Специалист по подземному хранению газа

Текущая работа : Разработка профессиональных стандартов для специалистов, востребованных промышленностью Профессионально –общественная аккредитация программ дуального обучения

Наименование ПССостояние Рекомендован к утверждению Национальным Советом по квалификациям Прошел согласование в Минтруда России и передан на утверждение Разрабатывается в 2014 г. по заданию РСПП Разрабатываются в рамках программы НИУ в 2014 г. Планируемые к разработке г. Для всех видов экономической деятельности 1. Специалист по промышленной безопасности нефтегазового производства + 2. Специалист по охране труда нефтегазового производства + 3. Специалист по экологической безопасности нефтегазового производства + Производство нефтепродуктов 1. Слесарь технологических установок + 2. Специалист по химической переработке нефти 3. Оператор технологических установок + 4. Специалист по обслуживанию и ремонту нефтезаводского оборудования + Добыча нефти, природного газа и газового конденсата 1. Буровой супервайзер + 2. Оператор по добыче нефти, газа и газового конденсата + 3. Специалист по добыче нефти, газа и газового конденсата + Информация о разработке профессиональных стандартов для ТЭК Список Профессиональных стандартов разрабатываемых НП « НИНГ » по поручению Минэнерго России

Наименование ПС Рекомендован к утверждению Национальным Советом по квалификации Прошел согласование в Минтруда России и передан на утверждение Разрабатывается в 2014 г. по заданию РСПП Разрабатываются в рамках программы НИУ в 2014 г. Планируемые к разработке Предоставление услуг по добыче нефти и газа 1. Специалист по поиску и разведке месторождений + 2. Специалист по подсчету и управлению запасами углеводородов + 3. Специалист по промысловой геологии + 4. Специалист по анализу разработки нефтяных и газовых месторождений + 5. Оператор по поддержанию пластового давления + 6. Оператор обезвоживающей и обессоливающей установки + 7. Оператор по подземному ремонту скважин + 8. Бурильщик капитального ремонта скважин + Хранение и складирование нефти и продуктов ее переработки 1. Руководитель нефтебазы + 2. Специалист по приему, хранению и отгрузке нефтепродуктов Оператор товарный + 4. Специалист по контролю качества нефти и нефтепродуктов + Поиски и разведка месторождений углеводородов 1. Специалист по регистрации наземных геофизических данных + 2. Специалист по обработке и интерпретации наземных геофизических данных + 3. Специалист по регистрации скважинных геофизических данных + 4. Специалиста по обработке и интерпретации скважинных геофизических данных +

Наименование ПС Рекомендован к утверждению Национальным Советом по квалификации Прошел согласование в Минтруда России и передан на утверждение Разрабатывается в 2014 г. по заданию РСПП Разрабатываются в рамках программы НИУ в 2014 г. Планируемые к разработке 5Специалист по несейсмическим методам геологический разведки + Бурение нефтяных и газовых скважин 1. Оператор геонавигации в бурении горизонтальных скважин + 2. Специалист геонавигации в бурении + 3. Специалист по управлению подводно-устьевым оборудованием скважин с подводным заканчиванием + 4. Оператор по управлению подводно-устьевым оборудованием скважин с подводным заканчиванием + Разработка нефтяных и газовых месторождений 1. Оператор технологических установок подводных нефтегазовых промыслов + 2. Специалист по обустройству морских нефтегазовых месторождений + 3. Специалист по управлению нефтегазодобычей на подводных промыслах + 4. Специалист по эксплуатации оборудования подводных нефтегазовых промыслов + 5. Специалист по логистике освоения морских нефтегазовых месторождений + Транспорт углеводородов 1. Специалист по проектированию технологических комплексов СПГ + 2. Специалист по эксплуатации технологических комплексов СПГ + Поиски и разведка нефти и газа 1.Специалист-петрофизик +

Наименование ПС Рекомендован к утверждению Национальным Советом по квалификации Прошел согласование в Минтруда России и передан на утверждение Разрабатывается в 2014 г. по заданию РСПП Разрабатываются в рамках программы НИУ в 2014 г. Планируемые к разработке Добыча нефти и газа Специалист по капитальному ремонту скважин + Специалист по промысловой подготовке нефти и газа + Специалист по промысловой химии Транспорт и хранение нефти и газа: Специалист газораспределения и газопотребления + Специалист по транспорту, хранению и реализации сжиженных газов + Трейдер нефтегазового рынка + Общеотраслевые Специалист по защите от коррозии промышленных объектов и трубопроводов +

Получаемые документы о квалификации Ассоциация инженерного образования России Национальный СЕРТИФИКАТ И Н Ж Е Н Е Р А