Цыганова О.А., д.м.н., доцент. Модели взаимоотношений врач-пациент Модель Гиппократа и принцип «не навреди» (V-I в. до н.э.) Модель Парацельса и принцип.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Исторические и логические модели биомедицинской этики.
Advertisements

Парацельс, настоящее имя Филипп Аврелий Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм (21 сентября 1493 года, город Эг, кантон Швиц 24 сентября 1541 года, Зальцбург.
К лекциям по дисциплине «Культура делового общения» д.соц.наук, проф. Л.И.Найденовой Национальные стили ведения переговоров ДЕЛОВЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ.
Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер. К.Д. Ушинский.
МОДУЛЬ 6: КОМАНДА И РАБОТА В КОМАНДЕ. ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ Понять термины команда и работа в команде Изучить, как развивать доверие при работе в команде Понять.
Тема: этические аспекты взаимоотношений медсестры и пациента
Участие социального педагога в профилактике и разрешении конфликтов.
Повестка: 1. Что такое культура общения? (Теоретическая часть и практикум. Работа в группах.) Зам. директора Галёва Е.В. 2. Роль классного руководителя.
Цель: рассмотреть структуру педагогического общения и осуществление практического поиска организационных форм, эффективного взаимодействия субъектов образовательного.
Родительское собрание «Результаты исследования уровня учебной мотивации среди учащихся 8-х классов» подготовила педагог-психолог Вахнина А.Е.
Усовершенствованная модель здоровья - модель Аллен (Модель Мак Гилла)
Признание уникальности и индивидуальной самоценности каждого ученика. Каждый обучающийся, признавая уникальность другого человека, обязан уметь взаимодействовать.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ» Плужникова Х.В.
Конфликты – одно из явлений современной социальной жизни.
1-этап: определение основных проблем по теме; 2-этап: коллектив и формы, влияющие на его формирование; 3-этап: формы методы организации коллектива; 4-этап:
Медиация как способ разрешения конфликтов в школе.
« Формирование мотивации к самостоятельному поиску знаний на уроках » Докладчик : Дорожко Татьяна Михайловна.
LOGO От конфликта к культуре педагогического общения.
Koostaja: Aleksandra Bakshejeva hambaarsti teaduskond, 3. kursus Воздействие как неотъемлемая часть работы врача - стоматолога.
Психологические аспекты в работе медицинской сестры.
Транксрипт:

Цыганова О.А., д.м.н., доцент

Модели взаимоотношений врач-пациент Модель Гиппократа и принцип «не навреди» (V-I в. до н.э.) Модель Парацельса и принцип «делай добро» (I-XVIII век н.э.) Деонтологическая модель и принцип «соблюдения долга» (XIX – XX в.) Биоэтика (социокультурн ый контекст) (XX – наст. время)

Рассматривает взаимоотношения врача и пациента под углом зрения социальных гарантий и профессиональных обязательств медицинского сообщества

Нравственные отношения с пациентом рассматриваются как составляющая терапевтической стратегии поведения врача. «Сила врача в его сердце». «Работа его должна руководствоваться Богом и освещаться естественным светом и опытностью. Важнейшая основа лекарства – любовь.»

Совокупность должных правил, соответствующих той или иной конкретной области медицинской практики (терапии, хирургии, стоматологии и др.) Основной принцип – соблюдение долга. Идея долга является необходимым и достаточным основанием действий врача. Правила расписаны и принцип «соблюдения долга» не признает оправданий при уклонении от его выполнения.

учение о законах, принципах и правилах регулирования профессионального поведения медицинского работника в условиях использования новых медицинских технологий.

Инженерная ПатерналистскаяПартнерская (коллегиальная)Контрактная

Описывает отношение к пациенту как к без личностному механизму. Задачи: исправить возникшие отклонения физиологического механизма. Основное внимание на методы диагностики: оценка физиологических параметров, биохимии, рентгена и др.

Межличностные отношения отец-ребенок, наставник – подопечный. Связь между врачом и пациентом воспроизводит не только наилучшие образцы родственных отношений, но и целебность самого отношения врача к больному.

Предполагает активное участие пациента в лечебном процессе. При этом предполагается определенная степень ответственности и самостоятельности больного, его участие в принятии решений, определении стратегии и тактики лечения.

Врач и пациент приступают к лечению на основе соглашения (контракта) относительно общего понимании болезни, ее причин, особенностей течения и прогноза, стратегии лечения. Больной ожидает, что врач будет согласовывать с ним важнейшие этапы лечения. Врач же предъявляет к пациенту требования сотрудничества в процессе терапии, выполнения соответствующих врачебных рекомендаций и правил

Квалификационные Организационные Информационные

Нормативная стратегия Конфронтационная стратегия Манипулятивная стратегия Переговорная стратегия

линия поведения, в основе которой лежит опора на нормативность позиции в сочетании с уважением к личности оппонента (излагается в различных документах – инструкциях, распоряжениях, кодексах)

активное использование угроз, психологического давления, блокирующих действий; при этом сами конфликтные действия из средства достижения поставленных целей могут превращаться в конечную цель – нанесение максимального ущерба оппоненту.

достижение поставленных целей путем косвенного психологического воздействия на оппонента, нацеленное на изменение направленности его активности.

реализация стремления к поиску компромисса, к обсуждению проблемы, к разрешению противоречия путем уступок (односторонних или обоюдных), а также поиска такого решения, которое устраивает обе стороны.

1. Относитесь к людям так, как вам хотелось бы, чтобы обращались с вами. 2. Помните, что одобрение, сочувствие, сопереживание эффективные средства мобилизации усилий человека на борьбу с болезнью. 3. Старайтесь чаще хвалить пациента за успехи в борьбе с болезнью, за трудолюбие, работоспособность, за помощь другим пациентам.

4. Недосказанность, нерешительность угнетают общение с пациентом, усиливают тревогу и настороженность у пациента. 5. Поддерживайте и развивайте у пациента желание активно лечиться, противостоять болезни, выполнять ваши указания и назначения. 6. Никогда не забывайте поблагодарить пациента за беседу, осмотр, помощь другим больным, тогда пациент будет стремиться к вашей благодарности.

7. Чаще улыбайтесь людям, будьте благожелательны. Благожелательно, если можно улыбаясь, встречайте пациента. 8. Раздражительный врач уже потерял свое лицо, насторожил пациента, настроил его против себя. 9. Расспрашивая пациента, доверяйте ему, не высказывайте сомнений сразу же, как вам показалось, что пациент преувеличивает симптоматику или недостаточно последователен в рассказе о болезни, оценке прогноза, эффективности лечения.

10. Предложите пациенту самому оценить ваши сомнения, его оценку поведения, как бы со стороны. 11. Не делайте из беседы спора и соревнования в красноречии. 12. Никогда не забывайте о самолюбии пациента. Щадите чувства больного. Старайтесь не делать выговоров, особенно в присутствии других пациентов, детей, сослуживцев.

13. Разъясняйте смысл и цель лечения, обследования, прогноза, профилактики. 14. Ваш стиль общения не может быть всегда идеальным, умейте признавать ошибки, выслушивать предложения. 15. Умейте преодолевать застенчивость, замкнутость, отгороженность пациента в первую очередь своей открытостью, эмпатичностью, простотой, добротой, личным примером.

16. Не бойтесь извиниться перед пациентом, его родственниками, друзьями, если были не правы. Не ищите оправдания своим поступкам, решениям, высказываниям, особенно чувствам. 17. Не забывайте о контроле и самоконтроле. Не повышайте голос. Не счи­тайте грубость средством повышения требовательности это не одно и то же.

18. Контролируйте выполнение обследования, лечения, доверяйте самоконтролю пациента, но помните, что следует доверять, но проверять. 19. Не забывайте о культуре одежды. Культура одежды это культура человека. Будьте опрятны. 20. Помните о такте. Предупреждайте о необходимости осмотра, консультации с коллегой, того или иного более тщательного обследования.

21. Чтобы поддерживать контакт в общении, необходимо, чтобы ваши вопросы содержали слова: «Почему?», «Когда?», «Как?», «Каким образом?», «Как вы полагаете?» 22. Чтобы дискуссия не превратилась в перебранку, не оспаривайте каждое услышанное возражение собеседника. Выслушивайте его, не перебивайте, дайте договорить, только после этого вежливо задайте вопросы, уточняйте его положения, жалобы и сомнения.

23. Не будьте категоричны. Старайтесь чаще разговаривать доброжелательно с пациентами, с которыми у вас недостаточно хорошо сложилось общение. 24. Пациенты не любят несчастных людей, особенно врачей, не выносят постоянной озабоченности, занятости собственными делами врачей. 25. Неустанно совершенствуйтесь.

1. Бойко В.В. Менталитет врача стоматолога и пациента: аспекты психологии и этики. СПб.: Сударыня, с. 2. Бойко В.В. Пациент выбирает стоматолога? СПб.: Сударыня, с. 3. Бойко В.В. Физический дискомфорт на стоматологическом приеме: формы, выявление, преодоление. СПб.: Сударыня, с. 4. Герасимович И.С., Болдырев Ю.А. Основные принципы и психология общения врача-стоматолога с пациентами стоматологической клиники. Техника мотивации пациентов к комплексному лечению заболеваний полости рта: учеб. -метод. пособие. Екатеринбург, Змиевская Л.В. Психологический анализ конфликтных ситуаций на амбулаторном стоматологическом приеме. Стоматология 1994; 4: Ларенцова Л.И. Психологические подходы к стоматологической практике. М.: Медицинская книга, с. 7. Носачев Г.Н., Попов В.В. Общение с пациентом. Психология общения в системе «Врач-пациент». Спб.: «Перспектива», с. 8. Психология для стоматологов: учебник. Под ред. проф. Н.В. Кудрявой. М.: ГОЭТАР Медиа, с.

Благодарю за внимание!