О создании электронного сервиса «ОНЛАЙНИНСПЕКЦИЯ.РФ» Москва, Выступление заместителя руководителя Федеральной службы по труду и занятости М.Ю. Иванкова на заседании подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества и условий ведения предпринимательской деятельности
Содержание 1. Необходимость внедрения инновационных методов надзорноййййй-контрольной деятельности.…………………… Концепция повышения эффективности обеспечения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (на годы)………………… Система клиентоориентированных электронных сервисов для работников и работодателей…………………… Пилотная эксплуатация прототипов сервисов Системы (примеры, результаты)…………………………………………… Сервис «Электронный инспектор»…………………………………………………………………………………………………………………….22 О создании электронного сервиса «ОНЛАЙНИНСПЕКЦИЯ.РФ» 2
1. Необходимость внедрения инновационных методов надзорноййййй- контрольной деятельности О создании электронного сервиса «ОНЛАЙНИНСПЕКЦИЯ.РФ» 3
4 На одного сотрудника Роструда приходится в среднем более 60 проверок в год (в средним по надзорноййййй- контрольным органам - 22) Отношение наложенных и взысканных штрафов составляет 70% Охват организаций проверками инспекции труда (%) Роструд Среднее значение 1. Необходимость внедрения инновационных методов надзорноййййй-контрольной деятельности Статистика деятельности государственных инспекций труда !!!
5 1. Необходимость внедрения инновационных методов надзорноййййй- контрольной деятельности Рост числа обращений граждан в Федеральную службу по труду и занятости Прогноз Все обращения, поступившие в Роструд и его территориальные органы В настоящее время наблюдается стремительный рост потребностей граждан в защите их трудовых прав – только с 2010 по 2013 год количество обращений выросло на 32% (с до ), по прогнозу на 2014 год также ожидается рост – 7%. Эта тенденция не позволяет инспекции труда удовлетворить потребности граждан качественно и в полном объеме без внедрение в деятельность инновационных методов надзора и контроля.
2. Концепция повышения эффективности обеспечения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (на годы) О создании электронного сервиса «ОНЛАЙНИНСПЕКЦИЯ.РФ» 6
Формирование новой модели обеспечения соблюдения трудового законодательства, основанной на взаимном эффективном сотрудничестве: между федеральной инспекцией труда, работодателями и работниками, их организациями между федеральной инспекцией труда и другими федеральными органами исполнительной власти, государственными внебюджетными фондами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в результате реализации мероприятий Концепции Изменится миссия, технологии и направленность деятельности федеральной инспекции труда (переход от миссии «выявление нарушений» к миссии «содействие улучшению условий труда») У работника будет сформирована потребность в «цивилизованных» условиях труда и предоставлены эффективные механизмы защиты своих трудовых прав Работодатель будет переориентирован с решения задачи «пройти проверку» с наименьшими потерями к решению задачи активного обеспечения исполнения требований трудового законодательства 7 2. Концепция повышения эффективности обеспечения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (на годы) Задачи формирования Концепции
Обеспечение определённости, прозрачности, открытости государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права Внедрение риск-ориентированных подходов к организации государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства Внедрение новых форм и методов оценки эффективности деятельности Федеральной инспекции труда, государственных инспекторов труда Развитие системы подготовки, переподготовки и мотивации сотрудников Федеральной инспекции труда Формирование и пропагандирование системы внутреннего контроля соблюдения работодателями требований трудового законодательства Комплексная оптимизация (реинжиниринг) административных процессов осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права Создание системы экспертно-аналитической поддержки деятельности Федеральной инспекции труда, государственных инспекторов труда Создание трёхканальной системы взаимодействия Федеральной инспекции труда с работниками и работодателями Совершенствование механизмов экономической мотивации для соблюдения работодателями трудового законодательства, улучшения условий труда (внедрение системы «бонус-штраф») Концепция повышения эффективности обеспечения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (на годы) Направления мероприятий Концепции
9 Система клиентоориентированных интерактивных сервисов для работников и работодателей Автоматизированная система управления контрольно-надзорнойййййй деятельностью 9 2. Концепция повышения эффективности обеспечения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (на годы) Информационные системы планируемые к разработке в рамках реализации Концепции
3. Система клиентоориентированных электронных сервисов для работников и работодателей О создании электронного сервиса «ОНЛАЙНИНСПЕКЦИЯ.РФ» 10
11 3. Система клиентоориентированных электронных сервисов для работников и работодателей Задачи Системы клиентоориентированных электронных сервисов Система «Онлайнинспекция.РФ» включит в себя комплекс сервисов, позволяющих работникам и работодателям: – в доступной форме получать исчерпывающую информацию о требованиях трудового законодательства и повышать уровень своих правовых знаний; – обращаться за разъяснениями о порядке исполнения данных требований, оперативно получать необходимые инструкции и уметь применять нормы трудового законодательства на практике; – иметь неограниченный доступ к эффективным инструментам, предназначенным для устранения нарушений, защиты трудовых прав и реализации законных интересов граждан.
для работодателя для работника «Дежурный инспектор» Электронная приемная Роструда Памятки по правам работника («Имею право!») Дистанционное интерактивное обучение Рейтинги работодателей и регионов «Предприятие информирует» Личные кабинеты работников и работодателей Банк предприятий и организаций Банк типовых документов «Трудовой навигатор» «Обсуждения» «1000 вопросов и ответов» Восстановленные права граждан Общественная оценка деятельности инспекций труда Система автоматизированных пред проверок «Электронный инспектор» Система автоматизированных пред проверок «Электронный инспектор» «Сообщить о проблеме» Интерактивные сервисы Системы 3. Система клиентоориентированных электронных сервисов для работников и работодателей 12
4. Пилотная эксплуатация прототипов сервисов Системы (примеры, результаты) О создании электронного сервиса «ОНЛАЙНИНСПЕКЦИЯ.РФ» 13
14 4. Пилотная эксплуатация прототипов сервисов Системы (примеры, результаты) Действующие прототипы сервисов Системы С 5 ноября 2013 года на основе действующей системы консультирования, мониторинга и обработки сообщений о нарушениях в сфере трудового законодательства «Онлайнинспекция.РФ» в пилотном режиме осуществляется эксплуатация прототипов ряда сервисов Системы: «Дежурный инспектор» дает возможность получить правовую консультацию по вопросам соблюдения трудовых прав. «Сообщить о проблеме» позволяет направить обращение в государственные инспекции труда. «Обсуждения» предоставляет пользователям открытую площадку для обмена мнениями, обсуждения наиболее актуальных жизненных вопросов, связанных с трудовыми отношениями, а также высказывания предложения и выдвижения инициатив. «Новости» содержит текущую информацию о деятельности Роструда. «Рейтинг работодателей» содержит информацию о предприятиях, сформированную по результатам проверок. «Восстановленные права граждан» содержит информацию о результатах проверок и мероприятий, проведенных инспекторами труда в связи с обращениями граждан. «Трудовой навигатор» позволяет гражданину с помощью пошаговой инструкции самостоятельно действовать в целях восстановления своих нарушенных прав или устранения нарушений на своем предприятии.
Сервис позволяет работнику, а также работодателю получить полноценную консультацию по вопросам сущности и требований к исполнению норм трудового законодательства в течение 3-х рабочих дней Сервис «Дежурный инспектор» 4. Пилотная эксплуатация прототипов сервисов Системы (примеры, результаты) 15
Сервис «Сообщить о проблеме» 16 Сервис позволяет работнику, направить обращение в государственную инспекцию труда, отслеживать ход работы с ним и видеть принимаемые инспекцией меры 4. Пилотная эксплуатация прототипов сервисов Системы (примеры, результаты)
Я являюсь бывшим сотрудником «ХКФ» Банк. В данное время пытаюсь встать на учет в КГКУ ЦЗН города Уссурийска. Для этого мне необходима справка с бывшего места работы о средней заработной плате для определения размера пособия по безработице. Мной г. в офисе по адресу г. Уссурийск ул. Некрасова 91 было написано заявление о выдачи мне такой справки. В тот же день Управляющий офиса отправил это заявление по эл. почте в бухгалтерию г. Хабаровска, так как в Уссурийске и Владивостоке бухгалтера нет. Справка ему пришла через 3 дня также по эл. почте и сразу он её перенаправил на подпись директору во Владивосток. Во Владивостоке она пролежала больше 2 недель и её никто не смог почему- то подписать. Когда прошел почти месяц и я наконец- то получила ее на руки оказалось, что составлена она совершенно не правильно. После повторного запроса на получение «правильной» справки в г. Хабаровск от туда поступил ответ, что они по другому сделать не смогут Сервис «Сообщить о проблеме» 17 ( у них так программа выгружает автоматически) и что бланки, которые дает Центр занятости, они не заполняют. В итоге, мы вместе с сотрудником ЦЗН рассчитали среднюю заработную плату и я заполнила бланк справки самостоятельно г. Управляющий отвез её во Владивосток. Сегодня ( г.) после вопроса Управляющего,когда отправят справку, он получил ответ, что во Владивостоке её потеряли! Я теряю время из за безалаберного отношения сотрудников г. Хабаровска и г. Владивостока. Срок в 3 рабочих дня за который работодатель должен был подготовить эту справку уже давно истек. 4. Пилотная эксплуатация прототипов сервисов Системы (примеры, результаты)
35% 23% 6% 4% Средний уровень удовлетворенности качеством услуги 86,6 % 18 За время эксплуатации в Систему поступило более 23 тыс. обращений 4. Пилотная эксплуатация прототипов сервисов Системы (примеры, результаты)
Сервис «Обсуждения» 19 Сервис позволяет пользователям в режиме форума обсуждать наиболее актуальные жизненные вопросы, связанные с трудовыми отношениями, высказывать свои предложения, выдвигать инициативы 4. Пилотная эксплуатация прототипов сервисов Системы (примеры, результаты)
Сервис «Восстановленные права граждан» 4. Пилотная эксплуатация прототипов сервисов Системы (примеры, результаты) 20 Сервис включает в себя информацию о результатах проверок и мероприятий, проведенных государственными инспекциями труда в связи с обращениями граждан
Сервис «Трудовой навигатор» 4. Пилотная эксплуатация прототипов сервисов Системы (примеры, результаты) 21 Сервис позволяет гражданину без помощи инспектора оценивать сложившуюся ситуацию и с помощью пошаговой инструкции самостоятельно действовать в целях восстановления своих нарушенных прав или устранения нарушений на своем предприятии
5. Сервис «Электронный инспектор» О создании электронного сервиса «ОНЛАЙНИНСПЕКЦИЯ.РФ» 22
23 Назначение сервиса «Электронный инспектор» Сервис позволит работодателю в интерактивном режиме провести самопроверку соблюдения трудового законодательства в организации. «Электронный инспектор» обеспечит определенность и прозрачность проверяемых норм трудового законодательства за счет их доступности и актуальности, предоставления дополнительных разъяснений. Для создания сервиса самопроверок были разработаны модели действий инспектора труда при проведении соответствующих надзорноййййй-контрольных мероприятий, технологии и алгоритм которых легли в основу сформированных по указанным темам «проверочных листов». В результате использования сервиса и прохождения «проверочных листов» пользователи получат: заключение системы об отсутствии или наличии нарушений в организации, правовое обоснование заключения; конкретные инструменты для устранения выявленных нарушений: инструкции к действию, шаблоны и образцы документов; в дальнейшем предполагается разработка мер экономической мотивации работодателей, прошедших электронную проверку и предоставивших достоверные сведения о ситуации на своем предприятии в ГИТ. Сервис планируется к пилотному внедрению в IV квартале 2014 года. 5. Сервис «Электронный инспектор»
Для создания сервиса самопроверок были разработаны модели действий инспектора труда при проведении соответствующих надзорноййййй-контрольных мероприятий, технологии и алгоритм которых легли в основу сформированных «проверочных листов» Алгоритм работы государственного инспектора труда (пример создания «проверочного листа») 5. Сервис «Электронный инспектор» 24
САМОПРОВЕРКА АКЦЕПТАЦИЯ ГИТ МЕРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОТИВАЦИИ Проверочный лист Оценка сервисом соответствия законодательству о труде НЕТ НАРУШЕНИЙ ЕСТЬ НАРУШЕНИЯ Получение инструкций по устранению нарушений УСТРАНЕНИЕ НАРУШЕНИЙ Типовой алгоритм работы сервиса «Электронный инспектор» Сервис «Электронный инспектор» 25
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! 26