Философия Нового времени План: 1. Общая характеристика философии и культуры Нового времени 2. Эмпиризм (Ф.Бэкон) 3. Рационализм (Р.Декарт. Б.Спиноза).

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема Философия Нового времени © О.В. Кормилицина, 2016 г. Вопросы: Особенности философии Нового Времени Эмпиризм и рационализм в теории познания Категории.
Advertisements

Фрэ́нсис Бэ́кон
СЕНСУАЛИЗМ и РАЦИОНАЛИЗМ НОВОГО ВРЕМЕНИ 1. Философия европейского сенсуализма XVI-XVIII вв. 2. Европейский рационализм XVII-XVIII вв. ГУМЕР.
Философия Нового времени. 1. Специфика философии Нового времени. 2. Эмпиризм и рационализм. 3. Характеристика философии эпохи Просвещения. 4. Немецкая.
Философия нового времени. Ф.Бэкон Р.Декарт. Б.Спиноза. Дж. Локк. Г.В.Лейбниц.
Гносеология Лекция 5 Черепанова М.В. ассистент кафедры философии.
Основы философии Тема 11 Декарт и Спиноза Обоснование рационализма МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии.
{ Фрэнсис Бэкон и его философская позиция Исполнитель Григорьева Полина Александровна.
Френсис Бэкон ( ). Асимметричная индукция.
Философия Ране Декарта Работу выполнил: Аймбетов Канат 4 дм
Фрэнсис Бэкон Обоснование эмпиризма Учение о «призраках» («идолах») разума Идолы рода Идолы пещеры Идолы площади (рынка) Идолы театра Природа научного.
Аристотель ( г.г. до н.э.) Великий греческий философ, естествоиспытатель, основатель естествознания, ученый-энциклопедист. Ученик Платона. С 343.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Основы философии Тема 10 Бэкон Обоснование эмпиризма МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии.
Эмпиризм
Философия Ране Декарта Работу выполнил: Васецкий Валерий Студент ип г.
Проблема бытия в философии Нового времени Кафедра Философии и психологии Преподаватель: к.филос.наук, доцент Шевченко Елена Славовна Для всех специальностей.
Философия Нового времени (XVII – XVIII вв.) 1. Характерные черты: – Рационализм – Механицизм 17 столетие называют веком разума, поскольку ценность рационального.
Философия Нового Времени Френсис Бэкон Рене Декарт Томас Гоббс.
Философские и общественные науки в Средние века, Новое и Новейшее время.
Транксрипт:

Философия Нового времени План: 1. Общая характеристика философии и культуры Нового времени 2. Эмпиризм (Ф.Бэкон) 3. Рационализм (Р.Декарт. Б.Спиноза). Литература: Введение в философию: в 2 ч. М ч. 1. с

Эмпиризм: Ф.Бэкон ( гг.) Т.Гоббс ( гг.) Дж.Беркли ( гг.) Д.Юм ( гг.) Эмпиризм: Ф.Бэкон ( гг.) Т.Гоббс ( гг.) Дж.Беркли ( гг.) Д.Юм ( гг.) Рационализм: Р.Декарт ( гг.) Б.Спиноза ( гг.) Г.Лейбниц ( гг.) Рационализм: Р.Декарт ( гг.) Б.Спиноза ( гг.) Г.Лейбниц ( гг.) Эмпиризм + рационализм: Дж. Локк ( )

Просвещение: 18 в. Франция: Ш.Монтескье ( гг.) Вольтер ( гг.) Ж.-Ж..Руссо ( гг.) Д.Дидро ( гг. ) Ж..Ламетри ( гг.) П.Гольбах ( гг.) К.А.Гельвеций ( гг.) 18 в. Германия: Г.Лессинг ( гг.) И.В.Гете ( гг.) И.Г.Гердер ( гг.)

16-17 вв.: Возникновение науки: физика (механика), математика, астрономия, химия. ботаника (И.Кеплер, Г.Галилей, И.Ньютон, П.Бейль, К.Линней). Создание научного инструментария: телескоп, термометр, микроскоп, ртутный барометр. Философия и наука Нового времени – отражение новых общественных отношений. Эпоха первоначального накопления капитала. Меняется образ мира, человека и науки. Предмет науки – изучение природы Автономия науки от религии. ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ вв.: Возникновение науки: физика (механика), математика, астрономия, химия. ботаника (И.Кеплер, Г.Галилей, И.Ньютон, П.Бейль, К.Линней). Создание научного инструментария: телескоп, термометр, микроскоп, ртутный барометр. Философия и наука Нового времени – отражение новых общественных отношений. Эпоха первоначального накопления капитала. Меняется образ мира, человека и науки. Предмет науки – изучение природы Автономия науки от религии. ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

1. Задача философии – разработка научного метода: ЭМПИРИЗМ и РАЦИОНАЛИЗМ 2. Просветительская тенденция. 3. Создание научных методов (индукция, дедукция, анализ, синтез…) 4. Ориентация на абсолютную истину.

Род. 22 января 1561 г. в Лондоне Учёба в Кэмбриджском университете (Тринити- колледж) ( ) Служба в английском посольстве во Франции ( ) Адвокатская практика (с 1579 г.) Член парламента ( с 1584 г.) Генеральный прокурор (с 1613 г.) Лорд-хранитель печати (с 1617 г.) Лорд-канцлер ( ) Ум. 9 апреля 1626 г. в Лондоне Фрэнсис Бэкон ( ) Париж Кембридж Лондон

Фрэнсис Бэкон ( ) Л.-Ф. Рубийяк Бюст Фрэнсиса Бэкона (1751, Кембридж, Тринити-колледж) Опыты, или наставления нравственные и политические (1-е изд. – 1597, 2-е изд. – 1612, 3-е изд. –1625) О мудрости древних (1609) Великое восстановление наук О достоинстве и приумножении наук (1605) Новый Органон (1620) История ветров (1622) История жизни и смерти (1623) Новая Атлантида ( ?) Основные сочинения

Ф.Бэкон «Опровержение философии»1608 Переход от «философии слов» к «философии дела». Наука – средство решения социальных проблем. Основное орудие познания – чувства, опыт, эксперимент и построенное на них знание. «Новый Органон» изложение новой логики.

«ЗНАНИЕ – СИЛА» Союз философии с естествознанием. Создание новой науки. Предмет – природа, цель – власть человека над природой, средство – индуктивный метод. ИНДУКЦИЯ – переход от частного к общему, от опыта к теории. Классификация наук: 1. Науки о природе (исследование действующих причин явлений) 2. Магические науки (исследование конечных причин явлений) Союз философии с естествознанием. Создание новой науки. Предмет – природа, цель – власть человека над природой, средство – индуктивный метод. ИНДУКЦИЯ – переход от частного к общему, от опыта к теории. Классификация наук: 1. Науки о природе (исследование действующих причин явлений) 2. Магические науки (исследование конечных причин явлений)

Что такое эксперимент? З таблицы: 1. Сущности (позитивных инстанций) 2. Отклонения в ближайшем (негативных инстанций) 3. Степеней или сравнения.

Индуктивная логика Таблицы отклонения, или отсутствия в ближайшем Не обнаруживается, чтобы кометы (если и их причислять к метеорам) производили очевидное и постоянное действие на увеличение жары… Огненные метеоры. 3 Лучи солнца не производят тёпла в средней (как её называют) области воздуха. Обычно этому даётся неплохое объяснение, а именно что эта средняя область не приближена достаточно ни к теплу солнца, откуда исходят лучи, ни к земле, которая их отражает. Это можно видеть на вершинах гор (если они не чрезмерно высоки), где постоянно пребывает снег. Солнечные лучи, отражённые и собранные, как, например, среди гор или в стенах и особенно в зажигательных зеркалах. 2 Лучи Луны, звёзд и комет не оказываются тёплыми для осязания… Солнечные лучи, особенно летом и в полдень. 1 Примеры отсутствия в ближайшем Примеры присутствия

Индуктивная логика Таблицы отклонения, или отсутствия в ближайшем … так называемый блуждающий огонь, который иногда налетает на стену, содержит мало тепла. Возможно, он подобен пламени винного спирта, которое спокойно и мягко. Всякое пламя. 6 Извержения пламени происходят в холодных областях не менее, чем в тёплых, как, например, в Гренландии и в Исландии; равным образом и деревья в холодных областях иногда более воспламеняемы и более смолисты, чем в тёплых. Таковы ель, сосна и другие. Извержение пламени из горных недр и т. д. 5 Бывают сверкания, которые дают свет, но не жгут, и они всегда бывают без грома. Воспламеняющиеся молнии. 4 Примеры отсутствия в ближайшем Примеры присутствия

Индуктивная логика Таблицы отклонения, или отсутствия в ближайшем … нет ни одной осязаемой жидкости, которая была бы тепла по своей природе и постоянно оставалась бы таковой. Тепло наводится только на время... Кипящие или нагретые жидкости. 9 Недостаточно исследовано, в каких местах и в почве какой природы обычно истекают тёплые источники. Поэтому здесь не присоединяется отрицательный пример. Естественные горячие источники. 8 … гнилое дерево … светит ночью и, однако, не отдаёт теплом... Раскалённые тела. 7 Примеры отсутствия в ближайшем Примеры присутствия

Индуктивная логика Таблицы степеней, или сравнений Ф. Бэкон. «Новый Органон». В-третьих, должно представить разуму примеры, в которых исследуемая природа присутствует в большей и в меньшей степени. Это возможно или посредством сопоставления роста и уменьшения этого свойства в одном и том же предмете, или посредством сравнения его в различных предметах.

Учение о «призраках» («идолах») разума Есть четыре вида идолов, которые осаждают умы людей Идолы площади Идолы рода Идолы пещеры Идолы театра

Учение об «идолах» разума Идолы рода Идолы рода находят основание в самой природе человека, в племени или самом роде людей, ибо ложно утверждать, что чувства человека есть мера вещей. Наоборот, все восприятия как чувства, так и ума покоятся на аналогии человека, а не на аналогии мира. Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривлённом и обезображенном виде. Ф. Бэкон. «Новый Органон».

Учение об «идолах» разума Идолы пещеры Идолы пещеры суть заблуждения отдельного человека. Ведь у каждого помимо ошибок, свойственных роду человеческому, есть своя особая пещера, которая ослабляет и искажает свет природы. Происходит это или от особых прирождённых свойств каждого, или от воспитания и бесед с другими, или от чтения книг и от авторитетов, перед какими кто преклоняется, или вследствие разницы во впечатлениях, зависящей от того, получают ли их души предвзятые и предрасположенные или же души хладнокровные и спокойные... Ф. Бэкон. «Новый Органон».

Учение об «идолах» разума Идолы площади (рынка) Существуют ещё идолы, которые происходят как бы в силу взаимной связанности и сообщества людей. Эти идолы мы называем, имея в виду порождающее их общение и сотоварищество людей, идолами площади. Люди объединяются речью. Слова же устанавливаются сообразно разумению толпы. Поэтому плохое и нелепое установление слов удивительным образом осаждает разум. Ф. Бэкон. «Новый Органон».

Учение об «идолах» разума Идолы театра Существуют, наконец, идолы, которые вселились в души людей из разных догматов философии, а также из превратных законов доказательств. Их мы называем идолами театра, ибо мы считаем, что, сколько есть принятых или изобретённых философских систем, столько поставлено и сыграно комедий, представляющих вымышленные и искусственные миры. Ф. Бэкон. «Новый Органон».

Идолы познания: 1.Рода. 2.Пещеры. 3.Театра. 4.Площади. З пути познания: Муравья. Паука. Пчелы. 1.Рода. 2.Пещеры. 3.Театра. 4.Площади. З пути познания: Муравья. Паука. Пчелы.

Т.Гоббс Разработка опытно-экспериментального метода. 2 рода знания: 1. Знание факта. 2. Научное знание. Искусство определений. Создание концепции языка. Позиция номинализма (слова – метки). Учение о государстве и обществе.

Дж.Локк. «Опыт» Критика врожденных идей. Ощущения – единственные окна в мир. Идеи: простые и сложные; первичных и вторичных качеств; реальные и фантастические, адекватные и неадекватные.

Рене Декарт ( ) Род. 31 марта 1596 г. в Лаэ (ныне Декарт) Учится к коллеже Ла Флеш ( ) Годы путешествий ( ) Ульмское «озарение» (10 ноября 1619 г.) Жизнь в Париже ( ) В эмиграции в Нидерландах ( ) Поездки в Париж (1644, 1647, 1648) Переезд в Швецию (1649) Ум. 11 февраля 1650 г. в Стокгольме Париж Лаэ Ла Флеш Ульм Лейден Стокгольм

Рене Декарт ( ) Рене Декарт (копия утраченного портрета работы Ф. Хальса) Мир, или Трактат о свете (1633) Рассуждение о методе (1637) Размышления о первой философии (1641) Первоначала философии (1644) Основные сочинения

Рационализм Р.Декарт Дуализм: признание двух субстанций. Материя (протяжение) Дух (мышление) Метод – математическая дедукция. Дедукция- переход от общего к частному, от теории к опыту, от теорий более общих к теориям меньшей общности.

Сомнение есть акт мысли. Я сомневаюсь, следовательно я мыслю. Следовательно, моё собственное существование – несомненная истина. Гносеология Декарта «Я мыслю, следовательно, существую» Но раз моя уверенность в собственном существовании зиждется на факте мышления, значит я есть мыслящее существо. Я могу усомниться во всём, но только не в том, что я сомневаюсь, ибо самим фактом сомнения я лишь подтверждаю, что сомневаюсь. Но я не мог бы мыслить, если бы не существовал. Я мыслю, следовательно я существую. Cogito ergo sum

Принцип методического сомнения. Я сомневаюсь – следовательно, я мыслю, я мыслю, следовательно, я существую cogito ergo sum Главная идея Декарта – первичность разума по отношению к бытию и познанию. Принцип свободы. Модель свободного познания – математика мыслящее «я» - первая реальность. Интеллектуальная интуиция – это твердое и отчетливое представление, которое рождается в уме и не вызывает сомнения.

Учение Декарта о врожденных идеях. Врожденные идеи: Бог (существует); «число»; «воля», «тело», «душа», «структура»… Сведение мышления к сумме приемов. «Правила для руководства ума». Знание – характер самообоснования. Врожденные идеи – выражают внутреннюю структуру мышления. Учение Декарта о врожденных идеях. Врожденные идеи: Бог (существует); «число»; «воля», «тело», «душа», «структура»… Сведение мышления к сумме приемов. «Правила для руководства ума». Знание – характер самообоснования. Врожденные идеи – выражают внутреннюю структуру мышления.

Научный метод познания Декарта 1. Первое правило – принимать за истинное все то, что воспринимается в ясной и отчетливой форме. Т.е. самоочевидно (разумная интуиция). 2. Второе правило – делить каждую сложную вещь, ради успеха ее изучения до самых простых, ясных и самоочевидных вещей ( простота).

3. Третье правило – в познании мыслью идти от простых элементарных, наиболее доступных вещей к вещам более сложным и трудным. 4. Четвертое правило – «энумерация»: осуществлять полные перечни. Обзоры. Не упуская ничего из внимания. Ориентирует на достижение полноты знания. Требует наиболее полных классификаций, полной индукции. 3. Третье правило – в познании мыслью идти от простых элементарных, наиболее доступных вещей к вещам более сложным и трудным. 4. Четвертое правило – «энумерация»: осуществлять полные перечни. Обзоры. Не упуская ничего из внимания. Ориентирует на достижение полноты знания. Требует наиболее полных классификаций, полной индукции.

Дуализм духа и материи Су бстанции их атрибуты Субстанция (лат. substantia, под-лежащее, перевод греч. ύπόστασις ) – то, что существует самостоятельно (само по себе), нечто устойчивое и постоянное (в отличие от изменчивого и преходящего). Дух Материя Атрибут (лат. attributum, приданное, приписанное) – определяющий признак (качество, предикат) субстанции, достаточный для её идентификации и необходимый для её существования. Мышление Протяжённость

Проблема взаимодействия субстанций «Шишковидная железа» Лев! Бежим ! Локализуемая Декартом в мозгу шишковидная железа преобразует чувственные (физические) воздействия в мысли и мысли – в физические действия.

Проблема взаимодействия субстанций Психофизический параллелизм Арнольд Гейлинкс ( ) Пример двух часов Материальные и духовные процессы согласованы, подобно тому как две пары часов показывают одно и то же время, хотя они и не взаимодействуют между собой – об этом позаботился Мудрый Часовщик.

А. Гейлинкс подчеркивал противоположность духа и тела и доказывал невозможность их взаимовлияния в человеке (психофизический параллелизм). Взаимоотношения души и тела иллюстрировал примером двух часов, так заведенных Богом, что ход их постоянно согласован (пример этот в дальнейшем использован Г. Лейбницем для теории предустановленной гармонии. В основе этики Гейлинкса лежал принцип: «Где ничего не можешь, там и не желай ничего».