ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДЕТСКОМ САДУ. ПОДГОТОВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ БАБАК М.П. «Дети должны жить в мире красоты, игры,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Предметно пространственная развивающая среда ДОО Шалатонова Н.М. Ст. воспитатель МБДОУ «ЦРР –д/с «Алёнушка»
Advertisements

Предметно – развивающее пространство в ДОУ. наследственность среда воспитание Факторы, влияющие на развитие личности.
«В ногу со временем: изучаем ФГОС ДО» «ФГОС – ориентир развития системы дошкольного образования РФ. Развивающая предметно-пространственная среда.»
ПРЕДМЕТНО- РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ДОУ. Предметно-развивающая среда – это организованное жизненное пространство способное обеспечивать социально – культурное.
«В ногу со временем: изучаем ФГОС ДО» «ФГОС – ориентир развития системы дошкольного образования РФ. Развивающая предметно-пространственная среда.» Выполнила:
Развивающая предметно- пространственная среда МДОУ 2.
Презентация к уроку по теме: ПРЕДМЕТНО- РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ДОУ.ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Предметно-развивающая среда в ДОУ как условие поддержки развития ребенка подготовила:Маркушина Т.И г.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 5 «Брусничка» учебный год.
Мастер-класс: «Организация предметно-развивающей среды в связи с введением ФГОС» МДОУ детский сад общеразвивающего вида 226.
Работу выполнила: воспитатель первой категории Карташова Т.М.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 74 – детский сад комбинированного вида Методическое объединение для воспитателей по теме:
L/O/G/O Роль предметно- пространственной развивающей среды в речевом развитии детей В пустых стенах ребенок не заговорит… Е. И. Тихеева.
Теоретико-методологические основы предметно- развивающей среды в работе учителя-логопеда ДОУ.
Развивающая предметно – пространственная среда в соответствии ФГОС.
Насыщенность образовательной среды в соответствии с возрастными возможностями детей. Воспитатель: Голосная С.В.
Требования ФГОС к развивающей предметно – пространственной среде, как к одному из условий реализации основной образовательной программы.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 59 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Развитие речи детей раннего дошкольного.
Современная предметно- развивающая среда презентация МАДОУ д/с «Колосок» Логачёва О.А. восп. I кат.
Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно.
Транксрипт:

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДЕТСКОМ САДУ. ПОДГОТОВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ БАБАК М.П. «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка…» В. Сухомлинский

ПЕДАГОГ, ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА, ЕГО СПОСОБНОСТЕЙ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ИНИЦИАТИВНОСТИ ТВОРЧЕСТВА, СТАВИТ ПЕРЕД СОБОЙ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ: конструировать и наполнять предметно-развивающую среду соответствующим содержанием; обеспечить продуктивность использования предметно-развивающей среды.

ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ДЕТСКОМ САДУ ДОЛЖНА: иметь привлекательный вид; выступать в роли естественного фона жизни ребенка; снимать утомляемость; положительно влиять на эмоциональное состояние; помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир; давать возможность дошкольнику заниматься самостоятельной деятельностью. Центр изодеятельности Центр музыки Кабинет психолога Центр наук Музыкальный зал Кабинет методиста Центр наук экспериментирование Центр воды и песка Центр строительства Центр грамотности Центр драматизации и игры Центр естествознания Центр приготовления еды Спортивный центр Центр уединения

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗОЙ К ОТБОРУ ОБОРУДОВАНИЯ, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ И ИГРОВЫХ МАТЕРИАЛОВ ЯВЛЯЮТСЯ: концепция дошкольного воспитания (1989 г.); концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (1993 г.); методическое письмо Министерства образования Российской Федерации от /19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»; требования Сан ПиН от г.; концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) от г.; письмо Министерства образования РФ от ин/14-03 «Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье»; приказ МО РФ «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей» ( г.)

ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ: положительное эмоциональное ощущение ребенка в группе; отсутствие конфликтов среди детей; наличие продуктов детской деятельности; динамика развития ребенка; невысокий уровень шума.

ПРИ ПОСТРОЕНИИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДЕТСКОМ САДУ ДОЛЖНЫ СОБЛЮДАТЬСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ. Гигиенические – безопасность и комфортность пребывания ребенка в группе и на участке ДОУ для положительного эмоционального тонуса и личностного развития ребенка. Психолого-педагогические – гендерный подход; приоритетное направление педагогов группы; интересы, склонности, способности; уровни развития детей и возрастные особенности; особенности реализуемой программы и педагогических технологий. Эстетические – использование детских работ в оформлении интерьера в группах. Далее хотелось бы выделить ведущие характеристики предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении. Комфортность и безопасность обстановки чаще всего достигается через сходство интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой. Это снимает стресс о образующее воздействие на ребенка, создает чувство уверенности и безопасности.

Обеспечение богатства сенсорных впечатлений. Предметы обстановки групповых помещений необходимо подбирать таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, материалов, гармонию окружающего мира, т.е. это естественный природный, бросовый материал, разнообразные бытовые предметы. Обеспечение самостоятельной индивидуальной детской деятельности достигается через постоянное насыщение пространства разнообразными материалами для приобретения опыта социальной жизни. Обеспечение возможности для исследования и научения. Детское экспериментирование строится самим дошкольником по мере получения новых сведений о предмете (объекте). Функциональность предметной среды означает, что в обстановке помещения находятся только те материалы, которые востребуются детьми и выполняют развивающую функцию.

ДЛЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ. Принцип уважения к потребностям, нуждам ребенка. У ребенка дошкольного возраста три основные потребности: потребность в движении, потребность в общении, потребность в познании. Среда организуется так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, как, где, во что играть. Подбор оборудования и материалов для группы определяется особенностями развития детей конкретного возраста. Принцип гибкого зонирования. Пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало детям, не мешая друг другу, в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься разными видами деятельности (двигательной, музыкальной, познавательной, игровой. экспериментальной). Для этого используют разнообразные «маркеры» пространства: ширмы, знаки и символы, стойки с цветами, подвижные перегородки и пр.

Принцип уважения мнения ребенка. Развивающая среда групп комфортна, эстетична, содержательна, удобно расставлено оборудование, учитывать склонности, способности ребенка. Важно также спросить у самого ребенка об увлечениях и вносить в обстановку те игры (игрушки, материалы), которые доставят малышу радость и удовольствие. Принцип опережающего характера. Воспитатель подбирает в группу те материалы, которые предназначены детям определенного возраста, но, кроме них, надо включать в обстановку приблизительно 15% материалов, ориентированных на детей более старшего возраста. Принцип стабильности - динамичности. Ребенок, оставаясь самим собой, вместе с тем постоянно изменяется, развивается. Естественно, его окружение не может быть застывшим, и также требует изменений. Поэтому развивающая среда не может быть построена окончательно, завтра она уже перестанет стимулировать развитие, а послезавтра станет тормозить его. Для этого в проекте среды должна быть заложена возможность ее изменений. Важно помнить, что ребенок не «пребывает» в среде, а преодолевает ее, постоянно меняется, становится другим в каждую минуту.

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. Первым условием осуществления личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослых и детей является установление контакта между ними. Самое задушевное общение взрослого с ребенком, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Принцип детской активности, самостоятельности, творчества. Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта и представлений об окружающем (природе, рукотворном мире, других существах), знакомству с музыкой, движениями, красками, пантомимой, поэзией и т.д. Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого. То, что привлекательно, забавно, интересно, ярко, выразительно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Память ребенка – это его интерес. Поэтому на протяжении всего дошкольного периода важно сделать интересным все, что педагог старается организовать для детей.

Принцип открытости-закрытости среды. Развивающая предметная среда должна изменяться, корректироваться, развиваться, т.е. должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Открытость Природе – проявляется во взаимопроникновении с природным окружением. Открытость Культуре – выражается в приобщении к отдельным ее сферам – изобразительному искусству, предметам декоративно-прикладного искусства, фольклору, особенностям и традициям национальных региональных культур, которые способствуют воспитанию патриотизма у детей, гордости за свои родные места, развитию представления о малой Родине и воспитанию чувства любви к ней. Открытость своего «Я» – выражается в формировании собственного внутреннего мира и способности поделиться им с другими, пополнять его через общение с окружающими, что способствует развитию толерантной личности.

Принцип учета половых и возрастных различий детей. Мальчики и девочки по- разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и мочат, чувствуют и переживают. Но и девочки и мальчики должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности. Разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников обоего пола. Создавая предметно-пространственную среду, важно учитывать особенности детей, посещающих каждую конкретную группу: возраст дошкольников, уровень их развития, склонности, способности, интересы, гендерный состав, личностные особенности.

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРЕДМЕТНО- РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ Модель предметно- развивающей среды Предметное содержание для самостоятельной или совместной со взрослыми и сверстниками деятельности Игры, предметы и игровые материалы для осуществления самостоятельной или совместной со взрослыми и сверстниками деятельности Учебно-методические пособия, используемые взрослыми в процессе обучения. Оборудование для осуществления детьми разнообразных деятельностей (мольберты, ковролины, игровые и спортивные уголки и др.) Организация пространства – обеспечение и активное использование его детьми Временные изменения предметного содержания Для стимулирования детской активности, учета происходящих в ребенке изменений, связанных с его ростом и развитием