Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемНикита Филатов
Презентация к уроку по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности" по теме "Информационная культура"
2 Составитель: преподаватель Струкова Елена Алексеевна Организация: ГБОУ СПО «Армавирский машиностроительный техникум» КК г.Армавир 2012 г. Информационные технологии – движущая сила развития общества
3 Информационная революция современного мира В мире накоплен огромный информационный потенциал. Процесс фундаментальных преобразований производительных сил общества, вызванный увеличением использования в производстве знаний и ускоренным обновлением информационных технологий, получил название "Информационной революции".
4 Информатизация общества Информатизация - одна из немногих, если не единственная область экономики, которая, несмотря на современную кризисную ситуацию в нашем обществе, бурно развивается. Это, по-видимому, обусловлено тем, что увеличение содержания информации в каком-либо продукте дает возможность затрачивать на его изготовление меньше сырья, энергии и труда. Информация - единственный уникальный вид ресурсов, который в развитии человечества не только не истощается, но качественно совершенствуется. Она не требует ни простого, ни расширенного воспроизводства.
5 Информатизация - комплексная система мероприятий, направленных на поддержку принятия решения по вопросам управления с помощью современных информационных технологий - объективный и неизбежный период развития современного общества
6 Схема взаимодействия информационных процессов и управленческих действий Реализация решения Принятие решения Информационное обеспечение принятия решения Менеджмент Информатика Появление Сбор Хранение Обработка Поиск Распространение Потребление информации
7 Компьютеризация общества При компьютеризации общества основное внимание уделяется развитию и внедрению технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление.
8 Информационный обмен при изучении информатики
9 Информационное общество Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенном на использовании различной информации и получившего название информационного общества. Характерные черты информационного общества: решена проблема информационного кризиса, т.е. разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом; обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами; главной формой развития станет информационная экономика; информационная технология приобретает глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека; формируется информационное единство всей человеческой цивилизации; реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду.
10 Информационная культура Информационная культура - умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы. Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в некоторых аспектах:
11 Проявление информационной культуры в конкретных навыках по использованию технических устройств; в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию; в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать; во владении основами аналитической переработки информации; в умении работать с различной информацией; в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.
12 Информационные процессы Информационные процессы - по определению Федерального Закона "Об информации, информационных технологиях и защите информации" от 8 июля 2006 г. - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации. Информационный процесс - совокупность последовательных действий (операций), производимых над информацией (в виде данных, сведений, фактов, идей, гипотез, теорий и пр.), для получения какого-либо результата (достижения цели). Информация проявляется именно в информационных процессах. Информационные процессы всегда протекают в каких-либо системах (социальных, социотехнических, биологических и пр.).
13 Информационные процессы Создание информации Обработка информации Хранение информации Передача информации Поиск информации Кодирование информации - это любые процессы, связанные с преобразованием информации. Подробнее…
14 Информационные услуги Информационные услуги - деятельность по обработке и распространению информации. Средства обработки информации - деятельность по производству технического оборудования для подготовки, распространения информации и информационных услуг.
15 Информационные продукты Информационный продукт - документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и представленная в форме товара. Информационными продуктами являются программные продукты, базы и банки данных и другая информация.
16 Информационные ресурсы входят в интеллектуальный фонд общества, определяемый накоплением, распределением и практической реализацией знаний квалифицированной рабочей силы, включающей выраженный в информации научный и производственный опыт не только современников из всех стран мира, но и предшественников за все времена. Информационные ресурсы
17 Государственные информационные ресурсы Государственные информационные ресурсы РФ являются открытыми и общедоступными, за исключением отнесенной законом к категории ограниченного доступа. К информации открытого типа относятся: законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права и обязанности граждан; документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов и населения в целом; документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других ресурсов, о состоянии экономики, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне; документы, накопленные в открытых фондах библиотек, архивов, информационных систем органов государственной власти.
18 Одним из ключевых показателей информатизации является информационный потенциал, т.е. способность решать текущие и перспективные задачи информационного обслуживания общественного производства на уровне оптимальных возможностей, определяемых достигнутым в данный период в мире средним уровнем развития информационных технологий. Информационное взаимодействие
19 Информационная деятельность Деятельность человека, связанную с процессами получения, преобразования, накопления и передачи информации называют информационной деятельностью. По мере развития общества, научно-технического прогресса человечество создавало все новые средства и способы сбора, хранения, передачи информации. Но важнейшее в информационных процессах обработка и целенаправленное преобразование информации осуществлялось до недавнего времени исключительно человеком. Однако постоянное совершенствование техники и производства привело к резкому возрастанию объема информации, с которой приходится оперировать человеку в процессе его профессиональной деятельности, постоянно увеличивался также объем информации, необходимой для решения задач планирования и управления производством.
20 Информационные системы Информационная система (ИС) это система, построенная на базе компьютерной техники, предназначенная для хранения, поиска, обработки и передачи значительных объемов информации, имеющая определенную практическую сферу применения.
21 Информационно-правовые системы Контур-Норматив это справочно-правовой сервис, функционирующий в режиме он- лайн, с помощью которого руководители, бухгалтеры, специалисты по кадрам могут круглосуточно получать доступ к актуальным нормативным документам и справочной документации по всем вопросам бухгалтерского, налогового, кадрового и управленческого учета. Консультант Плюс имеются федеральные и международные документы, более одного миллиона судебных решений, финансовые консультации, законопроекты, разъяснения к правовым актам, уникальные аналитические материалы; представлено законодательство России и всех 83 регионов. Гарант имеются международные и федеральные документы, судебные решения, финансовые консультации и которая состоит из одной объединённой базы. Кодекс большое количество нормативно-технических документов ГОСТов, СНи Пов, РД и т. д. и имеющая специализированные справочные системы по различным отраслям деятельности (строительство, экология, электроэнергетика, охрана труда и пр.); также здесь имеются международные и федеральные документы, судебные решения, финансовые консультации, тексты указов президента. Референт уникальная база авторских материалов, Законодательство РФ, Москвы и МО по всем отраслям права более молодая система в данном классе (первый релиз вышел в 1995 г.), что определяет как ее достоинства («свежий» подход к разработке, современный интерфейс, аналитические инструменты компьютерной сортировки документов), так и недостатки (небольшое количество материалов региональных арбитражных судов, по сравнению с аналогами).
22 Геоинформационные системы Геоинформационные системы (также ГИС географическая информационная система) системы, предназначенные для сбора, хранения, анализа и графической визуализации пространственных данных и связанной с ними информации о представленных в ГИС объектах. Другими словами, это инструменты, позволяющие пользователям искать, анализировать и редактировать цифровые карты, а также дополнительную информацию об объектах, например высоту здания, адрес, количество жильцов. ГИС включают в себя возможности СУБД, редакторов растровой и векторной графики и аналитических средств и применяются в картографии, геологии, метеорологии, землеустройстве, экологии, муниципальном управлении, транспорте, экономике, обороне.
23 Информационная индустрия Информационная индустрия - производство информационных товаров и услуг на базе информационных технологий. Информационная индустрия включает производство вычислительной техники и производство информации.
24 Государственный информационный регистр Государственный регистр электронных информационных ресурсов и информационных систем формируется и функционирует согласно Правилам ведения Государственного регистра электронных информационных ресурсов и информационных систем и депозитария, утвержденным постановлением Правительства на основании сведений, ежегодно представляемых владельцами информационных ресурсов и информационных систем. Задачами Государственного регистра электронных информационных ресурсов и информационных систем являются систематизация информации об информационных ресурсах и информационных системах, информирование физических и юридических лиц о содержащейся в Государственном регистре информации, информационное обеспечение государственных органов, представление информации разработчикам информационных ресурсов и информационных систем для организации интеграции информационных ресурсов и информационных систем, а также обмена данными между информационными ресурсами и информационных систем. Формирование базы Государственного регистра электронных информационных ресурсов и информационных систем ведется на основании заявок о регистрации информационных ресурсов и информационным систем, ежегодно представляемых владельцами информационных ресурсов и информационных систем в адрес Агентства по информатизации и связи на бумажных и электронных носителях. Государственные базы данных, информационные системы, Web-сайты и сети передачи данных на территории России, разработка и создание которых финансируется из государственного бюджета, подлежат обязательному государственному учету и регистрации. Государственная регистрация негосударственных баз данных, информационных систем, Web-сайтов и сетей передачи данных может производиться по инициативе собственников указанных информационных ресурсов и информационных систем. Государственная регистрация информационных ресурсов и информационных систем производится на основании заявки владельца ресурса.
25 Стандартизация и сертификация Информационная деятельность регулируется определенными государственными нормами и правилами. Стандартизация это один из видов деятельности по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения: экономии всех видов ресурсов; безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; безопасности хозяйственных объектов с учётом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций; технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции; качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии; единства измерений; обороноспособности и мобилизационной готовности страны. Под стандартизацией понимается деятельность, направленная на достижение упорядочения в определённой области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих и потенциальных задач. Эта деятельность проявляется в разработке, опубликовании применении стандартов. Стандартом называется документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Сертификация процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям. Сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров(в ред. Федерального закона от ФЗ). Часто отождествляют сертификацию и лицензирование. Лицензия это право (разрешение) на осуществление какой-либо деятельности, сертификат на услуги документ, подтверждающий, что качество услуг соответствует определённым требованиям.
26 Для работы с информацией существуют информационные методы, которые включают в себя цели и условия получения информации Информационные методы Естественные Искусственные Основанные на мышлении (приобретенные в результате обучения) Технические (аппаратные) Логические (программные) Основанные на системе чувств восприятия (врожденные)
27 Информационные технологии Информационная технология есть совокупность конкретных технических и программных средств, с помощью которых мы выполняем разнообразные операции по обработке информации во всех сферах нашей жизни и деятельности. Иногда информационную технологию называют компьютерной технологией или прикладной информатикой.
28 Виды информационных технологий Под словом технология принято понимать совокупность условий (режимов), приемов и навыков использования предметов труда (инструментов и материалов) для получения результатов труда в определенном количестве с заданным качеством. Инструментами труда в информатике являются аппаратные и программные средства вычислительной техники, а материалами – носители информации и структуры данных.
29 Информационная технология – информационный процесс, в результате которого создается информационный продукт. Коммуникационная технология - информационный процесс, в результате которого происходит передача и обмен информацией. Например, технология электронного документооборота, технология баз данных, коммуникационные технологии, технологии программирования, технологии компьютерной графики и т.д.
30 Этические нормы информационной деятельности Никогда не давайте частной информации о себе (фамилию, номер телефона, адрес - без разрешения родителей. Встреча в реальной жизни со знакомыми по Интернет-общению не является очень хорошей идеей, поскольку люди могут быть разными в электронном общении и при реальной встрече. Если вы все же хотите встретиться с ними, сообщите об этом родителям, и пусть они пойдут на первую встречу вместе с вами. Не открывайте письма электронной почты, файлы или Web-страницы, полученные от людей, которых вы реально не знаете или не доверяете им. Никому не давайте свой пароль Никогда не делайте того, что может стоить денег вашей семье, Всегда будьте вежливыми в электронной переписке, и ваши корреспонденты будут вежливыми с вами. В электронных письмах не применяйте текст, набранный в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ - это воспринимается в сети как крик, и может расстроить вашего собеседника. Не присылайте в письме информацию большого объема (картинки, фотографии и т.п.) без предварительной договоренности с вашим собеседником. Не рассылайте писем с какой-либо информацией незнакомым людям без их просьбы - это воспринимается как "спам", и обычно досаждает пользователям сети. Всегда ведите себя в сети так, как бы вы хотели, чтобы вели себя с вами!
31 Информационное пространство Единое информационное пространство представляет собой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей.
32 Единое информационное пространство складывается из следующих главных компонентов: информационные ресурсы, содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации; организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации; средства информационного взаимодействия граждан и организаций, обеспечивающие им доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий, включающие программно-технические средства и организационно-нормативные документы.
33 Информационные угрозы перехват электронных сообщений; применение подслушивающих устройств; дистанционное фотографирование; перехват акустических излучений и восстановление текста принтера; хищение носителей информации и производственных отходов; считывание данных в массивах других пользователей; чтение остаточной информации в памяти системы после выполнения санкционированных запросов; копирование носителей информации с преодолением средств их защиты; маскировка под зарегистрированного пользователя; мистификация (маскировка под запросы системы); использование программных ловушек; использование недостатков систем программирования операционных систем; включение в библиотеки программ специальных блоков типа «троянский конь». Возможные пути вмешательства в чужое информационное пространство (информационные угрозы) могут быть таковы:
34 Информационная безопасность Существуют различные механизмы безопасности: шифрование; цифровая (электронная) подпись; контроль доступа; обеспечение целостности данных; обеспечение аутентификации; подстановка трафика; управление маршрутизацией; арбитраж (или освидетельствование). Все средства защиты данных могут быть отнесены к одной из следующих групп: защита аппаратных составляющих компьютера; защита линий связи; защита баз данных; защита подсистемы управления компьютера.
35 Правовые нормы информационной деятельности 1)Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" Принят Государственной Думой 8 июля 2006 года, одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 года Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Статья 3. Принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации Статья 4. Законодательство Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации Статья 5. Информация как объект правовых отношений Статья 6. Обладатель информации Статья 7. Общедоступная информация Статья 8. Право на доступ к информации Статья 9. Ограничение доступа к информации Статья 10. Распространение информации или предоставление информации Статья 11. Документирование информации Статья 12. Государственное регулирование в сфере применения информационных технологий Статья 13. Информационные системы Статья 14. Государственные информационные системы Статья 15. Использование информационно-телекоммуникационных сетей Статья 16. Защита информации Статья 17. Ответственность за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации Статья 18. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ
36 2) Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (с изменениями от 27 мая, 25 июня 1998 г., 9 февраля, 15, 18 марта, 9 июля 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня, 7 августа, 17 ноября, 29 декабря 2001 г., 4, 14 марта, 7 мая, 25 июня, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 11 марта, 8 апреля, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 21, 26 июля, 28 декабря 2004 г., 21 июля, 19 декабря 2005 г., 5 января, 27 июля, 4, 30 декабря 2006 г., 9 апреля, 10 мая, 24 июля, 4 ноября, 1, 6 декабря 2007 г., 14 февраля, 8 апреля 2008 г.) Принят Государственной Думой 24 мая 1996 г., одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 г. Глава 28. Преступления в сфере компьютерной информации Статья 272. Неправомерный доступ к компьютерной информации Статья 273. Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ Статья 274. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети 3) Закон Российской Федерации о правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных от 23 сентября 1992 г I (в ред. Федерального закона от ФЗ)
37 Интернет – основной источник информации 10 заповедей этикета Интернета 1. Помните о человеке! Не забывайте, что даже через посредство Сети и напичканного электроникой компьютера вы общаетесь с живым человеком. Не позволяйте одурманить себя атмосферой анонимности и вседозволенности - помните, что на другом конце провода такой же человек, как и вы... Сочиняя электронное послание, представьте, что все это говорите человеку прямо в лицо - и старайтесь, чтобы при этом вам не было стыдно за свои слова. 2. Следуйте в Сети тем же правилам, которым вы следуете в реальной жизни. Нарушение законов человеческого общения, моральных правил или норм общественной жизни Сети, возможно, и пройдет для вас относительно безнаказанным... Но будет ли при этом чиста ваша совесть? 3.Помните, что вы находитесь в киберпространстве! Его границы куда шире, чем границы привычного нам человеческого общества, и в разных его частях могут действовать свои законы. Поэтому, сталкиваясь с новым для вас видом общения в Сети, изучайте его законы и признавайте их приоритет!
38 4. Бережно относитесь ко времени и мнению других людей! Обращайтесь за помощью только тогда, когда это действительно необходимо 5. Старайтесь выглядеть достойно в глазах своих собеседников! Не экономьте свое время на "условностях" типа правил хорошего тона или, скажем, правил грамматики и орфографии. 6. Не пренебрегайте советами знатоков и делитесь своими знаниями с другими! Будьте благодарны тем, кто тратит свое время, отвечая на ваши вопросы. Но и сами, получив письмо с вопросом от другого пользователя, не спешите отправлять это послание в мусорную корзину, каким бы нелепым и наивным оно не казалось. 7. Сдерживайте страсти. Вступать в дискуссии никакой этикет не запрещает, однако не опускайтесь до брани и ругательств 8. Относитесь с уважением не только к своей, но и к чужой приватности! Если вы по каким-то причинам хотите сохранять анонимность в Сети, признавайте эти права и за вашим собеседником., не копайтесь в чужих почтовых ящиках и, в конечном итоге, в чужих компьютерах! Господа хакеры, это относится непосредственно к вам Не злоупотребляйте своей властью и влиянием в Сети! Завоевать доверие трудно, а потерять - так легко! 10. Будьте терпимы к недостаткам окружающих вас людей! Не смотрите на то, соблюдают или нет ваши собеседники правила сетевого этикета, соблюдайте их сами! В конце концов, предельно вежливо порекомендуйте собеседнику ознакомиться с этими правилами...
39 Характеристики информационной культуры Коммуникативные умения Способность эффективного осуществления наблюдения, сравнения, анализа, синтеза Умение представлять информацию в различных видах и формах Умение составлять информационные модели объектов окружающей действительности Умение строить схемы и модели Наличие эмоционально – волевой сферы Владение методами информатики, к которым, прежде всего, относятся формализация и моделирование Владение знаниями о современных информационных и компьютерных технологиях, информационных системах, о процессах управления и познания, о различных видах деятельности человека в информационном обществе Владение учебными навыками
40 Литература 1. Михеева Е.В. «Информационные технологии в профессиональной деятельности» «Питер» с 2. Информатика и ИКТ. Учебник. 11 класс. Базовый уровень / Под ред. проф. Н. В. Макаровой. - СПб.: Питер, – 224 с. 3. Журнал «Информатика и образование», 2010 – 2012 гг. 4. Большая школьная энциклопедия, Т. 1. Естественные науки (автор – составитель раздела информатики Симонович С. В.). – М.: Русское энциклопедическое товарищество, – 704 с. 5. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10 – 11 классов / Н. Д. Угринович. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, – 512 с.: ил Список рекомендуемых Интернет-ресурсов 8. Информация по теории и методике обучения информатике, научной организации труда учителя информатики, примеры уроков и внеклассных мероприятий по информатике, занимательные задания и др. 9. Сайт Московского Центра Интернет Образования: «Дистанционное образование», «Сетевое объединение методистов», «Вопросы интернет-образования» Методика дистанционного обучения Учебный центр Федерального Института Развития Образования, 2006
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.