Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемМарта Ямщикова
1 Тема «Основные сегменты современного кредитного рынка» 1. Рынок ипотечного кредитования. 2. Рынок микрокредитования (микрофинансирования). 3. Перспективы развития банковского кредитного рынка (ЭССЕ).
2 1. Рынок ипотечного кредитования.
3 Ипотечное кредитование представляет собой целостный механизм реализации отношений, возникающих по поводу организации, продажи и обслуживания ипотечных кредитов.
4 Ипотечный кредит - это долгосрочное обязательство заемщика, исполнение которого обеспечивается залогом недвижимого имущества (ипотекой).
5 Особенности недвижимого имущества как предмета залога, с одной стороны, повышают надежность обеспечения, с другой стороны, вызывают определенные требования к оформлению договора залога: - недвижимое имущество должно быть застраховано (банки могут рекомендовать застраховать не только само недвижимое имущество, но и право собственности на него, а также жизнь и здоровье заемщика); - оценка недвижимого имущества должна быть проведена независимым оценщиком; - права на недвижимое имущество должны быть зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (там же регистрируется и договор залога).
6 Ипотечное кредитование проводится на долгосрочный период. Договор кредитора и должника об установлении ипотеки может быть оформлен специальным документом - закладной. Закладная именная ценная бумага, удостоверяющая следующие права ее владельца: право на получение исполнения по денежному обязательству, обеспеченному ипотекой, без представления других доказательств существования этого обязательства; право залога на имущество, обремененное ипотекой. Как и любая именная ценная бумага, закладная может переходить от одного владельца к другому.
7 Рынок ипотечного кредитования Первичный рынок охватывает деятельность кредитных институтов по кредитованию юридических и фи зических лиц под залог объектов недвижимости. На вторичном рынке происходит возобновление кредитных ресурсов, с помощью которых потом можно выдать кредит следующему заемщику.
8 В Российской Федерации могут быть выпущены следующие виды ипотечных ценных бумаг: облигации с ипотечным покрытием ипотечные сертификаты участия жилищные облигации с ипотечным покрытием
9 Облигация с ипотечным покрытием облигация, исполнение обязательств по которой обеспечивается полностью или в части залогом ипотечного покрытия. Ипотечный сертификат участия именная ценная бумага, удостоверяющая долю ее владельца в праве общей собственности на ипотечное покрытие, право требовать от выдавшего ее лица надлежащего доверительного управления ипотечным покрытием, право на получение денежных средств, полученных во исполнение обязательств, требования по которым составляют ипотечное покрытие.
10 Жилищная облигация с ипотечным покрытием облигация с ипотечным покрытием, в состав которого входят только права требования, обеспеченные залогом жилых помещений. Жилищная облигация с ипотечным покрытием является разновидностью ипотечной облигации, в большинстве случаев выпускается только кредитными организациями.
11 В целом, рынок ипотечного кредитования - это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе выдачи, обслуживания, рефинансирования ипотечных кредитов и обеспечения надежности проведения сделок.
12 В процессе выдачи и обслуживания ипотечного кредита участвуют не только кредиторы и заемщики, но и страховые, риелторские компании, строительные организации, компании по оценке недвижимости, ипотечные брокеры, кредитные бюро, коллекторские агентства. Основными участниками вторичного рынка ипотечного кредитования являются организации, осуществляющие и (или) сопровождающие эмиссию ипотечных ценных бумаг или их производных: эмитенты, организаторы выпуска, организации, обслуживающие ипотечные кредиты, рейтинговые агентства, организации, осуществляющие кредитную поддержку секьюритизационой сделки, инвесторы и т. п.
13 Таким образом, рынок ипотечного кредитования следует рассматривать в рамках взаимодействия между рынком банковских услуг, рынком недвижимости, рынком страхования и рынком ценных бумаг. Уровень развития ипотечного рынка напрямую зависит от уровня развития данных рынков. Они являются взаимосвязанными и взаимозависимыми элементами единой ипотечной системы в стране. В свою очередь, рынок ипотечного кредитования также можно рассматривать как необходимый элемент вышеуказанных рынков.
14 2. Рынок микрокредитования (микрофинансирования)
15 Программы микрофинансирования направлены на решение следующих задач: 1. Финансирование стартующих предпринимателей; 2. Венчурное кредитование как стартующего бизнеса, так и рискованных проектов уже функционирующего бизнеса; 3. Расширение доступа к внешним источникам финансирования предпринимателей собственников небольшого бизнеса и не имеющих возможности воспользоваться традиционным банковским кредитованием; 4. Финансирование социально незащищенных слоев населения, желающих открыть свой бизнес, но не имеющих доступа к традиционным источникам получения денежных средств. Речь прежде всего идет о женщинах, безработных, о населении с низким уровнем дохода.
16 Под услугами микрофинансовых институтов (МФИ) в узкой трактовке понимается только выдача небольших денежных займов (ссуд), а в более широкой - «микрофинансовая услуга» включает в себя, помимо кредитования, операции по привлечению сбережений, страхование, осуществление платежей и ряд других финансовых услуг, а также некоторые социальные услуги, по сути выступающие услугами- комплементами, добавочным продуктом к финансовым услугам. Речь идет о развитии управленческих навыков у клиентов, обучении их правилам и условиям бизнеса, организации и ведению отчетности, в том числе касающейся использования полученных средств. Помимо общественного эффекта, социальные услуги МФИ позволяют добиваться высокой возвратности размещенных средств, в том числе за счет установления доверительных отношений с клиентами.
17 Микрофинансирование - это бизнес, призванный решать социальные задачи; он функционирует на стыке социального развития и коммерческой деятельности. Таким образом, функции микрофинансирования можно разделить на две группы: социальные и экономические.
18 Социальными функциями микрофинансирования являются следующие: - сокращение бедности и поддержка предпринимательской инициативы; - расширение потенциала самозанятости населения; - декриминализация бизнеса и бизнес-отношений развитие легальных МФИ, как показывает зарубежная практика, заставляет сокращаться сектор неформального кредитования, в свою очередь получение финансовой услуги означает «повышение прозрачности» деятельности получателя и обучение финансовой дисциплине.
19 К экономическим функциям микрофинансирования относят: повышение устойчивости развития мелкого бизнеса и расширение сектора малого предпринимательства - микрофинансирование через повышение доступности финансовых услуг может способствовать созданию финансово независимых, свободно финансируемых, локальных организаций в сфере малого бизнеса; повышение качества имеющихся на национальном рынке финансовых услуг, поскольку важной чертой МФИ является восприимчивость к инновациям в части предоставления финансовых услуг. В целом это качество МФИ при адекватном распространении лучшего опыта ведет к общему положительному вектору развития финансовой системы; укрепление и расширение всей финансовой системы - микрофинансирование может укрепить существующую систему финансовых институтов как в целом, так и такие ее сегменты, как банковское кредитование, расширяя рынки сбережений и кредита, повышая их рентабельность; формирование кредитной истории мелких заемщиков для последующего получения кредитов в банках; микрофинансирование само по себе может быть видом бизнеса, способного приносить доход учредителям МФИ и обеспечивать занятость
20 По признаку институтов, предоставляющих финансовые услуги для малого и микро-бизнеса, можно выделить три основных сегмента: сегмент неформального финансирования (неформальные группы взаимопомощи, «черные ростовщики» и т.п.) сегмент специализированного микрофинансирования (специальные микрофинансовые институты) сегмент банковского микрокредитования (банки) Каждому из институтов, формирующих данные сегменты, присущи свои особенности ведения бизнеса и свои требования к заемщику.
21 Наименьшие формальности возникают при обращении за займом к неформальному ростовщику: он может предоставить кредит даже без письменного соглашения на основании устной договоренности и даже без четкого залогового обеспечения. Неформальный заем подразумевает, что отношения между ростовщиком и заемщиком лежат фактически за гранью правового поля, а значит, могут регулироваться не правом, а некими обычаями, в связи с чем они в большей степени присущи раз вивающимся, нежели развитым рынкам.
22 Значительный сегмент на рынке микрофинансирования занимают специализированные микрофинансовые институты (МФИ). Микрофинансовым институтом называется небанковская государственная, частная или общественная организация, предоставляющая населению и предпринимателям микрофинансовые услуги в соответствии с действующим законодательством.
23 К основным принципам деятельности МФИ можно отнести следующие: предоставление займов на условиях срочности и возвратности в целях обеспечения финансовой стабильности предоставление займов на условиях платности для покрытия расходов некоммерческих и получения прибыли коммерческими организациями соблюдение законности при взыскании просроченной задолженности обеспечение прозрачности в учете и отчетности сделок по микрофинансированию
24 Банки имеют более высокий, по сравнению с МФИ, «порог рентабельности», связанный с формальным регулированием и структурой затрат, у них выше минимальный размер кредита, который они могут предоставить с выгодой для себя. Исходя из этого, клиентами банков не могут являться мелкие клиенты, предприниматели, начинающие свой бизнес, не обладающие достаточным залоговым обеспечением, а также планирующие рискованные инвестиции. Деятельность коммерческих банков на рынке микрофинансирования отличается от других его участников.
25 Таким образом, коммерческие банки и МФИ имеют разную целевую аудиторию; следовательно, они не являются конкурентами, а лишь дополняют друг друга на рынке кредитования.
26 Однако граница между двумя этими сегментами, выраженная прежде всего в размере кредита, имеет вид не линии, а полосы, в пределах которой они могут как конкурировать за предпринимателей, так и со трудничать между собой. Нижний предел данной границы определяется наименьшим размером кредита, который может предоставить коммерческий банк в соответствии со своей нормой рентабельности. Верхний предел данной границы зависит от максимального размера кредита, который могут предоставить МФИ без повышенного риска нарушения их устойчивости. Границы такой полосы могут расширяться.
27 3. Перспективы развития банковского кредитного рынка (ЭССЕ)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.