Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЭдуард Лихарев
1 Теория и методология государственного управления доцент Яковчук Виктор Иванович Тема 2. Становление и развитие теории государственного управления как науки и учебной дисциплины Лекция 2. Становление и развитие теории государственного управления как науки и учебной дисциплины Учебные вопросы: 1. Возникновение теории государственного управления. Основоположники теории В.Вильсон, Ф.Гуднау и М.Вебер 2. Развитие теории государственного управления в 2050-е гг. ХХ в. 3. Современный этап в развитии теории государственного управления
2 Литература 1. Антонова Н.Б., Захарова Л.М., Вечер Л.С. Теория и методология государственного управления: курс лекций. – Мн., АУ, с. – С Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник. – М.: Гардарики, – 320 с. – С
3 Эволюция науки государственного управления Основные этапы: е гг. ХIХ в. – 1920 г.; г. – 1950 г.; г. – по настоящее время.
4 Основоположники теории государственного управления Основоположниками теории государственного управления принято считать Вудро Вильсона, Фрэнка Гуднау и Макса Вебера. Профессор Вудро Вильсон ( ), 28-й президент США ( ) в своей работе «Наука государственного управления» (1887 г.) попытался переориентировать политологию на изучение «организации и методов работы правительственных учреждений» в целом. Им разработана модель «административной эффективности», предлагающая использование в государственном управлении методов организации и управления бизнесом.
5 Вудро Вильсон считал: «государственное управление находится за пределами собственно политической сферы... Хотя политика и определяет задачи для органов управления, ее вмешательство в процессы управления недопустимо»; задача государственной администрации состоит, прежде всего, в оперативном и компетентном проведении в жизнь решений политических лидеров; отношения между администрацией, исполняющей законы, и властью, создающей законы, составляют самую сущность правительственной системы. Политики и администраторы во всякой хорошо отлаженной государственной системе должны идти рука об руку.
6 Вудро Вильсон обосновал: необходимость высокого профессионализма в системе государственного администрирования. Тем самым бюрократия должна превратиться в инструмент профессионального управления с его принципами «иерархии и разделения функций».
7 Американский политолог Фрэнк Гуднау считал: функции между политиками и администраторами должны быть четко разграничены, причем политики контролируют деятельность администраторов, а последние, в свою очередь, подчиняются решениям политиков; ведущее место в теории государственного управления должны занять вопросы научного управления (менеджмента) не зависимого от политической идеологии.
8 Немецкий социолог Макс Вебер ( ) написал классический труд «Хозяйство и общество» (1921), посвященный месту и роли бюрократии в государственном управлении, который является актуальным до настоящего времени. сформулировал универсальные принципы бюрократической организации, такие как: административные учреждения организованы иерархически; каждое учреждение имеет свою собственную область компетенции; гражданские служащие назначаются, а не выбираются, на основании профессиональной квалификации, как указано в дипломах; гражданские служащие получают зарплаты в соответствии с рангом, не владеют учреждением в котором работают, подчиняются дисциплине и находятся под контролем и т.д.
9 Макс Вебер считал: бюрократия есть исторический феномен, возникший на этапе становления национального государства, способного оплачивать труд государственных служащих; большую обеспокоенность вызывает количественный рост бюрократии: «Количественное увеличение государственного аппарата и расширение его социальных функций может сослужить плохую службу. Требовать механического роста государства – значит еще больше ухудшать положение»; подлинной профессией настоящего чиновника не должна быть политика. Он должен управлять прежде всего, беспристрастно, причем данное требование применимо даже к «политическим» управленческим чиновникам (без гнева и пристрастия он должен вершить дела).
10 В работах Вебера, Вильсона, Гуднау были высказаны и разработаны три основополагающие идеи научной теории государственного управления: аппарат государственно-административного управления должен быть отделен от сферы политики и находиться в подчинении у политического руководства; кандидаты на политические должности избираются или назначаются на короткий период времени, а все государственные служащие, аппаратные работники должны отбираться на основе системы профессиональных оценок и служить на постоянной основе (принцип пожизненного найма); чтобы реформировать аппарат управления его необходимо хорошо знать, а, следовательно, изучать с научных позиций.
11 Развитие теории государственного управления в 2050-е гг. ХХ в. После создания в 1916 г. в Вашингтоне Робертом Брукингсом первого института правительственных исследований, целью которого стала выработка системного аналитического подхода к государственному администрированию, аналогичные исследовательские центры и институты стали появляться в Европе в гг. ХХ в. и с этого времени изучение теории государственного управления становится частью учебных программ в ведущих университетах США и Западной Европы.
12 Развитие теории государственного управления в 2050-е гг. ХХ в. Особенно большие успехи в этот период сделали американцы, что связано: во-первых, с тем, что государственное управление, как вид деятельности, переживало период бурного развития, особенно во времена Великой депрессии 30-х годов; во-вторых, учебные заведения уже в этот период пользовались большой свободой в составлении учебных программ и выборе преподавателей. Они имели возможность, в отличие от европейской централизованной школы, экспериментировать, широко вводить новые курсы, одним из которых и был курс теории государственного управления;
13 Развитие теории государственного управления в 2050-е гг. ХХ в. в-третьих, американцы считали, что наука государственного управления, и наука управления частными предприятиями могут и должны быть сближены. Учебные курсы управления персоналом, человеческими отношениями, теории организации читались во многих учебных заведениях США как для тех, кто готовил себя к государственной службе, так и для будущих кадров деловой администрации частного бизнеса. И поскольку преподавание этих дисциплин имело такую широкую аудиторию, то появилось множество научных работ, учебников и преподавателей соответствующего профиля; в-четвертых, научные разработки содержали практические рекомендации для государственных служащих, предлагали обоснованные проекты реформ.
14 Развитие теории государственного управления в 2050-е гг. ХХ в. В 1926 г. появился первый учебник по государственному управлению «Введение в науку о государственном управлении» Л.Уайта. В нем утверждалось, что государственное управление – это, отрасль науки, которая должна быть максимально приближена к реальности. В гг. наиболее известными направлениями в теории государственного управления были «классическая школа» (А.Файоль, Л.Уайт, Л.Урвик, Д.Муни, Т.Вулси) и «школа человеческих отношений» (иногда ее называют неоклассической) (М.Фоллет, А.Маслоу, Э.Мэйо, У.Мэрфи), которая возникла в ответ на недостатки классической школы.
15 Современный этап в развитии теории государственного управления (1950 г.-н.в.) В этот период в науке наблюдалось стремление к созданию универсальных теорий. Главное внимание уделялось изучению взаимозависимостей, взаимосвязей ролей в государственном управлении. Возникли такие направления, как бихевиоризм (от англ.-поведение), структурный функционализм, системный и ситуационный подход к научным исследованиям теории и практики государственного управления.
16 Бихевиоризм (1960-ые гг.) Основная цель – повышение эффективности деятельности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Представители Г.Саймон, Д.Макгрегор, Ф.Герцберг, Д.Томпсон, Д.Истон, утверждали, что, государственное управление основывается на взаимоотношениях между администрацией и органами, формируемыми на основе народного волеизъявления, поэтому в центре их внимания было изучение поведения индивидов как избирателей; правильное применение науки управления о поведении будет способствовать повышению эффективности труда как отдельного служащего, так и системы государственного управления в целом.
17 Структурно-функциональный, системный и ситуационный подходы Представители - Р.Мертон, Д.Истон, Г.Алмонд, Т.Парсонс, В.Томпсон и др. Изучали факторы, направленные на интеграцию и стабильность существующей системы государственного управления. Применили теории систем к государственному управлению. Используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям, внесли важный вклад в развитие государственного администрирования.
18 Роль ООН в популяризации теории государственного управления регулярно проводятся международные совещания экспертов по различным проблемам государственно- административного управления; осуществляется большая научно-исследовательская работа с практическим уклоном; проводятся сравнительные исследования методов государственного администрирования; создается всемирный банк данных о механизме государственного управления; осуществляется подготовка справочников и пособий по теории государственного управления разрабатываются модели современных реформ в области государственного администрирования, осуществляются программы обучения и переподготовки персонала.
19 Современные проблемы теории государственного управления проблема организации государственного управления на разных уровнях: национальном, региональном и местном; проблема формирования кадрового состава квалифицированных государственных служащих; проблемы, связанные с техникой государственного администрирования. Каждое из перечисленных направлений выступает в качестве предмета научного изучения и исследования государственного управления в условиях современной Беларуси.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.