Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЛариса Домейко
1 Методы и приемы решения стилистико- коммуникативных задач в преподавании элективного учебного предмета «Культура речи и стилистика». Автор – Астахова Светлана Камиловна, учитель МОУ «Гимназия имени Ю.А. Гарнаева г. Балашова»
2 Без всякой другой науки человеку еще можно обойтись; без знания родного языка обойтись нельзя: это знание – свидетельство на его право быть сочленом в народном обществе, свидетельство его человечности… И. И. Срезневский
3 Группы методов обучения стилистике: методы обучения стилистическим ресурсам языка; методы обучения стилистически дифференцированной речи
4 Методы обучения стилистическим ресурсам языка метод сообщения знаний о стилистических свойствах языковых средств. Усердней с каждым днем смотрю в словарь. В его столбцах мерцают искры чувства. В подвалы чувств не раз сойдет искусство, Держа в руке свой потайной фонарь. На всех словах- события печать. Они дались недаром человеку. Читаю: «Век. От века. Вековать. Век доживать. Бог сыну не дал веку. Век заедать. Век доживать чужой...» В словах звучат укор, и гнев, и совесть. Нет, не словарь лежит передо мной, А древняя рассыпанная повесть. С. Я. Маршак «Словарь»
5 Методы обучения стилистическим ресурсам языка Метод стилистического анализа слов, форм, конструкций. Например: «Какую стилистическую роль в высказываниях играет слово путём? Вы идите напрямик, а мы пойдем кружным путём. Всё надо было делать путём. Конфликт можно решить путём переговоров.
6 Методы обучения стилистическим ресурсам языка Метод беседы (с использованием словарей и справочных пособий). «Мысль изреченная есть ложь» (Ф.И. Тютчев). «О, если б без слова сказаться душой было можно» (А.Фет). Точны ли выражения: -В барабане браунинга было семь патронов. -Местоимение обозначает предмет.
7 Методы обучения стилистическим ресурсам языка Метод самостоятельной работы по выявлению стилистических характеристик языковых средств Задание. Отредактируйте текст с учетом требований жанра (статья из энциклопедического словаря). Используйте приведенные справочные материалы. Задание. Отметьте яркие лексические, морфологические и синтаксические особенности, характерные для научного стиля. Задание. Определите, с какими глаголами обычно сочетаются приведенные слова в пределах официально-делового стиля?
8 Методы обучения стилистически дифференцированной речи Метод стилистического анализа текста или текстового фрагмента Задание. Отметьте яркие лексические, морфологические и синтаксические особенности, характерные для публицистического стиля
9 Методы обучения стилистически дифференцированной речи Метод сопоставительного анализа Задание. Определить типы текстов, назвать лексические, морфологические, синтаксические особенности каждого из языковых стилей.
10 Методы обучения стилистически дифференцированной речи Метод конструирования текста Задание. Написать сочинение, используя лексику разговорного стиля, на тему: «Веник» Сбежавший Веник Стоит в лесу изба. Пыльная, неухоженная. -Ку-у-да?! – раздался вдруг глухой крик из избушки. – Стой! Стой! Стой, говорю! Ст-о-о-ой! Из трубы вылетел огромный черный клуб сажи и понесся в сторону самой чащи. Вслед за сажей в трубу высунулась молодая Бабешка Ягешка. -Верн-и-и-ись! – что есть мочи вопила она. Сажа понемногу осела вниз, и оказалось, что от юной ведьмы сбежал ее молодой Веник, который должен был стать ее персональным БМВ (боевая машина ведьм) лет через тыщу. Бабешка стряхнула с волос пепел и вылезла на крышу. Она уселась на трубу и заревела в голос. -И чего я теперь делать стану? –выла она. – Какая ж я теперь ведьма без… без… без веника-а-а-а-а?! Вдруг что-то тихонько тронуло ее за плечо. Ведьмочка обернулась: это был ее Веник.
11 Методические приемы обучения стилистике Прием сравнения; Прием сопоставления; Прием синонимической замены, прием установления стилистической отмеченности слов, синтаксических конструкций; стилистический эксперимент, прием моделирования, Прием рецензирования, прием само редактирования, прием составления и решения познавательных задач.
12 Методические приемы обучения стилистике Прием сравнения 1. Рост дуба продолжается очень долго, лет до и больше. Дуб развивает очень мощную крону. Дуб обладает большой тепло производительной способностью. 2. На краю дороги стоял дуб… это был огромный, в два обхвата, дуб, с обломанными, давно, видно, суками, и с обломанной корой, заросшей старыми болячками.
13 Методические приемы обучения стилистике Прием сопоставления. -Сопоставьте слова, укажите сферу их употребления: Мальчики отвалили подворотню и вылезли со двора (нейтральный стиль: доска, закрывающая щель между воротами и землей); Прячась в подворотнях от выстрелов, мальчики колесили по городу (разговорный стиль: проем в стене дома для проезда, прохода во двор).
14 Методические приемы обучения стилистике Прием синонимической замены - Умерла Клавдия Петровна,- сообщил заказчик. Ну, царствие небесное, - согласился Безенчук. - Преставилась, значит, старушка... Старушки, они всегда представляются... Или богу душу отдают, - это смотря какая старушка. Ваша, например, маленькая и в теле, - значит, преставилась. А, например, которая покрупнее да похудев - та, считается, богу душу отдает... То есть как это считается? У кого это считается? У нас и считается. У мастеров. Вот вы, например, мужчина видный, возвышенного роста, хотя и худой. Вы, считается, ежели, не дай бог, помрете, то в ящик сыграли. А который человек торговый, бывшей купеческой гильдии, тот, значит, приказал долго жить. А если кто чином поменьше, дворник, например, или кто из крестьян, про того говорят: перекинулся или ноги протянул. Но самые могучие когда помирают, железнодорожные кондуктора или из начальства кто, то считается, что дуба дают. Так про них и говорят: <<А нашито, слышали, дуба дал.. Потрясенный этой странной классификацией человеческих смертей, Ипполит Ипполитыч спросил: Ну, а когда ты помрешь, как про тебя мастера скажут? Я - человек маленький. Скажут: «Гигнулся Безенчук». А больше ничего не скажут.
15 Методические приемы обучения стилистике Прием установления стилистической отмеченности слов, форм, синтаксических конструкций Задание. Исправьте ошибки, связанные с употреблением устойчивых сочетаний. -В этом движении важную скрипку играют демократы. -Я не верю политику, который красиво фразы сыпет бисером. -Прятаться за чужие широкие спины –дело недостойное. Задание. Употребите словосочетания в предложениях. Объясните их семантико-стилистическую окраску. -Требует книги –требует книг, ищут работу –ищут работы, ждем трамвай – ждем трамвая.
16 Методические приемы обучения стилистике Проведение стилистического эксперимента Задание. Выберите стилистические варианты: -дев Ичий – д Евичий; кондуктор – кондукторша; выпить морса - выпить морсу; пропуски – пропуска; прик Ус – прИкус; искусствен – искусственен; голова –башка; Искра- искрА; Лошадями – лошадьми; видел - видал
17 Методические приемы обучения стилистике Прием моделирования 1. Сформулируйте какую-либо научную проблему, занимающую ваше воображение. Напишите вступление для доклада по данной теме, начав с конкретного примера из жизни. 2. Сформулируйте проблему, касающуюся какого-либо спорного этического вопроса (например, нормы поведения в современном обществе, наказание за преступление, смертная казнь и др.). Составьте тезисный план раскрытия темы. 3. Составьте текст, рассматривающий задачи культуры речи как научной дисциплины. Раскройте содержание основных критериев, определяющих речевую культуру: правильность, целесообразность, точность, логичность, ясность, доступность, чистота, выразительность, эстетичность, уместность, образность.
18 Методические приемы обучения стилистике Прием редактирования. Проанализируйте характер синтаксических и лексических исправлений. Объясните причины стилистических исправлений. На основе редакторской правки сделайте выводы о типичных конструкциях научной речи. Полосы сближаются между собой –Полосы сближаются. Был намечен целый ряд экспедиций – Был намечен ряд экспедиций.
19 Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно –это надо. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших душ, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды. Д.С. Лихачев.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.