Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемФёдор Беляев
1 «Организация учебного процесса в преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики» Жигулёва Людмила Юрьевна, учитель истории и обществознания, заместитель директора по УМР МБОУ Беляевская средняя общеобразовательная школа 28 августа 2013 г. Августовское совещание педагогических работников «Актуальные вопросы перехода к новому качеству образования в условиях введения ФГОС и нового Закона «Об образовании в Российской Федерации»
2 Нормативно-правовая основа преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) Международные документы: Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) Международная конвенция о правах ребенка (1989 г.). Протокол 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 1952 г. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования от 1960 г. Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 1966 г. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений от 1981 г. и др.
3 Законодательство Российской Федерации: Конституция Российской Федерации (ст.13, 14, 17, 19) «Об образовании» (ст.2, 14) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст.5) Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.
4 Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса ОРКСЭ являются: Поручение Президента РФ от 2 августа 2009 года N Пр-2009 в части введения с 2012 года комплексного учебного курса ОРКСЭ. Распоряжение Председателя Правительства РФ от 28 января 2012 г. ( 84- р). Приказ Минобрнауки России 69 от «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089» в соответствии с пунктом 1 плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах РФ комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. N 84-р.
5 Приказ Минобрнауки России 74 от «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «в соответствии с пунктом 1 плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах РФ комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», утвержденного распоряжением Правительства РФ от 28 января 2012 г. N 84-р; Приказ Министерства образования Пермского края Учебный план общеобразовательного учреждения. Локальный акт об организации изучения курса ОРКСЭ в рамках образовательной программы ОУ и образовательной программы НОО
6 Локальный акт о количестве учебных групп (в том числе на основе комплектования учебных групп из классов одной параллели и из 4-х классов различных близлежащих ОУ). Локальный акт о внесении изменений в методику формирования системы оплаты и стимулирование труда в образовательном учреждении на основе принципа нормативного подушевого финансирования при введении комплексного курса ОРКСЭ. Межшкольный договор по организации преподавания курса ОРКСЭ на межшкольном/муниципальном уровне). Локальный акт по вопросу реализации на уровне ОУ моделей взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей. Локальный акт, регулирующий экскурсионно-образовательную деятельность педагогов в рамках ОРКСЭ или поправки в Положение об экскурсионной деятельности образовательного учреждения.
7 Цель преподавания курса ОРКСЭ: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений
8 Задачи: познакомить обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики; развивать представление младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; обобщить знания, понятия и представления о духовной культуре и морали, полученных обучающимся в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; развивать способности младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
9 Основные принципы организации преподавания ОРКСЭ: 1. Формирование ценностного отношения детей к миру, другим людям, самому себе в рамках ценностного подхода. 2. Культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о светской и религиозной культуре. 3. Воспитание толерантного, уважительного отношения к «другим» через умение и стремление узнать и понять их, учиться жить в мире и согласии, учить лучше понимать не только окружающих людей, но и через них - самого себя. 4. Решение задач социализации, усиления социальной функции образования – постепенное формирование умения жить в многообразном мире, успешно адаптироваться в нем, ориентироваться в ситуациях.
10 Пространство диалога на уроке: между людьми разных исторических эпох и культур по поводу того или иного события, между ними и учеными, изучающими это событие, между ними и нашими современниками, между автором учебника и учащимися, между мнением ученых и историческими представлениями, сложившимися в общественном сознании, между учащимися разных культурных традиций.
11 Компетентности учителя: Умение рефлектировать, способность преодолевать собственные стереотипы Теоретическая и практическая готовность, позитивное отношение Достаточный уровень знаний Умение само достраивать, стремление обучить этому умению учащихся Наличие коммуникативных и диалоговых компетентностей Умение определять непротиворечивую формулу собственной идентичности и стремление обучить этому школьников
12 При моделировании и проектировании образовательной среды учитывать принцип совместного развития учителя и ученика; принцип системности и систематичности; принцип полноты и разносторонности материалов; принцип свободы мировоззренческого самоопределения учащихся и учителя; принцип историзма; принцип проектирования обобщающих, так называемых идеальных поведенческих типов (М. Вебер); принцип вненаходимости (М.М. Бахтин); принцип встречи на границе культур и религиозных традиций; принцип смыслосообразности; принцип педагогической корректности
13 Планируемые цели урока достигаю применяя: метод проигрывания ролей (инсценировки); метод разбора деловой корреспонденции; метод инцидентов; метод «водоворота проблем и решений»; групповая дискуссия; «5 шагов к успеху»; кейс-технологии и др. прием «Ромашка вопросов» ; прием «Восстанови цитату»; Синквейны
14 Игра «Мнения» задание «Мои пять самые…» - презираемые качества личности; - близких людей; - весёлых и смешных событий в жизни; - главных дел, которые мечтаешь совершить в жизни; - самых больших ценностей. Задания «Групповой портрет», «Паровозик дружбы», «Волшебное зеркало»; «Свободный микрофон» и др.
15 Примерные темы итоговых проектных работ: «Святые воины русской земли. Дмитрий Донской»; «Герои России. Имена героев ВОВ в названии улиц села, города Оханска, города Пермь»; «Памятники религиозной культуры в моём селе, районе»; «Блюда национальной кухни»; «С чего начинается Родина…»; «Уроки доброты»; «Христианское отношение к природе» и др. Формы продуктов проектов: Web-сайт, атлас, карта, видеофильм, выставка, газета, журнал, костюм, модель, коллекция, игра, мультимедийный продукт, музыкальное или художественное произведение, постановка, праздник, экскурсия, поход. Формы защиты итоговых работ: игра, демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий, инсценировка- диалог литературных или исторических персонажей, доклад, пресс- конференция, путешествие, экскурсия, ролевая игра, спектакль, соревнование, телепередача и т.д.
16 Перспективы развития курса ОРКСЭ Письмо Аппарата Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 г. П «Об исполнении подпункта 2 «б» пункта 1 протокола заседания Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации» о расширении курса ОРКСЭ и обязательного преподавания его на всех ступенях школьного образования Минобрнауки России после окончания 2012/13 учебного года и праве самостоятельно вводить в образовательную программу востребованные обучающимися и их родителями курсы в рамках регионального и школьного компонентов.
17 Электронные ресурсы: Загадочная Россия.- познавательные загадки, шарады, игры. Пословицы «Детские презентации»
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.