Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемВиталий Чернышёв
1 Дон Кихот центральный образ романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» испанского писателя Мигеля де Сервантеса Сааведры ( ). Этот роман, впоследствии переведённый на все европейские языки, поныне является одной из популярнейших книг мировой литературы, а образ Дон Кихота, понятый как типическое явление человеческой природы, истолкованный как психологическая категория и возведённый в философское понятие донкихотизм породил огромную литературу.романа Мигеля де Сервантеса Сааведры литературы
2 Ряд современников и ближайших литературных потомков Сервантеса создали многочисленные подражания его роману, где продолжали описывать похождения Дон-Кихота. Многие писатели в последующие века продолжали в новом аспекте и с точки зрения их эпохи творить вариации на тему «Дон Кихота». Одной из таких вариаций был «Освобождённый Дон Кихот» А. В. Луначарского. Истолкованием этого образа занимались не только крупные историки литературы (Пелисер, Тикнор, Хуан Валера, Стороженко), но и философы (Шеллинг, Гегель), и классики литературы (Байрон, Гюго, Гейне, Тургенев), и критики (Белинский). При всем различии толкований почти все писавшие о Дон Кихоте сходились на утверждении, что Дон Кихот является общечеловеческим образом, выражающим вечные свойства человеческого духа, причисляли его к «вечным спутникам»А. В. Луначарского ПелисерТикнор Хуан Валера СтороженкоШеллинг ГегельБайрон ГюгоГейне ТургеневБелинский человечества (Мережковский).Мережковский
3 Мигель де Сервантес Сааведра - родился 29 сентября 1547 года в Алькала-де-Энарес в семье врача- хирурга, который считал себя дворянином по крови; в то же время его жена и мать Сервантеса, вероятно, вела свой род из семьи крещеных евреев. В литературе Мигель дебютировал четырьмя стихотворениями, опубликованными в Мадриде по протекции его учителя Лопеса де Ойоса, однако вскоре после этого Сервантес по неизвестной причине уехал в Рим, где прожил несколько месяцев - вероятно, скрываясь. В 1571 году он, состоя на военной службе во флоте, принял участие сражении при Лепанто, где был серьезно ранен выстрелом из аркебузы, из-за чего потерял левую руку. Затем под началом Хуана Австрийского воевал при Наварине, на Корфу и в Тунисе. Возвращаясь морем в Испанию, попал в руки алжирских пиратов, в плену у которых провел пять лет. Неоднократно пытался бежать, но всякий раз терпел неудачу; в конце концов был выкуплен из плена монахами братства Святой Троицы и вернулся в Мадрид. В 1585 году он женился на Каталине де Салазар и выпустил пасторальный роман "Галатея». В то же время в мадридских театрах начинают ставиться его пьесы, до наших дней, к сожалению, в подавляющем большинстве не сохранившиеся.
5 Чтобы судить о правильности этого установившегося отношения к Дон Кихоту и выяснить образ Дон Кихота, необходимо ответить на три вопроса: 1. Место «Дон Кихота» Сервантеса в современной ему испанской литературе, нужно выяснить социальный генезис этого образа История интерпретации образа позднейшими его исследователями и истолкователями.испанской литературе 2. Черты донкихотизма в последующей мировой литературе и их корни. 3. Много раз указывалось, что книга Сервантеса возникла как пародия на рыцарский роман и образ Дон-Кихота как пародия на описываемых в нём рыцарей. Сам Сервантес об этом свидетельствует и в прологе и в заключении.пародия рыцарей прологе заключении
6 Что такое Дон-Кихот Сервантеса? Это живой обломок истории. Он последний рыцарь и потому «рыцарь печального образа» для Сервантеса, рыцарь «жалкого образа» для тех, кто пришёл ему на смену. Он жалок и смешон, потому что он механистическое подражание величественному прошлому. История отошла от него на тот шаг, который отделяет великое от смешного. Некогда жили сильные, богатые, прекрасные рыцари. Их щит и меч были силой, которой властители могли доверить свою судьбу. Их оруженосец достойный соратник. Их конь быстроходный скакун, который любого врага настигнет. Их дама, во имя которой они сражались, прекраснейшая. Дело, защите которого они свою жизнь отдавали, по мнению всех их окружавших, святое дело. Их деяния величественные, достойные легенды, воспетые и прославленные. Что такое Дон-Кихот Сервантеса? Это живой обломок истории. Он последний рыцарь и потому «рыцарь печального образа» для Сервантеса, рыцарь «жалкого образа» для тех, кто пришёл ему на смену. Он жалок и смешон, потому что он механистическое подражание величественному прошлому. История отошла от него на тот шаг, который отделяет великое от смешного. Некогда жили сильные, богатые, прекрасные рыцари. Их щит и меч были силой, которой властители могли доверить свою судьбу. Их оруженосец достойный соратник. Их конь быстроходный скакун, который любого врага настигнет. Их дама, во имя которой они сражались, прекраснейшая. Дело, защите которого они свою жизнь отдавали, по мнению всех их окружавших, святое дело. Их деяния величественные, достойные легенды, воспетые и прославленные.
7 Дон-Кихот - это всегда дерзкая фантазия в сочетании с неутомимым и пытливым умом. Он раздвигает перед современниками горизонты будущего, считая своим долгом уже сегодня размышлять о проблемах, которые возникнут перед человечеством завтра. Дон-Кихот имеет обыкновение щедро раздаривать свои идеи. И чем щедрее он их раздаривает, тем больше их генерирует. А поскольку он лучше чем кто-либо другой понимает, что невозможно объять необъятное, он скорее согласится с тем, чтобы его идею разработал и запатентовал кто-нибудь другой, чем позволит своему "детищу" погибнуть на корню, так и не развившись в сколько-нибудь серьезный проект. Поэтому лучшее, что может желать для себя. Дон-Кихот - теоретик, - это получить возможность руководить научным коллективом, разрабатывающим широкомасштабные и перспективные проекты.
8 Идеи Дон-Кихотов, как правило, рассчитаны на то, чтобы осчастливить все человечество или хотя бы какую-то его часть - именно поэтому Дон-Кихоты выглядят в глазах современников наивными мечтателями. Идеи Дон-Кихотов, как правило, рассчитаны на то, чтобы осчастливить все человечество или хотя бы какую-то его часть - именно поэтому Дон-Кихоты выглядят в глазах современников наивными мечтателями. Круг интересов Дон-Кихота чрезвычайно широк. Причем, незаурядная эрудиция поразительным образом сочетается с исключительной глубиной познаний в самых различных и подчас не связанных друг с другом областях. В интеллектуальном плане герой живет очень широко и насыщенно. Он берет от жизни все самое интересное и самое замечательное, а взамен щедро одаривает ее плодами своего творчества, которых и современникам с избытком хватает, да еще и потомкам немало останется. Круг интересов Дон-Кихота чрезвычайно широк. Причем, незаурядная эрудиция поразительным образом сочетается с исключительной глубиной познаний в самых различных и подчас не связанных друг с другом областях. В интеллектуальном плане герой живет очень широко и насыщенно. Он берет от жизни все самое интересное и самое замечательное, а взамен щедро одаривает ее плодами своего творчества, которых и современникам с избытком хватает, да еще и потомкам немало останется.
9 Дон-Кихот рыцарь, который ещё не сознает, что он стал социальной ненужностью. Санчо-Пансо феодальный крестьянин, который ещё не осознал, что у дверей истории стоит новый хозяин. Оба они выявляют феодальное сознание в его противоположности новому, буржуазному сознанию. Их единство в том, что они за консервирование исторического прошлого. Не верно поэтому, будто Дон- Кихот идеалистический порыв к будущему, а Санчо- Пансо прикованность к настоящему. Оба они слепы к настоящему, оба они отворачиваются от будущего. Дон-Кихот рыцарь, который ещё не сознает, что он стал социальной ненужностью. Санчо-Пансо феодальный крестьянин, который ещё не осознал, что у дверей истории стоит новый хозяин. Оба они выявляют феодальное сознание в его противоположности новому, буржуазному сознанию. Их единство в том, что они за консервирование исторического прошлого. Не верно поэтому, будто Дон- Кихот идеалистический порыв к будущему, а Санчо- Пансо прикованность к настоящему. Оба они слепы к настоящему, оба они отворачиваются от будущего. Сервантес, как мы видели, изобличил своего героя, как безумца, как Дон-Кихота, и прославил его, как мудрого Алонзо Квизадо. Он воспользовался чувством действительности, чувством реализма. Для Санчо-Пансо Дон-Кихот человек «голубиного сердца», «необыкновенной доброты», человек высочайшей нравственности и благородства, источник высокой государственной мудрости и исключительного такта государственного управления. Это он у Дон-Кихота научился так мудро и справедливо править государством. И все это потому, что он, по существу, не противоположность Дон-Кихот. Сервантес, как мы видели, изобличил своего героя, как безумца, как Дон-Кихота, и прославил его, как мудрого Алонзо Квизадо. Он воспользовался чувством действительности, чувством реализма. Для Санчо-Пансо Дон-Кихот человек «голубиного сердца», «необыкновенной доброты», человек высочайшей нравственности и благородства, источник высокой государственной мудрости и исключительного такта государственного управления. Это он у Дон-Кихота научился так мудро и справедливо править государством. И все это потому, что он, по существу, не противоположность Дон-Кихот.
10 В своих прогнозах, как правило, не ошибается. Решающие политические события может предсказать с точностью до полугода. Из огромного количества информации умеет выбрать и запомнить факты, коренным образом влияющие на дальнейшее развитие истории. Всегда наблюдает исторические перемены в интересующей его области. Область исторический наблюдений и прогнозов у Дон- Кихота связана именно с областью его деловых и профессиональных интересов. Например, если он спортсмен, то всегда может с точностью сказать, кто на каких соревнования выиграл с каким результатом, если это экономист или финансист, то помнит движение курса волют в ведущих странах за последние лет.
11 Дон-Кихот предпочитает до всего додумываться своим умом. Умение мыслить Дон-Кихот считает качеством наиболее ценным как в себе, так и в других. У Дон-Кихота сильно развито ассоциативное мышление. Причем ассоциации могут быть самыми неожиданными. Спор, полемика для Дон-Кихота своего рода интеллектуальное развлечение. Никто так не умеет вовлечь в спор или втянуть в дискуссию, как это делает Дон-Кихот. Здесь ему нет равных. Не всегда ставит своей целью любой ценой навязать собственное мнение (хотя и будет очень разочарован, если это ему не удастся). Логика Дон-Кихота настолько свободна, настолько подвижна и гибка, что независимо от уровня собственного образования, может кого угодно поставить в тупик своими контраргументами, может доказать все, что ему только хочется или что ему вздумалось доказать. Любую, самую невероятную идею Дон-Кихот может развить в четко сформулированную и логически выстроенную теорию. Причем на основании имеющихся у него факторов и предложений уже может увидеть и выяснить скрытые в этой теории закономерности.
12 Дон-Кихот очень любит советовать по поводу того, как нужно выполнять ту или иную работу. Не любит включаться в работу на ее завершающем этапе - это значит быть простым исполнителем в рамках чужого проекта, а он и свои-то проекты до конца прорабатывать не любит. Дон-Кихоту приходится часто менять места работы, и не всегда по собственному желанию. К работе, которая не реализует всего его творческого потенциала, часто теряет интерес, едва успев войти в курс дела. Любит демонстрировать свою практичность. Гордится умением экономно расходовать свои средства. У часто возникает противоречие между завышенными требованиями, предъявляемыми им к окружающим, и заниженными требованиями, предъявляемыми им к себе.
13 Настроение Дон-Кихота во многом зависит от ощущений, которые он испытывает. В условиях психологического дискомфорта,раздражается по любому поводу, постоянно испытывая к партнеру неприязнь и недоверие (разумеется, ничем не обоснованные). Ему нравится прилюдно разворачивать диспут на этические темы, особенно, если для этого есть подходящий повод. Он обожает привлекать посторонних к обсуждению своих личных проблем. Настроение Дон-Кихота во многом зависит от ощущений, которые он испытывает. В условиях психологического дискомфорта,раздражается по любому поводу, постоянно испытывая к партнеру неприязнь и недоверие (разумеется, ничем не обоснованные). Ему нравится прилюдно разворачивать диспут на этические темы, особенно, если для этого есть подходящий повод. Он обожает привлекать посторонних к обсуждению своих личных проблем. Дон-Кихот не любит и не умеет открыто говорить о своих эмоциях. Когда поведение выходит за рамки, допустимые нормами общения, его совершенно невозможно призвать к порядку, поскольку это приводит к абсолютно противоположному результату. Чувство долга (необходимости, ответственности) воспитывается через логическое понимание поступить тем или иным образом и через наблюдение и логический анализ последствий своих поступков. Дон-Кихот не любит и не умеет открыто говорить о своих эмоциях. Когда поведение выходит за рамки, допустимые нормами общения, его совершенно невозможно призвать к порядку, поскольку это приводит к абсолютно противоположному результату. Чувство долга (необходимости, ответственности) воспитывается через логическое понимание поступить тем или иным образом и через наблюдение и логический анализ последствий своих поступков.
14 Дон-Кихота крайне раздражает необходимость самому заботиться о собственном комфорте, поскольку это мешает ему думать, работать и отвлекает от других более важных дел. Поэтому Дон-Кихот старается организовать отношения с партнером таким образом, чтобы вопрос его комфорта решался как-нибудь без его участия.В быту неприхотлив. Когда быт организовывается его собственными усилиями, Дон-Кихот сводит свои потребности к минимуму. Дон-Кихота крайне раздражает необходимость самому заботиться о собственном комфорте, поскольку это мешает ему думать, работать и отвлекает от других более важных дел. Поэтому Дон-Кихот старается организовать отношения с партнером таким образом, чтобы вопрос его комфорта решался как-нибудь без его участия.В быту неприхотлив. Когда быт организовывается его собственными усилиями, Дон-Кихот сводит свои потребности к минимуму. Во вкусах консервативен. Предпочитает есть то, что ему привычно, и то, что занимает минимум времени на подготовку. К новым вкусовым ощущениям относится недоверчиво. Часто доверяет вкусу только тех людей, которые вызывают у него симпатию и с которыми у него хорошие отношения. Во вкусах консервативен. Предпочитает есть то, что ему привычно, и то, что занимает минимум времени на подготовку. К новым вкусовым ощущениям относится недоверчиво. Часто доверяет вкусу только тех людей, которые вызывают у него симпатию и с которыми у него хорошие отношения.
15 Фильмы: Фильмы:
16 Эпоха Возрождения, давшая миру великих мастеров пера и кисти, одарила испанскую землю такой яркой и колоритной фигурой, как Мигель де Сервантес Сааведра. Весь мир знает Сервантеса и его несравненного героя - Дон Кихота. Однако сама жизнь, биография писателя, уже окутанная дымкой веков, мало известна нашему отечественному читателю, хотя герои его бессмертного романа хорошо знакомы каждому. Автор предлагаемой книги в течение многих лет изучал испанские архивные материалы, все публикации и издания, относящиеся к эпохе Сервантеса, и написал первое документальное жизнеописание великого испанского писателя на русском языке, в котором учтены все новейшие изыскания в мировой сервантистике. Эпоха Возрождения, давшая миру великих мастеров пера и кисти, одарила испанскую землю такой яркой и колоритной фигурой, как Мигель де Сервантес Сааведра. Весь мир знает Сервантеса и его несравненного героя - Дон Кихота. Однако сама жизнь, биография писателя, уже окутанная дымкой веков, мало известна нашему отечественному читателю, хотя герои его бессмертного романа хорошо знакомы каждому. Автор предлагаемой книги в течение многих лет изучал испанские архивные материалы, все публикации и издания, относящиеся к эпохе Сервантеса, и написал первое документальное жизнеописание великого испанского писателя на русском языке, в котором учтены все новейшие изыскания в мировой сервантистике.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.