Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемГеннадий Баскаков
1 Социализация личности Зикратов Виктор Викторович, ст. преподаватель кафедры прикладной психологии АКИПКРО
2 Социализация Социализация (лат. Socialis - общественный) – процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих ему активно и компетентно участвовать в жизни общества (Словарь справочник по педагогике под ред. П.И.Пидкосистого)
3 Социализация Социализация – процесс усвоения и активного воспроизведения индивидом общественного опыта, в результате которого он становиться личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей ЗУНы. (В.Н.Петрова «Педагогическое сотрудничество»)
4 Социализация Социализация – процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества, обладающего определенными правами. (Педагогический энциклопедический словарь)
5 Социализация Социализация – многогранный процесс усвоения человеком опыта общественной жизни, превращения его из природного существа в общественное, из индивида в личность. (Л.И.Аксенова «Социальная педагогика в специальном образовании»)
6 Процесс социализации Процесс социализации включает в себя 4 составляющие: стихийная социализация; относительно направляемая социализация; относительно социально контролируемая социализация (воспитание); самоизменение человека.
7 Сущность социализации Сущность социализации заключается в адаптации и обособлении человека в условиях конкретного общества
8 Воспитательные функции социализации приобщение к культуре в целом; создание условий для индивидуального развития личности; ознакомление с социальными нормами общества; компенсаторная (защита от неблагоприятного воздействия микросоциума);
9 Факторы социализации Мегафакторы (космос, планета, мир); макрофакторы (страна, этнос, государство); мезофакторы (регион, село, город,, принадлежность к СМИ и т.д.); макрофакторы (семья, соседи, школа, группа сверстников).
10 Социально-педагогические механизмы социализации Традиционный (стихийный); Институциональный; Стилизованный (субкультурный); Межличностный.
11 Социально-педагогические механизмы социализации Традиционный(стихийный) - неосознанное и некритическое восприятие и усвоение человеком норм, взглядов, характерных для семьи, друзей ит.д., в т.ч. и неодобряемых.
12 Социально-педагогические механизмы социализации Институциональный – функционирует в процессе взаимодействия человека с различными институтами, которые способствуют накоплению человеческого опыта социально одобряемого поведения и опыта его имитации
13 Социально-педагогические механизмы социализации Стилизованный (субкультурный) – действует в рамках одной субкультуры. Под субкультурой понимается комплекс морально- психологических черт и поведенческих реакций, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни или мышления возрастной группы, профессионального сообщества или социальной группы
14 Социально-педагогические механизмы социализации Межличностный – реализуется в процессе взаимодействия человека с референтно значимыми для него людьми.
15 Психологические механизмы социализации Импринтинг; Экзистенциальный нажим; Подражание; Идентификация.
16 Рефлексия Все механизмы социализации опосредуются рефлексией – внутренним диалогом, в котором человек рассматривает, принимает или отвергает приобретенный социальный опыт, ценности.
17 Особенности социализации детей с особыми образовательными потребностями
18 Показатели социально-бытовой адаптации социально-бытовые навыки в условиях дома; социально-бытовые навыки вне дома; развитие учебных навыков и навыков трудовой деятельности.
19 Социально-бытовые навыки в условиях дома навыки личной гигиены; навыки самообслуживания за столом; представление об одежде (сезонная, для отдыха, для спорта); выполнение элементарных обязанностей по дому; осведомленность о правилах техники безопасности дома; умение пользоваться телефоном.
20 Социально-бытовые навыки вне дома ориентировка в магазине, аптеке, кинотеатре; правила дорожного движения; поведение на улице и общественном транспорте; поведение в ситуации «Если ты заблудился».
21 Развитие учебных навыков и навыков трудовой деятельности владение навыками чтения, письма, счета; выполнение несложных трудовых операций; представление о профессиях.
22 Детско-родительские отношения Условно выделяется 3 группы факторов, влияющих на взаимоотношения родителей и детей: фактор родительского отношения; фактор неправильного воспитания; психологический фактор
23 Фактор родительского отношения Включает в себя следующие аспекты: реактивность отношения к ребенку как следствие непроизвольной компенсации неотреагированных переживаний; неосознанная проекция личностных проблем родителей на ребенка; разрыв между словом и делом (отсутствие живого подкрепления слова);
24 Фактор родительского отношения слабая психологическая подготовка родителей по стабилизации кризисов в психическом развитии ребенка; трудность в установлении ровных, доверительных и эмоционально-теплых отношений с детьми; дефицит понимания и принятия ребенка с его проблемами.
25 Фактор неправильного воспитания Заключается в: непонимании своеобразия личностного развития детей; непринятии детей, прежде всего его индивидуальности, своеобразия характера; несоответствии требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей. Это ведущий патогенный фактор, вызывающий нервно-психическое перенапряжение у детей;
26 Фактор неправильного воспитания негибкости родителей в отношениях с детьми (недостаточный учет ситуации развития, несвоевременный отклик, застревание на проблемах, однообразие решений и т.д.); неравномерности отношений родителей к детям в разные годы развития (избыток –дефицит ласки); непоследовательности в обращении с детьми; несогласованности межличностных отношений между самими родителями.
27 Психологический фактор Включает в себя: аффективность (избыток родительского раздражения или тревоги); тревожность (беспокойство по любому поводу, чрезмерная опека, стремление все делать за ребенка и т.д.); доминантность в отношениях (категоричность суждений, стремление создать зависимость ребенка от себя, использование физического наказания и т.п.); гиперсоциальность;
28 Психологический фактор недоверие к возможностям детей (настороженное отношение к переменам, недоверие мнению ребенка, ограничение самостоятельности ребенка, перепроверкой действий ребенка и т.п.); недостаточную отзывчивость; противоречивость во взаимоотношениях с детьми (завышенные требования и родительская беспомощность, повышенная тревога и гиперопека)
29 Своеобразие отношений родителей и детей с проблемами развитии А.Н. Смирнов выделяет следующие формы отношения родителей к детям: глубокие переживания родителей неполноценности ребенка и, как следствие, гиперопека ребенка; преувеличение возможностей ребенка без учета аномалии в его развитии; ограничение жизненных впечатлений ребенка как следствие стеснительности родителей; положение «пасынка» в семье; перекладывание ответственности на ОУ.
30 Своеобразие отношений родителей и детей с проблемами развитии Б.Спок выделяет следующие виды отношений родителей к своему ребенку: родители стыдятся странностей своего ребенка, излишне оберегают его; родители ошибочно считают себя виновными в состоянии ребенка, настаивая на дорогом лечении, не приносящим пользы ребенку; родители приходят к выводу о безнадежности состояния ребенка, не оказывают никаких знаков внимания ребенку;
31 Своеобразие отношений родителей и детей с проблемами развитии родители не замечают проблем в развитии ребенка, завышают требования. Это приводит к раздражительности и неуверенности; родители воспринимают ребенка естественно, позволяют бывать ему везде. ребенок чувствует себя уверенно, воспринимает себя таким, как все.
32 Признаки семей, воспитывающие детей с проблемами в развитии нервно-психическая нагрузка, неуверенность за будущее ребенка; неудовлетворение и раздражение личностными проявлениями и поведением ребенка; искажение и нарушение внутрисемейных коммуникаций; снижение социального статуса семьи; «особый психологический конфликт» как результат столкновения с общественным мнением по оценке усилий и возможностей родителей по воспитанию и обучению детей.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.