Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемmsu.tatarstan.ru
1 Технология создания конкурсной заявки Семинар – совещание «Национальный проект «Образование» (НПО/СПО) 2008 года» Матвеева Светлана Ефимовна Начальник отдела развития СПО МО и Н РТ Кандидат педагогических наук
2 Общая информация по конкурсу-2007 Поступило 266 заявок 55 заявок отклонены по формальным признакам 210 заявок поступило на экспертизу, получено 422 экспертных заключений 69 экспертов привлечены к экспертизе Состоялось 3 заседания экспертной комиссии и 3 заседания конкурсной комиссии Объявлено 76 победителей с общим бюджетом 1 млрд. 825 тыс. рублей из федерального бюджета и 1,98 млрд.рублей – средства софинансирования
3 Распределение победителей конкурса-2007 по типам и видам ОУ
4 Проектные идеи в ИОП 2007 года Учреждения среднего профессионального образования
5 Машиностроение и металлургия (1) «Интеграция образования и производства в процессе подготовки кадров для машиностроительного комплекса района на базе многоуровневого многопрофильного профессионального учебного заведения» (Александровский промышленно-гуманитарный техникум, Владимирская область)
6 Машиностроение и металлургия (9) «Интеграция НПО и СПО и социальных партнеров для подготовки квалифицированных специалистов с повышенным разрядом рабочей профессии для высокотехнологичных производств» (Пермский политехнический колледж)
7 Разные профили (1) « Инновационная образовательная программа подготовки рабочих кадров и специалистов полимерного производства на основе межотраслевой (машиностроение, химическая промышленность, экология) и образовательной (НПО и СПО) интеграции» (Политехнический колледж, г. Москва)
8 Разные профили (2) «Ресурсный центр по разработке и внедрению интегрированного образовательного модуля «Энергосбережение и экология» (Автотранспортный и электромеханический колледж, г. Санкт-Петербург)
9 Конкурс Объявление и формы конкурсной заявки – на сайте Министерства образования и науки РФ ( Прием конкурсной документации до 28 февраля 2008 г. Новый документ – перечень источников финансирования, подписанный главой Администрации (Губернатором, Президентом) субъекта РФ («гарантийное письмо»)
10 Доказательство актуальности профиля ИОП Выявить среднесрочную кадровую потребность развивающейся экономики и социальной сферы региона. (Инвестиции в профессии/специальности неэффективны, если они не востребованы местными рынками труда или потребность в кадрах данного профиля удовлетворяется в рамках действующей структуры подготовки кадров в субъекте РФ).
11 Выбор актуального профессионального профиля (1) Данные органов статистики, собирающих сведения о численности занятых в экономике региона в отраслевом разрезе Данные службы занятости о вакансиях Заинтересованность конкретных предприятий-работодателей
12 Выбор актуального профессионального профиля (2) Программы социально-экономического развития региона (раздел «Кадровое обеспечение») Целевые программы развития кадрового потенциала региона Инвестиционные программы и проекты, которые разрабатываются администрациями субъектов РФ. (Эти документы определяют приоритетные отрасли развития хозяйства территорий, направления инвестиций, кадровую политику администраций, в том числе – в сфере занятости).
13 Доказательство возможностей реализации ИОП (1) Прогнозная оценка численности потенциальных абитуриентов учреждений НПО/СПО на среднесрочную перспективу. (Этот шаг необходим, поскольку возможна ситуация, когда кадровый спрос в экономике региона по определенному профессиональному профилю высок, а количество потенциальных абитуриентов на эту профессию/специальность НПО/СПО ограничено из-за негативной демографической ситуации или низкой привлекательности профессии/специальности среди молодежи региона).
14 Доказательство возможностей реализации ИОП (2) Демонстрация потенциала ОУ (кадры, научно-методическая оснащенность, опыт реализации проектов, взаимодействие с работодателями, инвестиционная привлекательность, инновационный потенциал и т.д.) Сильная система государственно-общественного управления ОУ
15 Обоснование проектной идеи Логически вытекает из анализа ситуации во внешней среде Требует концентрации дорогостоящих ресурсов всех типов Может быть реализована в обозримом будущем (реальна)
16 Формулировка названия ИОП Отражает суть проектного замысла Демонстрирует актуальность проектной идеи конкретно и коротко
17 Описание проекта Логическая рамка проекта (Цель –> задачи –> планируемые результаты –> показатели их достижения –> социально- экономические эффекты и риски) Система управления ИОП Система мониторинга реализации ИОП Запрашиваемые ресурсы
18 Ресурсное обеспечение ИОП Кадровые (программы повышения квалификации преподавателей и мастеров п/о, в том числе - в формате стажировок на предприятиях); Учебно-методические (новые учебные планы, программы, учебно-методические комплексы, КИМы для оценки образовательных результатов); Материально-технические (новое оборудование, тренажеры, оснащение лабораторий и мастерских для реализации ИОП по данному профилю; средства на установку и наладку оборудования, обучение пользователей); Организационно-управленческие (нормативные акты, вводящие в действие различные компоненты ИОП; специальные институциональные структуры управления ИОП и т.д.).
19 Логическая схема описания ИОП Основная идея ИОП Название ИОП Стратегическая цель ИОП Цель ИОП на 2008 год Задачи ИОП на 2008 год Планируемые результаты Показатели/индикаторы достижения результатов (итоговые и на 2008 год) Социально-экономические эффекты Риски и способы их минимизации
20 Пример (ПУ, Московская обл.) Инновационная идея ИОП - при осуществлении перехода на ИОП с использованием компьютерных технологий, модернизации средств и методов образовательного процесса, кардинальном изменении уровня оснащенности учебно- производственного процесса можно расширить перечень специализаций профессии НПО «Сварщик» от 2 (в настоящее время) до 7-9; количество отраслей промышленности – от 2 (в настоящее время) до 5, что обеспечит профессиональную мобильность выпускников.
21 Пример (ПУ, Московская обл.) Название ИОП - «Организация многопрофильной подготовки сварщиков для высокотехнологичных производств» Стратегическая цель ИОП - удовлетворение растущего спроса на подготовку и переподготовку сварщиков со стороны работодателей разных отраслей и предприятий; обеспечение конкурентоспособности и мобильности выпускников на рынке за счет расширения профиля подготовки
22 ИОП «Организация многопрофильной подготовки сварщиков для высокотехнологичных производств» Цель ИОП на 2008 год – формирование ресурсного (кадрового, материально- технического, учебно- методического, организационно- управленческого) обеспечения реализации ИОП
23 Задачи ИОП на 2008 год (1) Изменить подход к отбору содержания обучения: ввести согласование новых профессиональных компетенций с работодателями-заказчиками кадров. Внедрить новые образовательные технологии в учебно-производственный процесс (компьютерные и интернет-технологии). Усилить роль производственного обучения с целью формирования новых профессиональных компетенций, заданных работодателями, в рамках свобод, данных ОУ.
24 Задачи ИОП на 2008 год (2) Модернизировать материально-техническую базу обучения: закупить учебно-лабораторное оборудование на основе компьютерных технологий и обеспечить выход в Интернет; закупить современное учебно- производственное оборудование. Повысить квалификацию педагогического коллектива, работающего в рамках ИОП. Внедрить принцип софинансирования подготовки кадров с основными социальными партнерами, включая реализацию стимулирующих принципов оплаты труда педагогов.
25 Планируемые результаты на 2008 год (1) Совместно с работодателями разработан перечень профессиональных компетенций для новых специализаций, адекватных современным производственным технологиям. Сформирован комплект учебно-методической документации, обеспечивающей формирование новых специализаций по профессии «Сварщик» на базе IT-технологий. Разработаны методические рекомендации по новым методам и средствам организации учебного процесса, методам и формам производственного обучения.
26 Показатели достижения результатов (результат 1) Совместно с работодателями разработаны перечни профессиональных компетенций для новых специализаций, адекватных современным производственным технологиям. Показатели: 1.1. Перечни новых профессиональных компетенций (знаний, умений, навыков) по новым специализациям, утвержденные работодателями.
27 Показатели достижения результатов (результат 2) Сформирован комплект учебно- методической документации, обеспечивающей формирование новых специализаций по профессии «Сварщик» на базе IT-технологий. Показатели: 2.1. Модернизированные рабочие учебные планы, прошедшие экспертизу и утвержденные в установленном порядке Новые (обновленные) рабочие учебные программы курсов/дисциплин, прошедшие экспертизу и утвержденные в установленном порядке.
28 Показатели достижения результатов (результат 3) Разработаны методические рекомендации по новым методам и средствам организации учебного процесса, методам и формам производственного обучения. Показатели: 3.1. Методические рекомендации и разработки по использованию новых методов и форм производственного обучения Контрольно-измерительные материалы, прошедшие экспертизу.
29 Показатели достижения результатов (результат 4) Модернизирована материально- техническая база мастерских и учебных кабинетов. Показатели: 4.1. Справка о постановке на баланс ОУ нового оборудования для мастерских и учебных кабинетов, соответствующего задаче формирования новых специализаций профессии «Сварщик».
30 Показатели достижения результатов (результат 5) Введен в строй учебно-монтажный полигон для отработки навыков монтажа строительных конструкций и арматурной основы монолитного строительства. Показатели: 5.1. Приказ о «запуске» полигона, назначении ответственного, регламенте работы (Положение об учебно-монтажном полигоне ОУ) и др Справка о постановке на баланс ОУ оборудования полигона График работы полигона.
31 Показатели достижения результатов (результат 6) Организован Ресурсный центр по профессии «Сварщик». Показатели: 6.1. Локальный акт ОУ (Положение о структурном подразделении ОУ – Ресурсном центре «Сварщик») Приказ о назначении руководителя ресурсного центра Должностные инструкции Методические материалы для организации сетевого взаимодействия с ОУ родственного профиля Сетевые образовательные программы.
32 Показатели достижения результатов (результат 7) Создан учебно-методический центр повышения квалификации рабочих сварочного производства предприятий. Показатели: 7.1. Положение об учебно- методическом центре повышения квалификации рабочих сварочного производства предприятий Приказ о назначении руководителя учебно- методического центра Учебно- методическое оснащение программ повышения квалификации и подготовки Должностные инструкции.
33 Социально-экономические эффекты ИОП Снижение уровня безработицы среди выпускников УНПО по профессии «Сварщик» в регионе Уменьшение вакансий по профессии «Сварщик» на предприятиях региона Повышение уровня зарплаты выпускников по профессии «Сварщик» (капитализация образования) Снижение затрат предприятий, связанных с переучиванием и «доводкой» выпускников ОУ по профессии «Сварщик»
34 Типичные ошибки конкурсных заявок нацпроекта-2007
35 1. Неверное толкование термина «инновационная образовательная программа» (ИОП) ИОП = Учебная программа ИОП = Программа развития ОУ Причина - отсутствие расшифровки (глоссария) терминов, используемых в материалах Конкурса (объявлении, описаниях порядка и критериев отбора ОУ и т.д.).
36 Образовательные программы В соответствии с ФЗ «Об образовании»: определяют содержание образования определенного уровня и направленности, разделяются на основные и дополнительные.
37 Основные профессиональные образовательные программы НПО/СПО Обеспечивают реализацию федерального ГОС с учетом типа и вида ОУ, образовательных потребностей и запросов учащихся/студентов и включают в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки, программы учебной и производственной практики, календарный учебный график, методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
38 ИОП и учебная программа ИОП включает в себя: 1) содержание образования соответствующего уровня и 2) ресурсные условия его реализации: кадровые, финансовые, материально-технические и другие (ст. 7 ФЗ «Об образовании»). ИОП по своей сути является управленческой. Этим она отличается от учебной программы.
39 ИОП и программа развития ОУ ИОП имеет проектный формат, затрагивает один аспект деятельности ОУ (в частности, профессиональный профиль, заявленный на Конкурс) и рассчитана на один год. Программы развития ОУ рассчитаны на средне- и долгосрочную перспективу и охватывают деятельность учреждения целиком. Программа развития ОУ представляет собой совокупность преемственно и последовательно реализуемых инновационных проектов, направленных на достижение стратегической цели развития учреждения.
40 Термин ИОП в материалах национального проекта Используется для обозначения основной и /или дополнительной образовательной программы по профессиям/специальностям НПО/СПО, модернизированных в соответствии с современными и перспективными требованиями рынков труда (работодателей). Инновации могут затрагивать как структуру и содержание образовательной программы, так и способы и условия ее реализации в образовательном процессе (технологии, формы, методы, качество ресурсного обеспечения и т.д.), а также механизмы взаимодействия с заказчиками кадров - работодателями.
41 Невозможность изолированных инноваций Например, введение дополнительной специализации в профессию НПО или специальность СПО на основе учета потребностей рынка труда требует соответствующих изменений во всем ресурсном оснащении образовательного процесса: содержании образования, технологиях его реализации, способах оценки результатов, профессионально-педагогических компетенциях преподавательского корпуса, оборудовании мастерских и лабораторий и т.д.
42 2. Несогласованность Программ развития ОУ и ИОП Программы развития ОУ отсутствуют, устарели (их срок завершался в предыдущем/текущем календарном году) или не включены в материалы конкурсной заявки. ИОП должна позиционироваться как способ решения одной (или нескольких) задач, поставленных в Программе развития ОУ, проектными методами.
43 3. Логическая несогласованность целей, задач, результатов ИОП, показателей их достижения Пример: Показатели «Рост трудоустройства выпускников», «Повышение качества подготовки учащихся», «Рост удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников» и др. (отдаленные результаты, не могут быть получены на начало 2009 года)
44 4. Несогласованность целей и закупаемого оборудования Цель ИОП – создать систему тесного взаимодействия с работодателями Закупаемое оборудование – производственного характера для обеспечения производственного обучения и практики в ОУ
45 5. Неверно оформленные договоры о софинансировании Односторонние обязательства: финансирование или передача оборудования работодателями оформляется как «помощь», «поддержка» и не сопровождается обязательствами ОУ Отсутствие гарантий и ответственности с обеих сторон
46 6. Некомплектность заявки Отсутствуют: Актуальные программы развития ОУ Гарантийные письма Администрации субъекта РФ (в случае регионального софинансирования) Документы, подтверждающие описанные в конкурсной заявке структуры ОУ (локальные акты как приложения к Уставу ОУ)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.