Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемБогдан Шигорин
1 Главное управление образования, молодежи и спорта района Тараклия Районный семинар учителей географии 30 января 2012 г. Роль учебника География при формировании компетенции учащихся 6-7 класса Чолак Мария ведущий специалист-методист ГУОМС района Тараклия
2 Ученье - свет, а учебников- тьма!! учении(к, ца)
3 Чем учебник отличается от куррикулума ? Учебник и куррикулум имеют общую систему понятий, содержания, общую последовательность их изучениия. Но в учебнике в отличии от куррикулумма дается трактовка явлений, уточняется содержание изучаемых понятий, включаются задания на закрепление применение знаний, умений учащихся.
4 Роль школьного учебника Роль учебника в образовательной практике состоит в том, чтобы конкретизировать модернизированный куррикулум посредством учебных единиц, которые могут быть реализованы в процессе преподавания-обучениия.
5 Основные функции школьного учебника Функции Информационная (содержаться необходимые знания) Трансформационная ( материал в учебнике, преобразуется с учетом возрастных особенностей) Систематизирующая (знания представлены в виде определенной системы) Координирующая (дает возможность привлекать другие средства обучениия: карты, иллюстрации, схемы …) Контрольная (дает возможность самоконтроля, проверки, самооценки и коррекции хода и результатов обучениия) Воспитательная (материалы учебника направлены на воспитание учащихся умения самостоятельно оценивать факты, работать творчески) Интегрирующая (учебник помогает ребенку приращивать к изложенным в нем знаниям дополнительную информацию из смежных наук)
6 Школьный учебник дидактический инструмент, для определения учебной деятельности, выбора содержания и т. п. инструмент получениия информации для работы. (самостоятельно !!!) С помощью учебника учениик становится «учителем для самого себя», приобретает умения и навыки самообразования. для Учителя для Ученика
7 Педагогические требования, предъявляемые к учебнику: - Сообщать научно достоверные данные в соответствии с современным уровнем развития данной области научных знаний в пределах, обозначенных куррикулумом; - Развивать мышление учащихся, формируя основные приемы умственной деятельности; - Обеспечивать подготовку к самостоятельному приобретению знаний в будущем;
8 В методическом плане учебник должен: - Соответствовать возрастным особенностям учащихся, как по содержанию, так и по используемым языковым средствам, приемам эмоционального воздействия; - Иметь четкое структурирование и графическое выражение выводов, важнейших положений и т. п.; - Иметь продуманное методическое оформление (рубрикации, оглавление, именной указатель, сноски и ссылки).
9 В методическом плане учебник должен: - Содержать достаточное количество иллюстраций, облегчающих восприятие, понимание и запоминание учебного материала, удобно расположенных с текстом; - Содержать необходимое количество повторений, ссылок на ранее изученный материал по данному предмету (внутрипредметные связи) или по другим дисциплинам (межпредметные связи); - Включать задания, стимулирующие развитие самостоятельности, творческого подхода к свободно пользоваться запасом имеющихся знаний, умений и навыков для решения нестандартных задач
10 С полиграфической точки зрения учебник должен иметь: - хорошее внешнее оформление (удобный формат, красивый переплет, качественную бумагу, прочную брошюровку); - четкие шрифты, ясное и четкое воспроизведение рисунков, фотосхем, диаграмм и другого иллюстративного материала.
11 Основные структурные компоненты учебника Учебник Внетекстовые компоненты Текстовые компоненты Аппарат организации оценивания и развития компетенций Система вопросов, заданий и т. п. Иллюстративн ый аппарат Карты, схемы, рисунки, таблицы, приложения, диаграммы и т. п. Аппарат ориентировки Оглавление, сигналы, указатели, рубрики, шрифты. Основной / пояснительный Объяснение и изложение основ науки (понятия т.п.) / Описание географических фактов, процессов, явлений и т. п. Дополнительный Пояснения, мини- энциклопедия, умения учащихся, словарь терминов и т. п.
12 Умения учащихся Все приемы работы должны сформировать у учащихся следующие умения Ориентирование в учебнике (найти нужную страницу, упражнение, текст и т. д.). Восприятие задания (что делать, когда это изучалось, основные этапы выполнения задания и т. д.) Выполнение задания (сюда же входит проверка). Работа с текстом (соответствие теме, нахождение ключевых моментов, подобные задания и т. д.). Выполнение заданий с ориентированием на условные обозначения (выделение текста с помощью цвета, штрихов, рамок и другие обозначения). Работа со словарем. Работа с дополнительной литературой (для самостоятельного изучениия).
13 Приемы работы учащихся с компонентами учебника 1. Приемы работы с аппаратом ориентировки в содержании учебника: введением, оглавлением, условными обозначениями к заданиям, инструкцией «Как пользоваться учебником»; Усвоение приемов первой группы предполагает развитие у учащихся умений ориентироваться в учебнике, быстро находить необходимый материал в тексте, запоминать главное из основного текста.
14 Приемы работы учащихся с компонентами учебника 2. Приемы работы с текстом учебника. Приемы второй группы используют при изучениии учащихся текстов учебника в процессе приобретения географических знаний и воспитания путем анализа, сравнения, классификации изучаемого материала, установления причинно-следственных связей и доказательства по тексту, оценки текста на полноту содержания и т.д. Формируемые умения этой группы именуются как "интеллектуальные", способствующие развитию мыслительной деятельности учащихся.
15 Приемы работы учащихся с компонентами учебника 3. Приемы работы с аппаратом усвоения учебного материала и организации учебной деятельности учащихся: вопросами, заданиями, иллюстрациями, инструкциями, практическими работам. Усвоение приемов третьей группы направлено на формирование у школьников умений практического характера - уметь самостоятельно выполнить практическую работу по инструкции учебника, находить ответ на вопрос, составлять схемы, таблицы, анализировать диаграммы, пользоваться рисунками. Умения данной группы условно назовем "практическими".
16 Приемы работы учащихся с компонентами учебника В ходе обучениия следует учитывать, что не весь информационный текст учебника подлежит усвоению. Поэтому приемы использования учебника должны быть направлены на изучениие основной сущности учебного материала, на развитие творческого чтения учебника с выходом за его пределы на дополнительные источники информации.
17 Организация работы с учебником Следует обратить внимание что для работы с учебниками по географии большое значение имеет использование текста и географических карт, сопоставление данных карт и текста. Целесообразно также выводы полученные на основе анализа карт и другого иллюстрированного материала учебника сопоставлять с текстом учебника. Например: при анализе климатических диаграмм -учащиеся сопоставляют свои выводы с описанием климата и погодных условий в тексте или же наоборот, подбирают соответствующие графики или диаграммы к тексту.
18 Организация работы с учебником В ходе обучениия применяются традиционные приемы работы с учебником, такие как: - воспроизведение текста учебника; - выделение главной мысли текста учебника; - составление плана параграфа; - заполнение таблицы; - конспектирование; - анализ диаграмм, схем; - установление причинно-следственных связей и др.
19 Организация работы с учебником На вводном уроке можно провести игру « Правда ли, что …. Цель: привлечь внимание к учебнику и подготовить учащихся к изучениию предмета, показать относительность наших знаний (не всегда то, что с первого взгляда кажется неправильным, таковым и является.) Описание: учащимся предлагается ряд суждений, вопросов ( Вопросы необходимо задавать таким образом, чтобы учащиеся находили ответы в разных рубриках учебника) - ответы на которые они сначала высказывают устно, выражая свою точку зрения, а затем в поисках правильного ответа предлагается обраться к учебнику ( Необходимо назвать страницу на которой ответ или задавая вопрос назвать страницу на которой ответ, обратить внимание как называется рубрика, что мы узнаем из этой рубрики …)
20 Правда ли, что …. - в Африке есть озера, которые постоянно меняют свои очертания и размеры …. стр. 29 – 6 класс. - что Австралия самый населенный материк ? - что самый древний материк на Земле назывался Пангея … – стр. 7 – 6 класс. - что такое географическая широта? – стр кл. - что броненосец обитает в саваннах и редколесьях Южной Америки – стр. 88 – 6 класс. обратите внимание на стр. 62, 96, 114, 122
21 Эстафета Цель: способствует лучшему осмыслению текста учебника, развитию самостоятельности в приобретении знаний, развитию внимательности. Описание: Учащиеся читают абзац (1-2 предложения, часть текста) параграфа, прочитав его составляет 1 -2 вопроса и задают его учащимся, тот кто правильно ответит, продолжает читать и так далее. (Можно ставить условие задавать не только когда? что? где?, но и мудрые вопросы (почему?). (Например: стр. 50 – 7 кл.)
22 ? «Тонкие и толстые вопросы» Цель: учат учащихся думать над прочитанным в учебнике, изучать материал самостоятельно Например: 11 класс -«Типы поселений» Тонкие вопросы Толстые вопросы - Когда появились первые города? - Как можно разделить населенные пункты? - Какой тип населенных пунктов больше распространен? - Объясните, как влияют природные факторы на размещение городов? - - Определи чем отличаются села Европейских стран, от сел США? - - Как ты считаешь, как влияет внешняя миграция на развитие городов?
23 Азбука Морзе (разведчик) Цель: способствует формированию творческих способностей учащимся, развитию интереса к предмету, развитию мышления учащихся. Описание: Предложить учащимся зашифровать часть текста, схему, диаграмму, понятие в символах (рельеф, полезные ископаемые, климат) или рисунках ( растения, животные), условных знаках, составить ребусы (названия материков, стран, понятия) и т. п., затем обменятся, чтоб другие прочитали этот текст. Например: стр кл., стр кл., стр кл.
24 Азбука Морзе ( разведчик) Задание для учащихся: Пользуясь учебником 6 класса на стр. 21 и используя предложенную ниже «шифровку» изобрази в виде схемы «Классификацию карт»,указав 4 критерия и их характеристики. Общая география, Полушарие, Учеба, < 1: , Тема, Часть света, Турист, по масштабу, Специальная, Регион, Навигация, по …?.. охвату, Физическая география, Материк, 1: : , …..???, Океан, Экономическая география, От 1: до 1: , ….???, Мир, Наука, Классификация карт по:
25 Африка 4,5,3,2 1 + О=А
26 Евразия 2,1,3 З = Ц
27 Америка У=И
28 Австралия
29 Дешифровщик Описание: - сначала учащимся предлагается прочитать текст; - затем учащиеся получают текст со специально допущенными ошибками. Необходимо отыскать их и исправить так чтоб текст был правильным. (Прием можно использовать и при проверки домашнего задания и при изучениии новой темы; можно работать в группах или высветить неправильный текст на экране и каждый ищет ошибки индивидуально и т. п. ) Например: Стр – 7 кл.
30 Дешифровщик Задание для учащихся: I. Найти в тексте и подчеркнуть 7 ошибок I Описание реки Дунай по алгоритму. С 1 по 6 пункт найди и подчеркни волнистой линией 7 ошибок. Устье реки Дунай находится в горах Шварцвальд. Исток реки впадает в Черное море. В своем верхнем и нижнем течении Дунай – полноводная горная река. В среднем течении пересекая Нижнедунайскую равнину река течет спокойно, образуя широкую долину и множество озер. На этом участке в нее впадают основные притоки. Река Дунай имеет в основном дождевой тип питания. Река покрывается льдом на 3-4 месяца. Самый большой уровень воды отмечается в апреле-мае месяце. II Ответь на следующие вопросы: Допиши предложение о хозяйственном значении реки? ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Как ты считаешь, какие 2 предложения из текста на стр были пропущены. Допиши их. ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________
31 Шпаргалка (опорный конспект) Описание: Учащимся предлагается прочитать текст параграфа и составить его краткий конспект. Затем любой из учащихся получает тетрадь и должен по данной «шпаргалке» пересказать текст или ответить на вопросы учителя или на вопросы из оценивания знаний учащихся.
32 Цель: определение степени понимания учащимися логики изучаемых природных явлений через установление причинно- следственных связей. Смена дня и ночи Вращение Земли вокруг оси Различия в давлении Различия в нагревании Ветер «Перепутанная логическая цепочка» 5 класс «Образование ветра»
33 Ищем непонятное Цель: способствует формированию критического мышления. Описание: - учащимся предлагается найти и подчеркнуть в тексте слова и выражения, смысл которых им совсем непонятно; - выделив непонятные слова или выражения учащиеся по очереди читают их вслух; - Учитель предлагает другим учениикам объяснять как они понимают непонятное для других, подобрать слова синонимы; - затем учитель разъясняет правильно они поняли или нет, а те слова или выражения которые учащиеся не смогли объяснить объясняет сам. (выражение, требующее разъяснение, может стать отправной точкой для изучениия нового материала).
34 Прием «Инсерт» Описание: - ученииков заранее необходимо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях текста в учебнике. - Помечать можно целые абзацы или отдельные предложения в тексте. - После выполнения задания необходимо обсудить в группах, затем провести межгрупповое обсуждение.
35 Прием «Инсерт» Пометки должны быть следующие: «V» - отмечается уже известная информация; «-» - информация с которой не согласен; «+» - отмечается новая информация; «?» - отмечается то, что осталось непонятным.
36 RICAR (стр. 29 гид) RICAR (стр. 29 гид) Цель: достижение рационального способа чтения научного текста Цель: достижение рационального способа чтения научного текстаIR= ОБЗОР (перелистывание) – учениик формирует общее мнение о содержании – 3 мин III= ВОПРОСЫ – учениик формулирует ряд ключевых вопросов по тексту – 4-5 мин. IIIC= ЧТЕНИЕ – учащийся внимательно читает текст, определяя основные идеи, определяет степень их важности – 7-10 мин. IVA= УГЛУБЛЕННОЕ ИЗУЧЕНИЕ – учениик запоминает основные идеи, преодолевая непонимание – 4-5 мин. VR= ПОВТОРЕНИЕ – осуществляется проверка знаний. Полученных учащимися, установление новых связей и передача идей – 3-4 мин.
37 Школьный учебник это книга, которая может многому научить учащихся, но сначала МЫ должны научить их пользоваться этой книгой. Качество обучениия находится в прямой зависимости от желания и умения учащихся активно работать с учебником. Научить учащихся пользоваться учебником и вообще книгой – великая, благодарная и самая необходимая задача каждого учителя.
38 «Книги читай, однако помни книга книгой, а своим мозгом двигай!» М. Горький Читать не размышляя, все равно, что есть и не переваривать» Э.Борк
39 Оценивание семинара Сегодня мне особенно понравилось… Хотелось бы добавить …. Не понял … В следующий раз хотелось бы еще узнать о … С каким настроением я уезжаю …
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.