Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемАлексей Высоцкий
1 вербальный фактор коммуникации структура диалога Яков Куликов 2011
2 «никто не может не общаться» Пауль Вацлавик Любая коммуникация подразумевает наличие аспекта содержания и аспекта отношений Отношения устанавливаются через субъективные коммуникативные структуры Межличностная коммуникация состоит из вербального и невербального общения Тактика собеседников может как совпадать, так и различаться
3 Структура диалога Последовательность коммуникативных актов Реализация коммуникативных стратегий для достижения определенной коммуникативной цели
4 Изучение диалога в лингвистике Л.П. Якубинский 1923 «о диалогической речи» Социологический подход – «анализ бытового диалога» Компьютерная лингвистика – прагматические постулаты П. Грайса Б.Ю. Городецкий 1980-е: исследования коммуникативных неудач в диалоге А.Н. Баранов, Г.Е. Крейндлин 1992 «диалог=речевой акт+иллокутивная сила»
5 4-сторонняя модель коммуникации (по Бирджит Хан) Любое высказывание одновременно содержит четыре коммуникативных послания: уровень фактов – о чём я информирую собственное восприятие – что я имею в виду аспект отношения – что я от тебя ожидаю цель – чего я хочу достичь
6 Пример Ein Mann und eine Frau sitzen beim Abendessen. Sender (Mann) sagt: Da ist etwas Grünes in der Suppe. Sachebene: Ich sehe etwas Grünes Selbstoffenbarung: Ich weiß nicht, was es ist. Beziehung: Du wirst es wissen. Appell: Sag mir bitte, was es ist! Empfängerin (Frau) versteht: Da ist etwas Grünes in der Suppe. Sachebene: Er sieht etwas Grünes. Selbstoffenbarung: ihm schmeckt das Essen nicht. Beziehung: Er hält mich für eine schlechte Köchin. Appell: ich soll künftig nur noch kochen, was er mag. Die Frau antwortet also: Wenn es dir nicht schmeckt, kannst du ja selber kochen!
7 Состав диалога (по М.М. Бахтину) Уникальность каждого партнера и их равенство Различие и оригинальность точек зрения Ориентация каждого на понимание его точки зрения Ожидание ответа Взаимная дополнительность позиций участников общения Диалог-форма связи только субъектов
8 Структура общения Коммуникативная сторона общения (коммуникатор четко излагает, реципиент внимательно слушает) Перцептивная (восприятие и понимание другого человека, формирование его образа) Интерактивная (обмен информацией + усилия по организации совместных действий = совместная деятельность)
9 Типы слушателей (по Хайнцу Пюреру) Пассивный слушатель Не влияет на высказывание Полное молчание Реагирующий слушатель Активно реагирует на высказывание Короткие сигналы в виде междометий Активный слушатель Активно участвует в диалоге Полноценные ответы
10 Активный слушатель (по Карлу Роджерсу) Принцип Максимально ориентированная на субъекта реакция Ответы Повторение высказываний субъекта своими словами Поведение Не производить оценку и не изменять направление диалога Цель Полное понимание для исключения недоразумений Действия Дальше развивать мысль и анализировать проблему
11 Функции вопросов Задающий вопросы задает направление диалога Цель вопроса выяснить скрыть Влияние вопроса убеждающий наводящий информативный Формы вопроса однозначный открытый
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.