Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемАлиса Кушникова
1 Конкурс презентаций «Великие люди России» Сайт «Сообщество взаимопомощи учителей» Pedsovet.su Гордеева Ольга Николаевна учитель математики Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 3 г. Светлый Калининградская обл.
2 Н. П. Богданов - Бельский «Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского» На картине изображена деревенская школа XIX века во время урока устного счёта. Учитель реальный человек, Сергей Александрович Рачинский. Он был профессором Московского университета, ботаником и математиком. Эпизоду из жизни школы с творческой атмосферой, царившей на уроках, посвятил своё произведение Н. П. Богданов-Бельский, сам в прошлом ученик С. А. Рачинского. Об этой легендарной личности мы сегодня и поговорим.
3 Сергей Александрович Рачинский родился 10 июня (по некоторым данным 2 мая) 1833 г. в родовом поместье Татево Бельского уезда Смоленской области (сейчас село Татьево Оленинского района Тверской области). В 1844 г. семья переехала в университетский город Дерпт (ныне Тарту), чтобы дети имели возможность подготовиться к поступлению в Московский университет. Всего в семье Рачинских росли четыре брата и две сестры. В возрасте 15 лет Сергей Рачинский поступил на медицинский факультет Московского университета. Проучившись здесь два года, перевёлся на естественное отделение физико-математического факультета, который закончил в 1853 г. В 1858 г. Рачинский вернулся в Москву, защитил магистерскую диссертацию "О движении высших растений" и получил кафедру физиологии растений в Московском университете. В 1872 г. Сергей Александрович на пике своей научной карьеры, окружённый уважением студентов и учёных, неожиданно покидает Московский университет и окончательно переезжает в своё поместье, где становится простым сельским учителем в своем родовом имении с. Татево. Многие из современников и учеников С.А. Рачинского приезжали к нему после опубликования в 1881 году знаменитых «Заметок о сельской школе». Все они хотели трудиться «на ниве народной». Кстати, за свою жизнь С.А. Рачинский построил около 30 школ, из которых сейчас сохранилась лишь самая первая - Татевская. С 1877 по 1902 гг. «барин» Рачинский жил вместе с крестьянскими ребятами в построенной им школе, содержал их на свои деньги и преподавал арифметику и грамматику, пение и рисование, географию и ботанику. Работе в школе он отдаёт все свои знания и силы до 1896 года, когда, сломленный болезнью, был вынужден прекратить уроки. Скончался С. А. Рачинский 2 мая 1902 года, на 69-ю годовщину дня своего рождения. Надмогильная плита Сергея Александровича Рачинского При школе работала лечебница, где бесплатно получали медицинскую помощь все жители окрестных сёл. К сельскому учителю как человеку образованному и философски мыслящему обращались за советами писатель Лев Толстой, обер- прокурор Священного Синода Константин Победоносцев. Прежде чем начать работать в школе, профессору Рачинскому пришлось ехать в уездный город для того, чтобы держать экзамен на должность учителя. Когда все формальности были соблюдены, С.А. Рачинский приступил к созданию своей авторской школы. В 1866 г., тридцати трёх лет от роду, Рачинский защитил докторскую диссертацию и сделался ординарным профессором Московского университета. Позже за крупное сочинение «О некоторых химических превращениях растительных тканей» ему была присуждена учёная степень доктора ботаники. По окончании Московского университета С.А. Рачинский некоторое время служил в Архиве Министерства иностранных дел, а осенью 1856 г. уехал за границу для подготовки к профессорской деятельности. Герб семьи Рачинских «Не слишком ли скоро забываются имена выдающихся людей? Не полезно ли говорить и говорить о них как можно больше, чтобы не давать паутине времени затягивать их светлый образ» Ксения Николаевна Баратынская о С. А. Рачинском
4 Высокопоучительная деятельность Рачинского на благо просвещения была оценена и с высоты царского престола. 14 мая 1899 г. император Николай II подал рескрипт: «Труды ваши по устройству школьного обучения и воспитания крестьянских детей, в нераздельной связи с церковью и приходом, послужили образованию уже нескольких поколений в духе истинного просвещения, отвечающего духовным потребностям народа».
5 развитие умственных сил ребёнка; развитие его воли; гармоническое развитие душевных сил воспитанника, сердца, чувств и высших духовных дарований; создание нравственно-цельного характера. учить детей для последующей жизни; воспитывать чувства долга и благожелательности, дружбы и нежности; развивать твердость, стойкость, самообладание, укреплять воспитанников для жизненной борьбы.
6 На этих «сваях» должно строиться образование и воспитание российской молодежи в понимании С.А Рачинского.
7 школа работала круглый год, учебно-воспитательный процесс не прерывался даже летом, изменялась лишь его организация: походы и экскурсии к святым и памятным историческим местам, во время которых дети изучали родной край, собирали фольклор, обсуждали, записывали и зарисовывали увиденное; материалы, собранные во время «образовательных путешествий», затем активно использовались в учебно-воспитательном процессе; занятия в школе шли целый день, включая не только уроки, но и разнообразную внеурочную работу; при школе существовало общежитие для детей из дальних деревень;
8 труд детей и взрослых (самообслуживание, работа в пришкольном хозяйстве, обеспечение себя продуктами и т.п.) носил совместный характер, педагоги работали вместе с учащимися, подавая пример детям и передавая им трудовые навыки; педагогические кадры для школы готовились самой школой, для будущих педагогов существовал годичный курс обучения, для чего их обучение в школе продлялось на один год;
9 школа являлась центром просвещения крестьян, при школе было создано общество трезвости, открыта книжная лавка, по воскресеньям сельские жители шли в школу, где для них демонстрировались достижения детей, проводились просветительские беседы; в отдельных школах Рачинского было введено самоуправление в форме советов школ, которые наделялись широкими полномочиями.
10 «С самого начала моей школьной работы, пишет Рачинский, я не мог не обратить внимания на вопиющее зло, причиняемое моим ученикам постоянным усилением пьянства в крестьянской среде… Для меня стало очевидным, что для ограждения моих учеников от окружающего зла нужны средства более сильные, чем простые увещевания и поучительные речи. И единственное средство, которое я мог придумать, было устройство в тесном кругу моих учеников (из коих многие в то время были уже взрослые) общества трезвости, т.е. абсолютного воздержания от спиртных напитков». 5 июля 1882 г. он создал общество трезвости. В селе Пречистое Духовищенского уезда обет трезвости дали 250 человек; в селе Дровине Гжатского уезда, где учительствовал любимый ученик Рачинского В. А. Лебедев, в общество трезвости вступили 700 человек.
11 На вопрос о том, что давало образование и воспитание в такой школе ребёнку, С.А. Рачинский отвечает следующее: «Прежде всего, он отличается от своих безграмотных односельчан более правильной русской речью. Отличие это немаловажное... Во-вторых, он приобрёл способность писать письма и при должном указании те деловые бумаги, которые бывает нужно писать в крестьянском быту... В целом, в результате учения у крестьянского юноши формируется духовная жажда».
12 1881 «Заметки о сельских школах» 1882 «Народное искусство и сельская школа» 1888 «Из записок сельского учителя» 1891 «Сельская школа» Пособия по математике: «1001 задача для умственного счёта»; «Арифметические забавы»; «Геометрические забавы».
13 Николай Петрович Богда́нов-Бе́льский ( ) Николай Михайлович Синев (1906 – 1991) Русский художник Заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Александр Петрович Васильев (1868 – 1918) Духовник царской семьи
14 Вернёмся к картине «Устный счёт». На уроке в сельской школе дети с увлечением стараются раскрыть секрет трудной задачи: Крестьянские дети в считанные секунды производили в уме сложные вычисления. А вы сможете быстро дать ответ? Посчитаем отдельно:
15 «Рачинский – это имя мирового значения. Когда педагогическая мысль займётся изучением его принципов, она, может быть, о нём первом скажет, что он был не педагог – переводчик западных идеалов на русскую почву, а творец самобытных русских идеалов просвещения. Для нашей педагогики значение его … неизмеримо велико… П.П. Мироносицкий
17 - картина Н. Богданова-Бельского «Устный счёт» (слайд 2, 14) - фото С.А. Рачинского - фото С. А. Рачинского jpg - имение Рачинских jpg png - школьная доска png png - дети png - дети jpg - школа в с. Татеьво jpg jpg - табличка jpg B8%D0%BB%D0%B0_%D0%A1.%D0%90._%D0%A0%D0%B0%D1%87%D0%B8%D0%BD%D1%81 %D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE.JPG – надгробная плита B8%D0%BB%D0%B0_%D0%A1.%D0%90._%D0%A0%D0%B0%D1%87%D0%B8%D0%BD%D1%81 %D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE.JPG - школьная доска png - перо png portret%29. jpg – портрет Н. Богданова-Бельский portret%29. jpg - портрет С.А. Рачинского 28%D0%98%D0%A3II%29. jpg – фото Н.М. Синева 28%D0%98%D0%A3II%29. jpg jpg - фото А.П. Васильева jpg -
18 jpg - книга С.А. Рачинского jpg - книга С.А - книга С.А. Рачинского jpg - книга С.А. Рачинского jpg jpg - картина «У больного учителя» jpg jpg - картина «В церкви» jpg - картина «Именины учительницы» - картина «У порога школы» jpg - картина «Воскресные чтения в сельской школе» jpg HNr7acw/TllQs4vEB8I/AAAAAAAAAfk/W0iwcH9mN7w/s1600/7. jpg - картина «Дети на уроке» HNr7acw/TllQs4vEB8I/AAAAAAAAAfk/W0iwcH9mN7w/s1600/7. jpg xudozhnik.html - картина «Новая сказка» xudozhnik.html png - рамка png png - книга
19 D0%B8%D0%B9,_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9_%D0%90%D0%BB %D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8 %D1%87http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D1%87%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA% D0%B8%D0%B9,_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9_%D0%90%D0%BB %D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8 %D1%87 html znachenie-dlya-sovremehttp://nsportal.ru/ap/literaturnoe-tvorchestvo/library/pedagogicheskie-idei-sa-rachinskogo-i-ikh- znachenie-dlya-sovreme
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.