Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемАлёна Маткевич
2 Учебная деятельность характеризуется тем, что 1)ее направляет и побуждает потребность в самоизменении, в развитии действующего субъекта; 2) эта потребность реализуется в решении учебных задач, при котором происходит усвоение общих способов действий с предметами и основ понятийного знания (а не разрозненных определений, фактов, формул и т.п.); 3) решение учебных задач осуществляется специфическими учебными действиями; 4) учебная деятельность требует особенной формы ее осуществления – учебного сотрудничества детей и взрослых в форме дискуссий, побуждающих ее участников к пониманию и координации разных точек зрения, к обоснованию и проверке своих гипотез и выводов.
3 Учебная задача 1)возникает, когда в ходе практического действования (понимания, мышления) обнаруживается разрыв в практическом действовании (понимании, мышлении), который может быть преодолен отысканием нового способа действования (понимания, мышления); 2) отличается от любой другой задачи тем, что она направлена на получение особого результата, результат ее решения – самоизменение; 3) характеризуется тем, что новый способ действования (понимания, мышления) является общим способом решения целого класса конкретно-практических задач.
4 Учебный диалог – это: -субъект-субъектное взаимодействие учителя и учащихся, а также самих учащихся, которое -перерастает в продуктивное учебное сотрудничество * при организации внутригрупповой или обще классной дискуссии * при постановке и решении учебных задач.
5 Типы учебного диалога: – диалог-беседа; – диалог-диспут; – диалог-дискуссия. В учебном диалоге высшего уровня – диалоге- дискуссии – можно выделить следующие его виды: - диалог продуктивного непонимания (диалог оценочного характера); - диалог продуктивного действия (преобразование действием).
6 Первый шаг в работе педагога направлен на создание атмосферы доверия и на выработку «этикета» взаимодействия – общекультурных норм дискуссии. Второй шаг – перевод отношений личной симпатии-антипатии детей в план содержательных, предметных отношений.
7 1. Тема, цель, создать условия для … (это делает учитель). 2. Каким образом делать? Этапы урока… 3. Наполнение этапов учебным материалом. 4. Методы, приемы, техники … 1. Ожидаемый результат: изменения, которые произошли с детьми за время урока (поняли, приняли, открыли, не согласились, научились способу действия и др.) 2. Что должен делать ребенок, чтобы с ним произошли эти изменения? (вспомнить, столкнуться с противоречием, отделить знание от незнания, найти способ решения и др.) 3. Что должен делать учитель, чтобы свершились изменения? (методы, приемы, техники…)
8 Оценка творчества, инициативы детей при решении учебных задач посредством учебного диалога Одна из наиболее доступных форм фиксации творческих находок детей во время обще классных дискуссий – мгновенная запись на доске интересного мнения. Письменная фиксация творческих мыслей учеников необходима для того, чтобы: повысить ценность интеллектуального усилия в глазах маленького автора; те состояния, которые возникают во время хорошей дискуссии и способствуют рождению догадок, оставались запечатленными не только в памяти, а «плоды» учебных диалогов были бы выражены вербально; иметь возможность в будущем вернуться к высказанной сегодня гипотезе, тогда новая задача будет органично связана с прошлыми задачами и, самое главное, поставлена учеником.
9 Обучение детей ведению учебного диалога Обучение постановке вопросов: - учим умному незнанию; - учим умному спрашиванию; - учим строить гипотезы Обучение работе в паре, группе Обучение ведению групповой и обще классной дискуссии
10 Условия для «рождения» учебного диалога Усвоение детьми речеведческих знаний Организация учителем полноценной учебной деятельности Обучение детей ведению учебного диалога
11 Задания-ловушки, различающие ориентацию ребенка на задачу и ориентацию на действие учителя Задания-ловушки, различающие понятийную и непонятийную логику ребенка, провоцирующие формальный или натуральный ответ. Задачи, не имеющие решения. Задачи с недостающими данными.
12 Типология учебных задач, решаемых с помощью учебного диалога: - нерешаемые задачи; - задачи с недостающими данными, или неопределенные задачи. В первом случае ученики должны увидеть, что задание невыполнимо; они фиксируют границу своего знания и незнания и останавливаются, отказываясь действовать неразумно. Во втором случае дети выходят за пределы своих знаний на поиск неизвестного, запрашивая недостающую информацию у учителя. Типы неопределенных задач: - решаемые одним способом после получения недостающей информации (хотя имеют не 1 решение); - решаемые однозначно по ограничению учителем выдаваемой детям недостающей информации; - решаемые многовариантно
13 Недоопределенная задача строится на двух принципах : 1) задача должна быть внешне похожей на только что отработанные типовые задачи с однозначным решением; 2) если в задаче с однозначным решением ребенок может дать правильный ответ на вопрос задачи, то в неопределенной задаче надо отвечать вопросом или утверждением: «На этот вопрос ответить невозможно!».
14 Учим умному незнанию ? А ??Е
15 Учим умному спрашиванию Учитель: Я задумала предложение из шести слов. На доске все эти слова записаны в исходной форме. Составьте мое предложение. На доске: ВОЛК, ЗАЯЦ, ТРУСЛИВЫЙ, СЕРДИТЫЙ, БЕЖАТЬ, ЗА.
16 Средства речевого взаимодействия учителя с учащимися ключевые вопросы, проблематизирующие предмет, способ или результат исследования темы; # Какая задача встает перед нами на уроке? С чем мы столкнулись в ходе работы? высказывания, побуждающие внести ясность в точки зрения участников с помощью вопроса, модели, пробного практического действия, гипотезы и др.; # Докажи. Поясни. Покажи на схеме. Запиши свою мысль. высказывания, побуждающие учеников сомневаться и, тем самым, доказать свою правоту или отказаться от своей точки зрения; # Кто думает иначе? У кого другое мнение? Все согласны с Машей? высказывания и вопросы, задающие новый поворот исследования темы. # Пока ничего не ясно, кто докажет? Кто видит, где искать доказательства? Как будем действовать дальше?
17 реплики учителя, выполняющие функцию побуждения к действию; # Как узнать, чей вывод правильный? Как ты рассуждал? обращение учителя к учащимся с просьбой договориться между собой о том, как надо действовать; # В группах советуйтесь. Выслушайте мнение каждого. сообщение учителя в своих репликах только того, что отражает факт недостаточной согласованности учащихся в том, как следует действовать; вопросы учителя по поводу нового носят переходный, промежуточный характер и задают лишь «поворот» темы – от прояснения точек зрения к прояснению стоящих за ними действий и к прояснению контекста этих действий; # Когда задача поставлена, надо переходить к ее решению – «Какие мысли будут по поводу того, как нам действовать дальше?», «Я увидела недоумение на лицах этой группы… А эта группа вышла таким образом из положения (показывает или просит ученика показать), а Саша по-взрослому записала… Может быть, теперь вы скажете, как умножить на многозначное число?». вопросы и реплики учителя по поводу совмещения-несовмещения разных точек зрения учащихся; т.е. побуждение учащихся задать вопросы друг другу; по итогам каждого этапа развития темы учитель обращается к ученикам с просьбой сообщить, как следует действовать и почему. # Как нам следует поступить дальше? Что теперь нам осталось выяснить?
18 Последовательность (преемственность) в обучении постановке вопросов, работе в парах, группах, ведению дискуссии (ДОУ – начальная школа – 5-й класс): В ДОУ и начальной школе (1-й класс) – - обучение умению задавать вопросы педагогу, запрашивая недостающую информацию (разграничение области знания и незнания – первичная рефлексия); - работа в парах: диалог детей между собой при выполнении совместных действий; - обучение устному высказыванию: элементарное рассуждение. В ДОУ и начальной школе (1–2-й класс) – обучение умению задавать вопросы педагогу, товарищам; работа в парах: планирование совместных действий, само- и взаимооценка; В начальной школе (2–3-й класс) – - работа в группах по 3–4 человека по поводу совместного решения учебной задачи (под руководством учителя); - обучение связному устному (рассуждение) и письменному высказыванию (описание, повествование).
19 В начальной школе (3-й класс) – - самостоятельная постановка вопросов по содержанию учебной проблемы; - работа в парах по решению учебной задачи: планирование, выполнение, контроль и оценка совместных действий, само- и взаимооценка; - самостоятельная работа в группах по поводу решения учебной задачи; - обучение связному высказыванию (рассуждение, высказывания смешанного типа). 4-й класс – 5-й класс – - работа в группах, самостоятельный диалог учащихся между собой по поводу решения учебной задачи (планирование, распределение ролей, выполнение, контроль и оценка совместных действий); - ведение групповой, обще классной дискуссии; - устный монолог-рассуждение, монолог-доказательство; письменный монолог.
20 Благодарим за внимание! Успехов !
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.